Библиотека soteria.ru
Вино в Библии
Самуэль Баккиоки
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 19616 Все тексты автора Самуэль Баккиоки
Глава 6: Библейское неодобрение переброженного вина.
В пятой главе мы убедились, что Бог искренно одобряет употребление непереброженного, питательного виноградного сока. В VI главе мы увидим, что Бог сильно /90 стр. ориг./ не одобряет броженое, опьяняющее вино. Нам необходимо найти, что поскольку те же самые слова, определяющие «вино» /яин и ойнос/ употребляются в Священном Писании и в светской литературе. Следовательно, мы должны исследовать контекст, чтобы решить, является «вино» броженым или неброженным. Теперь в нашем изучении мы приведем места Священного Писания, выражающие божественное неодобрение употреблению «вина», — в таком случае контекст не оставит сомнения об опьяняющей природе упомянутого «вина».
Библейское осуждение употребление опьяняющего вина выражается различными путями. Некоторые тексты открыто осуждают употребление вина. Другие тексты объясняют физические и моральные последствия употребление опьяняющего вина. А другие тексты иллюстрируют печальные результаты употребления алкогольного вина в жизни выдающихся людей. Также есть группа текстов, которая настойчиво запрещает употребление вина определенными людьми, призванными выполнять особую задачу.
Будет сделана попытка распределить по категориям некоторые значительные пути, в которых Священное Писание осуждает употребление алкогольных напитков. Мы верим, что это обозрение послужит тому, чтобы выяснить среди других вопросов, что Священное Писание осуждает не только злоупотребление алкогольным вином и крепкими напитками, но также само их употребление.
ЗАПРЕЩЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОПЬЯНЯЮЩЕГО ВИНА
Притчи 23:29-35. Наиболее ясное библейское запрещение употребления опьяняющего вина и в такой же мере наиболее драматичное описание его вредных последствий мы находим в Прит. 23:29-35: Мудрый человек говорит: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искриться в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Это место Писания подразделяется на три части:
Описание внутренних и внешних эффектов опьяняющего вина.
Категорическое увещание — полностью отказаться от употребления вина.
3. Предостережение, что произойдет, если пренебречь этим увещанием. /91 стр. ориг./
В первой части любители опьяняющего вина и крепких напитков переживают всякого рода несчастья: плач, печаль, ссоры, раны без причины и багровые глаза /Прит. 23:29-30.
Увещание воздерживаться.
Чтобы избежать такого стыда и страданий, Соломон во второй части категорическим путем увещает не только не пить, но даже «не смотреть на вино» /Прит. 23:31/. Причина для такого абсолютного запрещения, несомненно, заключается в факте: взгляд на привлекательное является первым шагом к участию в нем. Китайская пословица гласит: «Путешествие длиною в тысячу километров начинается с первого шага». А пьянство начинается с первого стакана. Стефан Рейнольдс, один из переводчиков Библии — «Новый международный перевод» — убедительно доказывает, что поскольку глагол «итг» аддам /»красный»/ является отражением еврейского словосочетания, его необходимо переводить как «он сделался красным». Значение этой фразы иллюстрировано в Прит. 23:29, которая ссылается на «багровые глаза» — результат опьянения алкогольным вином. Вероятно тогда это характерное влияние алкогольного вина, употребленное идиоматически, будет означать сам алкоголь. Таким образом, фраза будет означать: «не смотри на вино, когда оно алкогольное».
В Талмуде цитируется высказывание раввина Исаака: «Не смотри на вино, которое делает красным лицо нечестивых в этом мире, а затем делает его бледным /от стыда/ «/Синедрион 70а/. Хотя значение «красное лицо» нельзя законным образом вывести из библейского текста, раввин Исаак прав в своем восприятии, что красное не ссылается на цвет самого вина, но на его опьяняющую природу.
Следующие две фразы еще больше проясняют алкогольную природу вина в этом вопросе: «как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно». Это описание влияния, производимого брожением, которое делает вино пузырчатым или искрящимся в чаше и ухаживающимся приятно.
Предостережение о последствиях.
