Библиотека soteria.ru
Вино в Библии
Самуэль Баккиоки
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 19619 Все тексты автора Самуэль Баккиоки
Раздел III: «Вино» в библейской перспективе
/78стр. ориг./.
Вступление
Библия, кажется, говорит о вине в противоречивом смысле. С одной стороны, она безоговорочно не одобряет употребление вина /Лев. 10:8-11; Суд. 13:3-4; Прит. 31:4-5, 23:31,20:1; Аввак. 2:5; IТим. 3:2-3/ и в то же время, с другой стороны, искренно одобряет вино как божественное благословение для наслаждения народу / Быт. 27:28, 49:10-12; Пс. 103:14-15; Ис. 55:1; Амос9:13; Иоан. 2:11-12/.
Решение для этого очевидного противоречия, как оно уже было изложено в разделе I, не заключается в количестве выпитого вина, ибо как станет явным в этом разделе, — Священные Писания как осуждают, так и рекомендуют само вино, независимо от количества употребления. Решение не может быть обнаружено в обозрении положительных ссылок на вино, как божественную уступку, скорее, чем божественное одобрение, ибо как мы увидим в этом разделе, вино часто представлено как божественное благословение для наслаждения людям.
Наш тезис — решение найдено в двойственном значении еврейского слова «яин» и греческого «ойнос», — термины которые переводятся одним словом «вино», но которые могут ссылаться на переброженный виноградный сок или на броженое вино. Признание этого двойственного употребления предусматривает ключ для идеи, что Библия одобряет непереброженный виноградный сок и не одобряет броженне, опьяняющее вино.
Чтобы удостовериться в надежности этого тезиса, мы показали в предыдущем разделе историческое употребление четырех родственных слов: английского «винеу», латинского «винум», греческого «ойнос» и еврейского «яин». Показана удивительная совместимость в историческом употреблении этих родственных слов, все они употреблялись, чтобы указать на виноградный сок — броженый или неброженный.
Цель третьего раздела.
Этот раздел основывается на заключении, достигнутом в предыдущем разделе, — посредством исследования причин для библейского одобрения и неодобрения вина. Это исследование будет служить для дальнейшего прояснения отличия, какое Библия делает между броженым и неброженным вином.
Этот раздел подразделяется на две главы. Пятая глава исследует библейское одобрение вина, а шестая — ее неодобрение. Метод, который мы будем исследовать, чтобы решить, какое «вино» одобряется, а какое — осуждается — будет определяться контекстом каждой ссылки. Только в том случае, когда контекст ясно отмечает, что упомянутый напиток ссылается на непереброженный виноградный сок, мы примем «виноградный сок», как законное значение еврейского или греческого слова, примененного для слова «вино». /79 стр. ориг./
Глава 5: Библейское одобрение непереброженного вина
Центральное значение виноградника. Виноградник с его продуктами — виноградом и вином — был жизненно важным в библейской экономике и теологии. Достаточно взглянуть в симфонию, чтобы признать этот факт. Слово «виноградник» встречается 94 раза в Ветхом Завете и 23 раза в Новом Завете. Слово «вино» — 54 раза в Ветхом Завете и 9 раз в Новом Завете. Слово «виноград» — 18 раз в Ветхом Завете и три раза в Новом Завете. Слово «вино» — «яин» — 141 раз в Ветхом Завете и слово «ойнос» — 30 раз в Новом Завете.
Эти многочисленные ссылки сами по себе подчеркивают огромную важность виноградной лозы и особенно ее продукта — вина; слово, которое встречается много больше, чем слова «виноградник», «виноградная лоза», или «гроздь винограда». Виноградник с его вином составляют как материал, так и духовные благословения, которые Бог избрал, ятобы благословлять Свой послушный народ.
«ВИНО», КАК СИМВОЛ БОЖЕСТВЕННОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ.
Исаак благословляет Иакова. Наиболее ранний пример употребления «вина», как символа божественного благословения — находим в Быт. 27:28, где Исаак благословляет Иакова, говоря: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина /тирош/». В этом патриаршем благословении материальное благосостояние / «от тука земли»/, особенно определяется фразой «множеством хлеба и вина». Слова «хлеба» и «вина» — в еврейском языке «даган» и «тирош», оба эти употреблены не для того, чтобы определить конечный продукт, то есть хлеб и вино, но в действительности растущие на поле хлеба и виноград.
