Слово 3. Христос Бог — слава и упование псалмопевцев

Пророку Даниилу архангел Гавриил возвестил о Христе Спасителе, что помазан будет Святый святых, и заглажены будут преступления, и возсияет правда вечная, и смертию Своею Христос после 69 седмин — 483 лет — утвердит Новый Завет — Евангелие вечное (Дан. гл. 9).

Пророк Иона воспевал трехдневное воскресение Христа.

Пророк Захария ликовал, взывая — ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима. Се Царь Твой Христос Спаситель Богочеловек грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, готовый на заклание, сидящий на ослице и на молодом осле, призывая к Себе сынов Израиля и язычников (Зах.гл.9).

Пророк Михей возвещал о Вифлееме, где родится от колена Иудина Владыка Христос, Царь вечный (Мих.5:1-2).

Пророк Софония ликовал, созерцая время Богоявления (Соф.3:14-15).

В книге Премудрости Соломона (гл.2:12-20) глубоко и прямо открывается злоба и ярость сынов противления на Праведника Иисуса, Сына Божия. Иудеи не познали тайн Божиих и предадут Сына Человеческого на оскорбление, и мучение, и бесчестную смерть за то, что называет Отцом Своим Бога.

А пророка Исайю именуют евангелистом ветхозаветным, ибо он возвестил в главе 53 в озарении Духа Святаго тайну спасения рода человеческого — в глубоком смирении умален Сын Божий паче сынов человеческих — Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. На Голгофу, яко овча на заколение, ведеся, дабы даровать нам воскресение, усыновление и Духа Святаго.

Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк.19:10).

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: всяк, падый на камени том, сокрушится, а на Нем же падет стрыет его (Лк.20:17-18).

И будут верные «равни бо суть ангелом и сынове суть Божий, воскресения сынове суще» (Лк.20:36).

О Христе ап. Иоанн говорит, что Он Бог Слово и мир сотворил, Он и жизнь, и свет, и Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины. Бога никто не видел, а Сын Человеческий, Сын Божий, явился как Агнец Божий, вземляй грехи мира. Иисус говорил Никодиму, который, видя Его чудеса, познал, что Он от Бога пришел: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие. И никтоже взыде на небо, токмо сше-дый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси» (Ин.3:5,13), подобает вознестися Сыну Человеческому на Кресте, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:15).

«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16).

Отец бо любит Сына, и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:35-36).

Учение Христово напояет водою от Духа для жизни вечной и научает поклонятися Отцу духом и истиною, Бог есть Дух и иже кланяется Ему духом и истиною достоит кланятися (Ин.4:24).

Перед страданиями Своими Господь говорил: «Ныне иду к Пославшему Мя, да Утешителя пошлю вам, и пришед Он обличит мир о гресе и о правде, и о суде. О гресе убо, яко князь мира сего осужден бысть» (Ин.16:5-11).

«Дух Истины наставит вас на всяку истину. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Ибо вся елика имать Отец — Моя суть и Аз иду к Отцу… Елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет. Аз изыдох от Отца и приидох в мир и паки оставляю мир и иду к Отцу. Но дерзайте, яко Аз победих мир. И рече Иисус: Отче, прииде час, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя. Се же есть живот вечный — да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа. Аз прославих Тя на земли (дело спасения со-верших). И ныне прослави Мя Ты, Отче, славою, юже имех прежде мир не бысть. И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя. И вероваша яко Ты Мя послал еси. О сих молю, святи их во истину Твою: Слово Твое истина есть. Яко же Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир, и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину, да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тим в нас едино будут. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, яко же Мы едины есьмы. И да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, яко же Мене возлюбил еси. Отче, ихже дал еси Мне, хощу да идеже есмь Аз, да и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне. И сказал Господь: Царство Мое несть от мира сего, яко Царь есмь Аз. Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину, и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего. На суде у Пилата иудеи кричали: Распни, распни Его! Пилат не видел во Иисусе никакой вины. Иудеи же обвиняли: Мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори. Иисус же, нося Крест Свой, изыде на лобное место, идеже пропяша Его, и с Ним два злодея. Воины же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его и сотвориша 4 части, коемуждо воину часть, и хитон. И сбылось Писание — разделиша ризы Моя себе и о иматисме Моей меташа жребий. Иисус же, приклонь главу Свою, сказал: Совершишася (спасение рода человеческого, и то, что писали пророки)» (Ин.16-19).

После воскресения же говорил Господь ученикам Своим, называя их братиею: Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему. И показал им руце и нозе и ребра Своя, рече им: Мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И дуну и глагола им: Приимите Дух Свят. Фома же взывал: Господь мой и Бог мой. И пишет Иоанн Богослов: Да веруете, яко Иисус есть Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его.

