Библиотека soteria.ru
Добротолюбие, избранное для мирян
Сборник
Дата публикации: 11.08.19 Просмотров: 3530 Все тексты автора Сборник
Сила Божия
Преп. Антоний Великий
– Сколько непостижима сила и могущество Божий, столько непостижимы и действия Его. Как неизмерима Его премудрость, так и неисследимы пути Его (Рим. 11, 33).
Преп. Арсений Великий
– Вопросил однажды авва Арсений одного из египетских старцев о своих помыслах. Это увидел некоторый брат и спросил его: «Авва Арсений! почему ты, будучи столько сведущ в учености Греции и Рима, вопрошаешь о твоих помыслах этого, чуждого всякой учености?» Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал алфавита, который преподается этим, ничего не знающим в учености мира».
– Если взыщем Бога, то Он явится нам, и если будем удерживать Его в себе, то Он пребудет с нами.
– Сказал авва Марк авве Арсению: «По какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами?»Арсений отвечал: «Знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и с человеками. На небе тысячи и тысячи имеют одну волю, а у человеков воля многообразна и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками».
– Когда настало для аввы Арсения время кончины, тогда братия, бывшие при нем, увидели, что он плачет. Братия сказали ему: «Отец! Неужели и ты страшишься?» Он отвечал: «Страшусь! Страх, ощущаемый мною в настоящий час, пребывал со мною с того времени, как я сделался монахом».
– Авва Агафон, когда видел какое-либо дело, и помысл побуждал его к осуждению, говорил сам себе: «Агафон! Ты не сделай этого».
Исаия отшельник
– Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтобы сказать брату: поступи так или иначе. Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих.
– Малое облако, нашедши на солнце, пересекает действие и света и теплоты его: поймите из этого примера действие мелочей на подвижника, не понимаемое незнающими существенно монашеской жизни.
– Впадающий в грех не может научить тому, как не впадать в него.
– Венец добродетелей – любовь, венец страстей – оправдание грехов своих.
– Если скажут о тебе что несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
Преп. Исаак Сирин
– Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтобы возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе.
Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, чего просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи.
– Сокровище смиренномудрого внутри него, оно – Господь.
– Небо находится внутри тебя, если ты чист; в самом себе ты увидишь Ангелов и святых их, а с ними и в них и Владыку их.
Преп. Иоанн Колов
– Кто крепче льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, тогда вся сила его не служит ни к чему.
Иоанн, игумен в Раифе
– Что может грех там, где покаяние? Какое может иметь преспеяние любовь там, где гордыня?!
Авва Иосиф Египетский
– Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: я – кто? и не осуждай никого.
– Авва Лонгин сказал авве Лукиану: «Хочу удалиться от человеков». Старец отвечал: «Если прежде не приведешь себя в правильное настроение, пребывая между человеками, то не возможешь стяжать его, живя наедине.
Преп. Пимен Великий
– Доколе котел разогрет горящим под ним огнем, дотоле не дерзают прикасаться к нему ни муха, ни какое другое пресмыкающееся. Когда же котел остынет, тогда свободно садятся на него все гады. Так и инок: доколе пребывает в духовном делании, дотоле враги не находят возможным победить его.
Св. Лукиан
– Когда же наступил праздник Богоявления Господня, то святой Лукиан пожелал, чтобы ему и всем находившимся с ним (в тюрьме, он пострадал при Галерии и Диоклитиане) христианам дозволено было причаститься Святых Христовых Тайн. Он помолился Богу, дабы получить желаемое, и Бог устроил так, что по недосмотру стражи, некоторые из верующих собрались к Лукиану в темницу и принесли хлеб и вино. Тогда св. Лукиан сказал ученикам своим и всем христианам, находившимся в темнице:
– Встаньте вокруг меня и будете Церковью, ибо я верую, что Церковь живая лучше и благоприятнее для Бога, чем построенная из дерева или камня.
Когда затем все обступили Лукиана, он сказал:
– Совершим литургию и причастимся Божественных Тайн.
Ученики спросили его:
– Где же мы, отче, положим хлеб для совершения Святых Тайн! – У нас нет здесь стола.
Он же, возлежа связанный, лицом кверху, сказал:
– Положите у меня на груди, и будет живой престол живому Богу.
Так, в темнице, на груди святого совершилась Божественная литургия, со всеми надлежащими молитвами – чинно, как подобает, и все сподобились причаститься Святых Божественных Тайн.