Часто употребляются совместно тирош /»вино»/ вместе с даган /»хлеб»/ и итзгар /»свежевыбитый елей»/ /Смотри, к примеру, Ос. «2:8, 22; Неем. 5:11, 10:39, 13:5,12; Втор. 7:13. 11:14, 12:17, 14:23, 18:4, 28:51; 2Пар. 31:5, 32:28/. Совместное употребление этих трех слов, как убедительно показывает в своей диссертации Роберт Тичоут, что эти три слова «ссылаются на продукты, которые были вымолочены или выжаты» /Роберт Тичоут «Употребление вина в Ветхом Завете», 1979 г., стр. 195/. Слово «тирош» в особенности ясно ссылается во множестве примеров на выжатый виноградный сок. /К примеру: Ис 65:8; Прит. 3:9-10; Иоиль 2:23-24; Неем. 10:37; Втор. 33:28; Ис. 36:17, 62:8/.
В Михея 6:15 Бог провозгласил Свои суды на Свой ошибающийся народ, говоря: «Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки — и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок /тирош/, а вина /яин/ пить не будешь». Здесь «тирош» /виноград/ ясно помещен в приложении к яин /»вино»/, точно так же, как оливки /заитг/ помещены
/80 стр. ориг./ в приложении к «елею» /шемен/. Поэтическая последовательность и общий смысл требуют, чтобы тирош рассматривать как солидную сущность, виноградные гроздья, которые лишь после давления отдают от себя «вино» /яин/.
Эти наблюдения должны прояснить, почему «вино» /тирош/ является ключевым аспектом материальных благословений, обещанных Иакову, а именно, благословенный непереброженный виноградный сок, а не броженое, опьяняющее вино. Это исследование объясняет, почему из самого первого упоминания тирош /»вино»/ в Быт. 27:28 и до самого последнего в Зах. 9:17, это слово последовательно употребляется, выражая Божьи благословения для Его народа.
Моисей благословляет Израиля.
Подобный пример тирош / «виноградный сок»/ находим в благословении Моисея, произнесенном прежде его смерти над всей нацией: «Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит перед собою землю обильную хлебом и вином /тирош/ и небеса Его каплют росу» /Втор. 33:28/. Здесь материальное благосостояние предоставлено изобильным урожаем хлеба и виноградного сока /тирош/. Определение «новое вино» опущено в большинстве английских переводов, таким образом неправильно информируя читателей Библии, вводя их в заблуждение, что переброженное вино является обещанным Божьим благословением для Его народа.
Иаков благословляет Иуду. Патриаршее благословение Иакова, данное Иуде, предлагает другой пример непереброженного вина /яин/, употребленного как символ материального благосостояния. Иаков сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не прейдет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине /яин/ одежду свою в крови гроздов /дам анабин/». /Быт. 49:10-11/.
Параллелизм между смытием «одежд в вине» и «в крови гроздов одеяние свое», подчеркивает, что «вино» /яин/ здесь ссылается на виноградный сок, который поэтически назван также «кровь гроздов». Посредством этого образного выражения вырисовывается идея, что Божье благословение будет настолько изобильным на Иуде, что Его народ сможет употреблять виноградный сок не только для питья, но и для омовения своих одежд. Очевидно, что в истории Израиля никогда не был столь изобильным. Это не умаляет факта, что Бог желал излить Свои благословения на Свой послушный народ. И эти благословения могли проявиться в изобилии виноградного сока.
Одно из самых ясных описаний «вина» как символа божественного благословения мы находим в Ис. 65:8: «Так говорит Господь: когда /81 стр. ориг./ в виноградной кисти находится сок /тирош/, тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение», то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить». Два факта достойны внимания в этом тексте. Прежде всего «сок» /тирош/, обнаруженный в виноградной кисти, несомненно, является непереброженным виноградным соком. Во-вторых, из-за своей природы, такой «сок» имеет благословение в себе. Несомненно, благословение, которое виноградный сок содержит в себе, является буквальным и символическим благословением. Буквальным, ибо виноградный сок предусматривает полезное питание; и символическим, ибо представляет божественное благословение преуспевания. Библейское одобрения вина в этих случаях ясно на непереброженный виноградный сок, а не на броженое вино.