Чтобы личность не соблазнилась привлекательностью броженого вина, Соломон в третьей части описывает ее смертельную природу, сравнивая с ядовитым укусом змея и жалом аспида. /Прит. 23:32/. Пренебрегая таким мудрым советом, личность попадет в обман, подобный состоянию спящего посреди моря на верху мачты. Когда он, наконец, пробуждается от своей летаргии, он снова ищет причину всего своего несчастья.
/Прит. 23:33-35/. /92 стр. ориг./
Этот библейский взгляд на вино, как на смертельный яд, поддерживается его метафизическим употреблением во Втор. 32:33, где греховные дела отступившего Израиля сравнивается с отравой змеи: «Вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов».
Злоупотребление или употребление вина.
Некоторые доказывают, что Соломон в этом месте предостерегает против пьянства, а не против умеренного употребления алкоголя. Другими словами, здесь скорее осуждается изобильное употребление алкогольных напитков, нежели их употребление. Можно допустить, что это место драматически описывает влияние пьянства. Однако, Соломон разрешает проблему неумеренного пьянства, призывая не к умеренности, но к полному воздержанию. Почему? Потому, что он усматривает источник всякого несчастья и страданий в опьяняющем вине и в крепких напитках, — не в их излишнем употреблении, но в самой природе алкогольного вина: оно способно повредить, подобно укусу змея и жалу аспида/Прит. 23:32/.
Когда мы примем библейское учение, что алкогольные напитки бесчестят нас, мы не станем доказывать о их добродетелях. Соломон понял фундаментальную истину, что проблема, касающаяся алкогольных напитков — не просто в злоупотреблении ими, но в самих напитках. Природа опьяняющего вина и крепких напитков заключается в том, чтобы обмануть и нанести вред личности; следовательно, мы должны не желать и не пить их. Личность может неправильно употреблять то, что доброе, но то, что плохое — повредит ему или ей. Поэтому, единственно безопасный курс — воздерживаться от любого опьяняющего напитка.
Притчи 20:1
Книга Притчей содержит несколько других мест, которые осуждают употребление опьяняющего вина и крепких напитков /Прит. 31: 4-5; 20:1; 23:20; 4:17/. Одно из наиболее ярких мест — Прит.20:1: «Вино /яин/ глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен». Этот текст разделен на две части. Первая описывает природу вина и крепких напитков, а вторая — не советует их употреблять.
Здесь ясно изложены присущие свойства опьяняющих напитков. Опьяняющее вино «глумливо» /летз/, вероятно в смысле, что оно делает пьяницу шутливом в серьезных вопросах. /Прит. 9:7-8;13:1;14:6;15:12/ или возможно в смысле, что оно делает его насмешником в добрых решениях. «Сикера /шекар/ буйна» /хомех/, в смысле, что причиняет беспокойство тем, которые пьют ее и затем следует внутренний конфликт в семье и обществе. Следовательно, увлекаться алкогольными напитками — неразумно /93 стр. ориг./
В контексте книги Притчей упрямое отвержение мудрого совета означает грешить: «Помысл глупости — грех» /Прит. 24:9; сравни Прит. 1:7,10/. Это означает, что предостережение направлено не только для того, чтобы принять мудрый совет — устранить алкогольные напитки, но также и быть послушным моральному принципу.
Следует также принять во внимание факт, что Божье обвинение в этом месте как и в Прит. 23:31 не просто против чрезмерного употребления алкогольных напитков, но против самих напитков. Текст ясно заявляет, что вино само по себе «глумливо, независимо от количества употребления.
Аввакума 2:5.
Подобное обвинение относительно алкогольного вина мы находим в Ав. 2:5, где пророк говорит: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается». Здесь описано опьяняющее вино, как «бродящее».Еврейское слово «богед» подчеркивает идею того, кто тайно обманывает. Эта характерная черта вина предусматривает основу для сравнения с «надменным человеком», который в своей вероломной жадности «собирает к себе все народы и захватывает к себе все племена» /Ав. 2:5.
