Глава 6 . Сколько стоит бронежилет

«Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим. И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. Потом показал мне Господь четырех рабочих. И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее» (Зах. 1:16—21). В этих словах Господь дает заверение Своему народу в том, что Иерусалим будет восстановлен, и города страны будут переполнены добром. Когда Захария говорил эти слова, то вся Иудея лежала в развалинах. От некогда великолепных городов остались жалкие руины, между которыми еще недавно сновали дикие звери. Но Бог призывает израильтян смотреть не на эту горестную действительность, а на Его обетования. И в этом он не требует у израильтян слепой веры. Ибо только что на их глазах исполнилось обетование о том, что вавилонский плен продлится ровно 70 лет, и что великая Вавилонская империя падет. Тогда, семьдесят лет назад, в это тоже по-человечески вряд ли можно было поверить. Тогда казалось, что кончено все. Нация погибла, а говорить о гибели Вавилона значило представлять себя безумным или авантюристом. Но 70 лет прошли и то, что казалось несбыточным, исполнилось. И потому сейчас слова Захарии для тех, кто верил Господу, звучали прекрасной надеждой, а не сказочными обещаниями. А как сегодня к обетованиям, пророчествам Библии относимся мы с вами, современное общество. Ведь перед нами в отличие от современников Захарии лежит вся панорама истории Земли, предсказанная в пророчествах Священного Писания, которые нашли свое полное подтверждение. Но почему-то сегодня, когда явлена сила Божьего Слова, подавляющее большинство людей, с одной стороны, не может ничего возразить против этого, а с другой — отказывается принимать во внимание те из них, которые еще не нашли своего исполнения, и в первую очередь, о II Пришествии Христа. Отказываются принимать, главным образом, потому, что это повлечет за собой коренной пересмотр своей жизни, своих привычек, наклонностей, своего отношения к тем, кто находится рядом, отказу от многих вещей, которые кажутся столь дорогими, хотя на самом деле, порой, являются гибельными для нас. В том же видении пророку предстают четыре рога, символически изображающие силы, разбросавшие Иуду, Израиль и Иерусалим (Зах. 1:18—19). Символ рога был не случаен. Дело в том, что, во-первых, в Месопотамии рог издавна служил как символ политической и военной власти. Так цари Междуречья украшали свои короны рогами, которые либо выступали, либо были выгравированы на них. Это и Нараисин, и Саргон Древний и т. д. Во-вторых, рога выступали и как неотъемлемая часть атрибута языческих богов или обожествленных царей. С рогами изображались почти все боги шумеров, аккадцев, вавилонян. У древних урартцев (Урарту — царство на территории современной Армении) вообще «головной убор богов имел в качестве обязательных атрибутов рога». [Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М.: Издательство Восточной литературы, 1959. С. 226]. В-третьих, украшались рогами и зловещие мифические существа, якобы прислуживающие языческим богам. Это рогатый змей Нингишзида у шумеров, это единороги у вавилонян, крылатые львы с головами украшенными короной с рогами у ассирийцев и т. д. и т. д. В-четвертых, в библейской символике рог выступает, как олицетворение силы, возвышения и положения в обществе. «Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли» (Втор. 33:17); «А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем» (Пс. 91:11); «И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем» (1 Цар. 2:1). В-пятых, отсечение рога означало лишение силы или влияния. «Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Пс. 74:11); «Отсечен рог Моава, и мышца его сокрушена, говорит Господь» (Иер. 48:25). В-шестых, древние жертвенники так же украшались рогами, что означало как бы силу, освященность жертвенника. И в то же время отсечение рогов жертвенника символизировало уничтожение их религиозной или культовой силы. «Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю» (Ам. 3:14). Таким образом, роги в видении Захарии как нельзя лучше олицетворяли, во-первых, сами политические силы — царства, попиравшие в свое время Израиль и Иудею, а во-вторых, их языческую сущность, и в-третьих, сбивание рогов этих языческих народов показывало не только крушение их государств, но и уничтожение, гибель их идолопоклоннических языческих верований, религий. Весьма интересны и