«Вино» как условное благословение.
Божественное благословение виноградного сока по своей природе было условным. Чтобы получить благословение хлеба, виноградного сока и елея, каждое поколение израильтян приглашалось быть послушными Богу. К примеру, Моисей, увещая израильтян, сказал; «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедаю вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей: то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой»». /Втор. 11: 13-14/.
В этом месте, очевидно, что вино /тирош/ и виноградные гроздья соответствуют свежему виноградному соку, поскольку собирались во время урожая совместно с хлебом и елеем. Раньше мы отметили, что тирош /»виноградный сок «/ часто соединен с хлебом и елеем как указание на продукты, которые вымолачивали и выжимали во время сбора урожая. Благославения, получаемые от этих продуктов, не были автоматическими. От каждого поколения требовалось послушание, чтобы получить от Бога изобильную жатву хлеба, виноградного сока и елея.
Пример условности Божьих благословений у пророка Осии. Пророк говорит о Божьих укорах израильтянам за игнорирование факта, что именно Он, а не Ваал давал им «хлеб, вино и елей». «А не знала она /Израиль/ …что Я, Я давал ей хлеб и вино /тирош/ и елей и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана и Ваала» /Осии 2:8/.
Устранение «вина» как божественное проклятие.
То, что Бог сказал через пророка Осию израильтянам, что Он сохранит Свои обетования, данные отцам, выраженные в изобилии урожая хлеба, виноградного сока и елея и в такой же мере серебра и золота. Но поскольку они приписывали эти благословения языческим богам земли, Он устранит эти благословения от них: «За это Я возьму назад хлеб Мой /82 стр. ориг./ в его время и вино /тирош/ Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее» /Осии 2:9/.
Здесь как «хлеб», так и «вино» /тирош/ — как непосредственно созданные Богом, Который установил их период созревания. Едва ли можно найти более сильное доказательство для «вина» /тирош/ в качестве собранного во время урожая виноградного сока, поскольку сам Бог угрожал устранить его «в его пору».
Другой яркий пример божественного суда, излитого на Его ошибающийся народ, проявленного через отнятие благословений «вина», мы находим у пророка Иоиля. Пророк наглядно описывает влияние Божьего суда в следующих словах: «Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок /тирош/, завяла маслина» /Иоиль 1:10/. Здесь мы находим более убедительное доказательство, что «вино» /тирош/, употребленное в Ветхом Завете, указывает на действительный плод виноградной лозы. Из-за их естественных и питательных свойств виноградные гроздья и виноградный сок могли эффективным образом символизировать как дарование, так и устранение Божьих благословений от народа.
«ВИНО» КАК СИМВОЛ МЕССИАНСКИХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ
Обновленные благословения. Это весьма ободряет, что в Библии Божьи предостережения об устранении благословений урожая часто сменяются Его обетованиями, — восстановить такие благословения для Его народа. Это восстановление обычно связано с пророчески обещанным мессианским веком мира и преуспевания.
К примеру, тот же пророк Иоиль, который наглядно описал суд Божий в терминах уничтожения хлеба, вина и елея, провозглашает восстановление этих благословений: «И тогда возревнеет Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. И оветит Господь, и скажет народу Своему: вот Я пошлю вам хлеб и вино /тирош/, и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам» /Иоиль 2:18-19/
Иеремия провозглашает в подобном духе будущее мессианское восстановление: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекуться к благостыне Господа, и пшенице и вину /тирош/ и елею, к агнцам и волам; и душа их будет, как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» /Иер. 31:10-12/. /83 стр. ориг./
Здесь славная триада естественных продуктов /хлеб, вино и елей/ встречаются снова и многозначительно названы «благостыней Господа», которой народ Божий будет наслаждаться в совершенном мире, очевидно из-за всех трех питательных естественных продуктов.
Мессианское благосостояние.
Амос предусмотрел другой наглядный пример употребления «вина» как соответствующего символа плодородия мессианского века: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок /азаз/, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселяться в них насадят виноградники и будут пить вино /яин/ из них, разведут сады и станут есть плоды из них» /Амос 9:13-14/.