Заявление Аввакума, «что вино бродящее», подтверждается мнением Соломона, что «вино глумливо». Эти библейские обвинения об опьяняющем вине кладут на него клеймо позора, которое никакая социальная лесть ил и софистика не сможет вычеркнуть.
Ефесянам 5:18.
В новом Завете мы находим подобное обвинение относительно опьяняющего вина в Ефес.5:18, где апостол Павел говорит: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом». В Проверенном стандартном переводе скорее пьянство, нежели само вино представлено причиной распутства. Однако, оригинальный греческий текст допускает другое чтение, а именно: «И не упивайтесь, в котором есть распутство». Предмет разговора — «от которого» — может быть предыдущее слово «вином» или выражение «упиваться или выражение «упиваться» в предыдущем предложении. Это означает, что второе предложение можно читать: «от которого /вина/ — распутство», или «от которого /состояние пьянства/ бывает распутство».
Этот выбор не позволил большинству английских переводчиков, включая и участвующих в Просмотренном стандартном переводе, сделать верный перевод, как мы читаем: «И не допускайте пьянства, употребляя вино, ибо в нем есть распутство». Эрнест Гордон правильно отметил в своей книге «Христос, апостолы и вино», что это не перевод, причем неверное истолкование, которое спасает лицо вина и осуждает пьянство. Оно отказывается от /94 стр, ориг./ перевода, принятого со времени Иеронима /382 по РХ/.Таким образом латинский перевод /Вульгата/ звучал «Ит вино ин куо ест луксурия» /»вино, в котором есть распутство»/ и в трудах Иеронима это значение истолковано ссответствующим образом» /Эрнест Гордон, Христос, апостолы и вино», Филадельфия 1947 г., стр. 31/.
Гордон представляет на рассмотрение много примеров — не только из трудов Иеронима, но также Клемента Александрийского и Тертуллиана, всех, которые цитировали текст Павла, где сказано, что в самой природе вина находится распутство. Затем Гордон цитирует четыре классических перевода — французский, немецкий, английский /католический перевод Доуэя/ и испанский, все из которых говорят о вине, а не о пьянстве, как причине распутства. Эти и другие переводы и в такой же мере свидетельства отцов церкви будут цитированы в седьмом разделе, где этот текст будет исследован намного шире. Такие ссылки покажут, что многие переводчики и толкователи понимали Ефес. 5:18 как библейское обвинение, касающееся самого вина, а не просто пьянства.
Пристрастие переводчиков.
В свете вышеприведенных размышлений удивительно, почему большинство английских переводчиков и комментаторов решились переводить или истолковывать Ефес. 5:18, представляя скорее пьянство, нежели вино причиной распутства.
Возможно причиной могло быть пристрастие самих переводчиков к вину, которое могло повлиять на них, «чтобы спасти лицо вина и осудить пьянство», — как заметил Эрнест Гордон /Там же, стр. 31/.Это предположение получит поддержку в VII разделе, где мы будем исследовать значение греческих слов «нефо» и «нефалиоз», обычно переводимых «быть трезвыми, воздержанными». Мы увидим, что основное и главное значение этих слов «воздерживаться от вина». Такое значение, однако, отсутствует у большинства библейских и комментариев, по-видимому, из-за именно данной причины, что любовь переводчиков и комментаторов к вину побудила их истолковывать эти термины образно, скорее как умственную бдительность, чем физическое воздержание, чтобы оправдать свою привычку пьянства.
Умеренность или воздержание?
Некоторые доказывают, что поскольку апостол Павел сказал «и не упивайтесь вином», он фактически санкционировал умеренное употребление вина. Это поверхностное предположение. Если проповедник скажет людям сегодня: «не употребляйте много кокаина!». Разве он имеет в виду, что умеренное употребление кокаина приемлемо? Кроме того, если слова «в котором распутство», соединить со словом «вино», как оно находится в греческом тексте и в многозначительных прошлых и нынешних /95 стр. ориг./ переводах, тогда Ефес. 5:18 станет сильным обвинением скорее самого вина, чем только пьянства.
