Занятие 3. Эсхатология Свидетелей Иеговы

О чем надо помнить:

* По возможности пользуйтесь такими методами обучения, с которыми знакомы Свидетели Иеговы.

* Не запутайтесь в деталях. Вы можете пытаться опровергать заблуждения одно за другим, пока не дойдете до последней страницы их книги. Это похвальная, но сложная стратегия, поскольку вы рискуете увязнуть в деталях.

* В системе вероучения иеговистов есть некоторые фундаментальные ошибки. Они пронизывают всю их богословскую литературу и приводят к неверным суждениям. Разумнее сначала сосредоточиться на них. Если удастся устранить этот главный каркас или фундамент, тогда легче будет справиться с деталями

Введение

1. Весть Свидетелей Иеговы основана на эсхатологии — учении о событиях последних дней. Главные составляющие этой вести таковы:

А. Христос пришел в 1914 году, чтобы установить теократическое царство.

Б. 144 000 искупленных от земли, которые умерли, воскресли в 1918 году

В. Приближается Армагеддон, он ознаменует начало тысячелетия мира на земле.

Г. У Свидетелей есть эсхатологическая мотивация: возвещать теократическое царство Иеговы.

Рабочая методология

2. Постарайтесь избегать конфронтации, поляризации позиций и любых препятствий, мешающих проведению совместных рассуждений в духе доброжелательности. Как выяснилось, с иеговистами лучше всего беседовать с помощью вопросов. Поставьте их лицом к лицу с реальной несостоятельностью их убеждений с помощью умелых и настойчивых вопросов, на которые они не смогут дать убедительного ответа.

Некоторые практические детали

3. Задавайте только по одному вопросу и не спешите со следующим до тех пор, пока Свидетель не даст удовлетворительного ответа на предыдущий вопрос. Старайтесь задавать вопросы в предложенной нами последовательности.

Основные термины, которыми пользуются

Свидетели Иеговы

«Невидимое присутствие Христа в духовном виде». Свидетели Иеговы учат, что Иисус воскрес в виде невидимого духа или сущности и должен вернуться на землю в таком же виде — незримо для жителей земли. Затем они приводят свои расчеты, из которых якобы вытекает, что Христос невидимо вернулся в 1914 году

«Времена язычников» (Лк. 21:24). Первоначально иеговисты истолковывали эти слова как время, в которое язычники могут спастись. Впоследствии они изменили истолкование указанного текста и стали говорить, будто имеется в виду время до 1914 года, когда сатана был изгнан с неба.

«»Невидимое» Второе пришествие». Эта идея основана на переводе слова «парусия» в версии Нового Завета под названием «Выразительный Диаглотт». Там, в Мф. 24, слово «парусия» переведено как «присутствие», а не «пришествие» (см. примеч. к занятию 1).

4. Основные вопросы, которые надо задать:

А. Верят ли сегодня Свидетели Иеговы в то, что семь времен, прошедших над Навуходоносором, указывают на дату Второго пришествия Христа? (Дан. 4).

Б. Пожалуйста, покажите мне на основании Дан. 4, о чем говорится в этом пророчестве?

В. В каком стихе Дан. 4 сказано, что это пророчество указывает на год Второго пришествия Господа?

Измененное библейское пророчество

5. На искренних людей часто производит большое впечатление огромное количество исторических данных, которые приводят Свидетели Иеговы, и то, как они пользуются библейской хронологией. Но это всего лишь собранные или накопленные данные. От того, что их много, они не становятся пророчеством Иеговы.

6. Свидетели Иеговы взяли пророчество, обращенное к Навуходоносору как личности, вырвали его из контекста и превратили в пророчество, по которому можно определить дату Второго пришествия Христа.

Насколько важна дата?

7. В самом ли деле так важно доказать, что дата верна или неверна? В действительности это не столь уж насущно. Но даже если вавилонский плен начался в тот год, который указывают иеговисты, все же:

А. Дан. 4 не подтверждает их выводов. Б. Предположение не исполнилось в 1914 году, но иеговисты упорно утверждают, что указанное ими событие

произошло.

Вопросы для повторения:

* Какие вопросы могут помочь вам в беседе со Свидетелем Иеговы? (§ 4).