В этом месте плодородие и изобилие мессианского века представлено через образные сельскохозяйственные мероприятия, следующие в быстрой последовательности без истощения почвы. В этом контексте «вино» упоминается дважды. В первой ссылке говорится о горах, источающих «виноградный сок» /азиз/. Поскольку виноградные лозы насаждали по склонам гор, пророк здесь представил плодородие виноградных лоз через многозначительное образное выражение, когда горы источают потоки сладкого, ароматного сока, содержащегося внутри растрескивающихся виноградных гроздьев. Очевидно, что здесь «виноградный сок» /азиз/ является сладким виноградным соком, истекающим со зрелых виноградных гроздьев.
Вторая ссылка говорит о насаждении «виноградников» и «будут пить вино» /яин/. Поскольку эта фраза помещена в паре с высказыванием «разведут сады и станут есть плоды», «вино» здесь, вероятно, означает естественный продукт виноградника — виноградный сок, точно так же, как и «плоды» являются естественным продуктом «садов». Таким образом, в обеих ссылках Божье одобрение и благословение в смысле «вина» — здесь ссылка на непереброженный виноградный сок.
Предложение божественной милости.
Поскольку непереброженноге вино употреблено, чтобы символизировать Божьи благословения для Его народа, поэтому, как в настоящем, так и в будущем мессианском веке, вино также должно эффективно представлять Божье свободное предложение Его милости к Его народу. Такое употребление мы находим в Ис. 55:1, где Бог говорит: «Жаждущие! Все идите к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино /яин/ и молоко».
Здесь Божье свободное предложение Его милости подобно свободному принятию трех естественных продуктов: воды, вина и молока. Трудно поверить, что в этом контексте «вино» /яин/ ссылается на броженое, опьяняющее вино. Факт, что «вино» /яин/ помещено рядом с молоком, /84 стр. ориг./ естественным, питательным продуктом, подчеркивает, что «вино» ссылается на питательный, полезный виноградный сок.
Интересно отметит, что рядом «молоко и вино» встречаются также в Песне Песней 5:1: «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья; пейте и насыщайтесь, возлюбленные» В этой поэме любви «вино» /яин/ должно относиться к виноградному соку, по крайней мере, из-за двух причин. Прежде всего, чистый виноградный сок формирует для себя соответствующего спутника — этот напиток- свежее молоко, и оба напитка можно пить, «насыщаясь», без вреда для тела или ума.
Во-вторых, едва ли можно верить, что Соломон мог поощрять кого-либо пить опьяняющее вино, когда в притчах он сильно осуждает вино как «глумливое» /Прит. 20:1/, «впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид» /Прит. 23:32/. Если кто-либо верит, что Священное Писание не противоречит себе, только единственно правильное заключение мы можем вывести, что «вино» /яин/ в Песне Песней Соломона 5:1 ссылается на непереброженный виноградный сок. Роберт Тичоут убедительно доказывает, что «вино» /яин/ во всей книге Песни Песней Соломона означает непереброженный виноградный сок. К примеру, он отметил, что опьяняющее вино едва ли можно сравнить с подлинной любовью двух влюбленных: «Далеко от возвышенной любви посредством сравнения само упоминание о любви и опьяняющем броженом вине наряду с этим — в благоприятном свете должно дискредитировать обоих» /Роберт Тичоут/ н.2/стр. 276/. Это употребление «вина» как непереброженного виноградного сока должно объяснить, почему последнее представлено в паре с молоком, поскольку они оба — естественные, питательные продукты, которые соответственно могут представлять как подлинную любовь между любимыми, так и Божью любящую милость к Своему народу.
3. «ВИНО» КАК ПОЛЕЗНЫЙ НАПИТОК»
Главная цель виноградников. «Вино» как непереброженный виноградный сок одобряется в Священном Писании в качестве полезного напитка. Роберт Тичоут сказал: «В Священном Писании ясно подчеркивается, что главная причина Божьей цели в замысле создания виноградных лоз в нашем мире не для того, чтобы есть плоды, но чтобы человек имел восхитительный напиток» /Роберт Тичоут, «Вино». Библейское повеление: всеобщее воздержание», 1983 г. стр. 27/.
