Глава 24: Последствия употребления алкоголя

Елена Уайт много дискуссировала о весьма печальных последствиях употребления алкогольных напитков на личность, семью и общество в целом. В виду факта, что некоторые

из этих аспектов будут затронуты в следующем разделе, мы ограничимся здесь кратким итогом ее комментариев.

Алкоголь и личность

Влияние на разум. Елена Уайт неоднократно подчеркнутым образом говорит о неблагоприятном влиянии алкоголя на разум. Ее интерес надлежащим образом исходит из факта, что все, что ослабляет ум, также уменьшает нашу способность действовать, как разумных, моральных и духовных существ. Некоторые из возражений, которые она употребила, чтобы описать влияние алкоголя на ум, следующие: «Восприимчивость мозга притупляется, разум уже более не управляет человеком, ибо принесен в жертву плотским желаниям» /СПП, 755 абз./. «Вино, которое они пьют, ослабляет память. Они уподобляются престарелым личностям. Когда требуется, мозгу же не в состоянии воспроизводить свои богатые сокровища» /Возд. 36 стр./. «Алкоголь похищает у людей их силы разума» /Возд. 187/. «Нервная система расстроена» /Возд. 93 стр./. «Свободное употребление вина омрачает разум» /Возд. 50/. «Вино влияет на интеллект — помрачает сознание» /Возд. 92/.

Этими простыми заявлениями подчеркивается общеизвестная истина, что алкоголь ослабляет рефлекторные функции мозга, уменьшая, таким образом, способность личности принимать ответственные решения. Современные исследования в достаточной мере показали, что алкоголь наиболее опасным образом влияет на мозг. Общеизвестный факт, что алкоголь поражает клетки в различных частях мозга и нарушает связь между нервными клетками. Все это ослабляет силу разума, зрение и слуха. /271 стр. ориг./

Влияние на мораль

Влияние алкоголя на разум тесно связано с влиянием на моральную сторону и зависит от него. Ослабляя мыслительные функции мозга, алкоголь притупляет моральную чувствительность и сдержанность личности. Елена Уайт выражает эту истину в различных путях. Говоря о пьющих спиртные напитки, она заявляет: «Их умственные способности поражены, моральные силы ослаблены, их чувствительность притуплена, и они не осознают требований Бога и неба; вечные истины не имеют для них никакой цены. Библия говорит, что пьяницы не наследуют Царствия Божьего» /СЦ. 4,30/. И снова она говорит, что когда склонность к спиртных напиткам развивается и увеличивается, «сатана сохраняет ум в лихорадочном беспокойстве, и бедная жертва, мнящая себя в полной безопасности, продолжает идти все дальше, пока, наконец, не переходит границ, где каждый принцип приносится в жертву. Наиболее сильные решения отменяются, вечные интересы слишком ослаблены, чтобы удержать извращенный вкус под контролем разума. Некоторые в действительности никогда не бывают пьяными, но всегда находятся под влиянием спиртных напитков» /Возд. 93/.

Большинство серьезных моральных последствий от употребления алкогольных напитков — это их способность ослабить моральную сдержанность и таким образом уменьшить любые существенные ограничения. И, в конце концов, это может привести личность к совершению неожиданных греховных действий. Елена Уайт, подчеркивая эту опасность, говорит: «Безнравственность, прелюбодеяние, всевозможные пороки являются результатом угождения влечению к вину и /алкогольному/ сидру» /СПП, 755 абз./. Далее она говорит: «Человек, считающий себя религиозными в то же время любящий эти возбуждающие напитки и привыкший употреблять их, никогда не будет возрастать в благодати. Он становится грубым и похотливым; низменные наклонности берут в нем верх над высшими силами разума, и он уже не лелеет в душе добродетель» /СПП, 755 абз/.

