В царстве длинноухих

Об этом острове знает почти любой школьник. Его имя овеяно легендами и преданиями. А количество вопросов, которые он задал ученым намного больше, чем ответов, которые сегодня с определенной точностью может дать наука. Имя этого острова — остров Пасхи… имеющий форму треугольника со сторонами 16, 18 и 24 км. Своим необычным названием остров обязан голландскому путешественнику Якобу Роггевену. Последний был сыном знаменитого картографа XVII века Аренда, который всю жизнь составляя карты мечтал о дальних путешествиях. Однако в силу политических событий тех лет ему это осуществить не удалось, но он взял клятву с сына, что тот выполнит его заветную мечту и отправится на поиски неведомой великой Южной Земли в существование которой верил Аренд. Сын спустя время выполнил завещание отца и 1 августа 1721 года во главе эскадры, состоящей из трех судов вышел с рейда в Текселе. После почти годового плавания, наполненного многими открытиями и приключениями 7 апреля 1722 года в День христианского праздника Пасхи моряки Роггевена увидели очертания бесплодной земли, возвышавшейся на пятьсот метров над морем. «Так как мы заметили его в торжественный день воскресения Господня, то назвали Пасх-эйланд, или остров Пасхи» — написал в своей книге спутник Роггевена Карл Бернс. Роггевен сходит со своими людьми на остров, где знакомится ближе с его обитателями, которые его поразили тем, что во-первых они не носили ни какой одежды вообще; второе, они не видели почти женщин и детей; третье, это уши островитян, мочки которых под тяжестью украшений были растянуты до самых плеч и четвертое это громадные статуи. Поначалу эти каменные фигуры поразили и восхитили нас, так как мы не могли понять, как это возможно, чтобы люди, у которых нет не только тяжелого и толстого дерева, но даже подходящих канатов, были в состоянии их воздвигнуть; тем не менее все эти статуи достигали тридцати футов высоты [9 метров] и были внушительного объема [1]. Потом остров посетили испанцы, а следующим после них иностранцем был Джеймс Кук, корабль которого пристал к острову 13 марта 1774 года. Участников экспедиции Кука так же поразил этот остров, его достопримечательности и население. Участник этой экспедиции Георг Форстер замечает, описывая аборигенов, «Самое странное у них — это размер ушей, мочки которых так растянуты, что почти достигают плеч: кроме того, в них прорезаны такие большие отверстия, что туда свободно могли пройти четыре-пять пальцев» [2]. Тогда же была отмечена огромная общность языка туземцев Пасхи с языком племен Новой Зеландии, Таити и других полинезийских земель. Их так же поразила крайняя отсталость населения, не имеющего даже жилищ и ходящих в основном нагими. Король острова Ко-Тохитаи мало чем отличался от своих подданных, число коих не превышало всего семисот человек, и которые не оказывали своему формальному владыке сколько-нибудь почестей. И как замечает Форстер «в столь бедной стране он не мог претендовать на большие преимущества» [3]. Не умея практически ничего делать, включая даже самые порой элементарные навыки ремесла туземцы и особенно женская половина весьма преуспели в науке разврата, которому предавались с превеликим удовольствием и неистощимостью. Понятие семей на острове отсутствовало, женщины беспорядочно вступали в половые отношения со всеми мужчинами, бывшими на острове. Жизнь этого деградированного и развратного племени ни как не могла объяснить тех находок, которые обнаружила экспедиция. Там были обнаружены прекрасно сделанные отполированные фигурки людей из дерева казуарина, говорящие о высоком мастерстве, изготовившего их мастера. Но главное, что поразило Кука были статуи. И действительно эти сооружения поражают и поражали любого. Они представляют собой изображения человека до плеч, сделанное из камня с вытянутым лицом, длинным носом, глубокими глазницами с длинными или слегка обозначенными ушами. Статуи почти точно копируют одна другую. Их высота колеблется от 2 до 20 метров, составляя в среднем 6. Вес их в среднем насчитывает до 20 тонн, а некоторых 90! Стоят эти статуи (островитяне их называют моаи) на каменных платформах — аху. На головах некоторых из них надеты «шапки», сделанные из красного камня [4]. Число этих колоссальных статуй доходило до шестисот. Исследовав остров Форстер пишет: «Что касается громадных изваяний, которые здесь встречаются так часто и сооружение которых явно не по силам нынешним обитателям острова, то вполне можно считать их остатками былых, лучших времен. Ибо число жителей на всем острове, по самым точным нашим подсчетам, не могло превышать 700 человек, и эти люди способны были добывать только самое необходимое для поддержания своего жалкого существования. У них нет никаких инструментов, нет даже крова и самой необходимой одежды. Голод и нужда слишком преследуют их, чтобы они могли