Так или иначе «распутство» перевод греческого слова «азотиа», которое буквально означает отсутствие спасения, — связано с «вином», как его зародышем и активной причиной, или с «пьянством», как состоянием тела и ума, которое приводит распутство в действие, таким образом, факт связи остается. Кроме того, не имеет значения, каким образом будут построены предложения, как указывает Лис и Бурнс, «место Священного Писания во всей его целости не рекомендует опьяняющего напитка и не подразумевает, что его употребление в самой меньшей мере является полезным или безопасным» /Лис и Бурнс/ н.13/стр. 354.
Некотороые комментаторы видят возможную связь между Ефес. 5:18 и Лук. 1:15, где говорится об Иоанне Крестителе: «»н …не будет пить вина и сикеры и Духа Святого исполнится»». Как в Лук. 1:15, так и в Ефес. 5:18 после выражения «не пить вина следует последствие — исполнится Духом Святым. Параллелизм этих двух мест подчеркивает, что воздержание от вина и крепких напитков сохраняет ум свободным от опьяняющих влияний, следовательно, делает личность более восприимчивой к внутреннему действию Святого Духа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предшествующее изучение этих библейских мест, запрещающих употребление вина, раскрывает два факта:
1.»Вино», подлежащее запрещению, — несомненно алкогольное.
2.Библейское обвинение направлено не против злоупотребления алкогольными напитками, но скорее против употребления, независимо от количества употребления.
2. ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОГО ВИНА
Библия не только не одобряет употребления алкогольных напитков, но она также информирует нас о различных путях как последствиях их употребления. В свете Священного Писания перед читателями будут обозрены шесть различных последствий — как результаты употребления алкогольных опьяняющих напитков.
Алкогольные напитки извращают восприятие реальности.
Много библейских мест подчеркивают, что употребление алкогольных напитков извращает восприятие реальности. К примеру, пророк Исаия дает яркую картину влияния опьяняющих напитков на умственную и моральную сферу: «Но и эти шатаются от вина /яин/, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» /Ис. 28:7/.
/96 стр. ориг./
В этом месте Писания выделены «священник и пророк», ибо как Божьи представители, они призваны быть образцом чистоты и благочестия. Вместо этого, пристрастившись к опьяняющему вину и крепким напиткам, они стали помраченными в сознании, ошибающимися в видении и претыкающимися в суждении. Их восприятие реальности извратилось. Они ошибались в видении, ошибочно принимая за божественные воображения своего извращенного восприятия. Они претыкались в суждении, не выполняя своих обязанностей, которые требовали ясного, восприимчивого мышления. Священники, в особенности, употребляя алкогольное вино и сикеру, нарушили свой обет воздержания /Лев. 10:9/ и осквернили святость своего служения.
Другим наглядным описанием, каким образом опьяняющее вино извращает реальность вещей, мы находим в Прит. 23:33, где Соломон, говоря о любителях вина и крепких напитков, замечает: «Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное». Здесь влияние алкоголя описано в терминах его вреда на разум и нервную систему, причиняя среди всего другого, ухудшение видения, речи и мыслительного процесса. «Сердце твое заговорит развратное», — будет весьма извращенное представление об окружающем мире.
Алкогольные напитки притупляют мыслительные способности.
Важная причина, ради которой в Библии запрещено употребление таких алкогольных напитков как вино, — ибо их употребление ослабит способность мышления, способность различать между справедливостью и несправедливостью и, следовательно, делать ответственные моральные решения. Раввин Мэеир изложил эту истину следующими краткими словами: «Всегда, когда вино входит в личность, его ум помрачается» /Цитировано раввином Исидором Копловичем /н. 12/ стр. 39/. Мы нашли эту истину, выраженную в Ис. 28:7, где священники и пророки осуждаются за употребление вина и сикеры, — «в видении ошибаются, в суждении спотыкаются». Талмуд наиболее наглядно излагает эту истину, говоря: «Когда вино входит в систему личности, она теряет смысл, всюду, куда проникает вино, — там нет понимания» /Мидраш Раббах Носсо, 10, цитировано раввином Исидором Копловичем /н.12/ стр. 33/.