И подвижники благочестия с великою любовию призывали Иисуса Христа, Спасителя нашего везде, всегда и гласно, и умно в сердечном внимании и покаянии — Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

В Псалтири, как в раю, насаждено все. Полезное и нужное, вся жизнь человеческая, состояние духа, движение ума, открывается покаяние, добродетель, бого-хваление, благодарение, славословие Бога. Сам Господь наш Иисус Христос освятил эту божественную книгу, выражая Свое состояние псаломски: «Боже Мой! Боже Мой! Векую Мя оставил еси» (Мк.15:34). Восходя на гору Елеонскую, воспевал хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117.

И апостолы внушали назидать себя псаломски, воспевая их в веселии сердца.

Первые христиане всегда и везде воспевали псалмы. Земледелец, идущий за плугом, жнец на ниве своей, виноградарь, пастухи пели псалмы как любимую песнь народа Божия.

У древних иноков было три занятия псалмопение, рукоделие и молитва. И пение 12-ти псалмов было внушено ангелом Божиим. Совершалось круглосуточное пение Псалтири в обители неусыпающих. Пели псалмы в часы 3-й, 6-й, 9-й с древних времен. Псалмопение есть пища наших душ, истинная и непорочная, ибо преподается горнее и божественное любомудрие. И душа беседует со Святым Духом, и освящается душа и тело, и на скрижалях сердца человеческого изображается закон, ведущий к жизни вечной. Отцы молились перед псалмопением: «Господи Иисусе Христе! Отверзи очи и уши сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего». И Владыка многомилостивый по снятии покрывала страстей давал милость созерцать тайны Священного Писания душевными очами и уму восходить в святилище славы Божией, и в поэтической форме воспевать примирение славы Божией с человечеством. Псалтирь дышит святостью и богодухновенностью. В усладительном сладкопении язык выговаривает псалмы, а ум молится.

Святой Василий поучает, что святая Псалтирь душеполезна, Бога славит вкупе со святыми ангелами, и воспевает, и за весь мир Бога молит. И ты, брате, в богохвалении потерпи Господа, и сохрани пути Его, и вознесет тя, еже наследити землю, и открыет очи твои, да разумееши чудеса от закона Господня.

«Вельми бо есть полезно, еже поучатися псалмом и прочитывати прилежно Псалтирь, ибо уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь», — глаголет Иоанн Златоуст.

Пение Псалмов уши украшает, ангелы на помощь призывает, демоны устрашает, тьму неведения прогоняет, святыню содевает, ум просвещает, заглаживает грехи, веру прибавляет, и надежду, и любовь.

Псалмопение петь — хвала Божия — душу возвышает, уста очищает, сердце веселит, мир Христов в разуме водворяет и премудрость, и величие, и крепость Божию прославляет, и благословение Божие призывает, и Творцу, и Богу, и Царю, и Отцу Небесному усыновляет.

Святой Афанасий говорит, что в словах Псалтири «измерена и объята вся человеческая жизнь: все состояние души, все движения мысли… Нужно ли совершить покаяние и исповедь, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя или строят против тебя козни, уныние ли овладевает тобою или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь ли принести Богу благодарность и похвалу? — все могут найти в божественных псалмах наставление» (Еп. Феофан. Псалмы 1, 2 и 51, 1897, с.15).

Церковное правило говорит: «разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь», начиная умиленно:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш, и тропари, глас 6:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас.

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели, того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, едина благословенная.

Господи, помилуй (40 раз). Та же молитва Святей Живоначальней Троице:

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся (трижды).

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства, рцы: Блажен муж: разумно, со умилением и вниманием сердечным.

На Руси Псалтирь была настольной книгой, ибо по ней учили детей грамоте и страху Божию, и псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге Псалмов. Псалмы входят в православное богослужение.

Блаженный Филимон, предаваясь подвижническим трудам, вил верви и плел корзины, которые отдавал эконому, получая от него хлебцы, коими питался. У него было правило: пропевать за ночь всю Псалтирь и песни неспешно, без суетливости. Молясь и услаждаясь созерцанием небесного, ум его пребывал в духовном радовании, осеняемый божественным просвещением.

Больше всего св. авва Филимон услаждался чтением Псалтири: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями; ибо они объемлют все Божественное Писание» (Добротолюбие, том 3, стр.262).

Так же преподобный отец наш Спиридон, подвижник Киево-Печерской лавры, имея страх Божий и ища премудрость Божию, знал на память всю Псалтирь, каждый день пропевая ее. Тридцать лет трудясь с другом своим Никодимом в печении просфор, он совершал ежедневное богохваление, воспевая Псалтирь, и сподобился дара чудотворения.

Чтение Псалтири по умершим есть благочестивый обычай в Православной Церкви. Над телом умершего монаха и мирянина непрерывно до погребения и в память его после погребения читать Псалтирь «со умилением и сокрушением сердечным, разумно, со вниманием, а не борзясь, якоже и умом разумевати глаголемая».

На каждой славе читается молитва «Помяни, Господи, Боже наш…», положенная в конце последования на исход души, воспоминая имя усопшего, а по окончании кафизмы — Трисвятое по Отче наш, тропари и положенную на каждой кафизме молитву, начиная затем новую кафизму словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…».