Глава 15 . Финал планеты Земля

«И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли» (Зах. 13:2). В последних главах книги пророка Захарии представлены величественные апокалиптические картины конца земной истории. Часть из них показывала историю Иудеи, какой она могла бы стать, если бы приняла предложенный Богом план духовного возрождения, о котором мы говорили выше. Но иудейский народ отверг и его, и Самого Христа. Однако Божий план спасения человечества и проповеди вечного Евангелия всему миру все равно, как мы знаем из истории, воплотился через апостолов и всех последующих, вплоть до наших дней, благовестников. Божья истина была сохранена и донесена людям во всей полноте. Точно так же не утратили своего значения и великие пророчества Захарии о событиях финала Земной истории. И мы должны отнестись со всем вниманием к этим пророчествам, ибо в них представлена картина завтрашнего дня, представлены духовные механизмы и их происхождение последних часов истории нашей планеты, без знания и понимания которых нам грозит гибель. И мы можем быть твердо уверены в истинности и неподложности этих пророчеств, ибо все предшествующие предсказания книги пророка Захарии о Христе, Иудее, Тире, Сидоне и Газе нашли свое полнейшее подтверждение во всемирной истории, вплоть до мельчайших деталей. Итак, пророчества Захарии о событиях Последнего времени мы можем для удобства восприятия отобразить в хронологическом порядке их исполнения и во взаимосвязи с другими пророчествами Библии в сводной таблице.

Таблица.

Пророчества о событиях Последнего времени в книге пророка Захарии.

Событие

Место в книге пророка Захарии

Пророчество (текст)

Параллельные места в Библии

1.

Дата II Пришествия Христа известна только Богу

Зах. 14:7

«День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет».

Мф. 24:36

2.

Лжехристы и лжепастыри. «Мир и безопасность».

Зах. 10:2—3

«Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря. На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани».

1 Фес. 5:3;
Мф. 24:24

3.

Поздний дождь

Зах. 10:1

«Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле».

Иоиль 2:23, 28—29

4.

Бедственное время

Зах. 14:2

«И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города».

Дан. 12:1

5.

II Пришествие Христа

Зах. 14:3—5

«Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним».

Откр. 6:14—17

6.

Окончательное истребление греха и дьявола

Зах. 12:9;
Зах. 13:2

«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим».
«И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли».

Откр. 19:19—20; 20:7—10

7.

Новый Иерусалим

Зах. 14:8, 11

«И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно».

Откр. 21:1—4;
Откр. 22:10

Рассмотрим же каждое из этих поистине судьбоносных пророчеств. Исследуя историю религии, мы можем встретить многочисленные примеры того, как люди в различные времена пытались назначать дату II Пришествия Христа. Особенно этим богато наше время, когда различные секты, по типу Белого братства, осуществляют это. Подобные попытки — дьявольская работа, которая опасна не только тем, что многие люди, поверившие им, трагически заканчивают свою жизнь, но и тем, что в глазах окружающих людей дискредитируется сама весть о II Пришествии, ассоциируясь в их сознании с фанатиками и шарлатанами. Во-вторых, дьявол использует это, чтобы через другие религиозные конфессии учить людей, что II Пришествие Христа — это событие, которое может иметь место, в лучшем случае, через пять, шесть тысяч лет. Эту позицию сегодня разделяют и государственные церкви, которые, кстати, о II Пришествии, практически, вообще не проповедуют! Хотя в подготовке мира к этому событию как раз и состоит одна из главнейших задач церкви! Словом, сегодня мы можем наблюдать две крайности. С одной стороны, попытки одних в постоянных назначениях всё новых и новых дат Пришествия, а с другой — позиция большинства, отодвигающих это событие в необозримое будущее, сводящееся практически к его полному игнорированию вообще. И в том и в другом случае люди грубо нарушают волю Божью, ибо и те, и другие назначают дату Пришествия, о которой в Библии говорится, что она ведома только Богу. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Люди берут на себя функции Бога, надевая Его одежды и решая, когда этому событию быть. Между тем Господь на страницах Библии дает два важных совета. Во-первых, как было уже сказано, Он подчеркивает, что дата Пришествия ведома только Ему. И Христос на вопрос учеников, когда это будет, подтвердил это. И следовательно, нет ни права, ни нужды «гадать» по этому вопросу. К тому же, дата эта скрыта, безусловно, не случайно, ибо зная её, люди поступали, примерно, следующим бы образом. К примеру, за пять дней до Пришествия ещё грешу, «наслаждаюсь», что называется, жизнью, ну а потом пять дней каюсь, готовя себя к этому событию. Это напоминало бы древнерусский царский обычай перед самой смертью принимать монашество, т. е. вступать, как тогда верили, в загробную жизнь чистым. Во-вторых, мы должны помнить, что для каждого из нас II Пришествие Христа может наступить намного быстрее, чем мы думаем. Так, к примеру, умерев завтра, в следующий миг после этого мы откроем глаза либо в воскресение праведных, которое произойдет при II пришествии Христа, либо в воскресение нечестивых, после тысячелетнего царства. В первом случае мы будем вечно жить, во втором — погибнем навеки. В какое же воскресение мы восстанем из гробов, будет зависеть от той жизни, которую мы ведём сегодня, находясь еще в числе живых. Смерть же является сном, мигом. Поэтому каждый день мы должны готовиться ко встрече со Христом, понимая, что этот день может стать для нас последним. И у нас уже не будет возможности искупить тот грех, который совершали в данную минуту и который может стать роковым в деле нашего спасения. И потому, когда мы стоим перед выбором, украсть или нет, сказать грубое слово или нет, включить телевизор на нечестивых программах или нет, предать человека или нет, проявить равнодушие или нет, ужалить словом или нет, давайте будем помнить, что это движение в сторону греха (кадр эротического фильма, или боль в глазах человека от сказанного нами слова) может быть последним событием в нашей жизни, которое отделит нас от II Пришествия, определив то воскресение, в которое мы воскреснем. Хотим ли мы, чтобы похотливый взгляд или нечистая мысль слились с последним мгновением нашей земной жизни? Ибо мы не знаем, будет ли завтра у нас… Одновременно с предостережением не назначать дату II Пришествия, Христос сказал: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:32—33, 36—42). Библия нам дает величайшие пророчества, исполнения которых указывают на приближение этого дня. Ушли уже далеко в историю 4 царства, предсказанные Даниилом — Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим, прошла эпоха десяти варварских королевств, разделивших Римскую империю, исполнились пророчества о 70 седьминах (Дан. 9 глава), указывающие время Первого Пришествия Христа на землю, прошли 1260 пророческих лет папского владычества (538—1798 гг.), была уже Великая французская революция с её антибиблейскими декретами (Откр. 11:7—11), исцелела смертельная рана, нанесенная папству (Откр. 13:3), когда в 1929 году было образовано государство Ватикан, уже открылась налицо мощь и истинная суть зверя с агнчими рогами (Откр. 13:11), т. е. США, ставшими сегодня единственной сверхдержавой, диктующей свою волю всему миру. Уже идёт полным ходом процесс объединения всех религий в одну общую мировую религиозную систему под эгидой Ватикана. Уже идут процессы глобализации, направленные на единение всего мира в экономическом, культурном, научном плане под эгидой США. И чётко наметился союз папства с США с целью взятия под контроль всей планеты, жителям которой будут насильно навязаны папские духовные догматы (Откр. 13:12—17). Параллельно с этим мы видим страшные землетрясения, наводнения, войны, голодоморы, которые обрушиваются на нашу планету с невиданным доселе размахом, что так же было предсказано Христом (Мф. 24:7—8). И одновременно с этим проповедь Евангелия, Трехангельской вести по всему миру (Мф. 24:14). Да, мы не знаем даты Второго Пришествия Христа, но говоря словами Спасителя, листья смоковницы уже стали желтыми… А это говорит каждому из нас, что Пришествие близко, при дверях, и мы должны сегодня, если, конечно, не хотим пожать смерть, быть готовыми к встрече со своим Господом.