Влияние на физическое здоровье

Елена Уайт пространно и подробно рассуждает над различными влияниями алкоголя на тело, не пользуясь современными медицинскими исследованиями. Она говорит, что среди других факторов, алкоголь «портит кровь» /СЦ. 4е30/, наносит вред «органам пищеварения и разуму» /Советы здоровья, 463/, разрушает «нервную систему» /Возд. 93, 278/, ослабляет способность тела «сопротивляться болезням» /Медицинское служ. 11/, «губительно влияет на желудок» /СПП, 411/, причиняет «умственное и физическое вырождение» /Возд. 174/, и «вызывает всякого рода болезни» /СЦ. 4,30/.

Елена Уайт самым простым, не специальным языком изложила более столетие тому назад, что в точности подтвердили современные медицинские исследования. В следующем

разделе мы увидим краткий отчет о влиянии алкоголя на печень, мозг, желудок, сердце и воспроизводительную систему. /272 стр ориг./

2. АЛКОГОЛЬ И СЕМЬЯ

Семья лишается самого необходимого. Елена Уайт поддерживает, что употребления алкоголя наносит тяжелый урон не только отдельной личности, но также влияет на его /ее/ семью. Она пишет: «В результате потребления этих ядов тысячи семей лишаются удобств и даже того элементарного, что просто необходимо для жизни; акты насилия и преступления умножаются, а болезни и смерть загоняют в могилы множество жертв алкоголя. /Служ. Ев. 386/. И снова она пишет: «Посмотрите на дом пьяницы. Отметьте нищенскую бедность, несчастье, невыразимое горе, которое царствует здесь. Посмотрите на однажды счастливую жену, убегающую от своего маньяка-мужа… День за днем из уст жены пьяницы и детей к небу возносится агонизирующий вопль» /Возд. 31 стр./.

Дети пренебрежены

Среди невинных жертв алкоголя находятся дети. Часто они страдают от плохого обращения и небрежности не только отца, но и матери. Елена Уайт с печалью отмечает: «Все больше и больше женщины привыкают к употреблению спиртных напитков. Во многих семьях маленькие дети, даже невинные и беспомощные младенцы, находятся ежедневно в большой опасности из-за небрежности, плохого обращения и низости пьющих матерей. Сыновья и дочери вырастают под сенью этого ужасного порока. Что предвещает им будущее, кроме того, что они опустятся ниже своих родителей?» /СИ, 339/.

Насилие в семье

Печальное влияние алкоголя в том, что он устраняет ограничения, управляющие поведением и, таким образом, у пьяницы все больше проявляется склонность к насилию. Елена Уайт рассматривает это действие как выражение насилия сатаны: «Таким образом, он /сатана/ действует, когда соблазняет людей продать душу за спиртные напитки. Он овладевает телом, умом и душой и это уже действует не человек, а сатана. В этом случае жестокость сатаны выражается в том, когда пьяница поднимает свою руку, чтобы бить жену, которую обещал любить и лелеять до конца своей жизни. Дела пьяницы являются выражением насилия сатаны» /Медиц. служ. 114/.

З. АЛКОГОЛЬ И ОБЩЕСТВО

В своих трудах Елена Уайт проявляет особый интерес к влиянию алкоголя на общество, выражая его в терминах преступления, экономической стоимости, несчастных случаев, здоровья Общества и ответственности руководства. Далее будут приведены ее комментарии о влиянии алкоголя на каждую их этих сфер. / 273 стр. ориг./

Побудительные причины преступлений

Преступления, что касается их причин, тесно связаны с употреблением алкоголя. Елена Уайт говорит, что под влиянием алкоголя «ум парализуется, сознание помрачается, животные страсти разжигаются и как результат — совершаются самые ужасные преступления» /СЦ, 3,561/.Описывая результаты пьянства, она говорит: «В результате употребления спиртных напитков совершаются ужасные убийства. Как часто обнаруживается, что воровство, поджоги и убийства совершаются под влиянием выпитого алкоголя. Однако, проклятие алкоголя узаконено и он действует несметным, неисчислимым образом, неся гибель в руках тех, которые губят не только себя, но и всю свою семью» /Возд. 24/.

