Библиотека soteria.ru
Вино в Библии
Самуэль Баккиоки
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 19620 Все тексты автора Самуэль Баккиоки
Раздел I: Взгляд на проблему пьянства
/38 стр. ориг./
. . . Вступление
есть лишь немного проблем, которые бы так сильно разделили американское общество в особом смысле и были бы столь разрушительны и пагубны для нашего общества в целом, — как употребление алкогольных напитков. В течение курса американской истории почти каждая демонстрация дискутировала — должны ли христиане пить или не пить алкогольные напитки. И как итог этих дискуссий, было организовано несколько обществ воздержания: в 1826 году Американское общество воздержания; в 1836 году — Американский союз воздержания; в 1869 году — Национальная партия запрещения спиртных напитков сухого закона/; в 1874 году — Женский союз христианского воздержания; и в 1893 году — политически ориентированная Антипивная лига. Эти движения, энергично поддерживаемые несколькими евангелическими церквами в конце концов добились запрещения употребления алкоголя — путем принятия 18 Поправки к Конституции США 16 января 1919 года. Эта поправка запрещала «производить, продавать или распространять» алкогольные напитки.
С аннулированием сухого закона 5 декабря 1993 года, когда была принята 21 поправка к Конституции, уровень пьянства среди американцев начал снова подниматься, неся с собой болезни, бедность, преступление и смерть. Сегодня в Америке употребление алкоголя стало преобладающим. Согласно данным Национального института по употреблению алкоголя и алкоголизму, среди 18 миллионов американцев пьянство является проблемой, и более 10 миллионов страдают от алкоголизма. «Алкоголь является причиной почти половины убийств, самоубийств и случайной смерти в Америке. Вообще алкоголь претендует, по крайней мере, на 100 000 смертных случаев в год, что в 25 раз превышает смерть от применения других незаконных наркотических веществ» /»Новости США и всемирный отчет» 30ноября 1987г., стр. 56/.
Глава 1: Христианская ответственность
Христианские церкви несут некоторую долю ответственности за ужасающую проблему пьянства в наше время, ибо через их взгляды, учения и проповеди они в состоянии повлиять на моральные ценности и обычаи общества даже в большей степени, чем любое другое учреждение. То, что пасторы проповедуют со своих кафедр или чему в субботней или воскресной школе учат учителя в своих классах относительно употребления алкоголя, — в большей степени решает, какую позицию займет каждый член церкви в употреблении алкогольных напитков. /39 стр. ориг./
Те, которые учат, что умеренное употребление алкоголя является христианской свободой, санкционированной Священным Писанием, не осознают, умеренность является первым шагом к неумеренности. Прежде всего, из-за того, что употребление алкоголя является привычкой, формирующей наркотическую зависимость и во-вторых, что даже умеренное употребление алкоголя уменьшает нашу способность к суждению и самообладанию.
В своей книге «Бог есть и для алкоголиков» Джерри Данн, авторитет по отношениям к алкоголикам, рассказывает историю о человеке, который приходил шатающимся в его «Открытую Дверь Миссии» для алкоголиков в Омахе, штат Небраска, помахивая пальцем в его лицу и говоря: «Джерри! Я имею право пить! Об этом говорит Библия! Я бросаю вам вызов, — покажите мне, где в Библии сказано, что я не могу пить» /Джерри Данн «Бог есть и для алкоголиков», Чикаго, 1896 год, 87 стр./.
Движение воздержания
История движения воздержания в Америке отмечает, что делу всеобщего воздержания содействовали своим энтузиазмом те евангелические церкви, которые стояли за всеобщее воздержание. Это были христиане баптисты, методисты, конгрегационалисты, пресвитериане новой школы, Адвентистов седьмого дня. Их пылкое вдохновение было вызвано убеждение, что Священные Писания скорее учат воздержанию от опьяняющих наркотиков, чем умеренному их употреблению. Другие церкви, которые не разделяли такого убеждения — епископальная, лютеранская, германская реформированная, пресвитерианская — старая школа, — были, как заметил Джон Миррилл в своей статье «Библия и американские движения воздержания», — «с энтузиазмом отозвались о движении воздержания» /»Гарвардское теологическое обозрение», апрель 1988 г. 165 стр/.