Особый акцент библейские пророчества делают на духовном состоянии мира накануне Второго Пришествия. Одной из его отличительных черт является, предсказанный Захарией (Зах. 10:2—3) и другими пророками, расцвет колдовства, магии, оккультизма, появление лжепророков: Блаватская, Кастанеда, Рерих, Гурджиев, Асахара, Джонс, Мун, Хаббард, Рассель — сегодня им поклоняются миллионы. Одновременно мы видим небывалую экспансию восточных оккультных религий в Европу и Америку. Расцвет спиритизма и оккультизма в самом христианстве в виде харизматического движения, якобы, явлений душ умерших святых, их говорящих статуй, плачущих икон и т. д. Параллельно этому отмечается небывалое нравственное и моральное падение духовенства. Вспомнить, хотя бы, совсем недавнее дело о тысячах католических священников, занимающихся гомосексуализмом и педерастией в таком масштабе, что это даже не удалось скрыть перед общественностью Ватикану. И безусловно, подобное духовенство провозглашает не библейские истины о Пришествии Христа, Божьем суде, а утешает народ пустотою, как пишет Захария. Они говорят о якобы о мире и безопасности, предпочитая не волновать ни себя, ни свою паству. Слепые вожди слепых. Они идут по пути древних фарисеев, потерявших и, наконец, отвергнувших своего Бога. Ибо их Богом, как говорил Христос, стала Маммона. Слова великого чешского реформатора Яна Гуса (1371—1415) звучат сегодня, как никогда актуально: «Священники заставляют народ платить за крещение, за исповедь, за погребение, за причастие, за святой елей, за венчание, за тридцать месс… Но что означают такие поступки священников? То, что они продают святые таинства, которые, по завету Божию обязаны раздавать верующим! Продают как купцы, которые сами платили за товар, и потому и отдать его могут только за деньги. Священники же ничего не платили за таинства и право их свершения, а потому Даром взяли, даром и отдайте!… Священники оправдываются, конечно, тем, что берут деньги за физический труд, затраченный во время обряда, а не за самый обряд; если бы это была правда, то как долго пришлось бы трудиться епископу на крестьянском поле, прежде чем он заработал бы столько же, сколько получает за один взмах руки, когда освящает алтарь!… Церковные пастыри, вместо того, чтобы стеречь свои стада, „стригут шерсть“ с христианских овечек. Сосредоточив все свои интересы на земном добре, на доходах, церковь начала пренебрегать опекой душ „малых сих“, отсюда пошло и обдирание верующих, и драки за доходные места, и подкупы, и взятки в духовных учреждениях. Это повлекло за собой распространение безнравственности среди духовенства. Отсюда прелесть блудниц, шутовская одежда, королевская роскошь, золото на шпорах и уздечках, сияющих ярче алтаря, отсюда столы, ломящиеся от яств, кутежи и пьянство, отсюда гитара, лира и флейта, отсюда изобилие винограда в давильнях и полные кладовые, отсюда бочки сала и тугие кошельки. Вот ради чего хотят они быть и делаются настоятелями церквей, деканами, архидьяконами, епископами и архиепископами. Поелику же множится добро духовных лиц, множится и число дьяконов со священниками. Ибо ежели бы жили священники, как раньше святые жили, мало их было бы!… А посему да исследуем сами себя, о священнослужители, — не отпали ли мы от закона христианского! Ибо охладела церковь, столь пламенная и горячая во дни апостолов и мучеников; исполненные Духа Святого, отдавали они предпочтение духовному перед светским. В наши же времена любовь к Богу и ближнему, увы, остыла настолько, что почти никто не помышляет о духовном, и все наши заботы и устремления — копаться в мирском мусоре. Ибо светские властители, прикидываясь нищими, обдирают своих подданных поборами. Но еще более предосудительно, что прелаты церкви, сиречь папы, архиепископы, епископы, архидьяконы, аббаты, настоятели, каноники дьявольски вымогают платы по своему произволу, отбросив законы Божьи и человеческие, лишь бы наполнить кошельки да увеличить владения. О, вы все, идущие этим путем, вспомните пример Христа: „Вот Я хожу в рубище, священники же веселятся в одеянии пурпурном. Я в смертной борьбе истекаю кровавым потом — они же в роскошнейших банях забавляются. Я ночь провожу, опозоренный и оплеванный, они же в пирах, наслаждениях и пьянстве. Меня, изнемогающего под крестом, ведут на смерть — их, пьяных, на отдых. Я от великой любви душу за них отдаю — они же даже по долгу не исполняют закона любви, который Я дал им: „Возлюби Господа Бога своего и ближнего своего, как самого себя““». [Цит. по Кратохвил М. Ян Гус. М.: Молодая гвардия, 1959. С. 44—45, 46, 62—63]. Согласно Новому Завету разделения людей на мирян и духовенство быть не должно. Апостол Петр пишет: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). Т. е. эти слова великого Яна Гуса относятся сегодня к любому, кто носит Имя Христа и считает себя верующим. Не увидели ли мы в этих обличительных, предостерегающих словах лично себя? Не променяли ли мы христианство на что-либо? Не забыли ли мы, что мы христиане? Не засыпаем ли мы страшным духовным сном Лаодикии? Сном самодостаточности и самоправедности, сном равнодушия и праздности. Сном, в который будет погружено почти все человечество за исключением небольшого остатка Истинной Божьей церкви, которая получит от Бога Поздний дождь.

Древние иудеи преимущественно, как и окружающие их народы, занимались сельским хозяйством, которое во многом и обеспечивало их жизнь. И потому, чтобы быстрее достичь слуха и разума слушателей, библейские авторы часто использовали аналогии из мира природы, мира сеятелей и пахарей. Одним из необходимых условий для созревания урожая были и остаются дожди. В Иудее особо выделяли два вида дождей: ранний и поздний. Значение раннего (осеннего) дождя состояло в поливке посеянных семян, без которой они бы погибли в сухой земле. Поздний же (весенний) дождь способствовал созреванию зерна и готовил его к жатве. И потому неслучайно в Библии дождь выступает, как символ Божьего благословения, учения. «Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву» (Втор. 32:2). «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это» (Ис. 45:8). Библейские пророчества так же выделяют два вида дождя: «Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле» (Зах. 10:1); «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:23, 28—29). Пророчество о раннем дожде нашло своё исполнение в истории апостольской церкви, о чем говорит сам апостол Пётр. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:1—21). Итак, ранний дождь в духовном смысле — это были особые Божьи дары, излитые на апостольскую церковь, чтобы дать ей силы для проповеди Евангелия языческому миру. Он был необходим, чтобы семена добра могли прорасти и развиться в этом греховном мире. Это были дары вспоможения, учительства, знания иностранных языков, исцеления, управления, различения духов (т. е. истины и лжи) и т. д., и т. д. Но Библия говорит о том, что будет и Поздний дождь в самом конце земной истории, который будет дан церкви Божьей для завершения дела Божьего на земле, подготовить Божьих детей к перенесению испытаний в Последнее время, для явления Христа этому миру, через христиан, отражающих вполне характер Христа в своей жизни. Он будет так же сопровождаться излитием особых Божьих благословений и даров на Его церковь. Но получат его лишь те, кто чтит Бога в духе и истине. Без получения позднего дождя никто не выстоит в то страшное время, которое будет непосредственно предшествовать Возвращению Христа.