Экономическая проблема

Экономическая цена алкоголя для общества измеряется не только деньгами, но также в терминах его нищеты, болезней и деградации. На эти последствия Елена Уайт ссылается особым образом: «Ежегодно потребляются миллионы литров опьяняющих напитков. Миллионы средств тратятся, чтобы приобрести несчастья, бедность, болезни, деградацию, похоти, преступления и смерть. Ради прибыли производители спиртных напитков порабощают свои жертвы, в которых разлагается и уничтожается их разум и тело. Они навлекают на семью пьяницы бедность и несчастье» /Возд. 28/.

В нашем обществе может произойти коренное изменение, если деньги, потраченные на опьяняющие напитки, будут употреблены на учреждение школ, насыщение голодных и поддержку миссий. Она пишет: «Вопль голодающих миллионов в нашем мире мог бы вскоре утихнуть, если бы деньги, попадающие в карманы продавцов спиртного, были истрачены для

облегчения нужд страдающего человечества» /Возд. 29/. «Помыслите о тысячах и миллионах долларов, вложенных в алкогольные напитки, которые сделали человека подобным животному и уничтожили его разум… Все эти истраченные деньги могли бы совершить невыразимое благо, если бы были употреблены на поддержку миссий в темных местах нашего мира. Бога обкрадывают в том, что по праву принадлежит Ему» /Возд. 29 стр./

Причина несчастных случаев

Автомобили не были известны в течение большей части жизни Е. Уайт. «Несчастные случаи на транспорте» в ее дни включает преимущественно железнодорожные, морские и океанские катастрофы. Ссылаясь на них, она писала: «Как много ужасных случаев встречается из-за влияния алкоголя… Сколько этого ужасного опьяняющего напитка человек может употребить и быть безопасным, соприкасаясь с жизнью людей? Он может быть безопасным, только воздерживаясь от алкоголя. Его ум не должен быть расстроен употреблением спиртных напитков /Возд. 36 стр./.

Бог возлагает на пьяницу ответственность за все действия, которые он совершает, — отмечает Елена Уайт: «Должны ли люди, которые управляют большими океанскими лайнерами, железнодорожным транспортом, быть строго воздержанными людьми?

/274 стр. ориг./. Свободен ли их ум от влияния алкоголя? Если нет, тогда случаи, встречающиеся во время их управления транспортом, будут вменены им в преступление Богом небесным, Чьей собственностью являются потерпевшие мужчины и женщины» /Возд. 35/.

Проблема общественного здоровья и ответственность

Елена Уайт также отмечала влияние алкоголя на общественное здоровье, — каким образом он влияет на различные общественные классы и профессии. Она писала: «Среди жертв невоздержания есть представители всех классов общества и всех профессий. Люди, занимающие высокие посты, обладающие выдающимися талантами, достигшие успехов, предаются потворству своего аппетита до тех пор, пока не становятся совершенно не способными противостоять искушению. Некоторые из них, кто когда-то был богат, теперь лишились дома, друзей и совершенно одиноки в своих страданиях, нищете, болезни и нравственном вырождении. Они потеряли самообладание. Если не протянуть им руку помощи, они опустятся на самое дно жизни, откуда нет возврата. У таких людей потакание своим слабостям — не только нравственный порок, но и физическая болезнь» /СИ, 172/.

Не в двусмысленных выражениях Елены Уайт представила законодателей и производителей спиртных напитков ответственными за страдания и несчастья, причиненные торговлей алкоголем. О первых она сказала: «Не правители ли земли преимущественно ответственны за усугубляющиеся преступления, современное смертоносное зло, как результат торговли спиртными напитками? Разве это не их обязанности, не в их силе устранить это смертоносное зло?… Узаконив продажу спиртных напитков, закон дает свое одобрение к падению и отказывается остановить торговлю, которая наводнила мир злом. Обратят ли на это внимание законодатели или нет, — все это подвергает опасности человеческую жизнь, физические и умственные силы, — и все это неизбежно. Разве необходимо уничтожать человеческую жизнь?» /Возд. 38-39/.