Именно, по причине такой заботы, такого интереса, Бог дал это особое наставление Аарону относительно священников: «Вина /яин/ и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» /Лев. 10:9-11/. /97 стр. ориг./
Особая причина для запрещения пить алкогольные напитки священникам — они ослабляли их способность различать между святым и обычным и учить людей заповедям Божьим. Эта же причина повторена в видении Иезекиля о новом храме, где священникам предписывалось воздерживаться от опьяняющего вина, чтобы они могли быть способны «учить народ Мой отличать священное от несвященного и объявлять им, что нечисто и что чисто» /Иез. 44:23/.
В обоих местах ясно выражено, что постоянное различие святыни Божией требует воздержания от алкогольных напитков. Факт, что священники должны были уклоняться от употребления алкоголя, чтобы сохранить святилище священным и святым, подразумевает, что алкоголь рассматривается в Священном Писании как оскверняющий, языческий и не святой напиток. Основание для этого обнаружено как в присущей внутренней природе алкоголя, то есть в его силе опьянять /Прит. 23:29-31; Прит. 20:1; Авв. 2:5/, так и в его влиянии, то есть в его способности ослаблять различие между святым и языческим, не святым, между справедливым и не справедливым. В виду факта, что мы как христиане являемся «царственным священством» /1 Пет. 2:9/ и призваны быть благоразумными и бодрствовать» /1 Пет. 4:7/ среди часто неблагоразумного и невоздержанного мира, — Божье предписание воздерживаться от алкогольных напитков, чтобы сохранить наше моральное различие, — особенно уместно сегодня.
Некоторые доказывают, что поскольку от священников требовалось воздерживаться от алкогольных напитков, когда они служили во святилище /Лев. 10:9; Иез. 44:21/, это подразумевает, что они могли пить их, когда были свободными от обязанности. Такое предположение неоправданно, ибо священник был учителем в Израиле, призванным жить постоянной, примерной жизнью.
В своем комментарии на Лев. 10:9 раввин Симон говорит: «Не может ли кто-либо разрешить себе — извлечь заключение, что если запрещено пить вино и крепкие напитки только когда они входят служить в скинию собрания, но разрешается ли пить прежде до входа во святилище? Следующий текст в Лев. 10:10 говорит: «Чтобы вы могли отличать священное о не священного и нечистое от чистого», — такое заключение не оправдано» /Талмуд, Бабли Баба Метсея, 90 б, цитировано раввином Исидором Капловичем /н. 12/ стр. 44, 45/. Очевидная причина, что священники /и все верующие/ должны быть в состоянии во все времена различать волю Божью.
Употребление алкогольных напитков разлагает мораль.
Употребление алкогольных напитков тесно связано с ослаблением морального различия и зависящего от него ослабления моральной чувствительности. Конечно, классичечкий пример такого феноменального влияния является случай с Ноем: «И выпил он вина и опьянел и лежал обнаженным в шатре своем» /Быт. 9:21/. /98 стр. ориг./
Другой иллюстрацией является случай, когда дочери Лота употребили вино, чтобы ослабить моральную бдительность своего отца: «Итак, напоим отца нашего вином /яин/, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя» /Быт. 19:32/.
Пример дочерей Лота в употреблении вина, чтобы ослабить сексуальную сдержанность — имел бесчисленных последователей во все века.
Эта склонность весьма воспринята сегодня, когда в большинстве телевизионных мыльных опер сексуальным взаимоотношениям предшествуют пьяные оргии. В древнем Израиле это произошло без какого-либо побуждения со стороны телевизионных мыльных опер. Аввакум, к примеру, осудил такое общественное зло, говоря: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» /Авв. 2:15; сравни Пл. Иер. 4:21/.
В том же духе пророк Исаия произнес горе тем, которые воспламеняются вином и равнодушны к духовным реальностям: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином /яин/. И цитра, и гусли, тимпан и свирель, и вино /яин/ на пиршествах их; а на дела Господа не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» /Ис. 5:11,12/.
