Глава 14 . Кто мы у Голгофы?

«Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13:6). Особое место в книге пророка Захарии занимают пророчества о Христе, причем они имеют ряд важных особенностей по сравнению с другими пророческими книгами, также предсказывающими приход в наш мир Спасителя. Но прежде, чем говорить о них, а также делать их анализ, рассмотрим вначале их содержание и исполнение, представленные в целом в сводной таблице.

Таблица.

Пророчества Захарии о Христе и их исполнение.

Содержание пророчества

Пророчество

Исполнение

Место в Захарии

Содержание

Место в Евангелиях

Содержание

Въезд Христа в Иерусалим

Зах. 9:9

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

Мф. 21:5

«Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Предательство Иудой Христа за 30 сребренников

Зах. 11:12, 13

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника».

Мф. 26:15

«И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников».

Покупка за 30 сребренников земли у горшечника

Зах. 11:13

«И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника».

Мф. 27:5—8

«И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та „землею крови“ до сего дня».

Рассеяние учеников Христа

Зах. 13:7

«О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых».

Мф. 26:31

«Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада».

Истязание Христа

Зах. 13:6

«Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня».

Мф. 26:66—67

«Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам».

Распятие Христа

Зах. 12:10

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце».

Ин. 19:37

«Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили».

Итак, первой особенностью пророчеств Захарии является то, что в них отображены лишь последние дни земной жизни Спасителя. Второе, в них делается акцент на страданиях и предательстве, которые пережил Христос. В-третьих, в них во всей остроте поднята проблема драмы народа, отвергающего своего Бога. Пророчества Захарии важны для нас не только как доказательства истинности Библии, предсказавшей более чем за 500 лет! вплоть до мельчайших деталей события земной жизни Христа, но и тем, что эти пророчества имеют очень важное личное значение для каждого из нас. Ибо часто, когда мы говорим о библейских пророчествах о Христе, то рассматриваем их в подавляющем большинстве случаев с глобальной точки зрения. Спасение, верность библейского слова — это, безусловно, верно. Но эти пророчества имеют большое значение лично для нас, если мы рассмотрим их в аспекте своей личной жизни, своей веры. Так Захария, предсказывает въезд Христа в Иерусалим на ослице. Этот въезд был воспринят далеко не всеми. Ибо большинство предпочло бы видеть Мессию в бархатных одеяниях, украшенных золотом, в сопровождении роскошной свиты, въезжающего на благородных кровей скакуне в Иерусалим. Но Бог в Свой город въезжает очень скромно. Пройдут века, и те, кто станут называть себя преемниками Христа — папы и епископы — будут въезжать в города как раз прямо противоположно тому, как въезжал Господь. Их будет окружать свита, на них будет бархат и золото. Недаром, например, первые реформаторы, трудящиеся в Чехии XV столетия, вместо проповеди, которая была запрещена папистами, рисовали картины, на которых, с одной стороны, изображался Христос, скромно въезжающий в Иерусалим на ослице, а на других — римский папа с пышной свитой в роскошных одеяниях. И эти картины действовали еще лучше проповедей, красочно демонстрируя сущность отступившей от Божьих заповедей церкви, живущей за счет своей паствы, нагло обирая ее под девизом спасения их душ. «Средневековый человек чувствовал, что что-то неладно в общественном устройстве: всюду недовольство, войны, борьба, неопределенность, и чем дальше, тем больше несправедливых обид и ударов, а так как был тот человек верующим и набожным, то и ожидал помощи, прежде всего, от Бога и от тех, через кого он общался с Богом, — от священников, от церкви. Но именно церковь и ее представители горше всех обманули его надежды. Он искал у них утешения и помощи, а вместо того слышал лишь кое-как прочитанные проповеди и небрежные богослужения; зато к верующим тянулись алчные руки служителей церкви, и все они требовали одного: „Плати нам, заплати нам! До твоей души нам дела нет, но деньги твои нужны нам!“ Вместе с тем верующие видели пышную роскошь монастырей и храмов, видели, что при капитулах больших пражских соборов сотни церковников жили беззаботно и праздно, алтари и ризы сверкали золотом, а жизнь высоких духовных сановников и богатых приходских священников являла образец распущенности и падения нравственности. Чего уж более, если о некоторых пражских священниках было известно, что они содержали… публичные дома, извлекая прибыль из этих предприятий… Недовольство и возмущение практикой церкви давно росли в городах и деревнях. И всегда напрашивалось сравнение между тем, что Слово Божье — Библия — требовало от христиан, и тем, как эти священные заветы исполнялись священниками, то есть, теми самыми людьми, которые должны были быть руководителями и наставниками верующих. Так вновь и вновь сопоставлялся образ первоначальной, неиспорченной христианской общины с действительностью». [Кратохвил М. Ян Гус. М.: Молодая гвардия, 1959. С. 32—33]. На протяжении двух тысяч лет со времен въезда Христа в Иерусалим многие из тех, кто именовали и именуют себя его наместниками, пастырями, забывают, что въехал Он не в пышной карете, не с подобострастной свитой, а на скромной ослице. Въезд Христа в Иерусалим показывает нам, что религия Спасителя никогда не использовала земное великолепие, богатство, как атрибут своих богослужений. Свои великие проповеди Христос читал не в величественных, украшенных золотом соборах, а на лоне природы. У Него никогда не было особых мантий для встречи с людьми. Он никогда не отгораживался от них свитой. Сегодня у многих, почему-то, сложился стереотип, что церковь — это обязательно роскошное здание, с башнями, шпилями и куполами. Но это не находит своего подтверждения в Слове Божьем, которое говорит нам, что церковь — это группа людей, исповедующих Христа в духе и истине. Это не здания, ни купола, ни свечи. Это пришло всё намного позднее из язычества, когда потерянное духовное содержание пытались восполнить внешним великолепием. Так какого же Христа сегодня ищем мы? Въезжающего скромно на ослице или в бархате, с золотом, в окружении свиты? Какого мы ищем Бога? Какую мы ищем церковь? Приняли бы мы Христа в Иерусалиме тогда, когда Он въезжал на ослице? Или бы мы сказали: разве это Мессия? Где же золото, великолепие? Последовали бы мы за Ним в скромную верхнюю горницу или за фарисеями в их великолепные покои? В какую церковь мы ходим? В церковь куполов и башен, или в скромную внешне церковь Христа? И пусть в этом выборе нам помогут пророчества Захарии о Спасителе, въезжающем в Иерусалим на ослице…