* На чем основана вера Свидетеля Иеговы в то, что Иисус «невидимо» пришел в 1914 году? (§6). |

Как опровергнуть учение о 1 914 годе?

Контекст Дан. 4 или шесть выводов, о которых ничего не сказано в Дан. 4

8. Во-первых, в этом пророчестве ничего не сказано о том, что у него двойное применение и что оно относится как лично к Навуходоносору, так и к язычникам в целом. Учить такому — значит добавлять к Библии собственные измышления. Подобное запрещено самим Писанием (см. Еккл. 3:14). В Откровении Бог говорит, что накажет всех, изменяющих Его пророчества (см. Откр. 22:18, 19).

9. Во-вторых, в Дан. 4 ничего не сказано о том, что эта глава имеет какое-то отношение к временам язычников.

А. Как сказано в Книге Даниила, время иудеев продлится до окончания 70 седьмин (см. Дан. 9:24). Это переносит нас к 34 г по Р. X. Следовательно, никак нельзя утверждать, будто время язычников наступило в эпоху Навуходоносора. Оно не могло начаться раньше 34 г. по Р. X.

Б. Иисус послал Своих учеников прежде всего к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6), поскольку они все еще жили во время, отпущенное для иудеев.

В. Избрание Павла апостолом язычников (см. Деян. 9:15; 13:47; Рим. 11.13), откровение Петру благовествовать Корнилию и его дому (см. Деян. 10) и Иерусалимский Собор (см. Деян. 15) — все это доказывает, что «времена язычников» начались в эпоху Нового Завета.

10. В-третьих, четвертая глава Книги Даниила ничего не говорит о том, что в эти семь времен (лет) язычникам будет дана власть действовать и управлять. Напротив, в ней сказано, что язычник Навуходоносор не сможет ничего делать в течение семи времен (лет), определенных в пророчестве (см. Дан. 4:23-25), и что к Навуходоносору вернется власть только по окончании семи времен (лет) (см. Дан 4:25, 26).

11. В-четвертых, в Дан. 4 вообще ничего не говорится об Израиле. Это пророчество лично о Навуходоносоре (см. Дан. 4:22).

12. В-пятых, в данном пророчестве не сказано, что период в семь времен (лет) Навуходоносора начнется в то же время, что и семьдесят лет по пророчеству Иеремии, это касается и разрушения Иерусалима Навуходоносором. А. Отсчет времени по пророчеству Иеремии (см. Иер. 25:11,12; 29:10) начался на несколько лет раньше событий, описанных в Дан. 4.

Б. Пророчество Даниила начало исполняться (см. Дан. 4:28-33) и исполнилось окончательно (ст. 34-37) после того, как начались 70 лет вавилонского плена, предсказанного Иеремией.

В. Это несомненный факт потому, что Даниил был взят в вавилонский плен в начале 70 лет (ст. 1-7). Даниил лично открыл царю смысл сна (ст. 4-9), поэтому сон и его исполнение имели место после того, как начались 70 лет, предсказанных Иеремией.

13. В-шестых, в Дан. 4 ничего не сказано о том, что семь времен (лет) Навуходоносора совпали с разрушением Иерусалима Навуходоносором. Это разрушение, совпавшее с началом 70 лет, предсказанных Иеремией, произошло за несколько лет до того, как Навуходоносор видел сон, описанный в Дан. 4 (это отмечено в предыдущем параграфе).

14. И, наконец, Иисус в Лк. 21:24 не дает никаких указаний, что Его слова имеют какое-то отношение к Навуходоносору в Дан.4.

Как Свидетели Иеговы выводят 1914 год в качестве даты Второго Пришествия Христа?

Их расчеты основаны на выражении: «И семь времен пройдут над тобою» (Дан. 4:23). Основываясь на том предположении, что ими обнаружено вселенское пророчество, касающееся Церкви, они разработали хронологическую схему, дабы оправдать установленную ими дату: 1914 год.

По мнению Свидетелей, череда Божьих правителей, царствовавших прообразно, прервалась в 607 г. до Р. X. Используя эту дату в качестве точки отсчета, они добавляют «семь времен», считая, что одно время — это год (360 дней). Затем они преобразуют этот период в пророческое время: 360 пророческих лет х 7 = 2520 буквальных лет.

