Глава 9. Летящий свиток

«И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток. И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его» (Зах. 5:1—4). В этом символическом видении летящего свитка Господь величественно демонстрирует одну из ключевых тем Библии — тему Суда. В древности, во времена пророка Захарии, большинство книг и документов записывались на свитках, которые изготовлялись из папируса, кожи или пергамента. Записи в подавляющем большинстве случаев производились всегда только с одной стороны свитка, хотя бывали крайне редко и исключения. При этом, когда записи производились с двух сторон, то одна лицевая сторона называлась наружной, а обратная — внутренней, как, например, в Иез. 2:10 «И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: „плач, и стон, и горе“». Поэтому в данном отрывке, как сегодня показано подавляющим большинством ученых, на свитке раскрыты две колонки — правая и левая. [Уолтон Д., Мэтьюз В., Чавалес М. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2003. Ч. 1. С. 933]. Весьма интересным и важным являются размеры свитка, составляющие 20 локтей в длину и 10 локтей в ширину. Т. е., примерно, 9 метров на 4,5 метра. В древности книги, написанные на свитке, сворачивались с помощью специальных ручек (столбиков). И потому длина для книги девять метров была обычным явлением. Но книг с шириной 4,5 метра древняя история мира, конечно же, не знала. Такой книгой пользоваться было невозможно. Учитывая это, а так же, в первую очередь, символичность всего видения, для ученых и богословов не прошло не замеченным, что размеры летящего у Захарии свитка практически идентичны размерам скинии! Последняя имела длину тридцать локтей, т. е. 13,5 м, а ширину и высоту — десять локтей, т. е. 4,5 метра [Словарь библейских образов. // Под общ. ред. Л. Райкена, Д. Уилхойта, Т. Лонгмана. III. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 1075; Толкование ветхозаветных книг. От книги Исайи по книгу Малахии. // Под ред. П. Харглаа. США, Коннектикут, Ашфорд, 1996. С. 565—566] и полностью идентична размерам притвора соломонова храма: «и притвор пред храмом в двадцать локтей длины, соответственно ширине храма, и в десять локтей ширины пред храмом» (3 Цар. 6:3). В этой связи нельзя не вспомнить, что в Библии образ свитка неотделим от описания Божьего суда. «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы» (Ис. 34:4); «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6:14). Одновременно с этим центром скинии было отделение Святое Святых, в котором находился ковчег завета, где лежали скрижали Десятисловного Закона. А ведь именно цитаты из них и были написаны на свитке, явленном Захарии. «Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне» (Зах. 5:3). Это цитаты из VIII заповеди — Не кради (Исх. 20:15) и III заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Но почему в открытом свитке, представляющем, как мы увидели, Закон Божий, по которому будут судимы люди (Зах. 5:4), внимание обращено именно на эти две заповеди? Для ответа на этот вопрос вспомним, что на одной скрижали были написаны первые четыре заповеди, которые отражали грехи человека против Бога, а на второй — последние шесть — говорящие о грехах против человека. При этом 3-я и 8-я заповеди находились как раз по центру первой и второй скрижали, соответственно. Поэтому здесь символично показано, что те, которые обвиняются в нарушении этих заповедей, виновны не только в нарушении 3-ей и 8-ой заповеди, но и всего закона. Второе. Во дни Захарии шло строительство храма и многие нечестные люди обещали жертвовать на него, но затем отказывались или утаивали часть жертвуемого. Таким образом, здесь продемонстрирована связь между вором и клянущимся ложно. [Уолтон. Мэтьюз. Чавалес. Указ. соч. С. 933]. Эти пороки были весьма широко распространены в среде иудейского народа по их возвращении из Вавилона и представлены здесь как примеры общего морального падения народа. [SDA Bible Commentary, Washington D. C., Review and Herald Publishing Association, 1976. V. 4. P. 1096]. Пророк Захария подчеркивает, что этот свиток войдет в дом каждого татя (вора) и клятвопреступника, т. е. нарушителя Божьего Десятисловного Закона. Это говорит о том, что рано или поздно, но