Ответственность за общественные проблемы, причиненные алкоголем, падает также на производителей спиртных напитков, ибо Елена Уайт говорит: Не имеет никакого значения — получил ли он разрешение законом страны или не продавать ядовитые напитки своим соседям, — в свете неба он ответственен за деградацию души, которая была искуплена Христом… Продавец рома будет держать ответственность за несчастье, внесенное в дома тех, которые стали слабыми морально, и пали через искушение, предавшись алкогольным напиткам. Они будут обвинены за бедность, страдания, безнадежность, — как несчастье мира из-за продажи спиртных напитков. Они будут отвечать за горе и нужду матерей и детей, страдающих не имея пищи, одежды и крова, которые умерли без надежды и радости» /Возд. 40-41/.

Ответственность руководителей общества

Религиозные и гражданские руководители в особом смысле призваны жить умеренно, воздерживаясь от опьяняющих веществ, принимая это как ответственность, возложенную на них. /275 стр. ориг./. Относительно служителей Елена Уайт писала: «Все, что в питании или питье дисквалифицирует и приводит к негодности умственные силы для полезной и активной деятельности является отягчающим грехом в свете Божьем. Это в особенном смысле

относится к тем, кто служит на святом месте, кто должен во всякое время быть примером для народа и быть в состоянии надлежащим образом наставлять их /Возд. 45 стр./.

Это же мерило строгого воздержания применимо к гражданским руководителям. Этот довод ясно изложен Еленой Уайт: «Люди, которые вырабатывают законы, чтобы управлять народом, должны выше всех других быть послушными более высоким законам, которые являются основанием всякого правления в народах и семьях. Как Важно, чтобы люди, держащие в своих руках бразды правления, осознавали, что они находятся под более высоким контролем и управлением. Они никогда не смогут это осознать до тех пор, пока их умы будут ослаблены потворством наркотикам и крепким напиткам. Те, кому поручено вырабатывать и исполнять законы, — все их силы должны находиться в активном, бодром действии. Практикуя воздержание во всем, они смогут сохранять ясное различие между святым и обычным и иметь мудрость обходиться с тем справедливо и честно, что Бог предписал древнему Израилю» /Возд. 46-47/. И снова она говорит: «Только люди строгого воздержания и честности должны быть допущены в наши законодательные залы и избраны, чтобы председательствовать в наших судах» /Возд. 47/.

4. ПОМОЩЬ ПРИСТРАСТИВШИМСЯ К АЛКОГОЛЮ И ТАБАКУ

В своих трудах Елена Уайт выражает подлинную заботу и сострадание к пристрастившимся к алкогольным напиткам и табаку. В действительности она предложила различные рекомендации, как помочь таковым. Хотя ее рекомендации не изложены в логической последовательности подобно 12-ти шагам анонимных алкоголиков, — они разумны и своевременны. Порядок пяти рекомендаций, описанных ниже, не обязательно представляют избранную ею последовательность.

Представлять требования закона Божьего

Елены Уайт писала: «В нашей работе для павших требования закона божьего и нужду в верности к Нему необходимо запечатлеть в разуме и сердце. Никогда не показывайте, что в законе отмечено различие между теми, кто служит Богу и теми, кто не служит Ему. Бог есть любовь, но ОН не может извинить упрямое неуважение к Своим заповедям» /Возд. 106/. Уже раньше мы отметили, что Елена Уайт ясно определила употребление алкогольных напитков как «нарушение закона Божьего». Кроме того, она верила, что «основанием всякой постоянной реформы является закон Божий. Мы /276 стр. ориг./ должны в ясном отличительном виде представить необходимость послушания этому закону». /СИ, 129/.

Это означает, что первым шагом в помощи людям, пристрастившимся к алкоголю будет задача: показать им в христианской любви, что их пристрастие к алкоголю не просто плохая привычка или болезнь, а грех, — грех, который Бог, будучи верным и праведным, простит и очистит, если исповедуем его перед Ним /1Иоан.1:9/. Признание этого факта является первым шагом на пути к исправлению, ибо принятие божественной истины имеет убеждающую и реформирующую силу, чтобы влиять на человеческое сердце. Елена Уайт подчеркивала эту мысль, говоря: «Когда люди, потворствующие неверным привычкам и греховным обычаям всецело отдаются силе божественной истины, принимая эту истину к сердцу, — она возродит моральные силы, которые, казалось, были парализованы» /Возд. 108/.