По их мнению, такой расчет переносит нас к 1914 году (607 г. до Р. X. плюс 2520 лет = 1914 г. по Р. X.). До этого времени народы попирали Иерусалим, то есть это были «времена язычников».

В 1914 году: 1) должны окончиться времена язычников и 2) придет Христос.

Сначала иеговисты верили, что в 1914 г. воскреснут люди, составляющие часть 144 000 искупленных, начнется тысячелетие мира на земле и т.д. Вся проблема в том, что этого не произошло.

Как быть с 607 г. до Р. X. и началом 2520 лет?

Свидетели говорят, что в 607 г. до Р. X. одновременно начался вавилонский плен и так называемый период в 2520 лет. В этом году, согласно их хронологии, последний царь Иудеи Седекия был смещен с престола вавилонянами и Иерусалим подвергся разрушению.

Иеговисты приходят к дате 607 г. до Р. X. в результате обратного отсчета 70 лет от 537 г. до Р. X., когда Кир, царь Мидо-Персии, позволил евреям вернуться в Палестину.

Верны ли эти расчеты? Нет! (1) В Иер. 29:10, 16 указано, что 70-летний период плена начался еще до того, как город был разрушен. Плен длился уже почти 20 лет до того, как Навуходоносор разрушил Иерусалим, и это случилось в 586 г., а не в 607 г. до Р. X.

Навуходоносор царствовал 43 года. С этим согласны и Свидетели Иеговы (2) . Но они начинают отсчет времени его царствования на 20 лет раньше положенного, хотя у них под рукой имеются классические труды по истории древнего мира с указанием точной даты.

Свидетели обрушивают на голову интересующихся людей всевозможную хронологическую информацию и создают впечатление, будто они хорошо осведомлены в библейской хронологии. В действительности же они только повторяют напечатанное в их книгах, тогда как лично сами плохо разбираются в том, что говорят.

Контекст Дан. 4 или четыре довода, о которых говорится в данной главе

15. Во-первых, это пророчество относится лично к Навуходоносору (4:24-27), которому было запрещено участвовать в делах царства семь «времен» или лет (ст. 20-22)

16. Во-вторых, в пророчестве сказано, что его исполнил лично Навуходоносор (ст. 28-33).

17. В-третьих, в нем записаны слова самого Навуходоносора, который говорит, что пророчество исполнилось в его время (ст. 34-36).

18. В-четвертых, там сказано, что Бог полностью исполнил предсказанное дисциплинарное наказание, наложенное на Навуходоносора (ст. 37).

«Не мудрствовать сверх того, что написано»

19. Апостол Павел устанавливает принцип: «не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6). Следовательно, если пророчество Дан. 4 относится только к Навуходоносору, мы принимаем его таким, каково оно есть.

20. Апостол Петр помогает понять, что нам не следует изменять содержание пророчества личными толкованиями или точками зрения, поскольку библейские пророчества вдохновлены Богом (см. 2 Петр. 1:20, 21).

21. Павел также говорит, что исторические факты, записанные в Библии, преследуют учительскую цель укрепления верующего (см. Рим. 15:4). Следовательно, изданной главы можно извлечь важные духовные уроки, но это не столь уж универсальное пророчество, каким его изображают Свидетели Иеговы.

Вопросы для повторения:

* О чем говорится в Дан. 4 со строго библейской точки зрения? (§§5-15).

* Какой принцип истолкования Библии делает неоправданным поиск двойного значения в пророчестве Дан. 4? (§§ 5, 16, 17).

Свидетели устраняют одну ошибку при помощи другой

Воскрес ли Иисус в виде духа?

22. М ы признаем тот факт, что воскресшее тело Христа отличалось от того, которое Он имел до воскрешения. Оно позволяло Ему совершать то, чего Он не мог делать в теле, бывшем у Него до воскрешения. В новом теле Он даже смог вознестись на небо.

23. И тем не менее Иисус обладал реальным телом:

А. «Тело без духа мертво» (Иак. 2:26), а Иисус воскрес (см. Лк. 24:5).

Б. Новый Завет однозначно свидетельствует, что Иисус воскрес в реальном, осязаемом теле (см. Ин. 20:24-29).