возмездие, суд на всякое беззаконие придут. Во все века праведные восклицали, почему Господь терпит зло и не уничтожит злодеев? «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1:2—4). И Бог обещал, что Суд этот придет, настанет. И ни один из тех кто попирал Божьи заповеди, истязал ближнего, не останется без наказания. Согласно библейским пророчествам, с 1844 года на небе идет суд над всеми людьми, которые когда бы то ни было жили на земле. И вскоре этот суд начнется и над живыми, т. е. над нами с вами, читатель. Мы не знаем точно этого времени, как и не знаем одновременно и даты своей смерти. И потому уже сейчас нам нужно осознать, что мы живем в период суда. Наверное, когда кто-нибудь из нас попадал в мирской суд в различном качестве: свидетеля, обвинителя или, тем более, обвиняемого — то мы очень волновались, и наши мысли были, в основном, заполнены именно этими вопросами. Со своей стороны, мы делали все, чтобы дело решилось в нашу пользу. Но поистине удивительно, что трепеща и волнуясь о суде мирском, миллиарды людей сегодня не задумываются о суде небесном, а ведь на нем будет решена наша вечная участь. Грехи клятвопреступления и воровства относятся часто к категории тайных грехов. Особенно первый из них. Обман, лицемерие, подхалимство, наветы, сплетни стали сегодня чуть ли не нормой общения в человеческом обществе. Они приносят бед не меньше, если не больше, чем убийства, насилия, войны. И главное, тех, кто распространяет их, как правило, не удается найти, а если и удается, то привести их к ответственности перед законом бывает практически невозможно. Ибо поступки, совершаемые ими, подпадают, в основном, не под юридические, а морально-этические законы, нормы. А за нарушения последних практически не судят. Клеветник делает свое дело тайно, наслаждаясь той болью, которую он приносит другим. Но пророчество Захарии говорит, что и на этих тайных нарушителей придет время суда. Свиток прилетит однажды и в их окно, в их дом. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк. 4:22). И тогда суд истребит, как говорит Захария, того, кто делает эти тайные грехи. В этой связи нельзя не вспомнить и слова пророка Малахии: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: „чем обкрадываем мы Тебя?“ Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал. 3:8—9). Какой сегодня процент людей из живущих на земле возвращает Господу десятину? Один, два, три или сколько процентов? При этом никто не забывает о себе, об удовлетворении своих, порой, постыдных похотей, да и просто своих удовольствий — например, потранжирить деньгами. Но поблагодарить Бога и вернуть Ему то, что принадлежит Ему по праву, мало кто делает. При этом покупаются ежедневно миллионы машин, сотовых телефонов, одежды, порой, уже совершенно излишней, и одновременно с этим в нескольких километрах могут умирать тысячи детей от голода и холода, могут стоять недостроенными молитвенные дома и церкви. Причем, это предостережение пророков относится далеко не только к богатым. Ибо апостол Иаков о многих-многих бедных пишет: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иаков 4:2—3). Они не имеют потому, что Бог видит их сердца, направленные на плотские желания и помышления, изъеденные молью зависти и вражды. Эти люди заняты не вопросом того, почему так сложилась их жизнь, почему они многого лишены, а тем, почему это все есть у другого. Почему имеет он, а не я? Вместо того, чтобы порадоваться за человека, они завидуют ему, клевещут на него, прикрываясь, к тому же, часто личиной праведной одежды. Но суд, свиток придет и на них. Бедная вдова из Евангелия не смотрела на богатых, не говорила, что должны жертвовать они, а положила всё то, что имела, сама. И Бог увидел и благословил её. Но придет суд и тогда подлинные одежды клеветы и воровства, которые носили и носят миллионы людей будут открыты и явлены всему миру. Сегодня, как и во дни Захарии, к сердцам каждого из нас обращен этот летящий по небу Свиток. Сегодня его содержание, смысл провозглашает Ангел. «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:6—7). Ибо если мы отвергнем Господа, станем нарушителями записанных в свитке слов Закона, то неминуемо попадем под власть зловещей нечестивой женщины, находящейся посреди Ефы…