Самое страшное, что может быть в жизни людей — это предательство. Страшно и отвратительно оно потому, что исходит, как правило, от тех, кому ты полностью доверяешь, кто очень близок тебе. Последствия предательства сопровождаются не только чисто физическими страданиями, но всегда, и это особенно тяжело, душевными муками. И Христос прошел и через это. Он был предан Своим собственным учеником за 30 серебренников. Один серебренник или серебряный сикль храма равнялся 4 динариям. Чтобы себе представить величину этой суммы, отметим, что, к примеру, работник за тяжкую дневную работу получал только 1 динарий. Следовательно, та сумма, которую предложили иудейские священники Иуде, в 120 раз превышала сумму подённой оплаты одного работника. Нужно было более трети года трудиться на тяжелых работах, чтобы получить такую сумму. Однако эта сумма имела и важное символическое значение. Дело в том, что компенсация за убийство раба по закону Моисея равнялась как раз 30 серебренникам. «Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями» (Исх. 21:32). Этим самым иудейские священники и книжники хотели унизить Христа, не подозревая и не задумываясь, что исполняют одно из пророчеств Захарии о Мессии. Так лучшие знатоки Писания, цвет иудейской нации, духовная элита общества приравняли убийство Христа к убийству раба! Последние, как и вообще почти все люди, в глазах этих «святых» людей были ничто. Но Христос пришел умереть ради каждого человека, в том числе и самого последнего раба. Вдумаемся в это и перенесемся мысленно в Верхнюю горницу, которую покидает Иуда. Христос смотрит на него и говорит: «И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13:27—30). Но если не поняли уход Иуды ученики, то Иисус прекрасно знал его значение. Он знал, что тот идет предать Его. Идет тот, которого Он очень любил, к которому всегда проявлял доверие, поручив даже носить кассу, хотя и знал о его нечистоплотности. Идет тот, которому Он только что омыл ноги, Его предать, обрекая на страшные мучения. Звон 30 монет вместе с несбывшимися амбициозными планами ослепили глаза Иуде. Но намного более страшно и зловеще выглядит в этой истории иудейское духовенство. «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та „землею крови“ до сего дня» (Мф. 27:1—8). Иуда, наконец, ужаснулся содеянному им, но не от того, что он осознал свой грех, что он искренне раскаялся, он просто испугался возмездия. Он не находит себе места и, наконец, сводит счеты с жизнью, перед тем бросив серебренники в храме. Он не кладет, не отдает их, а бросает, как что-то зачумленное. Но не так себя ведут первосвященники, эти «блюстители» истины. Их не интересует Иуда, идущий на самоубийство, их интересует, как правильно, не нарушая законов, использовать эти деньги. Оставить их в храме они не могли, так как это была цена убийства человека, что могло бы осквернить храм. Поэтому они решают истратить их на покупку земли для погребения странников (Мф. 27:7). «Погребение бездомных или безродных было актом благочестия. Многие евреи приезжали со всего мира в Иерусалим или перебирались туда в преклонном возрасте, и если они умирали в крайней бедности, другие должны были заплатить за их похороны. Среди „странников“ могли быть и ритуально нечистые язычники. Существовала, также, традиция хоронить на таком поле преступников. Таким образом, первосвященники, без сомнения, считали, что поступают благочестиво!». [Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2005. Часть II. С. 100]. На деньги, полученные от ими же спланированного и осуществленного убийства, сделать благочестивый поступок и умилиться своей святости! В этой истории предстает вся суть этих зловещих людей, которые в своей злобе и ханжеском благочестии вновь не подозревали, что исполняют пророчества Захарии, изрёкшего, что на 30 серебренников, вернувшихся вновь в храм, будет приобретена земля у горшечника.

