Глава 5. Лекционные темы для мусульман

Мы должны с самого начала пояснить, что не претендуем на окончательное решение проблемы правильного подхода к мусульманам. Мы смиренно признаем свою потребность в том, * чтобы найти такое решение. Как жаждут наши сердца водительства Святого Духа!

Прискорбно, что многие считают, будто мусульмане прошли свой день благодати. Да запретит нам Бог вынашивать такие фарисейские настроения! Мы должны верить в то, что многие искренние души из мусульманских стран войдут в число искупленных Господом и станут частью народа Божьего, вызванного из всякого племени, колена, языка и народа.

Выступая перед мусульманской аудиторией, адвентисты сталкиваются с некоторыми проблемами. Среди главных можно назвать неправильные представления мусульман о нашем вероучении. На любой евангельской кампании важно как можно раньше устранить эти неправильные представления и добиться объективного отношения к нам.

Важно изнутри знать мусульманское понятие о типичном христианине. Слова передают определенные концепции и, вне всякого сомнения, в каждой местности есть свои причуды. Например, слово «стул» у одних ассоциируется с красивым, мягким и удобным местом для отдыха, тогда как другие представляют себе маленькую табуретку на четырех деревянных ножках. При слове «десерт» одни представляют себе пирог и мороженое, а другие — пудинг с кровью! Все зависит от того, что человек считает наиболее аппетитным блюдом, а это, в свою очередь, зависит от его происхождения и воспитания.

Так давайте же прежде всего определим, что подумает мусульманин, услышав слово «христианин». Скорее всего, у него есть серьезные заблуждения по поводу этого понятия. Поэтому сначала надо устранить заблуждения, если мы хотим, чтобы мусульманин стал восприимчив к христианским идеям. Конечно, никто не захочет иметь дело с тем, что он презирает. Если возможно, представьте себе, что каннибал пытается обратить вас в свою веру и предлагает вам свой образ жизни! Тогда у вас появятся какие-то представления о том, как мусульманин относится к христианской вести.

Существует пять конкретных заблуждений. Давайте их перечислим и дадим краткое тезисное опровержение:

1. Христианин — это не политеист

Самым широко распространенным мнением в исламе является мысль о том, что христианин — это прежде всего политеист. Такое убеждение ставит христианина на один уровень с презренными язычниками, обращение или устранение которых было главным лейтмотивом пророка из Аравии. Для всех без исключения язычников не найдется места в раю. Мусульман не удастся привлечь в организацию, принципы которой, по их понятиям, ведут человека к погибели.

Для устранения этого недоразумения нет необходимости в самом начале проводить полное и подробное занятие о Троице, Божестве и Сыновстве Христа. Однако нам следует привести убедительные доказательства того, что и в Ветхом, и в Новом Завете подчеркивается, что «Господь, Бог наш. Господь един есть» (Втор. 6:4; Мк. 12:29). Это учение о единстве Бога можно осветить в первых нескольких темах цикла, таких, как «Творение человека», «Происхождение жизни и последствия греха» и т.д.

2. Христианин не употребляет алкоголь и не ест свинину

Если вы спросите иранца, кто, по его мнению, является синонимом понятия «христианин», он без всякого колебания ответит: «армянин». Это объясняется тем, что все его контакты с «христианами» ограничивались представителями данной национальности, которая приняла христианство в первые десятилетия христианской эры. К сожалению, подобно остальному популярному христианству во всем мире, иранские армяне сохранили от христиан одно только название, уклонившись от чистоты Христова учения. Факты свидетельствуют, что единственные люди, живущие в Иране и не гнушающиеся свининой и алкоголем, — это армяне, ассирийцы (несториане) и, к сожалению, миссионеры разных вероисповеданий!

Мусульманин верит, как и мы с вами, что «те, которые… едят свиное мясо и мерзость… все погибнут» (Ис. 66:17). Его отталкивают эти скверные обычаи популярного христианства. Пока он не поймет нашей вести о здоровом образе жизни, ему будет казаться, что мы подобны остальным христианам. «Нечистота» в глазах мусульманина — это не абстрактное понятие, а вопрос практической жизни.

3. Адвентист — это не иудей

Другой жизненно важный вопрос, помогающей нам отмежеваться от популярного христианства, — это «суббота». Данную тему также надо раскрыть в самом начале кампании. Она поможет нам отождествить себя с Божьим народом, который следует руководящим принципам Библии и не позволяет преданиям, заповедям и обычаям человеческим влиять на свою веру. Проповедь о субботе на этом этапе поможет им уяснить, что адвентисты отличаются от «христиан», которых они до сих пор встречали. Но пока еще рано призывать мусульман к соблюдению субботы.

Хотя проповедь о субботе частично устранит неправильные представления о нас, она может привести к возникновению другого предубеждения: что адвентисты являются иудеями! Часть слушателей, уже знакомых с адвентистами, возможно, также заподозрили их в иудаизме. Многих других полученный свет о субботе может навести на эту ошибочную мысль. В любом случае необходимо устранить столь неверное представление.