образы рабочих, сбивающих эти роги. Понятие «рабочий» в наши дни, благодаря недавней истории, ассоциируется с пролетариатом, т. е., беднейшим, ничем особенно не примечательным классом. В древности же понятие «рабочий» было более многоплановое и куда более весомое, чем в наши дни. Так в Месопотамии рабочими называли не только кузнецов, плотников и т. д., но и ювелиров, а также и царских советников, наделенных особым даром в работе. Так же именовали и мудрецов, сочиняющих литературные произведения. Для обозначения вышеуказанных рабочих профессий использовалось слово иттапи. В исследуемом же стихе книги Захарии слово рабочий переведено с древнееврейского слова чарашим. Этим понятием называли рабочих, точнее, мастеров, которые занимались работой по камню, реже по дереву или металлу. [Харглаа. Указ. соч. С. 560]. Причем это были особые каменщики, работающие, в частности, по изготовлению различных религиозных предметов, а также мастера при храме. [Уилтон, Мэтьюз, Чавалес. Ч. 1. С. 929—930]. Потому именно те, кто работал при храме, изготовляя различные культовые предметы, и стали символами тех, кто сокрушил гордые рога языческих царств. Эти рога — символ язычества, воздвигнутые и созданные жрецами, служителями темных сил, были образно сбиты Божьими мастеровыми, обозначавшими также «орудие Божье, употребляемое Им для возрождения Его народа и восстановления дома для служения Ему». [Уайт. Указ. соч. С. 361]. «И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него» (Зах. 2:1—5). В этом видении Господь демонстрирует, что границы нового Иерусалима во много превзойдут границы города, бывшие до нашествия Навуходоносора. Более того, Бог обещает, что Он станет для города огненной стеной, подчеркивая этим самым его наивысшую защиту, а Своим прославлением в нем — его святость. «Эй, эй! бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах. 2:6—10). Бог заверяет, что тот, кто будет делать зло иудеям, подобен тому, кто касается зеницы ока Самого Бога! Глаз является самым чувствительным органом человеческого тела. Он во много раз хуже всех переносит любые внешние раздражения, что мы знаем, думаю, и на своем собственном опыте. И вот Бог обещает, что даже при самом малейшем стеснении израильтян кем-либо, в любой его форме, Он вступится за них. Но ведь эти все прекрасные обетования относятся и к нам, живущим сегодня. Сегодня Господь желает поселиться в нас «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанн. 14:23). И если мы согласимся на это, то Он станет для нас огненной стеной, и любую нашу проблему, горе, беду Он будет воспринимать, как Свою собственную, так же болезненно, так же близко, как происходит при прикосновении к зенице ока. В наше время люди пытаются всячески обезопасить жизнь как свою, так и своих близких: заказываются железные двери, секретные замки, пуленепробиваемые стекла, бронированные мерседесы, бронежилеты или бронекостюмы. Но несмотря на всё, эти мероприятия, порой весьма и весьма дорогостоящие и часто действительно оправданные, так как время, в которое мы живем, действительно страшное, успеха не приносят. И громкие политические убийства ведущих политиков и бизнесменов наглядное тому подтверждение. Но несмотря на это, все же большинство людей, в том числе и из сильных мира сего, вместо того, чтобы полагаться на охрану и надеваемый бронежилет, не желает надеть ту одежду защиты, которую сегодня предлагает Господь в книге Захарии. Люди пытаются защитить себя, в первую очередь, снаружи. А Бог защищает человека, в первую очередь, изнутри, поселяясь в его сердце. И тогда уже и внешние нападки не играют роли. Вчитаемся в поистине великий 90-й псалом. «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: „прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!“ Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: „Господь — упование мое“; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. „За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое“» (Пс. 90). Бронежилеты и бронекостюмы стоят сотни и тысячи долларов, а Божьи одежды защиты — бесплатны. Против любого бронежилета всегда найдется адекватное оружие. А против Божьих одежд защиты бессильны любые человеческие методы и средства нападения. Носящие бронежилеты постоянно испытывают чувство страха, а носящие Господни одежды защиты — имеют мир и покой в самых критических ситуациях. Так какие же одежды для своего гардероба предпочтем мы…?