Этот короткий период земной истории будет характеризоваться, с одной стороны, апогеем безнравственности, войн, преступлений, насилий, не имеющих еще аналогов в земной истории, а с другой — излитием Семи язв — Божьих судов на нашу землю (Откр. 16 глава). В это время произойдет объединение всех богоотступнических сил: (папства, отступившего протестантизма и спиритизма) во главе с Римом, вступившим в тесный союз с США. Целью этого союза станет захват господства над всей планетой и навязывание её жителям папских религиозных доктрин, главными из которых будут: бессмертие души и святость воскресного дня. Человеческий авторитет будет поставлен выше Божественного. Всем тем, которые откажутся получить начертание этой системы — 666, будут грозить гонения и смерть. Почти вся планета, за исключением сравнительно небольшой группы людей примет этот сатанинский знак. И тогда, когда будет казаться, что эта небольшая группа, продолжающая отстаивать Божьи заповеди, вот-вот будет уничтожена, придет Христос. «Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним» (Зах. 14:3—5); «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:14—17). И тогда: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16—17). Нечестивые же погибают. На планете на тысячу лет оставляется дьявол со своими демонами, находящимися среди руин и трупов — плодов своей работы. Откр. 20:1—6. Итак, тысячу лет идет суд, когда будут разбираться дела тех, кто не принял Христа, дела нечестивых. Вся вселенная и воскресшие праведники увидят, рассматривая их дела, почему Бог не воскресил этих людей. «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20:7—9); «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли» (Зах. 12:9; 13:2). Злу будет положен окончательный конец. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:1—5). «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» (Зах. 14:8, 11). Это будет особый великий город, в котором более никогда не будет нечестия и всё, даже котлы, как говорит Захария, в нем будут святы: «И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» (Зах. 14:21). Именно этой вестью о великом Новом Иерусалиме заканчивает свою книгу пророк Захария. А где закончим свой жизненный путь мы, читающие её сегодня? В огненном озере вместе с сатаной и его приспешниками, или начнем новую вечную жизнь в Иерусалиме, в Белых Одеждах Христовой Праведности…?!

Список использованной литературы.

1. Абаев В. И. Антидэвовская надпись Ксеркса. — Иранские языки. Труды Института языка и мышлении АН СССР. Т. 1. М.— Л., 1945.

2. Абаев В. И. Зороастр и скифы. — AcIr. Sér. 2. Т. III, 1975.

3. Абаев В. И. Миф и история в Гатах Зороастра. — Историко-филологические исследования. Памяти Н. И. Конрада. М., 1974.

4. Абаев В. И. О некоторых лингвистических аспектах скифо-сарматской проблемы. — Проблемы скифской археологии. М., 1971.

5. Абаев В. И. Пятый столбец Бехистунской надписи Дария I и Антидэвовская надпись Ксеркса. — ВДИ. 1963, № 3.

6. Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы. М., 1965.

7. Абаев В. И. Скифский быт и реформа Зороастра. — ArOr. Т. 24. 1956.

8. Алиев И. [рец. на:] Э. А. Грантовский. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970.

9. Алиев И. История Мидии. Баку, 1960.

10. Амусин И. Д. Денежно-весовая система обращения в древней Палестине в 1-й половине I тысячелетия до н. э. — Древний Восток. Города и торговля. Ер., 1973.

11. Аппиан Александрийский. Римская история. М.: АСТ, Ладомир, 2002.

12. Аристотель. Политика. М., 2000.

13. Арсеньев И. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. М.: Вече, 2005.

14. Бартольд В. В. Иран. Исторический обзор. — Сочинения. Т. 7. М., 1971.

15. Бартольд В. В. К истории персидского эпоса. — Сочинения. Т. 7. М., 1971.

16. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.

17. Боголюбов М. Н. Арамейская надпись из Таксилы. — «Вопросы языкознания». 1976, № 6.

18. Боголюбов М. Н. Арамейские надписи на ритуальных предметах из Персеполя. — ИАН ОЛЯ. Т. XXXII, 2, 1973.

19. Боголюбов М. Н. Молитва Ахурамазде на древнеиранском языке среди арамейских надписей из Аребсуна. — ИИГ.

20. Бойс М. Зороастризм. Верования и обычаи. СПб.: Петербургское востоковедение, 1994.

21. Борухович В. Г. Научное и литературное значение труда Геродота. — Геродот. История (Перевод Г. А. Стратановского). Л., 1972.

22. Быстров С. И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности. Барнаул. А КООХ-И, 2001

23. Вавилонский талмуд. М., 2003.

24. Валлон А. История рабства в античном мире. М.: ОГИЗ, 1941.

25. Вейнберг И. П. Город в палестинской гражданско-храмовой общине в VI—IV вв. до н. э. — Древний Восток. Города и торговля. Ер., 1973.

26. Вейнберг И. П. Коллективы, названные по местностям в ахеменидской Иудее, ArOr. Т. 42, 1974.

27. Вейнберг И. П. Рабы и другие категории зависимых людей в палестинской гражданско-храмовой общине VI—IV вв. до н. э. — ПС, 25, 1974.

28. Винклер Г. Вавилон, его история и культура. СПб.: И-во П. П. Сойкина, 1913.

29. Винников И. Н. Словарь арамейских надписей. — ПС. Вып. 3, 1958.

30. Волкославский Р. Н. Энциклопедический атлас библейской истории. Заокский: Источник жизни, 2003.

31. Волкославский Р. Н. О библейских пророках и судьбах истории. Заокский: Источник жизни, 1997.

32. Вострогов И. Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения. СПб., 1895.

33. Всемирная история. В 24 т. Минск: Литература, 1997.

34. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1966.

35. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916.

36. Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972.

37. Гафуров Б. Г., Цибукидис Д. И. Александр Македонский и Восток. М.: Наука, 1980.

38. Геродот. История. М.: Ладомир АСТ, 1999.

39. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т. М.: Терра, 1997.

40. Гиршман Р. М. Религия Ирана от VIII в. до н. э. и до конца ислама. Стенограмма лекции, прочитанной в Государственном Эрмитаже 20 мая 1976 г. (рукопись).

41. Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. В 2 т. Донецк: Отечество, 1996.

42. Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1901.

43. Голубинский Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 2-изд, 1905

44. Грантовский Э. А. О распространении иранских племен на территории Ирана. — ИИГ.

45. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970.

46. Греков Б. Д. Киевская Русь. Л.: Политиздат, 1953.

47. Грушевський М. Історія України-Русі. В 11 к. К.: Наукова думка, 1993.

48. Дандамаев М. А. Египетские поселенцы в Вавилонии в VI—V вв. до н. э. — Древний Египет и древняя Африка. М.,1967.

49. Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963.

50. Дандамаев М. А. Клинописные данные об ариях. — История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968.

51. Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М.: Наука, 1985.

52. Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VII—IV вв. до н. э. М., 1974.

53. Дандамаев М. А. Храм и государство в поздней Вавилонии. — ВДИ, 1966, № 4.

54. Дандамаев М. А. Храмовая десятина в поздней Вавилонии. — ВДИ. 1965, № 2.

55. Дандамаев М. А., Грантовский Э. А. 2500-летие иранского государства. — НАА. 1972, № 3.

56. Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М.: Наука, 1980.

57. Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви. Казань, 1884.

58. Доватур А. И. Политика и политик Аристотеля. М.-Л., 1965.

59. Доватур А. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.

60. Додд Ч. Основатель христианства. М., 1997.

61. Дройзен И. История эллинизма. В 3 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

62. Дубнов С. М. Краткая история евреев. В 3 ч. СПб.: И-е «Общественная польза», 1912.

63. Духовный Регламент. Синод. 1897.

64. Дьяконов И. М. [Рец. на:] Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963. — ВДИ. 1964, № 3.

65. Дьяконов И. М. Восточный Иран до Кира (К возможности новых постановок вопроса). — ИИГ.

66. Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н. э. М.—Л., 1956.

67. Дьяконов И. М. История Мидии. М.-Л.: И-во АН СССР, 1956.

68. Дьяконов И. М. Последние годы Урартского государства. — ВДИ. 1951, № 2.

69. Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ер., 1968.

70. Дьяконов И. М. Рабовладельческие имения персидских вельмож. — ВДИ. 1959, № 4.

71. Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967.

72. Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.

73. Дьяконов М. М. Сложение классового общества в северной Бактрии. — СА. Вып. 19. 1954.

74. Епископ Михаил (Семенов). Святая литургия. Письма о преподавании Закона Божия. Барнаул, 2002.

75. Зазыкин М. В. Патриарх Никон и его государственные и канонические идеи. Варшава, 1934.