Увеличение употребления чистого алкоголя на одну душу от менее чем 5,5 литра в период сухого закона до почти 17 литров на человека в год — может быть хорошим свидетельством упадка движения воздержания, — здесь приведен опыт одного и того же периода времени. На такой упадок повлияло постепенное оставления большинством церквей их веры во всеобщее воздержание, как библейское учение, — по крайней мере, — на практике.
Библейский критицизм
Важный фактор, который побудил большинство церквей оставить их библейскую позицию относительно всеобщего воздержания, — заключался во всевозрастающем влиянии библейского критицизма, который ослабил убеждение, как в отношении авторитета Священного Писания, так и относительно личности Христа. Священное Писание стало преподноситься, говоря словами Джона Л. Меррилла, как «продукт его собственного культурного окружения» и, следовательно, его учения об употреблении алкоголя рассматривались как менее важные, чем современный прогресс и восприятия» /Джон Л. Меррилл, 166/.
/40 стр. ориг/
Личность Христа
Понимание личности Христа также было ослаблено, приписывая Его ограничения человеческого познания. Утверждали, что Христос пил переброженное вино, из-за того, что Он не понимал его вредных влияний. Один из писателей сказал следующее: «Ограничения человеческих познаний Христа были такими, что Он не мог знать /как мы знаем/ полного и абсолютного вреда всех наркотиков, содержащих алкоголь. В этом сущность дела — мы следуем Ему скорее в духе, чем по букве» /Джон Коуп МикКим «Запрет вопреки христианству», «Северо-Американский Ревью» 208, весна 1916 г./ Тотже самый аргумент был подчеркнут в 1830 году Гарретом Смитом, который заявлял, что Иисус пил вино просто из-за недостатка «лучшего познания нашего времени»/.
Удивительно, как могла личность поклоняться Христу, как божественному Сыну Божьему. Рассматривая Его как невежественного относительно опасности алкогольных напитков? Кроме того, могли ли познания Христа быть такими ограниченными, чтобы Он пренебрегал ветхозаветными предостережениями против алкогольных напитков, как Прит. 20:1; 31:4-5; Лев.10:8-11; Аввак.2:15;2:5; Ис.5:11-12;28:7?
Скорее умеренное употребление, чем воздержание [Е1]
Влияние библейского критицизма можно видеть в движении от полного воздержания к умеренному употреблению алкоголя. Это движение повлияло на те церкви, которые однажды были сильнейшими защитниками воздержания. К примеру, методистская церковь была лидером в реформе воздержания. Однако, сегодня она следует принципу умеренного употребления алкоголя даже среди ее служителей.
Билли Грэхем вызвал большой ажиотаж среди населения США, когда он смотрел сквозь пальцы на позицию президента Картера, который употреблял вино в Белом доме. Но Грэхем при этом говорил: «Я не верю, что Библия учит полному воздержанию… Иисус пил виною Иисус превратил воду в вино на брачном пире. Это не был виноградный сок, как некоторые пытаются объяснить». /Картер восстановит доверие», сказал Грэхем» — Майами Геральд,26 декабря 1976 г., раздел А, стр. 18/. Чтобы успокоить громкий крик со стороны консерваторов, Грэхем прояснил свою позицию, говоря: «Это мое суждение, что из-за опустошающей, разрушительной проблемы алкоголя для Америки лучше для христиан быть вполне воздержанными, исключая только медицинские цели…, раболепный, угодливый паралич алкоголизма подрывает нашу мораль, разрушает наши семьи и отвлекает людей от церкви». /Статья от редактора: «Грэхем рекомендует воздержание скорее по социальным, чем по библейским причинам».