А не предаём ли порой Христа и мы? Быть может, этот вопрос покажется кому-то излишне резким. Но вдумаемся в него. И не будем спешить сразу с отрицательным ответом. Ведь когда мы, являясь или считая себя, по крайней мере, христианами, не проповедуем о Христе, стесняемся говорить о Нем, то мы являемся Его предателями. Сам Христос говорит об этом: «А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф. 10:33). Когда нам в субботу предлагают выгодную работу и мы соглашаемся нарушать Божью IV Заповедь, то мы предаем Его за современные серебренники. Когда во имя карьеры или чего бы то ни было еще мы жертвуем временем для служения Богу и людям, то мы предаём Его. Сегодня часто люди говорят, что у них нет времени, чтобы нести в церкви то или иное служение, но при этом для удовлетворения своих нужд и прихотей время всегда находится. Сегодня дьявол пытается каждому из нас предложить индивидуально им подобранные для каждого из нас 30 серебренников, чтобы мы предали Христа, оставили Его. Он предлагает эти серебренники очень искусно, доводя многих людей в конце концов до того же конца, что и Иуду. Порой мы принимаем эти серебренники, думая, что затем попользовавшись ими какое-то время, вернем их владельцу: «Мне надо поработать только две субботы, а затем все будет хорошо», — говорят они. «В этот год я не смогу нести служение, так как очень занят на работе, но в следующем — я точно буду принимать самое активное участие». Но так не бывает. Временно пользоваться 30 серебренниками нельзя. Ибо это цена крови, цена предательства ни Кого-нибудь, а Самого Христа…

