Завещание Неффалима, восьмого сына Иакова и Баллы

I. Список завещания Неффалима, данного им в час кончины его в сто тридцатый год жизни его. 2. Когда собрались сыновья его в седьмой месяц первого числа, устроил им пир. 3. И пробудившись наутро, сказал он им: Я умираю. И они не поверили ему. 4. И восславив Господа, собрал он силы и сказал: После пира, бывшего вчера, умерла плоть моя. 5. И начал говорить: Слушайте, дети мои, сыновья Неффалима, слушайте слова отца вашего. 6. Я родился от Баллы, ибо хитрость сотворила Рахиль, и вместо себя дала Баллу Иакову, и та зачала и родила меня на колени Рахили, и оттого наречено мне было имя Неффалим. {Быт. 30:8.} 7. Премного возлюбила меня Рахиль, ибо на колени ее родился я, и когда был я еще мал, целовала меня, говоря: Да будет мне дан брат твой от чрева моего, такой, как ты. 8. Оттого сходен был со мною во всем Иосиф по мольбам Рахили. 9. Мать лее моя Балла была дочерью Руфея, брата Деворы, кормилицы Ревекки, и родилась в один день с Рахилью. 10. Руфей же был из рода Авраама, Халдей, чтущий Бога, свободный и знатный. 11. И попав в плен, был он куплен Лаваном, и тот дал ему в жены Енан, служанку свою, которая родила дочь и нарекла ей имя Зелфа по имени того города, где Руфей был взят в плен. 12. После же родила она Баллу и сказала: К новому торопится дочь моя, ибо родилась быстро и, взяв грудь, сразу принялась сосать. {Кормилица Ревекки Девора упоминается в Быт. 24:59 и 35:8; о Руфее в Книге Бытия ничего не говорится, так же как и о том, что Балла и Зелфа были сестрами. Однако они являются сестрами по апокрифической Книге Юбилеев (глава 28).}

II. Был я легок ногами, словно серна, и поручал мне всякую весть отец мой Иаков, и как серну благословил меня. {Один из вариантов текста Быт. 49:21.} 2. Как знает гончар сосуд, сколько вмещает он, и сообразно с этим берет глину для него, так же и Господь в согласии с духом творит тело, а по силе телесной влагает дух. 3. И нет расхождения ни на треть волоса, ибо все творение весами, и мерою, и правилом совершается. 4. И как знает гончар пользу всякого сосуда, для чего он пригоден, так же и Господь знает тело, до какого предела пребывает оно в добре, а когда ко злу переходит. 5. Ибо нет творения и никакого помысла нет, коих не ведал бы Господь. Ибо всякого человека сотворил Он по образу Своему. 6. И какова сила его, таково и дело его; каково око его, таков и сон его; какова душа его, таково и слово его либо по закону Господа, либо по закону Велиара. 7. И как различают между светом и тьмою, между зрением и слухом, так и между мужем и мужем различают, и между женщиной и женщиной, и нельзя сказать, что один подобен другому лицом или помыслом. 8. Ибо все сделал Бог прекрасно в порядке своем: пять чувств поместил в голове, и горло приладил к голове, и волосы на ней взрастил для красоты и славы; после сердце сотворил для рассуждения, желудок — для пищеварения, чрево — для очищения тела, горло — для дыхания, печень для гнева, желчь — для огорчения, селезенку — для веселья, почки — для разумения, бока — для сна, бедра — для мощи, и так далее. 9. Так да будут, дети мои, все дела ваши в порядке своем, и в добром помышлении, и в страхе Божием, и ничего безрассудного не делайте в небрежении, или же не в свой час. 10. Ибо если скажешь оку: Слушай, — не сможет оно. Так и вы, пребывая во тьме, не сможете творить дела света.

III. Так не стремитесь в любостяжании погубить дела ваши, и словами пустыми не обманывайте душ ваших, ибо молча, в чистоте сердца узрите, как поддержать волю Божию, а волю Велиара отвергнуть. 2. Солнце, луна и звезды не меняют порядка своего; так и вы не меняйте закона Божьего, лишая порядка дела ваши. 3. Язычники, заблуждаясь и отвергая Господа, изменили порядок свой, стали слушаться они дерева и камня, {Посл. Иер. и др. места в Ветхом Завете; также Книги Сивилл III, 29-31 и др.} духов соблазна. {Ср. Завещ. Рувима 2; Завещ. Иссахара 4:4.} 4. Вы же не делайте так, дети мои; узнавайте Господа на небосводе, на земле, на море и во всех творениях Его, создавшего все, дабы не уподобиться вам Содому, изменившему строй естества своего. {Ср. Быт. 19.} 5. Так же и Стражи изменили строй естества своего, и низверг их Господь потопом, из-за них сделав землю лишенной поселений и плодов. {Ср. Книга Еноха 9:2.}

IV. То говорю я вам, дети мои, что узнал я из писаний Еноха, что и вы отступитесь от Господа, и станете жить во всем беззаконии языческом, и сотворите все зло Содомское. 2. И наведет на вас Господь пленение, и рабами будете врагам вашим, и всякой беде и горю подвергнетесь, пока не избавит Господь всех вас. 3. Когда уменьшитесь вы и умалитесь, обратитесь вы и познаете Бога вашего, и Он возвратит вас в землю вашу по великому милосердию Своему. 4. И будет: пришедшие в землю отцов своих вновь забудут Господа и совершат нечестия. 5. И рассеет их Господь по лицу всей земли, пока не придет милосердие Господне, — Человек, справедливость творящий и милость всем дальним и ближним.