4. «Да знают Тебя… и… Иисуса Христа»

До сих пор мы только исправляли неверные представления о христианстве, отделяя истинное христианство от ложного. «Истинное христианство» — это нечто новое для мусульманина. Адвентисты свободны от оскорбительных учений и обычаев популярного христианства, и тем не менее они считают себя христианами, а не иудеями. Истинное представление о христианстве раскрывается в позитивном ключе с помощью рассказов об Иисусе, величайшей Личности из всех, когда-либо ходивших по этой земле, и о Его чудесном плане спасения. Все этапы земной жизни Христа (Мессианские пророчества, рождение, жизнь, учение, чудеса, притчи, страдания, смерть, погребение, воскресение, вознесение, заступничество и Второе пришествие) описываются с любовью к воле Божьей. Полное Евангелие, изложенное в вестях трех ангелов, готовит слушателей к общению с Божьей семьей на земле и на небе.

5. Слово Божье

Мусульманин принимает Христа как одного из пяти великих пророков, но наши беседы о жизни Христа дают ему более полное понимание Иисуса Христа Человека. Эти евангельские рассказы знакомят мусульманина с Библией и ее необычайной привлекательностью. Он был научен смотреть на христиан как на народ «Книги», но считает, что «Книга» подверглась многочисленным искажениям, а подлинник был почти полностью утрачен в первые века. Мусульмане, как и все мы, нуждаются в том, чтобы развить у себя абсолютную уверенность в Слове Божьем, ибо только в этом случае они смогут получать благословения от его наставлений.

Необходимо провести несколько занятий о Библии, ее богодухновенности, сохранении, подлинности, переводе и передаче, на основании которых можно будет дальше расширять представления слушателей об истине. Необходимо авторитетно и позитивно говорить о превосходстве Библии над всеми другими книгами, о ее влиянии на все народы, об археологических , доказательствах, исполнившихся пророчествах и т.д.

Только когда мусульманин поймет, что адвентисты не являются политеистами; что Христос никогда не отменял запретов на употребление свинины и алкоголя; что адвентисты совершенно непохожи на обычных «христиан», которых мусульманин до сих пор знал; что они не являются иудеями, но чтут Творца и имеют Книгу, являющуюся Божьим гласом, сообщающим им отчетливую весть, — только тогда он будет готов понять темы, которые мы обычно раскрываем на евангельских кампаниях. Хорошо напомнить им Суру 3:113,114, в ней говорится, что, когда мусульмане завоевывали Месопотамию, они нашла там группу людей, которые были «не похожи на других». Сегодня также есть группа, «не похожая на обычных христиан».

После того, как мы разъясним указанные выше пять пунктов, можно приступать к изложению тех же истин, которые мы уже много лет проповедуем по всему миру

Не следует также пропускать темы, затронутые во вступительных лекциях. Их повторение в расширенном варианте будет способствовать закреплению знаний. Если мы не будем торопиться, подадим возможность этим истинам прорасти и пустить корни в сознании наших слушателей, то обнаружим, что мусульмане оценили их и станут дорожить ими так же, как и мы.

Ниже приводится перечень тем, которые вполне можно предложить мусульманской аудитории до того, как будут полностью раскрыты наши основные доктрины:

Предлагаемая последовательность тем

I. Истинный христианин — это не политеист

1. Творение человека

2. Происхождение греха и его последствия

3. Вечный дом спасенных после жизни в царстве греха

4. Только Творец может быть Искупителем

II. Истинный христианин не употребляет свинину и алкоголь

1.. В здоровом теле здоровый дух

2. Как иметь здоровое тело

3. Чистые и нечистые животные в начале библейской истории (см. Быт. 7)

4. Библия и алкоголь

5. Храм нашего тела

6. Пятидневный план для желающих бросить курить

7. Программа «Новый старт» — восемь принципов здорового образа жизни

III. Адвентист — это не иудей

1. Суббота при творении

2. Божье Слово или Предание

IV. Иисус Христос

1. Универсальная потребность человека

2. Мессианские пророчества

3. Рождение Христа

4. Учение Христа:

А. Об истинном величии — служении

Б. Об истинных ценностях — любви

В. О деловых принципах — честности

Г. Об общественных взаимоотношениях — супружестве и разводе

Д. О счастливой семье — Иисус Христос в вашем доме

Е. О повседневной жизни — золотом правиле (см. Мф. 7:12)

5. Чудеса Христа — их цель

6. Притчи Христа — Его мудрость

7. Для чего Христос пришел на землю

8. Чего добился Христос Своей смертью

9. Погребение Христа подтверждается римской печатью

10. Воскресший Христос Он жив сегодня

11. Поручение Христа Своим последователям

12. Факт вознесения

13 Заступничество Христа — служение Иисуса в настоящее время

14. Обетование о возвращении Христа

15. Способ и цель Его возвращения

16. Последствия Его возвращения

V. Слово Божье

1. Как мы получили Библию?

2. Пророчество доказывает достоверность Библии

3. Археология подтверждает Библию

4. Наука подтверждает Библию

5. Влияние Библии на все народы

6. Библия — самое выдающееся литературное произведение

VI. Обычные доктринальные темы.

Интересующиеся могут найти перечень из пятидесяти проповедей в книге Цикл евангельских проповедей для мусульман. Они были составлены Кеннетом Остером, директором группы евангельского служения среди мусульман в Ближневосточном унионе. Мы надеемся, что Глобальная Миссия сочтет нужным издать эту книгу большим тиражом для всех, кто занимается евангельской работой среди мусульман.