24. Свидетели верят, что Бог сделал Иисуса «животворящим духом» после Его воскрешения. «Таким образом. Сын снова стал невидимым для человеческого зрения, обитая в неприступном свете. Его никто из людей не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:14-16, перефразированный перевод Свидетелей Иеговы) (3) .

25. Что означают слова: Иисус «ожил духом»? Библия говорит, что наши смертные тела будут оживотворены Его Духом, живущим в нас (см. Рим. 8:11-14). Но отсюда не следует, что наши тела станут невидимыми или бесплотными. Апостол говорит об образе жизни живущих по плоти и тех, кто живет по Духу (см. Рим. 8:5-10). Он иллюстрирует свою мысль словами «плоть» и «Дух». Он велит нам умереть для плоти (см. Рим. 8:10, 13-15).

26. Христос был духовным существом на протяжении Своего служения, ибо Он никогда не согрешал (см. Ин. 8:46). Апостол Павел, очевидно, говорит о непорочной жизни и безгрешной жизни Господа. Могут быть даны другие, более удовлетворительные объяснения, но никакое толкование, отрицающее существование реального тела Христа, не может быть приемлемым. Ярким подтверждением сказанного может служить свидетельство апостола Фомы, осязавшего тело воскресшего Христа (см. Ин. 20:27, 28), а также свидетельства Самого Христа (см. Лк. 24:39).

Неправильное употребление слов: «Плоть и кровь не могут наследовать Царство Божье»

27. Стремясь доказать свои идеи, Свидетели Иеговы отрицают воскрешение реального тела Христа. Тем не менее ученики, бывшие очевидцами воскресения (см. Деян. 1:21,22; 2:32), утверждали, что Иисус воскрес в реальном и осязаемом теле (см. Ин. 20:24-29). Это было тело из плоти и костей (см. Лк. 24:36-40). Иисус вкушал пищу с учениками (см. Лк. 24:41-43).

28. Некоторые обстоятельства, открытые Павлом, помогают уяснить эти мысли:

А. Тайна воплощения (см. 1 Тим. 3:16) не оканчивается

Голгофой. Когда Иисус вознесся на небо, Он дал нам «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10:19,20) (4) .

Б. Иисус, наш Ходатай, сохранил Свою человеческую природу после вознесения (см. 1 Тим. 2:5).

Измененная хронология

29. Свидетели изменяют последовательность библейских событий. Они переносят сражение в Армагеддоне на время, следующее за Вторым пришествием Христа, и утверждают, будто земля обновится во время Тысячелетнего Царства. (См. таблицу на следующей странице).

Последовательность событий последних дней по версии Свидетелей Иеговы

Правда о Тысячелетнем царстве

Книга Откровение описывает последовательность великих эсхатологических событий. Нарисовав в 12-й главе крупным планом картину великой борьбы, которая началась после восстания сатаны, далее Иоанн предлагает следующий план эсхатологических событий:

1. Первый апокалиптический зверь и его 1260-летнее господство (Откр. 13:1-10).

2. Появление в 13-й главе второго апокалиптического зверя после того, как первый получает смертельную рану (Откр. 13:11).

3. Союз между первым и вторым зверем. Почти смертельная рана затянется, после чего будет создан образ зверя и сатана станет всем навязывать его начертание или печать (Откр. 13:12-18).

4. Божьим ответом становится возвещение вести трех ангелов верным остатка (Откр. 14:6-12).

5. Семь последних язв поражают землю. Во время шестой язвы происходит сражение в Армагеддоне (Откр. 15,16).

6. Осуждение великой блудницы — Вавилона (Откр. 17,18).

7. Второе пришествие Христа и победа над силами зла (Откр. 19).

8. В начале Тысячелетнего царства происходит воскрешение верных, а в конце — воскрешение нечестивых (Откр. 20:5, 6). Во время Тысячелетнего царства сатана будет связан. По окончании этого времени воскреснут нечестивые, и сатана подвергнется уничтожению вместе со всеми своими последователями (Откр. 20).

9. Будет сотворено новое небо и новая земля (Откр. 21,22).