76. Зельин К. К. Помпей Трог и его произведение «Historiae Philippiсае». — ВДИ, 1954, № 2.

77. Иллюстрированная история религий. // Под ред. А. П. Шантепи де ля Соссей. В 2 т. М., 1992.

78. Иннокентий. Последние дни жизни Иисуса Христа. СПб.: И-е М. О. Вольфа, 1902.

79. История Гражданской войны в СССР. В 2 т. Л.: ОГИЗ, 1936.

80. История Древнего Рима. // Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1993.

81. История Нового времени. / Под глав. ред. И. Пфлуг-Гартунга. В 2 т. СПб.: Самообразование, 1910.

82. История человечества. В 8 т. М.: Магистр-пресс, 2003.

83. Капанцян Г. Историко-лингвистические работы. Ер., 1956.

84. Каптерёв Н. Ф. Патриарх Никон и его противники. М., 1887.

85. Каптерёв Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М.: Изд. Спасо-Преображенского Ваамского монастыря, 1996.

86. Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

87. Карташов А. В. Живое предание. Православие и современность. Париж, 1950.

88. Кашкай С. М. Из истории Маннейского царства. Баку, 1977.

89. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Книга 3. Глава 13, 3—14. С. 44—45. В кн. История Александра Македонского. М.: И-во Московского университета, 1993.

90. Керенский А. Ф. Издалека. Сборник статей (1920—1921). Париж, 1930.

91. Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2005.

92. Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990.

93. Ключевский В. О. Собрание сочинений. В 9 т. М.: Мысль, 1988.

94. Книпович Т. «Греко-персидские» резные камин Эрмитажа. — «Сборник Эрмитажа». Вып. 3. 1937.

95. Комментарий АСД на книги малых пророков (машинописное издание).

96. Кратохвил М. Ян Гус. М.: Молодая гвардия, 1959.

97. Крюгер О. О. Арриан и его труд «Поход Александра». — Арриан, Поход Александра. Перевод М. Е. Сергеенко. М.— Л., 1962.

98. Ксенофонт. Анабасис. Греческая история. М.: АСТ, Ладомир, 2003.

99. Ксенофонт. Анабасис. Перевод М. И. Максимовой. М.—Л., 1951.

100. Ксенофонт. Греческая история. Перевод, вступительная статья и комментарий С. Лурье. Л., 1935.

101. Курциус Э. История Древней Греции. В 5 т. Минск: Харвест, 2002.

102. Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. СПб.: Полигон, АСТ, 1999.

103. Лившиц В. А. «Зороастрийский» календарь. — Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975.

104. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М.,1972.

105. Литвинский Б. А., Пьянков И. В. Военное дело у народов Средней Азии в VI—IV вв. до н. э. — ВДИ. 1966, № 3.

106. Лозинский С. Г. История папства. М.: Политиздат, 1986.

107. Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. СПб., 1913.

108. Лурье С. Я. Геродот. М.— Л., 1947.

109. Мамуна Н. В. Зодиак богов. М.: Алетейя, 2000.

110. Массон В. М., Лившиц В. А. [рец. на:] И. Алиев. История Мидии. Баку. 1960. — ВДИ. 1962, № 2.

111. Массон В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы. — МИА. Вып. 73. М.—Л., 1959.

112. Массон М. Е. Монетные находки, зарегистрированные в Средней Азии. Ташкент, 1933.

113. Медведская И. Н. Могильник Кайтарие — новый памятник раннежелезного века Ирана. — СА. 1977.

114. Медведская И. Н. Об «иранской» принадлежности серой керамики раннежелезного века Ирана. — ВДИ. 1977, №2.

115. Меликишвили Г. А. Наири-Урарту. Тб., 1954.

116. Меликишвили Г. А. Некоторые вопросы истории маннейского царства. — ВДИ, 1949, № 1.

117. Меликишвили Г. А. Урартские клинообразные надписи. М., 1960.

118. Меликишвили Г. А., Абаев В. И. [Рец. на] И. М. Дьяконов. История Индии от древнейших времен до конца IV в. до н. э. М.—Л., 1956. — ВДИ. 1958, № 3.

119. Мельников Ф. Е. В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие (обзор вероучений господствующей церкви). Барнаул: АККОХ-И, 2002.

120. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул: А КООХ-И, 2006.

121. Мельников Ф. Е. О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах. Барнаул, 2000.

122. Миллер А. История христианской церкви. В 2 т. ФРГ, Biefild. GBV. 1994.

123. Мончадская Е. А. «Хорезмиец» Артаикт. — ВДИ. 1968, № 2.

124. Мюллер К. «…И пророки все еще говорят». Заокский: Источник жизни, 2000.

125. Мюллер К. И пророки все еще говорят. Заокский: Источник жизни, 2000.

126. Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968.

127. Опарин А. А. Допотопные цивилизации // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. 2005. № 656. С. 233—237.

128. Опарин А. А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Руфь и Есфирь. Харьков, 2002.

129. Опарин А. А. Атлас древней и пророческой истории. — Харьков: Факт, 1999.

130. Опарин А. А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

131. Опарин А. А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. — Харьков: Факт, 2003.

132. Опарин А. А. Всемирная история в королевских династиях. — Харьков, 1997.

133. Опарин А. А. Всемирная история и пророчества Библии. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

134. Опарин А. А. Древние города и библейская археология. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

135. Опарин А. А. Древний мир и библейская хронология. — Харьков: Факт, 1998.

136. Опарин А. А. Затерянные королевства. Археологическое исследование Третьей книги Царств. — Харьков: Факт, 2005.

137. Опарин А. А. И камни возопиют…. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001.

138. Опарин А. А. История рабства. Археологическое исследование книги Откровение. Харьков: Факт, 2004.

139. Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. — Харьков: Факт, 2001. 2-изд. Нижний Новгород, 2003. 3-изд. Харьков, 2003.

140. Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. — Харьков: Факт, 2003.

141. Опарин А. А. Манкурты XXI века. Археологическое исследование Второй книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

142. Опарин А. А. Отвергнувшие ведение… Археологическое исследование книги пророка Осии. — Харьков: Факт, 2005.

143. Опарин А. А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь. — Харьков: Факт, 2002.

144. Опарин А. А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг Ионы и Наума. — Харьков: Факт, 2002.

145. Опарин А. А. Хранители времени. Археологическое исследование книги Судей. — Харьков: Факт, 2006.

146. Опарин А. А. Кривые зеркала. Археологическое исследование книги Иова. — Харьков: Факт, 2006.

147. Опарин А. А. Юбилейный год. Очерки истории адвентизма в Харькове. — Харьков: Факт, 2006.

148. Опарин А. А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001, 3 изд.— 2004.

149. Опарин А. А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета. — Харьков: Факт, 2001.

150. Опарин А. А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина. — Харьков: Факт, 2002.

151. Опарин А. А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя. — Харьков: Факт, 1998; 2 изд. Нижний Новгород, 2002; 3 изд. Харьков, 2002.

152. Опарин А. А., Балаклицкий М. А. Адвентистская церковь в Украине: штрихи к портрету // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. 2006. № 714. С. 23—26.

153. Оппенгейм А. Л. Торговля на Ближнем Востоке в древности. V международный конгресс экономической истории. М., 1970.

154. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. М., 1960.

155. Оранский И. М. Несколько замечаний к вопросу о времени введения древнеперсидской клинописи. — ВДИ. 1966, № 2.

156. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М.: Художественная литература, 1981.

157. Периханян А. Г. Храмовые объединения Малой Азии и Армении. М., 1959.

158. Персы: властители империи. Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации. М., 2003.

159. Пиотровский Б. Б. Археология Закавказья. Л., 1949.

160. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М.: Издательство Восточной литературы, 1959.

161. Пиотровский Б. Б. Древнеегипетские предметы, найденные на территории Советского Союза. — СА. 1958, № 1.

162. Пиотровский Б. Б. Кармир-блур. Т. 1. Ер., 1950.

163. Пиотровский Б. Б. Скифы и древний Восток. — СА. Вып. 19, 1954.