Биологическая или библейская этика?
Подобно Грэхему, многие церковные руководители и богословы сегодня защищают полное воздержание исходя не из библейского основания или морального, что пить
алкогольные напитки является грехом, но из-за их вредных влияний на личное и общественное здоровье. Эти люди руководствуются тем, что можно назвать скорее биологической, чем библейской этикой, то есть своей озабоченностью /41 стр. ориг./ о влиянии алкоголя на человеческую жизнь /Биология — изучение жизни/ скорее, чем своим убеждениям о библейском неодобрении алкогольных напитков.
Эта склонность к проблеме употребления алкоголя получила влиятельный подход среди некоторых Адвентистов седьмого дня. Примером может служить серия из пяти статей о химической зависимости, опубликованных в журнале «Эдвентист Ревью» 29 октября и 5, 12, 19 и 26 ноября 1987 года. Ее авторы рассуждали о проблеме алкогольной зависимости главным образом скорее как болезни, чем греховной проблеме. Лежащее в основе предложение, кажется, заключалось в том, что Адвентистская Церковь должна отходить от взгляда на употребление алкогольных напитков как существенно «преднамеренного греха». Вместо этого взгляд на алкоголизм должен стать скорее медицинской, нежели моральной проблемой.
Моральная или медицинская проблема?
Изменение формы алкоголизма к статусу болезни, которую некоторые люди начали воспринимать в конце 1930 годов, — это понятие стало широко распространяться. Как заявил психолог из Сан-Франциско Павел Гуд: «Если вы назовете ее проблемой, вы не сможете иметь лечебной индустрии» /Цитировано в «Поход на схватку с алкоголизмом», стр. 59/. Он прибавил: «Миллиардно — долларовая индустрия служения алкоголизму подобна болезни» /Там же/. Этот поток денег в лечебные программы — от предпринимателей, страховых компаний и правительств — может быстро высохнуть, если Верховный Суд решит изменить статус алкоголизма как болезни.
Принятие модели алкоголизма как болезни значительно уменьшает моральный аспект алкогольного злоупотребления, понижая его до генетического и /или психологического расстройства. Этой популярной точке зрения теперь брошен вызов такими богословами, как Герберт Фингретти, экспертом по наркотикам в Университете Южной Калифорнии, с которым часто консультируется правительство в юридических случаях, включающих и вопрос алкоголиков. В своей недавно вышедшей книге: «Обременительное пьянство: миф об алкоголизме как болезни» Фингретти на основании нескольких современных медицинских изучений, которыми обычно игнорировали, убедительно доказал, что тяжелое, обременительное пьянство в большинстве случаев является скорее вопросом поведения, морали, нежели медицинской проблемой».
В этом «нет вины» общества.
И не удивительно, когда алкоголизм отнесен к статусу болезни, ясно, что за него личность не отвечает. Это просто другой пример факта, что мы быстро становимся обществом «без вины», обществом, где никто не готов принять на себя ответственность или порицать за все, что он делает. Мы не имеем никакой вины в страховании, никакой вины в разводах, так почему не иметь никакой вины в алкоголизме? /42 стр. ориг./
Ральф Вомер понимающим образом заметил: «алкоголиков нельзя карать за то, что они стали таковыми. Они схватили эту болезнь подобно тому, как желторотые юнцы заражаются сифилисом, корью или свинкой. Бедный человек томился жаждой. Он зашел однажды в бар, где ему предложили болезнетворный напиток, который уничтожил его клетки мозга, разрушил его брак и принес несчастье его семье. Но все это произошло столь невинно. Никто не понес ответственности за случившееся.
