Глава 8

Четыре суда над Западной Римской империей Глава 8:1. Одна за другой семь печатей подвели нас ко времени Второго пришествия Христа, как указывают многие толкователи. Но Второе пришествие не описано здесь, потому что Бог допускает, чтобы история еще продлилась, прежде чем Он объяснит, как Он положит конец злу и страданиям и благословит Свой народ бессмертием. Сегодня при помощи семи труб Иисус посылает вести Своему народу, показывая, как Бог на протяжении истории мира сочетал правосудие и милость для предупреждения опасности и наказания зла. В Библии часто сравнивается звук труб с вестью суда, потому что первоначальное предназначение трубы — подавать сигнал предостережения. Предостерегающие сигналы трубы звучали и при приближении вражеских армий (см. Иерем. 4:5–7). Стихи 2–6. Ангел, изображенный здесь, представляет работу Христа в небесном храме как Заступника человечества. Только Его абсолютная праведность, символом которой является благоухающий фимиам, может сделать молитвы грешников приемлемыми для Бога. Своим заступничеством Он очищает и превращает в благоухание каждую искреннюю молитву. Стихи 7-12. Трубы разделяются на три четкие группы: первые четыре представляют суды, связанные с природой — град, звезды и солнце; пятая и шестая символизируют суды, связанные с живыми существами, такими, как саранча и всадники; седьмая представляет великий конец, всеобъемлющий суд, который охватит все человечество. Усложненный символический язык, использованный в Откр. 8:7–9:21, озадачил многих исследователей Библии. Мы не можем понять все символы и их значение в этих главах, но Бог хочет, чтобы мы увидели Его духовную цель в судах, возвещенных трубами. В каждом проклятии находится своя причина. Все суды, возвещенные трубами, имеют своей причиной грех. Толкователи Библии увидели исполнение судов, возвещенных трубами, в истории Рима, империи, которая в книге Даниила тесно ассоциировалась с народом, вступившим в завет с Богом. Хотя Рим стал «христианской» империей, христианство, которое он принял, постепенно стало отступническим. Из-за того, что Рим пренебрег волей Божьей, он стал жертвой Его судов. Первые суды объяли западную часть Римской империи. Варварские племена готов с суши напали на Рим (ст. 7), а вандалы, чей флот контролировал все Средиземноморье (ст. 8, 9), — с моря. В пятом веке Западная империя пережила еще более горькое унижение, когда гунны приблизились к Риму и унизили его жителей, собирая с них налоги (ст. 10, 11). В завершение, в 476 г. н. э. герулы свергли последнего императора и имперскую славу Западной империи (ст. 12). В течение своей тысячелетней истории город Рим почти никогда не видел на своих улицах и площадях торжествующих врагов. И вот в пятом веке, в течение одного столетия, город был трижды разграблен. Это красноречиво говорило о судах Божьих. Два суда над Восточной Римской империей Глава 8:13 — 9:11. После четырех первых труб орел (в греческом оригинале употребляется слово «орел» — символ гибели [Матф. 24:28], а не «Ангел», как в русском переводе) возвестил Иоанну о том, что остальные трубные голоса трех Ангелов принесут широко распространенный мор. Но еще задолго до времени Иоанна пророк Осия провозгласил: «Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой!» (Ос. 8:1). Восточная римская империя вслед за Западной империей восстала против Закона Божьего. Поэтому Бог милостиво сдерживал необратимые последствия Его отвержения, но в свое время Он тоже должен был наказать Восточную империю так же, как и Западную. Однако на этот раз Он не использовал варварские племена для наказания тех, кто отверг Его; вместо этого Он позволил последователям Мухаммеда вести войну с Восточной империей. Из пустынных областей Аравии (графически изображенной здесь как «кладезь бездны» или пропасть) приверженцы Мухаммеда покорили всю Восточную империю. В течение 5 пророческих «месяцев» (или 150 лет, считая день за год, см. Иез. 4:6) последователи Мухаммеда, известные как оттоманы, терзали Восточную империю. 27 июля 1299 г. н. э. оттоманы впервые вторглись на территорию Никомидии в Восточной (или Византийской) империи. В 1453 г. последний византийский император Константин Палеолог (Диакозес) был разбит оттоманами. Стих 12–21. Когда возвестила шестая труба, Иоанн увидел, что Бог высвободил силы разрушения на 391 день и один час (360 дней + 30 дней + 1 день + 1 час). Начиная со времени Реформации, исследователи Библии, такие как Мартин Лютер, Джосеф Мид, Джон Напье, Исаак Ньютон, Джонатан Эдварде, Джон Уэсли и многие другие отождествляли шестую трубу с силами мусульманства. Во время огромного возрождения интереса к пророчествам Библии, охватившего весь мир в начале 1800-х гг., эта часть Откровения стала предметом тщательного изучения. Один писатель, живший в то время, записал следующее: «В 1840 году замечательным образом исполнилось другое пророчество, вызвав широкий интерес. За два года до этого события Иосиф Литч, один из видных служителей, проповедующих о близости Второго пришествия Христа, опубликовал толкование 9-й главы Откровения, где предсказывал падение Оттоманской империи. Согласно его подсчетам, это должно было произойти в августе 1840 года… В указанное время Турция приняла покровительство союзных держав Европы и попала под зависимость и контроль христианских народов. Все произошло точно в предсказанное время» (Е. Уайт, Великая Борьба, С. 334, 335). Таким образом, отступничество Римской христианской империи — Западной и Восточной — привело к возмездию Божьему. Вторая часть Откровения свидетельствует о том, что история должна повториться во время последнего сражения великой борьбы Христа и сатаны.