164. Пирлинг П. Исторические статьи и заметки. СПб., 1913.

165. Питирим, еп. Нижегородский. Пращица. 1752. Ответ на 205 вопрос

166. Плутарх. Александр. В кн. История Александра Македонского. М.: И-во Московского университета, 1993.

167. Плутарх. Избранные биографии. Перевод с греческого под редакцией и с предисловием С. Я. Лурье. М.—Л., 1941.

168. Пьянков И. В. «История Персии» Ктесия и среднеазиатские сатрапии Ахеменидов в конце V в. до н. э. — ВДИ. 1965, № 2.

169. Пьянков И. В. Борьба Кира II с Астиагом по данным античных авторов. — ВДИ. 1971, № 3.

170. Пьянков И. В. Город Средней Азии ахеменидского времени по данным античных авторов. — Древний Восток. Города и торговля. Ер., 1973.

171. Пьянков И. В. Образование державы Ахеменидов по данным античных источников. — ИИГ.

172. Пьянков И. В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия. Душ., 1975.

173. Пясецький В., Мандзюк Ф. Вулиці і майдани Луцька. Луцьк: Волинська обласна друкарня, 2005.

174. Рагозина З. А. История Халдеи. СПб.: И-е А. Ф. Маркса, 1902.

175. Рапопорт Ю. А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971.

176. Ренан Э. История Израильского народа. М.: И-во В. Шевчук, 2001.

177. Робертсон Д. История христианской церкви. В 2 т. СПб.: Издание И. Л. Тузова, 1890.

178. Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск: Русич, 2003.

179. Руденко С. И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М., 1968.

180. Руденко С. И. Искусство Алтая и Передней Азии. М., 1961.

181. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Русское слово, 1997.

182. Савельева Т. Н., Смирнов К. Ф. Ближневосточные древности на Южном Урале. — ВДИ. 1972, № 3.

183. Саггс Г. Вавилоняне. М.: Гранд, 2005.

184. Садаев Д. Ч. История Древней Ассирии. М.: Наука, 1979.

185. Самборский И. О книге пророка Захарии // Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1872.

186. Свящ. Синайский А. Отношение русской церковной власти к расколу при Петре Великом. СПб., 1895.

187. Словарь библейских образов. // Под общ. ред. Л. Райкена, Д. Уилхойта, Т. Лонгмана. III. СПб.: Библия для всех, 2005.

188. Смирнов Я. И. (Сообщение на заседании Классического отделения). — «Записки Русского археологического общества». Т. 8. Вып. 3—4, н. сер.: «Труды Отделения археологии древне-классической, византийской и западноевропейской. Книга первая, 1895». СПб, 1896.

189. Ставиский Б. Я. Средняя Азия и ахеменидский Иран. — ИИГ.

190. Старообрядчество: история и культура. Сб. науч. ст. Вып. 1. Барнаул: БЮИ, 1999.

191. Старообрядчество: история и культура. Сб. науч. ст. Вып. 2. Барнаул: АКООХ-И, 2002.

192. Стеблин-Каменский И. М. Флора иранской прародины. — «Этимология 1972». М., 1974.

193. Страбон. География. М.: Ладомир, 1994.

194. Струве В. В. Аренда податей в государстве Ахеменидов, — III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. М.— Л., 1939.

195. Струве В. В. Манефон и его время. Гл. I. — ЗКВ, III. Вып. I. 1928; гл. II. — ЗKB, IV, 1930.

196. Струве В. В. Надпись Ксеркса о «дэвах» и религия персов. — ИАН. СИФ. 1944, т. I, № 3.

197. Струве В. В. Списки Манефона царей позднего Египта. — Институт языка и мышления АН СССР, Язык и мышление. Т. 5. 1935.

198. Струве В. В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л., 1968.

199. Тадмор X. Три последних десятилетия Ассирии. — «Труды 25-го Международного конгресса востоковедов». Т. 1. М., 1962.

200. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого храма. СПб.: И-е СПб Университета, 2005.

201. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

202. Татищев В. История Российская. В 3 т. М.: АСТ, 2003.

203. Тирацян Г. А. К вопросу о городах Армении доэллинистического времени (VI—IV вв. до н. э.). — Древний Восток. Города и торговля. Ер., 1973.

204. Тирацян Г. А. Некоторые аспекты внутренней организации Армянской сатрапии. — «Историко-филологический журнал АН Армянской ССР», 1972, № 2.

205. Титлинов Б. В. Лекции по истории русской церкви. СПб., 1913.

206. Толкование ветхозаветных книг. От книги Исайи по книгу Малахии. // Под ред. П. Харглаа. США, Коннектикут, Ашфорд, 1996.

207. Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962.

208. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 2. СПб., 1913.

209. Тюрин В. О. Социальное положение курташ по документам из «Сокровищницы» Персеполя. — ВДИ. 1951, № 3.

210. Уайт Е. Цари и пророки. Заокский: Источник жизни, 1994.

211. Уилер В. Александр Великий. СПб., 1900.

212. Уолтон Д., Мэтьюз В., Чавалес М. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2003.

213. Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1900.

214. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

215. Фрейман А. А. Древнеперсидский календарь в свете новейших открытий. — ВДИ. 1946, № 3.

216. Фрейман А. А. Плененный враг Дария — скиф Скунха. — ИАН ОЛЯ. Вып. 7. Ч. 3, 1948.

217. Хрестоматия по истории Древнего Востока // Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. В 2 т. М.: Высшая школа, 1980.

218. Христианство. Словарь. // Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994.

219. Циркин Ю. Б. История библейских стран. М.: АСТ, Астрель. Транзиткнига, 2003.

220. Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. М.: АСТ, 2000.

221. Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. М.: АСТ, Астрель, 2001.

222. Цицерон. Тускуланские беседы. М., 2000.

223. Чин литургии св. Иоанна Златоустого. М., 1876.

224. Шахермайр Ф. Александр Македонский. М.: Наука, 1986.

225. Шилейко В. Печать царя Артаксеркса. — «Жизнь музея». Вып. 1. 1925.

226. Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л.: Наука, 1988.

227. Шлоссер Ф. Всемирная история. СПб.: И-е И. Огризко, 1861.

228. Шмурло Е. Паисий Лигарид в Риме и на греческом Востоке // Труды Пятого съезда Академических обществ за границей. Париж, 1930.

229. Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976.

230. Эдаков А. Аренда земли в саисско-персидском Египте. — Проблема всеобщей истории. М., 1974.

231. Эдаков А. В. Новые надписи Ахеменидов. — ВДИ. 1976, № 1.

232. Элуэлл У., Каифорт Ф. Большой Библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005.

233. Юсифов Ю. Б. К вопросу об эламском престолонаследии. — ВДИ. 1974, № 3.

234. Юсифов Ю. Б. Хозяйственные документы из Суз и хронология ранних Ахеменидов. — ВДИ. 1958, № 3.

235. Юсифов Ю. Б. Царское ремесленное хозяйство в Эламе мидийско-персидского времени. — «Труды Института истории АН Азербайджанской ССР». Вып. 13. 1958.

236. Юсифов Ю. Б. Эламские хозяйственные документы из Суз. — ВДИ. 1963, № 2, № 3.

237. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. «Historiae Philippicae». Книга 12, 5, 1—8. С. 363. В кн. История Александра Македонского. М.: И-во Московского университета, 1993.

238. Якубовский А. Культура и искусство Средней Азии. Л., 1940.