Что Библия говорит о видимом Втором пришествии

Вместо того чтобы признать ошибочным установление неверной даты (1914 года), Свидетели утверждают, будто Второе пришествие Христа — невидимая «парусия». Стремясь во что бы то ни стало обосновать эту идею, они обращаются к редко используемому и не очень уважаемому английскому подстрочному переводу Библии под названием «Выразительный Диаглотт». В нем греческое слово «парусия» в Мф. 24 переводится как «присутствие». Но они так и не смогли удовлетворительно решить проблему согласования своих идей с библейским контекстом. Желая доказать свою точку зрения, Свидетели прибегают к извращению отдельных библейских текстов.

Никакого тайного пришествия

Библия так говорит о пришествии Христа: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1:7).

Иисус придет лично. Библия всегда очень конкретно говорит о Втором пришествии Христа (см. Евр. 9:28). Она утверждает, что вернется Сей самый Иисус (см. Деян. 1:11).

Иисус придет в реальном теле. Апостолы утверждали, что Христос — реальное существо (см. Мф. 24:26). Он имел плоть и кровь, ел с ними (см. Лк. 24:41-43), и они могли дотронуться до Него (см. Лк. 24:39). Фома убедился в этом опытным путем (см. Ин. 20:26-28).

Иисус придет видимым образом (см. Откр. 1:7). Предположение Свидетелей Иеговы о том, что Его можно будет увидеть только «оком веры», совершенно неприемлемо. Ведь Его увидят даже «те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7) (5) . Библия настолько ясно высказывается по этому вопросу, что даже описывает, как нечестивые воззовут к горам: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:16, 17). Из процитированного текста ясно следует, что Его увидят даже те, кто никогда не верил в Него.

Второе пришествие Христа не будет тайным. Сам Иисус предупреждал, что многие станут учить, будто Второе пришествие пройдет незаметно, но им нельзя верить (см. Мф. 24:26), поскольку «парусия» будет видима всеми (ст. 27). Это событие будет более величественным, чем кто-либо может себе представить (см. Мф. 24:30, 31; Пс. 49:3; Иер. 25:30-32; Иоил. 3:16).

Из контекста Мф. 24 следует, что «парусия» будет видима не хуже молнии (ст. 27). В ответ на вопрос, когда же произойдет «парусия» (ст. 3), Иисус ясно сказал о личном и осязаемом пришествии, но не о невидимом присутствии.

В переводе Библии, которым пользуются сами Свидетели, «парусия» переводится как-«пришествие» (ст. 42, 44,46). Это доказывает, что «парусия» и «пришествие» указывают на одно и то же событие. Не будем забывать, что Мф. 24:30-31 частично отвечает на вопрос о том, что такое «парусия». Там сказано, что это будет видимое и величественное событие.

Апостол Павел говорит, что когда Иисус вернется, совершится несколько событий, которые пока еще не произошли:

1. Он уничтожит открывшегося «беззаконника». «Господь Иисус убьет» его «духом уст Своих и истребит явлением («эпифаяия»] пришествия Своего [«парусия»]» (2 Фес. 2:8). Но сегодня беззаконник продолжает действовать, а это доказывает, что «парусия» еще не наступила.

2. Иисус придет с многочисленными ангелами (2 Фес. 2:7).

3. Для всех верующих день Его пришествия будет славным и дивным (2 Фес. 2:10).

Вопросы для повторения:

* Можете ли вы найти в Библии хотя бы три доказательства того, что Иисус воскрес в реальном теле? (§§ 21-26).

* Какие основные особенности Второго пришествия делают несостоятельной теорию о невидимой «парусии»?

Сноски и примечания

1. Подробное объяснение правильной хронологии и научное обоснование дат вы найдете в SDA Bible Commentary, vol 3, pp. 85-110, vol. 4, pp. 17-24, 504, 505, а также SDA Bible Dictionary, pp. 207-215.

2. Aid to Bible Understanding (Brooklyn, New York: Witch Tower Bible and Tract Society 1971), p 1212.

3. Там же, с. 1542.

4. Здесь используется в родительном падеже и единственном числе греческое слово «саркс», которое означает «плоть», человеческое тело или человеческая природа.

5. Очень трудно доказать, что в Него верили «те, которые пронзили Его». Это делает полностью несостоятельным тот аргумент, что якобы пришествие Иисуса будет видимо лишь оком веры.