За 500 лет Захария предсказал, что будучи предан за 30 серебренников, Спаситель будет оставлен и другими учениками. «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7). Они не услышали Его мольбы к ним бодрствовать в Гефсимании, они рассеялись, лишь только Он был арестован. Боль, страх, растерянность смешались в их душе. Один лишь Пётр последовал за Христом, но в первый же наступивший момент трижды отрекся от Него, поймав на себе скорбный взгляд Учителя. Пётр пошёл и заплакал. Он вспомнил, как еще совсем недавно он самонадеянно уверял Христа, что пойдет за Ним, куда угодно. И вспомнил в то же время пророческие слова Христа об отречении Петра от Него. «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Матф. 26:34). Одна из проблем учеников состояла в их самонадеянности. А не имеем ли порой её и мы? Действительно ли наша вера зиждется на твердом основании, или это просто порыв чувств, или дань традиции? Поколению, которое будет жить накануне II Пришествия Христа, придется пережить испытания не меньшие, чем выпали на долю апостолов. «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Матф. 10:18, 21, 22). Это будет страшное время, которое смогут пережить только те, которые уже сейчас позволяют Богу изменять себя. Которые уже сегодня живут по Его Слову, сегодня служат ближнему. Спасение и изменение характера нельзя откладывать на завтрашний день. Ибо его у нас просто может не быть. Насколько постоянна наша молитвенная жизнь, насколько глубоко мы исследуем Библию — эти вопросы должны волновать нас. Есть замечательный рассказ 16-летней американской школьницы, называющийся «Теперь», в котором очень ярко в контексте библейских пророчеств описана история жизни одной семьи, точнее, всего нескольких ее дней, непосредственно предшествующих II Пришествию Христа. История, в которой раскрывается весь трагизм, который суждено будет пережить людям в это время. Предательство родителей и детей, резкое изменение характера людей, отринувших Бога и отдавших себя в руки дьявола, падение духовных наставников, возвращение ужасов средневековых зверств инквизиции. Но сейчас у нас есть время, чтобы подготовиться к тем временам и встретить их вместе со Христом, обещающим Свою защиту всем Своим истинным детям в эти последние роковые часы жизни нашей планеты.