239. Africa Th. W. Herodotus and Diodorus on Egypt. — JNES. Vol. 22, 1963.

240. Aharoni Y. Excavations at Ramat Rahel. — BAr. Vol. 24, 1961.

241. Aimé-Giron N. Adversaria Semitica III. — ASAE. Vol. 40. 1940.

242. Aimé-Giron N. Adversaria semitica. — BIFAO. Vol. 38. 1939.

243. Akurgal E. Griechisch-persische Reliefs aus Daskyleion. — Ir. An. T. 6, 1966.

244. Albright W. F. Cilicia and Babylonia under the Chaldean kings. — BASOR. T. 120, 1960.

245. Albright W. F. The Biblical period. Pittsburgh, 1950.

246. Alt A. Kleine Schriften. T. 2. München, 1959.

247. Altheim F. Weltgeschichte Asiens im griechischen Zeitalter. T. 1. Halle, 1947.

248. Altheim F., Stiehl R. Die aramäische Sprache unter den Achaimeniden. Lief. 1—3. Frankfurt am Main, [1961—1962].

249. Altheim. [Рец. на:] G. G. Сamerоn. Persepolis Treasury Tablets. Chicago, 1948. — «Gnomon». Vol. 23. 1951.

250. Amandry P. À propos du Tresor de Ziwiyè. — Ir. An. T. 6. 1966.

251. Amiet P. Glyptique Susienne des origines à l’époque des perses Achéménides. Vol. 1—2. — MDAI. Vol. 43. P., 1972.

252. Auboyer J. Les Achéménides et l’art de l’Inde ancienne. — AcIr. T. 2, 1974.

253. Avigad N. A seal of a slave-wife. — PEQ. Vol. 68, 1946.

254. Avigad N. Seals оf exiles. — IEJ. Vol. 15. 1965.

255. Aсkrоуd P. R. Israel under Babylon and Persia. L., 1970.

256. Babelon E. Les perses Achéménides. T. 1—2. P., 1901—1907.

257. Baileу H. W. Ariana. — OS IV, 1965.

258. Baileу H. W. Nasā and Fasā. — AcIr. T.VI. 1975.

259. Bauer A. Die Kyros-Sage und Verwandte. Wien, 1882.

260. Berger P.-R. Die neubabylonischen Königsinschriften. T. 1. Neukirchen-Vluyn, 1973.

261. Bivar A. D. H. A «Satrap» of Cyrus the Younger. — NC. VIIth series. Pt 1. 1961.

262. Balkan K. Inscribed bullae from Dascyleion-Ergili. — «Anatolia». Vol. 4. 1959.

263. Barnett R. Median Art. — Ir. An. Vol. 2. 1962.

264. Barnett R. The Nimrud ivories in the British Museum. L., 1957.

265. Barnett R. The Treasure of Ziwiye. — Iraq. T. 18. 1956.

266. Baumgartner W. Das Aramäische im Buche Daniel. — ZAW. Bd. 45. 1927.

267. Baumgartner W. Herodots babylonische und assyrische Nachrichten. — ArOr. T. 18. 1950.

268. Bengtson H. Die Staatsverträge der griechisch-römischen Welt von 700 bis 338 v. Chr. München, 1962.

269. Bengtson H. Griechen und Perser. — Fischer Weltgeschichte. Bd. 5. Frankfurt am Main, 1965.

270. Bengtson H. Griechische Geschichte von den Anfängen bis in die römische Kaiserzeit. 2. Auflage. München, 1960.

271. Benveniste É. Coutumes funéraires de l’Arachosie ancienne. — A Locust’s Leg. Studies in honour of S. H. Taqizadeh. L., 1962..

272. Benveniste É. Études sur le vieux-perse. — BSLP. Vol. 47. 1951.

273. Benveniste É. Hommes et dieux dans l’Avesta. — Festschrift für Wilhelm Eilers. Wiesbaden, 1967.

274. Benveniste É. Notes sur les tablettes élamites de Persépolis. — JA. Vol. 246, 1958.

275. Benveniste É. The Persian religion according to the chief Greek texts. P., 1929.

276. Benveniste É. Titres et noms propres en Iranien ancien. P., 1966.

277. Bernard P. Les mortiers et pilons inscrits de Persepolis. — StIr. Vol. 1. 1976.

278. Bertin G. Herodotus on the Magians. — JRAS. Vol. 22. 1890.

279. Bickerman E. A propos d’un passage de Chares de Mytilene. — «La parola del passato». Vol. 91. 1963.

280. Bickerman E. Four strange books of the Bible. N. Y., 1967.

281. Bickerman E. J. [Рец. на:] The intellectual adventure of ancient man. Chicago, 1946. — «Classical philology». T. 43. 1948.

282. Bickerman E. J. Calendar. — «Encyclopaedia Britannica». 1974.

283. Bickerman E. J. Institutions des Séleucides. P., 1938.

284. Bickerman E. J. The «Zoroastrian» calendar. — ArOr. T. 35. 1967.

285. Bickerman E. The Edict of Cyrus in Ezra I. — Bickerman E. Studies in Jewish and Christian history. T. 1. Leiden, 1976.

286. Bickerman E. The Seleucids and the Achaemenids. — La Persia e il mondo greco-romano (Accademia nazionale dei Lincei, № 76). Roma, 1966.

287. Bidez J., Cumont F. Les mages hellénises. T. 1—2. P., 1938.

288. Biggs R. D. A Chaldean inscription from Nippur. — BASOR. T. 179. 1965.

289. Bigwood J. M. Ctesias of Cnidus. — «Harvard studies in classical philology». Vol. 70. 1965.

290. Bivar A. D. H. A hoard of ingot-currency of the Median period from Nush-i Jan. — Iran. Vol. 9. 1971.

291. Borger R. Die Chronologie des Darius-Deukmals am Behistum — Felsen. — „Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologish-historische klasse“. №3. Gottingen, 1982.

292. Cavaignac E. Les deux routes d’Asie Mineure // Journal Asiatique. T. 244. 1956.

293. de Кuуper J. The fate of the city of Babylon during the early Achaemenids. — «Akkadica», 31. 1983.

294. der Osten H. H. Die Welt der Perser. Stuttgart, 1956.

295. Eph’al I. Syria—Palestine under Achaemenide rule // Cambridge Ancient History, 1988.

296. Galling K. Syrien in der Politin der Achaemeniden bis 448 v. Chr. Leipzig, 1937.

297. Gray G. B. The foundation and extension of the Persian Empire — The Cambridge Ancient History. Vol IV. Cambridge, 1969.

298. Gray G. В. The foundation and extension of the Persian Empire. — The Cambridge Ancient History. Vol. IV. Cambridge, 1969.

299. Greenfield J. С. [Рец. на:] Brunner G. Der Nabuchodonosor des Buches Judith. В., 1959. — JBL. Vol. 80, 1961.

300. Griffiths J. G. Basileus basileon: remarks on the history of a title. — «Classical Philology». Vol. 48. 1953, N 3.

301. Grosso F. Gli Eretriesi deportati in Persia. — «Rivista di filologia e di istruzione classica». Vol. 36, 1958.

302. Gschnitzer F. Die sieben Perser und das Königtum des Dareios. Heidelberg, 1977.

303. Gunn B. The inscribed sarcophagi in the Serapeum. — ASAE. Vol. 26, 1926.

304. Gyles M. F. Pharaonic policies and administration, 663 to 323 В. С. Chapel Hill, 1959.

305. Hallо W. W. Gutium. — RIA. Bd. 3, 1968—1971.

306. Hanfmann G. M. A. Lydian relations with Ionia and Persia — The proceedings of the Xth International congress of Classical Archaeology. Ankara, 1978.

307. Hansman J. An Achaemenian stronghold. — AcIr. Vol. 6, 1975.

308. Hansman J. Elamites, Achaemenians and Anshan. — Iran. Vol. 10, 1972.

309. Harmatta J. Darius’ expedition against the Sakā tigraxaudā. — Studies in the sources on the history of Pre-Islamic Central Asia. Budapest, 1979.