Тичоут подчеркнул две линии библейских доказательств для этого заключения. «Прежде всего, — сказал он,- скорее всего это виноградный сок, нежели сам виноград, который всегда упоминается в местах Писания, имеющих отношение к Божьим благословениям для Его народа» /Там же/. Различные места подтверждают этот аргумент. К примеру, в Амоса 9:14 сказано: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино /яин/, из них, разведут сады и станут есть плоды из них». Здесь изложена цель насаждения виноградников: «пить вино /85 стр. ориг./ из них». Мы уже раньше отметили, что «вино» /яин/ здесь вероятно означает виноградный сок как естественный продукт виноградника, поскольку он помещен параллельно с «плодами» как естественными продуктами садов.
Вторая линия доказательства, выдвинутая Тичоутом, подчеркивает, что главная цель выращивания виноградников — производить полезный напиток, виноградный сок, является статистическим в природе. Тичоут говорит: «»Во всем Ветхом Завете нет более тринадцати ссылок на виноградные гроздья, чтобы кушать их в различном — сыром или сушеном виде. В противоположность этому, в том же Ветхом Завете встречается 238 ссылок на виноградный напиток». Все это говорит о том, что Бог определил виноградную лозу не просто для употребления ее сухих или созревших зерен винограда, но главным образом для приготовления виноградного сока — полезного и удовлетворяющего напитка в дополнение к воде.
«Вино», чтобы веселить сердце.
Цель Божья в предоставлении нам «вина» — даровать нам полезный, восхитительный напиток, чтобы радовать наши сердца и не отнять веселого настроения. Эта мысль выражена в Псалме 103:14-15: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино /яин/, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».
В этой благодарственной песне псалмист перечисляет щедрые дары для нужд Его созданий. Он ссылается на траву, растущую для блага скота, и на растения, насажденные для нас, чтобы предусмотреть нам пищу. Из того же источника и «вино», виноградный сок, который веселит сердце человека. Здесь «вино» /яин/, то есть виноградный сок, которому приписывается способность веселить сердце. «Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и «вино» /тирош/ умножились» /Пс. 4:8; сравни Суд. 9:13/.
Слово /тирош/, переведенное словом «вино», этот термин, как мы видели, явно употреблен во многих местах, чтобы указать на виноградный сок. Что псалмист желает сказать в этом месте? В то время, как нечестивые видят свою главную радость при изобилии хлеба и виноградного сока, верующий переживает свою главную радость, когда он является получателем света от Божьего присутствия. Истина, выраженная в этом тексте, отличная от записанной в псалме 103:14-15, однако он показывает, что хлеб и виноградный сок обычно рассматривались как источники радости. Это дает нам основание верить, что «вино» /яин/, упомянутое в Пс. 103:105 тождественно непереброженному «вину» /тирош — виноградному соку/ в Пс. 468, поскольку в обоих местах ссылки сделаны на продукт, веселящий человеческие сердца. /86 стр. ориг./
Питание и сладость.
В Пс. 103:14-15 кажется явлен контраст между растениями в общем, которые предусмотреивают нам необходимую пищу, и виноградные лозы в особенности, которые восполняют нас вином, как напитком, веселящим наши сердца. Это не означает, что псалмист ссылался на удовольствия под влиянием опьяняющего вина. Эффект последнего иногда в Священном Писании выражается безглагольной формулой: развеселится сердце …от вина»
/2 Цар. 13:28; Есф. 1:10/. В противоположность этому благотворная радость под Божьим обеспечением виноградного сока выражается словесной формулой: «Вино, которое веселит сердце человека».
Важно помнить, как мы увидим в разделе IV, что многие древние люди любили сладкие напитки. Хотя сегодня многие полагают, что молоко и виноградный сок в качестве напитков принадлежат детям, а кофе и вино — напитки для взрослых, — в библейские времена молоко и виноградный сок были желательными, благотворными напитками для молодых и старых. На моей родине, в Италии, большинство взрослых употребляют на завтрак скорее кофе, нежели молоко. Предложить стакан молока итальянцу, — привычному потребителю кофе и вина, означает посчитать его / или ее/ за младенца. В древнем мире такая позиция не имела никакого значения, где, как мы увидим в IV и VII разделах, люди любили сладкие напитки. Плиний повествует нам, что иногда люди добавляли некоторое количество меда к виноградному соку, чтобы сделать его еще более сладким. /Плиний «Естественная история» 14, 11, 85/.