И вот, наконец, пророческим взором Захария рисует последние часы земной жизни Спасителя, преданного за 30 серебренников, оставленного учениками, представшего пред судом Синедриона. Этот суд представляет собой один из ярчайших примеров, как бы мы сейчас сказали, «заказных» дел, то есть, дел искусственно сфабрикованных и проходящих в нарушение всех правил. Причем правил, что особенно важно, установленных самими же книжниками и духовенством, правил, соблюдением которых они так гордились. Итак, синедрион тех времен состоял из 71 человека. При этом кворум, необходимый для вынесения приговора, должен был быть не менее 23 человек. Этот совет собирался обычно в так называемой «Палате обтесанных камней», где его члены рассаживались полукругом, а в центре находился первосвященник. С самого же своего начала суда над Христом первосвященник и другие члены совета сделали ряд грубейших нарушений. Во-первых, заседание синедриона могло происходить только днем, тогда как Христа к ним привели ночью. Второе: Синедрион мог собраться только после оповещения всех его членов, что сделано не было. Да и не могло быть сделано, так как в субботу, а так же во дни праздников судебные разбирательства по иудейскому закону не проводились. В-третьих, по иудейским законам необходимы два свидетеля, опрос которых ведется перекрестно. При этом если показания этих свидетелей противоречат друг другу, то их объявляли ложными, а самих таких свидетелей могли приговорить к смертной казни за лжесвидетельство (Втор. 19:16—21). Или, по крайней мере, к другим дисциплинарным наказаниям. При разборе дела Христа показания приведённых священниками свидетелей противоречили друг другу, но на это Синедрион не обратил внимания. Ему нужно было осудить Христа во что бы то ни стало, и тут было не до соблюдения элементарных законов и приличий. В-четвертых, по закону первосвященник не имел права принуждать Иисуса свидетельствовать против Себя, что как раз и делал первосвященник. В-пятых, по иудейским законам первосвященник не имел права вершить суд в одиночку. Он должен был провести голосование и опрос, начиная с самых молодых и оканчивая самыми пожилыми членами Синедриона, что сделано так же не было. В-шестых, при разборе преступлений, подлежащих смертной казни, приговор мог быть вынесен после перерыва в один день, что так же не было сделано. Первосвященники спешили. В своей злобе к Тому, Кто открыто обличал их грехи и преступления, Кто Своей святой жизнью показывал невольно на их греховную жизнь, они уже не могли даже внешне соблюсти приличия. В-седьмых, за исключением бичевания, все издевательства и насмешки, которым подвергался Христос, противоречили иудейским законам того времени. [Иннокентий. Последние дни жизни Иисуса Христа. СПб.: И-е М. О. Вольфа, 1902; Додд Ч. Основатель христианства. М., 1997; Вавилонский талмуд. М., 2003; Вострогов И. Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения. СПб., 1895]. И, наконец, сама казнь через распятие была чисто языческой. Словом, весь суд над Христом, даже с точки зрения самих же фарисейских законов, был просто судилищем, когда судьи открыто попирали все нормы элементарных приличий. Такого даже не позволят себе в дальнейшем подручные судьи Сталина и Гитлера, всегда выполнявшие волю своих господ, но с соблюдением внешней вроде бы законности. Итак, понимали ли первосвященник и другие члены Синедриона, что они творят вопиющее беззаконие. Безусловно, ибо не понимать этого было нельзя. К тому же, все то хладнокровие и последовательность, с которой они действовали, говорили о хорошо продуманном плане, в ходе которого они расправлялись с Тем, Кто посмел поколебать их авторитет, их систему власти. Казнь на кресте впервые была изобретена финикийцами. Широко ее применял знаменитый карфагенский полководец Ганнибал. Но особое широкое распространение она получила в Мидо-Персии, где ее заимствовали у финикийцев. Так во время войны с греками в 480 г. до х. э. царь Ксеркс (муж Есфири) приказал распять на крестах пленных спартанцев и даже погибшего в битве их царя Леонида. [Геродот. История. М.: Ладомир, АСТ, 1999. Книга 7, 238. С. 482]. Следующий случай массовых распятий мы встречаем в 332 г. до х. э., когда Александр Македонский после взятия Тира приказал распять несколько сотен пленных тирийских юношей. От персов распятие, как вид казни, перешёл к римлянам, которые впервые широко применили его в 79 г. до х. э., когда римские войска во главе с Марком Крассом разбили армию рабов под предводительством Спартака. Тогда по приказу Красса на дороге из Капуи в Рим было воздвигнуто 6000 крестов! С распятыми на них гладиаторами. [Валлон А. История рабства в античном мире. М.: ОГИЗ, 1941. С. 428; Аппиан Александрийский. Римская история. М.: АСТ, Ладомир, 2002. Гражданские войны. Книга XIII, 120. С. 462]. Случаи использования распятия отмечены так же в средневековой Японии, Индии и Китае. В те дни «Распятие на кресте было римским способом казни, применявшимся в отношении рабов в тех случаях, когда к казни хотели прибавить еще и позор. Применяя этот вид казни к Иисусу, с Ним поступали, как с разбойником, грабителем или как с преступником из черни». [Ренан. Указ. соч. С. 289]. По римским законам перед распятием