310. Harmatta J. Das Problem der Kontinuität im frühhellinistischen Ägypten. — AA. Vol. 11, 1963.

311. Harmatta J. The literary patterns of the Babylonian edict of Cyrus. — AA. Vol. 19, 1971.

312. Haussoullier B. Offrande à Apollon Didyméen. — MDP. T. 7, 1905.

313. Henning W. B. The murder of the Magi. — JRAS. 1944.

314. Henning W. B. Zoroaster — politician or witch-doctor? L., 1951.

315. Henning W. The murder of the Magi—Journal of the Royal Aciatic Society. London, 1944.

316. Hermes G. Zur Sociologie der Lehre Zaratuhstras. — «Anthropos». Bd. 33, 1938.

317. Hertel J. Achämeniden und Kayaniden. Lpz., 1924.

318. Hertel J. Die Achaemeniden und Kayaniden. Indo-Iranishe Quellen und Forschungen, V. Leipzig, 1924.

319. Hertel J. Die Zeit Zoroasters. Lpz., 1924.

320. Herzfeld E. A new inscription of Darius from Hamadan. — «Archaeological Survey of India. Memoires», N 34. Calcutta, 1928.

321. Herzfeld E. A new inscription of Xerxes from Persepolis. — «Studies in Ancient Oriental Civilization», N 5. Chicago, 1932.

322. Herzfeld E. Altpersische Inschriften. В., 1938.

323. Herzfeld E. Archaeological history of Iran. L., 1935.

324. Herzfeld E. Dareios Abdenkung. — AMI. Bd. 4, 1932.

325. Herzfeld E. Dareios Soter. — AMI. Bd. 3, 1930.

326. Herzfeld E. Der geschichtliche Vištāspa. — AMI. Bd. 1, 1929.

327. Herzfeld E. Die Goldtafel des Āryārāmna. — «Berliner Museen. Berichte aus den Preussischen Kunstsammlungen». Bd. 52. Hft. 3, 1931.

328. Herzfeld E. Early historical contacts between the Old-Iranian Empire and India. — India Antique. A volume of Oriental studies presented to J. P. Vogel. Leiden, 1947.

329. Herzfeld E. Iran in the Ancient East. L., 1941.

330. Herzfeld E. Smerdis und Pseudosmerdis. — AMI. Bd. 5, 1933.

331. Herzfeld E. The Persian Empire. Studies in geography and ethnography of the Ancient Near East. Wiesbaden, 1968.

332. Herzfeld E. Zarathustra. — AMI. Bd. 2, 1930.

333. Herzfeld E. Zoroaster and his world. Princeton, 1947.

334. Hill G. Tachos, King of Egypt. — BMQ. Vol. I, 1927.

335. Hinz W. [Рец. на:] История Иранского государства и культуры. К 2500-летию Иранского государства. М., 1971. — OLZ. 1975.

336. Hinz W. Achämenidische Hofverwaltung. — ZA. Bd. 61,1971.

337. Hinz W. Altiranische Funde und Forschungen. В., 1969.

338. Hinz W. Darius und die Perser. Bd. 1—2. Baden-Baden, 1976, 1979.

339. Hinz W. Das Reich Elam. Stuttgart, 1964.

340. Hinz W. Die elamischen Buchungstäfelchen der Darius-Zeit. — Or. Vol. 39, 1970.

341. Hinz W. Die Zusätze zur Darius-Inschrift von Behistan. — AMI, NF. Bd. 5. 1972.

342. Hinz W. Neue Wege im Altpersischen. Wiesbaden, 1973.

343. Hinz W. Persis. — PW. 1971.

344. Hinz W. Zu § 14 der Behistun-Inschrift. — ZDMG. Bd. 113, 1963.

345. Hinz W. Zur iranischen Altertumskunde. — ZDMG. Bd. 93, 1939.

346. Hoffmann K. Das Avesta in der Persis. Prolegomena to the sources on the history of Pre-Islamic Central Asia, edited by J. Harmatta. Budapest, 1979.

347. Hoffmann-Kutschke A. Iranisches bei Griechen. — «Philologus». Bd. 66. Lpz., 1907.

348. Hofstetter J. Zu den griechischen Gesandtschaften nach Persien. — «Historia». Einzelschriften. Hft. 18. Wiesbaden, 1972.

349. How H., Wells J. A commentary on Herodotus. Vol. 1—2. Ox., 1928.

350. Huart C., Delapоrte L. L’Iran antique. P., 1952.

351. Humbach H. Marathoi. — «Pratidānam».Haag-Paris, 1968.

352. Hüsing G. Die Namen der Konige von Ančan. — OLZ. 1908.

353. Hüsing G. Porušātiš und das achämanidische Lehenswesen. Wien, 1933.

354. Hutecker W. Über den falschen Smerdis. Königsberg, 1885.

355. Jansen J. The Coptic story of Cambyses’ invasion of Egypt. Oslo, 1950.

356. Jenni E. Die Rolle des Kyros bei Deuterojesaja. — «Theologische Zeitschrift». Bd. 10. Heft 4, 1954.

357. Junge P. J. Akaufačiya. — ZDMG. Bd. 98, 1944.

358. Junge P. J. Darius I. König der Perser. Lpz., 1944.

359. Junge P. J. Hazarapatiš. — «Klio». Bd. 33, 1940.

360. Justi F. Geschichte des alten Persiens. В., 1879.

361. Justi F. Iranisches Namenbuch. Marburg, 1895.

362. Kapelrud A. S. [Рец.на:] Wright J. S. The date of Ezra’s coming to Jerusalem. L., 1947. — BO. 1949.

363. Katzenstein H. J. The History of Tyre. Jerusalem, 1973.

364. Keiper P. Die Perser des Aeschylos als Quelle für altpersische Altertumskunde. Erlangen, 1877.

365. Kent R. G. Darius’ Behistun inscription, Column V. — JNES. Vol. 2, 1943.

366. Kent R. G. Old Persian. Grammar. Texts. Lexicon. New Haven, 1953.

367. Kent R. G. The oldest Old Persian inscriptions. — JAOS. Vol. 66, 1946.

368. Kienitz F. K. Die politische Geschichte Agyptens von 7. bis zum 4. Jahrhundert vor der Zeitwende. В., 1953.

369. Kienitz F. K. Die saitische Renaissance. — Fischer Weltgeschichte. Bd. 4. Frankfurt am Main, 1967.

370. Kiessling M. H. Zur Geschichte der ersten Regierungsjahre des Darius Hystaspes. Lpz., 1901.

371. King L. W., Thompson R. C. The sculptures and inscriptions of Darius the Great on the rock of Behistǔn in Persia. L., 1907.

372. Kleiss W. Der Takht-i Rustam bei Persepolis und das Kyros-Grab in Pasargadae. — «Archäologischer Anzeiger». В., 1971, Hft. 2.

373. Klíma O. Gaiυāmčā māniyamčā. — Festschrift für Wilhelm Eilers. Wiesbaden, 1967.

374. Kohler A. Der Weissagungen sucharjas erste Hälfte. Cap. 1—8. Erlaugen, 1861.

375. Koldewey R. Das wieder erstehende Babylon. Lpz., 1925.

376. Komoróczy G. Ummān-manda. — AA. Vol. 25, 1977.

377. Kоnow S. A note on the Sakas and Zoroastrianism. — Oriental studies in honour of С. Е. Pavry. L., 1933.

378. König F. W. Der falsche Bardija; Dareios der Grosse und Lügenkönige. Wien, 1938.

379. König F. W. Relief und Inschrift des Koenigs Dareios I am Felsen von Bagistan. Leiden, 1938.

380. Kreissig H. Die sozialökonomische Situation in Juda zur Achämenidenzeit. В., 1973.

381. Kuhrt A. The Cyrus Cylinder and Achaemenid imperial policy. — JSOT 25 (1983).

382. Lambert M. Le destin d’Ur et les routes commerciales // Rivista degli studi orientali. Vol. 39. 1964.

383. Lambert W. G. Nebuchadnezzar King of Justice. — «Iraq». Vol. 27, 1965.

384. Landsberger B. Die Basaltstele Nabonids von Eski-Harran. — In memoriam Halil Edhem. Vol. 1. Ankara, 1947.

385. Landsberger В., Bauer Th. Zu neuveröffentlichten Berichtsquellen der Zeit von Assarhaddon bis Habonid. — ZA. Bd. 37, 1927.