Контрастные идеи в Пс. 103:14-15, — это питание и сладость. Бог предусмотрел для нас содержательную, насыщающую пищу и сладкий восхитительный напиток, виноградный сок. Проблема заключается в том, что благотворный Божий дар — виноградный сок — был извращен посредством брожения. А сегодня на лицо результат — миллионы людей, включая многих христиан, не ищут естественного наслаждения в принятии благотворных, удовлетворяющих фруктовых соков, подобных виноградному соку, но скорее поверхностного возбуждения, принимая алкогольное вино и ликер. Влияние последнего — временное снятие напряжения, притупление чувств и, таким образом, уменьшение способности сознательно насладиться Божьим обеспечением — естественными прдуктами.
«ВИНО» В КАЧЕСТВЕ ДЕСЯТИНЫ ИЛИ ПРИНОШЕНИЙ»
Признание Бога. Виноградный сок, будучи благословенным Божьим даром для человечества, можно эффективно употребить, выражая благодарственную оценку источнику этого — самому Богу. Таким образом, пусть это не будет удивлением или сюрпризом, что Бог в Ветхом Завете пригласил свой народ признать Его дары, возвращая Ему в качестве десятины или приношений часть продуктов земли, таких как хлеб, вино /87 стр. ориг/ и елей. Эти продукты предназначались для поддержки священников и левитов.
В Числ. 18:12 ясно сказано: «Все лучшее из елея и все лучшее из винограда /тирош/ и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе». Здесь снова «вино» /тирош/ представлено вместе с елеем и хлебом, так как эти три были наиболее ценными естественными продуктами.
Несколько причин подсказывают, что «вино» /тирош/ в этом контексте означает непереброженный виноградный сок. Прежде всего, трио — елей, вино и хлеб, как мы видим, ссылается на урожай этих продуктов. Во-вторых, в 13 стихе ясно сказано: «Все первые произведения земли их, которые они принесут Господу, да будут твоими». Это заявление ясно излагает, что елей, вино и хлеб были частью первых зрелых плодов земли. И в третьих, стих 27 четко объясняет: «И вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила». В этом контексте предельно ясно сказано, что все это вносится как десятина во святилище «как взятое от точила».
Это заключение находит поддержку в Талмуде — от раввина Джосе, который учит: «Один может принести один вид фруктов для святого храма, как признание благодарнрсти, но никому не разрешается приносить опьяняющие напитки» /Талмудические и Мидрашские исследования о вине и крепких напитках, Детройт, 1923 г. стр. 42/.
Вкушение десятины перед Господом.
Десятина и приношения приносились во святилище и часть из них употреблял народ перед Господом: «И ешь пред Господом, Богом твоим на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там, десятину хлеба твоего, вина /тирош/ твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни /Втор. 14:23; сравни 12:17-18/.
Здесь триада продуктов снова повторяется и «вино» /тирош/ снова занимает второе место. На основании значения тирош /»виноградный сок»/, установленном выше, становится очевидным, что употребляемое перед Господом не было опьяняющим вином, но непереброженным виноградным соком. Может показаться, что это заключение будет противоречить высказыванию во Втор. 14:26, где говорится о «вине и сикере», которые пили перед Господом. Это проблемное место будет исследовано в разделе IIV, специально посвященном исследованию некоторых неправильно понимаемых мест.
Рассмотренные выше места Писания ясно показывают желание Бога, желающего, чтобы Его народ признавал Его дар к ним удовлетворяющего виноградного сока, возвращая часть его в святилище для блага /88 стр. ориг./ священников и левитов, которые посредством их служения не могли активно участвовать в жатве хлеба, виноградного сока и елея.
5. «ВИНО» КАК ВОЗЛИЯНИЕ
Приношение вина. Несколько мест Ветхого Завета говорят о возлиянии «вина» /яин/, которое было частью сожигаемого приношения или хлебного приношения /Исх. 129:40; Лев. 23:13; Числ. 15:5, 7, 10; Чис. 28:14; I Пар.9:29; Осии 9:4; 14:7; Втор. 32:38/. Пропорция вина в этих приношениях определялась видом животного, приносимого как сжигаемая жертва. Возлияние выливалось на горящую жертву, которая должна была сжигаться огнем как приятное благоухание Господу /Исх. 29:40; Числ. 15:10/.