V. Ибо в сороковой год жизни моей узрел я видение на горе Елеонской к востоку от Иерусалима, что солнце и луна остановились. 2. И вот, Исаак, отец отца моего, сказал нам: Бегите и возьмите каждый по силе своей, и получит овладевший солнце и луну. 3. И побежали все разом, и Левий овладел солнцем, а Иуда успел взять луну, и возвысились оба с тем, что взяли они. 4. И когда Левий стал как солнце, вот, некий юноша дал ему двенадцать ветвей пальмовых, а Иуда стал светел как луна, и было под ногами их двенадцать лучей. [5. И побежали оба, Левий и Иуда, и взяли их себе.]

6. И вот, явился на земле бык, имеющий два рога великих и крылья орла на спине своей; и когда хотели мы взять его, не смогли. 7. Иосиф же, придя, схватил его и взошел с ним на высоту. 8. И увидел я, что был я там, и вот, святое писание увидели мы, говорящее: Ассирийцы, Мидяне, Персы, Халдеи, Сирияне унаследуют пленение двенадцати скипетров Израиля. {Римляне здесь не упомянуты, из чего исследователи делают вывод, что основная часть текста Завещаний не могла быть создана позднее 63 г. до Р. X., когда Иудея попала в зависимость от Римской державы.}

VI. И опять, через пять дней, узрел я, что отец мой Иаков стоит на море Ямнийском, {Средиземное море (по палестинскому городу Ямния, стоявшему на берегу моря).} и мы с ним. 2. И вот, корабль подошел, плывущий без моряков и рулевых, и написано было на нем, что это корабль Иакова. 3. И сказал нам отец наш: Взойдем на корабль наш. 4. Когда же взошли мы, сделалась сильная буря и вихрь великий, и ушел от нас отец наш, державший руль. 5. А мы, гонимые бурей, носились по морю, и наполнился корабль водою, и заливали его валы огромные, и от них рассыпался он. 6. И поплыл Иосиф в лодке, а мы разделились на десять досок. Левий же и Иуда были на одной доске. 7. И разметало нас всех по разным концам земли. 8. И Левий, облачившись во вретище, молился Господу. 9. Когда же утихла буря, прибыло судно к земле в мире. 10. И вот, пришел отец наш, и все мы вместе возвеселились.

VII. Два этих сна поведал я отцу моему, и сказал он мне: Должно тому исполниться в свои времена, когда многое вынесет Израиль. 2. Потом сказал отец мой: Верю я Богу, что жив Иосиф, ибо всечасно вижу я, что числит его с живыми Господь. 3. И сказал плача: Увы, дитя мое Иосиф, ты жив, а я не вижу тебя, и ты не видишь Иакова, породившего тебя. 4. От этих слов его заплакал и я; и воспылал я сердцем моим возвестить, что продан был Иосиф, но побоялся я братьев моих.

VIII. И вот, дети мои, показал я вам последние времена, когда все совершится в Израиле. 2. А вы поведайте о том детям вашим, дабы они едины были с Левием и с Иудою. Ибо через них придет спасение Израилю, и в них благословен будет Иаков. 3. От скипетра их явится Бог [живущий в людях] на земле, дабы спасти род Израиля и привести к нему праведных из язычников. 4. И если вы также будете делать добро, благословят вас люди и ангелы, и через вас прославлен будет Бог среди народов, а дьявол бежит от вас, и звери убоятся вас, и Господь возлюбит вас [и ангелы обнимут вас]. 5. Вырастивший доброго сына стяжает память добрую, так же и память добрая о благом деле у Бога пребывает. 6. Того же, кто сотворит недоброе, проклянут его и ангелы, и люди, а Бога хулить станут язычники из-за него, а дьявол поселится в нем, как в орудии своем, а всякий зверь власть будет иметь над ним, и возненавидит его Господь. 7. Заповеди нее закона двояки, и нужно искусство для их исполнения. 8. Ибо время сообщению с женой, и время воздержанию для молитвы. {Ср. Еккл. 3:1-8.} 9. И обе заповеди — от Бога, и если бы не исполнялись они в порядке своем, грех великий учинялся бы людьми. Так же и с остальными заповедями. 10. Будьте же мудры в Боге, дети мои, и благоразумны, видя порядок заповедей Его и законы всех дел, дабы возлюбил вас Господь.

IX. И много подобного завещав им, просил, чтобы отнесли кости его в Хеврон и погребли там с отцами его. 2. И вкушал он, и пил в веселии души, после же закрыл лицо свое и умер. 3. И сделали сыновья его все так, как завещал им Неффалим, отец их.