узник подвергался бичеванию. Бичевание осуществлялось особым орудием пытки, именуемом флагрум. Оно представляло собой сплетенный из кожи бич, в который были вплетены длинные острые куски кости и металла, которые глубоко проникали в человеческую плоть. При этом бичевании «обнажались вены страдальца и …выходили наружу сами мускулы, сухожилия и внутренности жертвы». По иудейским законам число ударов не должно было превышать сорока, но римляне не ограничивались этим числом, избивая свою жертву, привязанную к столбу пыток, до смерти. После этого узник был обязан сам нести горизонтальную перекладину (patibulum) к месту казни, где уже стоял вертикальный столб (palus). [Кинер. Указ. соч. С. 101]. Это было невыразимо тяжело, как физически, после перенесенного бичевания, так и духовно. «Наконец, прибыли на место казни. По иудейскому обычаю, осужденным предлагали выпить вина, приправленного благовониями, — опьяняющий напиток, который давали осужденному из сострадания, чтобы его одурманить. По-видимому, женщины Иерусалима сами приносили это вино несчастным, которых вели на казнь, в их последний час; если же ни одна из женщин не являлась, то вино покупали на общественный счёт. Иисус, прикоснувшись губами к чаше, отказался пить. В этом печальном облегчении обыкновенных преступников не нуждалась Его высокая душа. Он предпочел расстаться с жизнью в ясном сознании… Тогда с Него сняли одежды и пригвоздили Его к кресту». [Ренан Э. Жизнь Иисуса. СПб.: Народная польза, 1906. С. 290—291]. Римляне распинали людей обнаженными, но еврейский закон запрещал мужчинам полностью обнажаться, поэтому на распятых в Иудее всегда была набедренная повязка. [Кинер. Указ. соч. С. 101]. Сам крест состоял из двух перекладин соединенных в форме буквы Т. [Ренан. Указ. соч. С. 291]. Пригвоздив ко кресту жертву путем вбивания в кисти рук и ступни ног больших металлических гвоздей, палачи прибивали у середины креста деревянный брусок, который проходил между ногами жертвы, служа для них опорой. Без этой опоры от тяжести тела перервались бы руки и тело оборвалось, а значит, смерть наступила бы скорее. Но палачи хотели продлить мучения жертвы, прибивая этот брусок. Одновременно с этим под весом собственного тела осужденный занимал положение, препятствующее нормальному дыханию, руки и плечи уходили вверх, а голова опускалась, что не давало, таким образом, сделать нормальный вдох и выдох, расправив грудную клетку. Попытки сделать вдох с каждым часом становились все тяжелее и тяжелее. Эта пытка длилась несколько дней, приводя к смерти от удушья, от которой чаще всего и умирали распятые. Но удушье сопровождалось другими не менее страшными мучениями. «Действительно, смерть на кресте, похоже, включает в себя всё самое ужасное и отвратительное, что есть в боли и в смерти — головокружение, судороги, жажду, голод, бессонницу, горячку от ран, столбняк, чувство позора выставленного на всеобщее обозрение, затягивание мучений, ужас ожидания, омертвение неухоженных ран — и всё это усиленное до невыносимости, и всё же — чуть ниже той ступени, за которой наступала бы потеря сознания и облегчение, связанное с ним. Неестественное положение делало болезненным каждое движение; иссеченные вены и поврежденные сухожилия исходили незатухающей болью; гангрена поражала открытые раны; артерии — особенно головы и живота — разбухали и сдавливались от накопившейся крови; и по мере возрастания всех этих страданий к ним добавлялась невыносимая мука жажды; и все эти физические страдания вызывали внутреннее возбуждение и страх». [Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1900]. Такой жуткой смертью умирал на кресте Христос. Умирал ради каждого из нас, Вас и меня. Он пришел спасти людей, а они распяли Его. И сегодня каждым своим грехом мы забиваем гвозди в Его руки. Если бы мы всякий раз, когда стоим перед соблазном греха, помнили о том, что сделал для нас тогда на Голгофе Спаситель, наверное, что-то бы изменилось в нашей жизни, наверное, мы бы не сворачивали с таким упорством на путь греха и порока. Пророчества Захарии начертали перед взором людей Великого Бога, отдающего Себя на самую позорную и лютую смерть ради людей. Голгофа показала так же пред лицом всей вселенной подлинное лицо дьявола, изобретателя этой казни, на которую он обрек и безвинного Христа, надеясь сломить Его и помешать плану спасения. И, несмотря на это, сколько людей сегодня открыто или тайно, осознанно или неосознанно прислуживают дьяволу и его подручным, избирая его господином. А люди делают это, если зная истину, отступают от нее, когда идут на дискотеки и в ночные клубы, на сеансы экстрасенсов, когда читают оккультную или эротическую литературу, смотрят нечистые фильмы, возбуждающие похоть. Это не мелочь — это служение сатане! Голгофа наглядно отобразила, что в нашем мире есть только две силы: Добро и Зло. Она показала, что служить можно только Богу или дьяволу, причем половинчатого служения не бывает ни в том, ни в другом случае. Так кто же мы у Голгофы? Последователи Иисуса, римские воины, забивающие Ему гвозди в руки, лицемерные самоправедные святоши, подготовившие эту казнь, насмешники из толпы, просто любопытные зеваки, Иуды? В чьей одежде мы стоим у Голгофы? Кто мы?…