Решимость воздерживаться

После помощи лицам, пристрастившимся к алкоголю, в признании требований закона Божьего, им необходимо бросить вызов — решиться с помощью благодати Божьей воздерживаться от алкогольных напитков. Елена Уайт пишет: «Тех, кто стал жертвой плохих привычек, следует пробуждать к осознанию необходимости самостоятельных усилий. Другие могут прилагать самые серьезные попытки вернуть их к нравственной жизни, при этом благодать Божья будет беспрепятственно изливаться, Христос может умолять, Его ангелы — служить, но все будет напрасно, если эти люди не начнут бороться за себя сами» /СИ, 174/.

Елена Уайт неоднократно подчеркивала жизненно важную роль воли: «Искушаемый нуждается в том, чтобы понять истинное значение силы воли. Это определяющее качество в характере человека — сила решения, сила выбора. Все зависит от правильного направления его воли… Многие катятся навстречу гибели, хотя и намереваются преодолеть свои дурные пристрастия. Все дело в том, что они не подчиняют себя воле Божьей. Они не избирают служение Ему. /СИ, 176/.

Следует отметить, что недавние исследования бросили вызов популярному взгляду об алкоголизме как болезни, которая выводит из строя волю пьяницы, показывая вместо этого, что «пьяница может и должен брать на себя некоторую ответственность за перемену, даже

допуская, что это совершение преступления не приведет к опасным последствиям» /Герберт Фингаретти, «Сильное пьянство» — «Миф алкоголизма как болезни» Издательство Калифорнийского Университета, 1988, стр. 79/. Это исследование вполне подтвердило совет, данный Е. Уайт пристрастившимся к алкоголю.

Убеждать в божественном прощении и силе

Недостаточно побудить пьяницу решить воздерживаться от алкоголя: мы должны также убедить его /ее/ в божественном прощении и помощи. Елена Уайт писала: «Самое первое и наиболее важное дело — смягчить и покорить душу, представив ей Господа нашего Иисуса Христа как взявшего на Себя ее грех, как Спасителя, прощающего грех, то есть, излагая весть Евангелия в такой ясности, как только /277 стр. ориг./ возможно. Когда Дух Святой действует среди нас… души, не приготовленные к пришествию Христа, проникаются сознанием своей греховности… Курильщики жертвуют своим идолом и пьяницы — употреблением алкоголя. Но они не смогли бы поступать так, если бы не ухватились верой за обетования Божьи о прощении своих грехов» /Евангелизм, 264/.

Елена Уайт также подчеркивала необходимость ободрять людей: «Ободряйте людей словом; возносите за них молитвы к Богу. Многие, кого одолело искушение, унижены своими неудачами, и они не думают, что для них тщетно пытаться достичь Бога, но эта мысль возникает по наущению врага. Когда они согрешили и чувствуют, что не могут молится, скажите им, что как раз настало время молиться. Они могут переживать глубокий стыд и глубокое унижение; но когда они исповедуют свои грехи, Тот, Кто верен и праведен, простит их грехи и очистит их от всякой неправды» /СИ, 181-182/.