386. Leclant J. Fouilles et travaux en Egypte et au Soudan, 1965—1966. — Or. Vol. 36. Fasc. 2, 1967.

387. Lefebre G. Le tombeau de Petosiris. T. I. P., 1921.

388. Lehmann-Haupt C. B. Gobryas und Belsazar bei Xenophon. — «Klio». Bd. 2, 1902.

389. Lehmann-Haupt C. B. Satrap. — PW. Dritter Halbband, 1921.

390. Lehmann-Haupt C. B. Wann lebte Zaratuštra? — Oriental studies in honour of C. E. Pavry. L., 1933.

391. Lenormant F. Sur le campagne de Teglath Palasar II dans L’Ariane. — ZAS. Bd. 8, 1870.

392. Leuze O. Die Satrapieneinteilung in Syrien und im Zweitstromlande von 520—320. Hildesheim, 1972.

393. Lewis D. M. Datis the Mede. — JHS. Vol. 100, 1980.

394. Lewis D. M. Sparta and Persia. Leiden, 1977.

395. Lewy H. Points of comparison between Zoroastrianism and the moon-cult of Harrân. — A Locust’s Leg. Studies in honour of S. H. Taqizadeh. L., 1962.

396. Lewy H. The Babylonian background of the Kay Kâǔs legend. — ArOr. Vol. 17. P. 2, 1949.

397. Littmann E. Lydian inscriptions. — «Sardis». Vol. 6. P. 1. Leiden, 1916.

398. Lunge P. J. Darius I. König der Persiens. Lipzig, 1944.

399. Majumdar R. C. The age of imperial unity. Bombay, 1951.

400. Marquart J. Die Assyriaka des Ktesias. — «Philologus». Suppl. 6. 1891, № 2.

401. Marquart J. Ērānšahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenac’i. — Abhandlungen der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Phil.-hist. Klasse. NF. Bd. 2, № 2. В., 1901.

402. Marquart J. Untersuchungen zur Geschichte von Eran. — «Philologus». Bd. 54. Göttingen, 1895; Bd. 55, 1896.

403. Marsden E. W. The campaign of Gaugamela. Liverpool, 1964.

404. Mayrhofer M. Xerxes, König der Könige. Wien, 1970.

405. Meillet A. Grammaire du vieux-perse. P., 1931.

406. Mellink M. J. Archaeology in Asia Minor. — AJA. Vol. 78, 1974.

407. Mellink M. J. Excavations at Keratas-Semayük and Elmali, Lycia, 1971. — AJA. Vol. 76, 1971.

408. Messina G. Der Ursprung der Magier und die zarathustrische Religion. Roma, 1930.

409. Metzler D. Ziele und Formen königlicher Innenpolitik im vorislamischen Iran (Diss). Münster, 1977.

410. Meuleau M. Mesopotamien in der Perserzeit. — Fischer Weltgeschichte. Bd. 5 Frankfurt am Main, 1965.

411. Meulenaere H. De Herodotos over de 26ste Dynastie (II, 147—III, 15). Löwen, 1951.

412. Meuli K. Ein altpersischer Kriegsbrauch. — Westöstliche Abhandlungen R. Tschudi gewidmet. Wiesbaden, 1954.

413. Meyer E. Ägyptische Documente aus der Perserzeit. — SPAW, 1915.

414. Meyer E. Der Papyrusfund von Elephantine. Lpz., 1912.

415. Meyer E. Entstehung des Judentums. Halle, 1896.

416. Meyer E. Forschungen zur alten Geschichte. Bd. 2. Halle, 1899.

417. Meyer E. Geschichte des Altertums. Stuttgart, 1939.

418. Meyer E. König Darius I. — Meister der Politik (hrsg. von Marcks E. und von Müller K. A. Stuttgart—Berlin, 1923.

419. Meyer R. Das Gebet des Nabonid. В., 1962.

420. Michaélidis G. Quelques objets inédits d’époque perse. — ASAE. T. 43, 1943.

421. Milik J. T. «Prière de Nabonide» et autres écrits d’un cycle de Daniel. — «Revue Biblique». P. T. 63. P., 1956.

422. Milne J. G. The currency of Egypt. — NC. Vol. 6, 1926.

423. Nagel W. Herrscher. — RIA. Bd. 4. 1975.

424. Nagel W. Pasargadae. Ein Lagebericht zum Problem des Beginns achämenidischer Kunst und altpersischer Schrift. — MDOG. Bd. 111.

425. Niebuhr M. Vorträge über alte Geschichte. Bd. I. Berlin, 1847.

426. Nock A. D. The problem of Zoroaster. — AJA. Vol. 53, 1949.

427. Nöldeke Th. Aufsätze zur persischen Geschichte. Lpz., 1887.

428. Nyberg H. S. Das Reich der Achämeniden. — Historia mundi. Vol. 3, 1954.

429. Nyberg H. S. Die Religionen des alten Iran. Lpz., 1938.

430. Nyberg H. S. Histoire et religion sous Cyrus [изложение содержания доклада на Международном конгрессе иранистов в Ширазе в 1971 г.] — АсIr. Vol. 1, 1974.

431. Nylander C. Ionians in Pasargadae. Studies in Old Persian architecture. Uppsala, 1970.

432. Oelsner J. War Nippur Sitz einer spätbabylonischen Astronomenschule? — «Wissenschaftliche Zeitschrift der Friedrich-Schiller-Universität. Gesellschafts-und sprachwissenschaftliche Reihe». Bd. 20, 1971, Hft. 5.

433. Olmstead A. T. A Persian letter in Thucydides. — AJSL. Vol. 49, 1933.

434. Olmstead A. T. Darius and his Behistun inscription. — AJSL. Vol. 55, 1938.

435. Olmstead A. T. History of Palestine and Syria to the Macedonian conquest. N. Y., 1931.

436. Olmstead A. T. History of the Persian Empire. Chicago, 1948.

437. Oppenheim A. L. A new Cambyses incident. — SPA. Vol. 15, 1974.

438. Oppert J. Le peuple et la langue des Médes. P., 1879.

439. Oppert J. Mémoire sur les inscriptions des Achéménides. — JA. T. 17, 1851; T. 18, 1851.

440. Orlin L. L. Athens and Persia ca. 507 B. C.: a neglected perspective. — Michigan Oriental studies in honor of G. G. Cameron. Ann Arbor, 1976.

441. Pallis S. A. Early exploration in Mesopotamia. København, 1954.

442. Pallis S. A. The Babylonian akîtu festival. København, 1926.

443. Parker R. A. Darius and his Egyptian campaign. — AJSL. Vol. 58, 1941.

444. Parker R. A. Persian and Egyptian chronology. — AJSL. Vol. 58, 1941.

445. Parker R. A. The length of reign of Amasis and the beginning of the Twenty-sixth dynasty. — «Mitteilungen des Deutschen archäologischen Instituts. Abteilung Kairo». Bd. 15, 1957.

446. Parker R. A., Dubberstein W. H. Babylonian chronology. Providence, 1956.

447. Parpola S. Neo-Assyrian toponyms. Kevelaer—Neukirchen—Vluyn, 1970.

448. Petrie W. M. F. Naukratis. Vol. I. L., 1886.

449. Prašek J. V. Geschichte der Meder und Perser. Bd. 1—2. Gotha, 1906—1910.

450. Rawlinson G. The History of Herodotus. Vol. 1—4. London, 1875—1880.

451. SDA Bible Commentary, Washington D. C., Review and Herald Publishing Association, 1976.

452. Solmsen F. Inscriptiones Graecas ad illustraudas dialectas selectae. Lipsiae, 1903.

453. Tarn W. W. Hellenistic military and naval developments. Cambridge, 1930.

454. von Hoffmann I. Vorbichler A. Das Kambysesbild bei Herodot. — AfO. Bd. 27, 1980.

455. Walser G. Der Tod des Kambyses. // Historia. Hft., 1984.

456. Widengren G. Uber einige Probleme in der altpersichen Geschichte. — Festschrift für Leo Brandt. Köln — Opladen, 1968.

457. Wiesehöfer J. Der Aufstand Gaumatas und die Aufänge Dareios’ I. Bonn, 1978.