Броженый или непереброженный виноградный сок
Это важный вопрос, — какой напиток определяется словом «вино» /яин/, упомянутый в приношениях вина? Был ли это броженый или непереброженнй виноградный сок? Для некоторых это может показаться академическим спорным вопросом, поскольку возлияние не выпивал Бог Израиля, как в случае с языческими богами. Однако, предмет спора является не просто академическим, так как Бог библейского откровения заинтересован в подробностях. Так как Он дал точные наставления относительно рода животных, приносимых в жертву, следует согласиться, что Он также имел в виду особые напитки для возлияния.
Тогда возникает вопрос — как мы можем определить, каким было предписанное «вино» для возлияния — броженым или неброженным вином? К сожалению, контекст всех мест, где упоминается «вино» для возлияния, не предлагает нам никакой помощи. Таким образом, ответ должен быть найден, рассматривая некоторую причастность всеобъемлющих библейских учений на эту тему.
Прежде всего, если Бог ожидает от Своего народа, как мы уже раскрыли выше — употреблять виноградный сок и приносить виноградный сок в качестве десятины и приношений во святилище, кажется логичным допустить, что Он не должен позволить им предлагать броженое вино как возлияние для Него.
Не должно быть броженого. Во-вторых, в Лев. 2:11 запрещается приносить хлебные приношения на жертвенник с хаметз, то есть любое заквашенное или броженое и сжигать на жертвеннике любое зеор, то есть, любое квасное. Это запрещение подчеркивает, что Бог едва ли мог разрешить применять броженое вино при возлиянии на жертвенник. Некоторые раввины в Средневековье пытались отделаться от этого запрещения и оправдать употребление броженого вина во время Пасхи, доказывая, /89 стр. ориг./ что только зерновые напитки были брожеными. Фруктовые напитки, включая виноградный сок, как утверждают, якобы не подвергались брожению. /Относительно дискуссии, проведенной некоторыми раввинами об различии между зерновыми напитками, которые рассматривались как броженые и виноградными напитками, которые рассматривались как неброженные, — смотри Фредерик Лис и Давсон Бурнс «Библейский комментарий воздержания», Лондон, 1894 г., стр. 28, 281-286/. Как указывает Льюис Гинзберг, известный ученый талмудист, такая попытка отражает всеобщую тенденцию раввинского иудаизма дать религиозную санкцию для исключительно светских действий» /Льюис Гинзберг «Отклик на вопрос или непереброженное вино можно употреблять в иудейских обрядах» — Американский еврейский ежегодник, Нью-Йорк, 1923 г., стр. 402/.
Несовместимость раввинской точки зрения, которая исключает возможность брожения виноградного сока, открывается многолетней традицией, упомянутой Маймонидом, согласно которой вино, взятое для приношения, должно быть «вином свежим из под пресса» /Маймониды, «Свод законов Маймонидов», Трактат III, Приношения возлияния 5, 25/.
Только естественные продукты.
Третьей причиной, поддерживающей употребление непереброженного вина для возлияний, является факт, что продукты, употребляемые для приношений, такие как мука, елей, овцы, козы, быки, — все были естественными продуктами, которые пользовались Божьими благословением. Поэтому, как правильно замечает Тичоут, «за естественными продуктами несомненно должен следовать естественный продукт урожая винограда — скорее виноградный сок, чем вино, чем продукт, измененный по природе бродильным процессом» /Роберт П. Тичоут /н. 2/ стр. 299/.
В свете вышеприведенных размышлений, мы должны заключить, что «вино» /яин/, употребляемое для возлияния — был непереброженный виноградный сок. Молчание Священного Писания по этому вопросу может просто означать, что употребление непереброженного виноградного сока было настолько очевидным, что не было необходимости в специальном наставлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение библейского применения слова «вино» показывает последовательный, стойкий образец: все положительные ссылки на слово «вино» имеют отношение к непереброженному, неопьяняющему виноградному соку. Мы нашли, что из-за своих естественных и питательных свойств виноградный сок употреблялся соответствующим образом, чтобы представлять божественные благословления материального благосостояния, благословения мессианского века, свободное предложение спасающей благодати Божьей, благотворная радость Бога через употребление виноградного сока как десятины, приношений и возлияния.