помыслить о сооружении таких изваяний, для сооружения которых понадобилась бы вся их жизнь, а для установки объединенные усилия всего народа… не встречали мы и свежих каменных осколков или незаконченных статуй, кои можно было бы счесть за работу теперешних обитателей острова. Представляется вероятным, что когда-то здесь жило население гораздо более многочисленное, более зажиточное и счастливое; во всяком случае, оно имело достаточно времени, чтобы удовлетворить тщеславие своих принцев, увековечивая их памятники. Это предположение в известной мере подтверждалось местами посадок, которые встречались местами на вершинах гор. Впрочем трудно сказать, по каким причинам народ мог сделать такой шаг назад в отношении как численности, так и благосостояния» [5]. После этого на остров Пасхи стремилось зайти каждое проходящее судно, чтобы своими собственными глазами увидеть этот одичавший народ и гигантские статуи. В числе которых были и русские суда: 1804 год — капитан Ю.Ф. Лисянский; 1816 год — О.Е. Коцебу; 1871 год — Н.Н. Миклухо-Маклай. Начинается изучение этнографии, истории, антропологии, геологии острова. Среди многих ученых, занимавшихся этой проблемой необходимо упомянуть Гаспра Зумба и Теодую Эсколано (1868 год) обративших внимание на дощечки с письменами, как потом выяснилось с древними письменами жителей острова! (подробнее см. ниже). Адольфа Пинара (1877 год), давшего петрографическое описание острова, Александра Салмона (1879) собравшего фольклор островитян, дополненный В. Кнохе (1911 год). С 1915 года начинаются археологические раскопки на острове. 1915 год — английская экспедиция К.С. Раутледжа; 1934 год — франко-бельгийская А. Мегро; 1955 — норвежская Т. Хейердала. 1962 — американская; 1975 год — испанская. После долгих исследований ученые так и не пришли к однозначным выводам. Однако, в целом схема истории острова Пасхи, с которой согласны подавляющее большинство исследователей представляется следующим образом. Она делится на три основных периода: Первый с 385 г. х. э. время заселения острова первыми людьми до XII века — времени прибытия на остров некоего вождя Хоту Матуа. Второй с XII века по (1680 или 1780 гг. х. э.). И третий с 1680 (1780) по настоящее время. Население острова Пасхи было весьма пестрым. Еще Роггевен писал: «Цвет кожи у них коричневый, по оттенку напоминающий испанцев, однако среди них встречаются некоторые более темных тонов, иные совершенно белые, а также иногда красноватого оттенка, словно сильно обгорели на солнце». Обитали на острове и совершенно белые люди, которых видели и в середине XX века [6]. Современное туземное население является безусловно полинезийским. Однако ряд исследований позволяет говорить о возможности того, что на острове существовали когда-то различные расы. Кто были первыми поселенцами на острове неизвестно. Одни видят их в египтянах, другие в индусах, финикийцах, американских индейцах или даже в греках. Так же остается открытым вопрос присутствия на острове белых людей. Когда и откуда они пришли на остров. Как бы то ни было на острове существовало два соперничавших между собой народа ханау момоко (короткоухие) и ханау еепе (длинноухие), прибывших сюда в разное время и имевших определенные расовые особенности, но происходящие в основном от общего корня — сыновей Хама (заселивших, как Полинезию, так и американский континент). Эти два народа объединяли двадцать племен, разделенных в свою очередь на роды. Во главе острова стояло племя миру, из среды которого выбирался король, ведущий свое происхождение от Хоту Матуа. Особа короля была полубожественной. Он совмещал в своих руках и религиозную и политическую власть. Все население острова делилось на касты: вождей, жрецов, воинов, художников, ремесленников [7]. В государстве существовала письменность, носящая иероглифический характер и сохранившаяся на дощечках «кохау ронгоронго» [8]. Несмотря на многочисленные попытки ученых со всего мира расшифровать эти древнейшие письмена пока их содержание остается неизвестным. Однако уже сам факт наличия сложной структуры письменности говорит о весьма высоком уровне развития общества. Периодом расцвета был второй период истории общества. Именно тогда воздвигаются громадные статуи, символизирующие богов и правителей. Платформы аху на которых они стояли содержали в себе, в специально выдолбленных нишах остатки людей (видимо вождей). Тогда же существовал и религиозный центр этого государства — Оронго, расположенный на юго-западной оконечности острова, возле кратера вулкана Рано-Као и представляющий собой систему пещер, с богатейшей коллекцией наскальных рисунков, изображающих богов, лодки, петроглифы, события из истории острова. Главным богом островитян был Макемаке, в обряде которого видное место занимал ритуал человека-птицы. Сохранилось его описание, но значение и смысл остаются до конца