«Мы никогда не позволим компаниям продавать напиток, вызывающий заболевание корью, оспой или полиомиелитом, но алкоголь, — здесь совершенно другой подход. Да, различный, ибо мы в действительности не верим, что он содержит болезнетворное средство. При продаже это просто напиток, чтобы утолить жажду. И принести сердцу радость и веселье. Когда потребитель алкоголя становится наркоманом, он приобретает болезнь. Это «шизофреническое» рассуждение позволяет производителям алкоголя продавать свою продукцию без всякой ответственности или укора. Такой же взгляд позволяет уничтожать себя без вины или стыда. Он своего рода «жертва», подобная всем жертвам торнадо, землетрясение или наводнения. Как может он нести ответственность за то, кем он стал? Отнеся алкоголизм к категории болезни, мы освободили алкоголика от вины и всякой ответственности. Это существенно, если мы во всем этом «не имеем вины» общества.
«Когда приготовленный продукт «чистый, как горный поток», когда потребитель становится наркоманом — он жертва ужасной болезни. Таким образом, производитель и потребитель — оба реабилитированы от всякой и ответственности за страдания, которые они причинили» /Ральф Вомер, «Нет вины общества», журнал «Церковь Божьего света», декабрь 1988, 1-2 стр./.
Нужда в моральном убеждении.
Весьма необходимо информировать христиан о вредном влиянии алкогольных напитков на их здоровье, внешний облик, семью и общество. Но будет ли это предусматривать принудительное побуждение, чтобы оставаться или быть воздержанными? Убедит ли христиан простое знание о вредном влиянии алкоголя, чтобы стать вполне воздержанными? В моем понимании — только воспитания недостаточно. Оно делает больше. Оно воспроизводит в человеке не просто биологическую этику, но главным образом, библейскую этику. И только тогда, когда христианин признает, что пьянство не только плохая привычка, которая вредит здоровью, но также нарушает данный Богом принцип, чтобы обеспечить наше здоровье и святость, и что он /или она/ почувствуют побуждение воздержаться от опьяняющих напитков и любых наркотических средств.
Массированное национальное воспитание, касающееся опасности курения сигарет не весьма радикально изменило число курящих. Все еще есть 40 миллионов американцев, которые готовы скорее прокурить свое здоровье, чем оставить эту привычку. Все это говорит о том, что только одной биологической этики недостаточно. Подобным образом, воспитывая людей /43 стр. ориг./ относительно физически-социальных последствий употребления алкоголя, существенно не уменьшит алкогольную проблему, — будь это в церкви или в обществе в целом.
Причиной этому является павшая человеческая природа, описанная апостолом Павлом в следующих словах: «Ибо не понимаю что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю …Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» /Рим. 7:15,24/. Долгий и печальный опыт человечества привел нас к тому, что ради сиюминутных удовольствий люди будут настроены делать то, что, как им известно, приведет к вечному уничтожению, не только их личного благополучия, но также и общества.
Христианский путь свободы.
Христианский путь свободы находится в поиске — скорее служить Богу, чем служить себе, в поиске, чтобы знать и исполнять волю Божью скорее, чем удовлетворять и сохранять наш стиль жизни. Наша нынешняя жизнь бессмысленна и недостойна существования до тех пор, пока мы не найдем ее значения и исполнения в Боге. Благая весть Библии в том, что Бог предусмотрел нам путь, что значение и исполнение смысла жизни — в Нем. Принимая Его прощение за наши прошлые грехи и Его силу, чтобы в настоящее время согласно принципам Его Слова. Согласно объяснению апостола Павла, это была цель пришествия Христа в наш мир «в подобии плоти греховной, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, а по духу» /Рим. 8:3-4/.
Все это означает, что наше христианское положение относительно употребления алкоголя должно быть сформировано не просто на основании биологической этики, а на основании библейской этики. Наше убеждение должно быть укоренено не только на отрицательных эффектах употребления алкоголя — согласно физических и социальных аспектов жизни, но также и на положительных принципах и увещаниях относительно пьянства, данных нам Богом в Его Слове. Определение нашего христианского положения относительно употребления алкоголя должно начаться с выслушивания того, что говорят нам научные исследования относительно влияния алкоголя.