Раввины признали наличие потенциальных возможностей для безнравственности в алкогольных напитках. К примеру, раввин Исаак сказал: «Злой дух входит в личность исключительно в то время, когда он кушает и пьет и когда развеселиться вином, тогда злой дух таинственно влияет на него… Употребление вина пробуждает греховные наклонности внутри личности» /Мидраш Неелам, цитировано раввином Иссидором Копловичем /н. 12/стр. 53/.
Алкогольные напритки — причина болезней.
Современные медицинские исследования говорят нам, что употребление алкогольных напитков весьма влияет на человеческое тело, особенно на печень, мозг, желудок, сердце и воспроизводительную систему. Священные Писания в простых, но сильных выражениях намекают на вредное физическое воздействие алкогольных напитков. Мы уже заметили, что опьяняющий эффект вина сравнивается с укусом змеи и жалом аспида /Прит. 23:32/.
Осия напоминает, как вино сделало князей больными на одной оказии, которая могла бы быть коронацией или днем рождения царя: «День нашего царя!» — говорят князья, разгоряченные до болезни вином /яин/ /Осии 7:5/. Термин «разгоряченные» переведен из еврейского слова «хемах», часто применяемого, чтобы описать воспламеняющее, ядовитое влияние вина /Втор. 32:33; Иер. 51:39/. К примеру, во Втор. 32,33 термин «хемах» переведен словом словом «яд»: «вино их /99 стр. ориг./ яд драконов и гибельная отрава аспидов». Таким образом, в Осии причина болезни князей приписываются яду вина: «разгоряченные до болезни вином».
Это описание вина, как яда, причиняющего болезнь, показывает, что Священное Писание не колеблется выставить в устрашающих выражениях опасность опьяняющего вина. Пророк Исаия сравнивает Божье наказание Египта с поражением, причиненным вином: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления» /Пс. 59:5/.
Иудеи понимали, хотя и часто пренебрегали физическим вредом от употребления алкогольных напитков. Это отмечено учением высоко уважаемого раввина Ехудаха, который сказал: «Вино в еврейском языке названо словом «яин», а в арамейском — «хемер». Слово «хемер» в цифрах составляет 248, что соответствует числу суставов /сочленений/ в человеческом теле. Употребление вина вредно отражается на каждом суставе, ослабляет тело и поражает суждение. Когда вино входит в систему тела — удаляется суждение» /Ялкут Шитони Шемини, 9, цитировано раввином Исидром Копловичем /н. 12/ стр. 61/.
Библейское предостережение против умственных и физических опасностей при употреблении опьяняющего имеют особое значение для нас христиан. Ведь мы верим, что наши тела — творение рук Божьих /Быт. 2:7; Пс. 133:13-15, и храм Святого Духа /1 Кор. 3:16-17/; 1 Кор. 6:19-20/. Уничтожить наше здоровье посредством опьяняющих алкогольных напитков и наркотических средств — означает уничтожать храм Божий внутри нас, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» /1 Кор. 3:17/.
Употребление алкогольных напитков лишает способности в гражданском служении.
Одно из самых ярких библейских учений, что употребление алкоголя лишает личность способности служить гражданским или религиозным руководителем. Мудрый Соломон ясно заявил, что цари и правители не должны пить, потворствуя вину: «Не царям, лумуил, не царям пить вино /яин/, и не князьям — сикеру» /Прит. 31:4/. И сразу же дана точная причина для этого: «Чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» Прит. 31:5/.
Как в случае со священниками, который мы исследовали раньше, царям и правителям предписывается воздерживаться от алкогольных напитков, ибо они могут забыть законы и, следовательно, ослабеют их способности в юридических обязанностях, которые в древние времена часто забывались царями. /100 стр. ориг./
Этот текст суть другой пример, где Священное Писание выдвигает ценное суждение скорее о самом алкогольном вине, чем о количестве напитка. Текст не говорит: «Не царям пить много вина». Скорее текст говорит: «Не царям пить вино». Как и повсюду, в Священном Писании здесь запрещено, — не как многие подразумевают, — излишество алкоголя, но его действительное употребление.