не изученными. В ходе экспедиции Тура Хейердала было показано, что не только люди, но и природа деградировала на острове. В настоящее время остров Пасхи представляет собой голую землю, какой она предстала и перед первыми европейцами. Поэтому и было принято думать, что так было всегда и путешественники только удивлялись откуда на острове есть изделия высокого художественного мастерства и изготовленные из дерева. Археологические исследования норвежцев развенчали это неверное представление об отсутствии всегда на острове растительности. Руководитель экспедиции Тур Хейердал пишет: «Взятые нами на острове восьмиметровые колонки с пыльцой, которая поддается вполне четкому определению, позволяют проследить, как постепенно исчезала первичная растительность. Вокруг открытых древних кратерных озер еще росли деревья, когда здесь неожиданно появился американский пресноводный Polygonum amphibium. С той поры в отложениях появляются зольные частицы и быстро оскудевает первичная растительность. Зольные частицы — скорее всего след лесных пожаров. Виновниками пожаров, видимо, были первопоселенцы. Население росло, людям нужна была земля для жилищ и огородов, а потом, возможно началось и намеренное уничтожение леса во время войн. Это опустошение было довольно основательным, во всяком случае в верхних слоях следы первичной растительности исчезают; голым островом постепенно завладевают травы и папоротники». Сегодня доказано, что еще несколько веков назад остров Пасхи обладал пышной растительностью, не уступающей Гавайям или Маркизским островам [9]. В XVII или XVIII веке на острове вспыхивает страшная война между длинноухими и короткоухими. В результате которой длинноухие, — строители гигантских статуй были побеждены короткоухими, которые их почти всех спалили в огромном рве в два километра длиной. После этого наступает окончательный период глубочайшего упадка и регресса. Как видим история острова содержит массу загадок (причем прекрасные книги Т. Хейердала, претендуя на универсальность, не объясняют полностью ни одну из них). Его гипотеза американского происхождения жителей острова имеет ряд очень серьезных возражений. Довольно большие расхождения имеет и историческая хронология острова. Но для нашего исследования вопросы точных датировок и деталей языка не имеют принципиального значения. Мы исследуем взаимосвязь между религией, отношением к Богу и Его закону различных народов и их судьбой. И в этом отношении история острова Пасхи, вне зависимости от того, когда произошла последняя страшная война между длинноухими и короткоухими в 1680 или 1780 г. х. э., дает ряд важных выводов. Первое, создание высокой науки и культуры еще не является гарантией счастливого существования общества. Без нравственных ценностей цивилизация обречена на смерть. Жители острова Пасхи создали письменность, строили прекрасные суда, воздвигали величественные постройки, но веры в Бога и следования Его закону у них не было. Они жили ведомые похотью своих очей. Разврат и жестокость отличают их историю. Второе. Книга Притчей содержит прекрасный стих, объясняющий как нельзя лучше причину всех гражданских войн, начиная от войны между длинноухими и короткоухими и заканчивая Гражданской войной в нашей стране 1918-1920 гг. «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна» (Прит. 28:2). Итак, отступление от Божьего Закона приводит к неразберихе в стране, ее распаду и внутренним войнам. Третье. Попрание Божьего Закона приводит не только к войнам, разрухе и деградации человека, но и осквернению природы, ее уничтожению «и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней» (Лев. 18:25). В наши дни мы сталкиваемся с той же проблемой: высочайший научный уровень развития общества сопровождается страшным моральным упадком и экологическим кризисом. Кровью древних жителей очищена земля острова Пасхи, жители которой убивали и мучили друг друга. Не повторяется ли это и сегодня. Четвертое. Громадные истуканы острова Пасхи были символом человеческой гордости и могущества, не признающих авторитет Бога. И эти статуи были низвержены, как низвергается рано или поздно все восстающее против Господа. Часто мы в своей жизни строим сами себе подобные статуи — собственной значимости, положения, красоты, ума. Но давайте будем помнить, что их будет ждать тот же страшный конец, что и исполинов с далекого и в то же самое время очень близкого, как оказалось по духу острова Пасхи, чья зловещая история так не отвечает столь прекрасному названию.

Примечания

[1] Ланге. Указ. Соч., с. 146-147

[2] Форстер. Указ. Соч., с. 245

[3] Там же, с. 257

[4] Атлас чудес света. Указ. Соч., с. 147

[5] Форстер. Указ. Соч., с. 259

[6] Кренделев, Кондратов. Указ. Соч., с. 13-14

[7] Народы Австралии и Океании, М, 1956, с. 666

[8] Пучков. Указ. Соч., с. 239-240

[9] Кренделев, Кондратов. Указ. Соч., с. 73