Глава 2

Христос призывает Свой народ обратиться к Нему Глава 2:1–7. Прихожане Ефесской церкви были преданными вере и усердными в ней, что в общем типично для христиан того времени, когда Иоанн писал свою книгу. Первые христиане чурались безнравственных «дел» тех, кто проповедовал незнакомые им религиозные идеи. таких, как николаиты, — секты, возвысившей свободу до такой степени, что члены ее считали, будто им вообще не нужно исполнять нравственный закон Божий. Но даже если ранние христиане и придерживались закона Божьего как лучшего ориентира для христианского образа жизни, их любовь ко Христу — та любовь, которая одна может исполнить Божий закон, — начала ослабевать (Рим. 13:10). Стихи 8-11. Тем, кто принадлежал к Смирнской церкви, Иисус объявил: «Знаю». Он знал об их скорбной доле и нужде не только потому, что Он — Бог и потому знает все, но также и потому, что Сам Он стал одно со страдающим человечеством и жил средь тяжких испытаний и нищеты. В Своем послании к Смирне Иисус заверяет верующих, что Он вознаградит их беззаветную любовь — любовь, которая осталась истинной даже перед лицом смерти, — и даст им жизнь вечную. Испытания, ставшие уделом церкви в Смирне, являются как бы прообразом судеб всего христианского мира со времен апостолов и вплоть до IV столетия, когда Римская империя прекратила преследовать христан. Самое тяжкое время преследований приходится на десятилетие 303–313 гг. н. э. — «дней десять», предсказанных Иисусом («день» в пророческой терминологии, как правило, означает год, см. Иез.4:6). Стихи 12–17. Город Пергамос (или Пергам) — столица римской провинции Азия. Богатый, влиятельный, он был и религиозным центром приверженцев поклонения императору, и центром различных языческих верований. Иисус изображает Пергам как город, находящийся под властью сатаны, предводителя всех злых сил (см. Откр. 12:9: 13:1,2). Христос обличает Пергамскую церковь за то, что она позволила распространение языческих, нехристианских влияний, в частности, учения Валаама. Валаам — это имя человека, который вскоре после исхода евреев из Египта вовлек их через связь с язычниками в идолопоклонство и распутство (Чис. 22–25; 31:13–16). История церкви в целом после 313 г. н. э., когда император Константин узаконил христианство, сходна с судьбой церкви в Пергаме. Начиная с этого времени, церковь все больше и больше принимала языческие идеи и обычаи и постепенно скатывалась к отступничеству, что и было предсказано Павлом (2 Фес. 2:3). Единственная надежда церкви заключалась в том, чтобы позволить «обоюдоострому мечу», который был в руках Иисуса, отсечь от верующих эгоизм и гордыню (см. Евр. 4:12). Христиане оставляют Христа Стихи 18–29. Прихожане церкви в Фиатире четко делились на два разряда: тех, кто попустительствовал блуднице «Иезавели» и, таким образом, не был, истинным христианином, и тех, кто хранил верность Христу. Имя Иезавель употребляется здесь образно, так звали жену Ахава, израильского царя, который правил в IX веке до н. э. Коварная и хитроумная царица, закоренелая язычница, подвергала гонениям и погубила истинных пророков Бога и поддерживала язычество и идолопоклонство в Израиле. В средние века (с начала 500-х до 1500-х годов) положение в церкви поразительно напоминало обстоятельства, о которых го ворит Иисус в Своем послании к Фиатирской церкви. В этот период всего лишь немногие остались верными Христу. Большинство же тех, кто называл себя христианами, приняли «глубины сатанинские» и ступали по темной и трагической тропе гордыни и компромисса со злом (см. 3 Цар. 16:31; 19:1–3; 21:23–25; 4 Цар. 9:21–37; Откр. 17). Ефес, в котором находилась первая из церквей, упомянутых Иоанном, занимал ведущее положение среди городов римской провинции Азии. Стоящий на магистральном пути, соединяющем Малую Азию и Сирию, крупный порт на побережье Эгейского моря, он по праву считался видным торговым центром Древнего мира. Апостол Павел провел здесь три года — больше, чем в каком-либо другом месте, и упомянул Ефес в записях о своих миссионерских путешествиях.