Если употребление опьяняющих напиков является греховным для правителей, из-за их вредных природных влияний, они также греховны для всех, поскольку производят то же самое влияние на все человеческие органы, хотя последствия для общества более ощутимы, когда в этом замешаны руководители страны.
Употребление алкоголя делает людей неспособными для церковного служения
Воздержание от опьяняющего вина, раскрытое в Священном писании требуется не только от официальных гражданских лиц, таких как царей и правителей, но также и от религиозных руководителей, таких как священников в Ветхом Завете и епископов, пресвитеров и дьяконов в Новом Завете. Мы уже отметили, что в Ветхом Завете от священников требовалось неукоснительное воздержание от алкогольных напитков, чтобы не ослабились их способности различать и учить святым заповедям Божьим /Лев. 10:9-11; Иез. 44:21-23/.
Достойно внимания, что воздержание от алкогольных напитков требуется также и от церковных руководителей в Новом Завете. В перечисленных качествах для служения епископа в 1 Тим. 3:2-3 апостол Павел говорит: «Ибо епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв /нефалион/, целомудрен, благочинен /честен/,страннолюбив, учителен, не пьяница /ме пароинон/». В своем послании к Титу апостол повторяет качества для служения пресвитера или епископа /эти два термина употреблены взаимозаменяемо в послании Титу1:5,7/. Он упомянул, что пресвитер или епископ должен быть «не пьяница» /ме пароинон/ — и «воздержен» /енкрате/ /Тит. 1:7-8/.
Греческие термины «нефалион» и «ме пароинон» большинством английских переводчиков переведены соответственно словами «воздержанный» или «бдительный» и, соответственно не как «пьяница» или «употребляющий много вина». Такие переводы подчеркивают, что церковные руководители будут скорее умеренными потребителями алкогольного вина, чем быть воздержанными. Эта позиция не поддерживается главным значением и употреблением греческих терминов «нефалиос» и «пароинос». Мы в VI разделе покажем, что нефалиос буквально означает «физическое воздержание, особенно от вина», а ме пароинос — «не близко или рядом вино». К примеру, Иосиф Флавий, современник апостолов, говорил: «Священники, во всем уважая чистоту и воздержание /нефалион/, не позволят пить вино, когда они носят священнические одежды» /Иосиф Флавий, «Иудейские древности, 3, 12, 2/ . /101 стр. ориг./
Древнее слово пароинос обозначало человека, привыкшего посещать питейные заведения и, следовательно, это слово тесно связано с вином. Когда апостол Павел говорил, употребляя слова «нефалиос» /воздержанный/ и «ме пароинос» /не пьяница/ — он имел ввиду, что церковный руководитель должен не только воздерживаться от употребления алкогольного вина, но также подальше держаться от питейных заведений. Это наставление согласуется с общим увещанием апостола Павла в 1 Кор. 5:11, где он говорит: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».
Учение Нового Завета о воздержании от алкогольных напитков в значительно большей мере будет исследовано в VI разделе в связи с апостольским увещанием к трезвости и воздержанию. Наше изучение главных значений греческих слов, употребленных в таких увещаниях, покажет, что Петр и Павел не только призывали к умственному бодрствованию, но также и к физическому воздержанию. В свете этих соображений мы приходим к заключению, что в требованиях к церковным руководителям Новый Завет следует принципам Ветхого Завета, — принципам воздержания от алкогольных напитков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше обозрение показало, что Библейское одобрение или неодобрение «вина» определяется природой самого вина. Все положительные ссылки на «вино» имеют отношение к непереброженному, неопьяняющему виноградному соку. В противоположность этому, все обвинения к «вину» имеют отношение к алкогольному, опьяняющему вину. Употребление такого вина осуждается независимо от количества употребления.
Мы видели, что употребление алкогольных напитков извращает восприятие реальности, уменьшает способность принимать ответственные решения, ослабляет моральную чувствительность и сдержанность, причиняет физические заболевания и делает неспособным к выполнению как гражданских, так и религиозных обязанностей. В свете таких торжественных библейских предостережений, нам необходимо уважать данное Богом водительство, воздерживаясь от алкогольных напитков и любого опьяняющего средства.
/105 стр. ориг./