Личный интерес

Восстановительные программы для алкоголиков подчеркивают важность предусмотреть личную или групповую поддержку для имеющих алкогольную зависимость. Елена Уайт подчеркивала эту же точку зрения, передавая личный опыт: «Мне припомнился случай, когда однажды человек обратился ко мне в собрании. Злоупотребляя крепкими напитками и курением табака, он повредил себе, своему телу и уму — до того расстроил свое здоровье, чт был едва жив. Развратный образ жизни сгорбил его. Также и его одежда вполне согласовалась с его жалким состоянием здоровья. По всему было видно, что он был далек от возможности восстановления и спасения. Но когда я обратилась к нему, побуждая противостоять искушению силой Воскресшего Господа, он с трепетом поднялся и сказал: «Вы проявили ко мне интерес, и я проявил интерес к себе». Шесть месяцев спустя, он пришел ко мне домой. Я не узнала его. Его лицо сияло от радости; глаза были полны слез. Он взял меня за руку и сказал: «Вы, кажется, не узнаете меня, но помните ли вы человека в старом пиджаке, который поднялся в собрании и заявил, что он пытался совершить реформу в своей жизни? Я была крайне изумлена. Он стоял стройно и помолодел, по крайней мере, лет на десять. Возвратившись с того памятного собрания домой, он провел всю ночь в молитве. Это была ночь борьбы, но слава Богу — он вышел победителем» /Возд. 109/.

Наставление в принципах здоровой жизни

Проблема пьянства часто имеет отношение к нездоровым привычкам в питании. Елена Уайт советует: «Тех, кто борется против зависимости от аппетита, следует наставлять в принципах здорового образа жизни, показывая им, что нарушение законов здоровья, поддерживание своего существования искусственными болезненными усилиями и удовлетворении неестественных желаний, закладывает основание для привычки к употреблению спиртных напитков. Только руководствуясь принципами /278 стр. ориг./ здоровья, они получат надежду на освобождение от пристрастия к неестественным возбудителям. Поскольку только божественная сила способна разбить оковы аппетита, им необходимо сотрудничать с Богом, исполняя Его волю и соблюдая Его законы, как нравственный, так и физический» /СИ, 176-177/.

Упомянутые выше рекомендации являются скорее лишь некоторыми характерными образцами, чем исчерпывающими советами Елены Уайт — как помочь находящимся в алкогольной зависимости. Читателей, проявляющих большой интерес к этому вопросу, советуем прочитать главу из книги «Служение исцеления» — «Работа с невоздержанными».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше изучение показало, что для Елены Уайт весть о воздержании была фундаментальной частью Евангелия и миссией Церкви христиан АСД. Такая весть побуждает учить людей умеренности в употреблении полезного и воздерживаться от употребления

вредных веществ, таких как алкогольные напитки. Основание для важности воздержания и реформы здоровья заключается в том, эти два фактора были представлены Елены Уайт как библейские принципы, данные Богом, чтобы восстановить Его моральный образ в людях и приготовить святой народ ко Второму пришествию Христа.

Употребление алкогольных напитков может иметь серьезные вредные влияния на личность, семью и общество в целом. Согласно отрицательным влияниям, упомянутым Еленой Уайт, употребляющих алкогольные напитки будут сопровождать плохие умственные, моральные и физические последствия. В умственном отношении — ослабеют мыслительные функции мозга и, следовательно, уменьшится способность принимать ответственные решения. В моральном отношении — алкоголь притупляет моральную чувствительность и ослабляет моральные ограничения делать зло. В физическом отношении — употребление алкогольных напитков производит вредное влияние на мозг, нервную систему, пищеварительные органы, кровеносную систему, и на сопротивляемость по отношению к болезням.

Что касается семьи, Елена Уайт отметила, что употребление алкогольных напитков часто лишает семью самого необходимого, ведет к насилию, плохому обращению и оскорблению детей. Ссылаясь на общество, Елена Уайт находит, что потребление алкоголя является побудительной причиной для преступлений, главной причиной несчастных случаев и вызывает проблемы, касающиеся здоровья общества.

Елена Уайт подчеркивала нашу ответственность как христиан — помогать людям избавиться от алкогольной зависимости. Мы можем это выполнить наилучшим образом, предоставляя им в любви требования закона Божьего; их нужду в решении воздерживаться от алкоголя, убеждая их в божественном прощении и помощи; наставляя их в принципах здоровой жизни и проявляя к ним наш личный интерес и любовь. / 279 стр. ориг./.

Теологические убеждения и практические советы Елены Уайт об употреблении алкогольных напитков по моему убеждению выстоят из-за их библейской согласованности и их практической уместности для нашего времени.

/ 285 стр. ориг./