Библиотека soteria.ru
Ключи истории
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9849 Все тексты автора Алексей Опарин
Орлиное гнездо
Археологический комментарий
В данной главе мы стоим у истоков не только трагедии в семье Исаака, но и у истоков трагедии целого народа.
Чечевичная похлебка стала причиной вражды не только между Иаковом и Исавом, но и между народами, произошедшими от них.
Эта история учит сегодня каждого из нас, что незначительный, на первый взгляд, поступок, удовлетворение сиюминутной прихоти может повлечь за собой последствия, тяжесть которых трудно даже вообразить.
Страшные последствия длиной в 2000 лет, концом которых станет страшная развязка…
Столица сынов Исава
В мире существует немного городов, которые бы называли «разбойничьим гнездом», «кровавыми камнями», «проклятым местом», «городом злых духов», «городом-призраком», «городом кровавых алтарей».
Но Петра — столица Едома или Идумеи, главный город сыновей Исава, получила в истории все эти весьма нелестные прозвища.
Нет ни одного древнего путешественника или современного археолога, который бы без ужаса описывал ее развалины.
«Хотелось бы, чтобы неверующий очутился на моем месте, среди развалин города в скалах, чтобы он открыл там Священную Книгу и прочел слова вдохновенного пророка, написанные еще в то время, когда этот заброшенный уголок земли был одним из величайших городов мира. Представляю, как ошеломлен будет недавний насмешник, как побледнеют его щеки, задрожат губы и в испуге забьется сердце, покуда разрушенный город будет кричать могучим и властным голосом, словно восставший из мертвых. И пусть не верит он Моисею и пророкам, — невозможно не поверить почерку Самого Господа, запечатленному в этих заброшенных вечных руинах» [1].
Сегодня город расположен на территории Иордании, на высоте более 900 метров над уровнем моря и 660 метров над окружающей местностью, долиной Аравы. Вся ее площадь составляет 60 кв. км. В долину можно пройти через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 метров в высоту. В древности основной вход в город пролегал с восточной стороны, через него и современные ученые и туристы попадают в древнюю столицу. Вот как один из них описывает свои впечатления: «Путь в город лежит через этот проход. Длина его составляет 2 км, а ширина достигает 10 метров и более. Зрелище действительно незабываемое: с двух сторон нависают красноватые и коричневатые скалы высотой до 100 м; вверху синеет полоска неба, под ногами шуршит крупный гравий и песок, пахнет сыростью и плесенью. Теперь ясно, почему римлянам не удавалось в течение нескольких лет взять Петру; ее жители, блокировав единственный узкий проход, ведущий в город-крепость, могли небольшими силами сдерживать целую армию… Красные скалы лишены растительности. В одном месте скалы этого узкого извилистого ущелья сближаются всего до 4 метров, тогда как высота самих скал достигает 84 метров. На… исходе часа пути, уже приближаясь к выходу из ущелья, застываем в изумлении: в отверстие в темном коридоре, метрах в двухстах от его конца, отчетливо видно освещенное солнцем розовое здание с колоннами и изящным фронтоном. Еще несколько минут терпения и перед нами ад-Дейр, одна из монументальных гробниц Петры (о назначении этой постройки в настоящее время единого мнения нет — А. О.)» [2].
Сегодня в Петре обнаружены дворцы, храмы, гробницы, античный театр и другие многочисленные постройки, весьма хорошо сохранившиеся до нашего времени, и все высеченные в камне! Эти сооружения воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города, в числе которых были идумеи (18-2 вв. до Р.Хр.), набатеи (2 в до Р.Хр. — 106 г. по Р. Хр.), римляне (106-395 гг. по Р.Хр.), византийцы и, наконец, арабы. Одно время в 12 веке по Р.Хр. им владели и крестоносцы. И поэтому рядом с античным театром здесь можно увидеть здание эпохи идумеян или набатеев.
Памятников же, сооруженных после 6 века по Р.Хр. практически нет, ибо в ту эпоху город уже потерял свое значение.
Подавляющее большинство сооружений относится к Древней истории и Библейским временам. Одно из них пользуется особой известностью, благодаря своей глубокой древности, восходящей к идумейскому господству. Этим памятником является алтарь, расположенный на вершине Зибби-Аттуф, господствующей над Петрой. Развалины этого самого старого святилища были обнаружены англичанином Робинсоном в 1900 году на самой высокой скале, куда вели крутые ступени, заканчивающиеся у площадки, углубленной в скалу. Выше имелась еще одна площадка, где в древности находился огромный алтарь, на котором приносились страшные людские жертвы. Древние инженеры продумали все до тонкостей, вплоть до желобов, по которым стекала человеческая кровь. Красный цвет скальных пород, из которых вырублены и алтарь, и лестница, и дома словно бы вопиет к нам, далеким потомкам, о нескончаемой трагедии, которой сопровождалась древняя история этого места, о потоках крови, которые словно бы окрасили все в древней столице в красный цвет [3].
Этот алтарь был местом поклонения богу солнца, «который на протяжении многих веков бросал вызов истинному Богу… Красные ступени Петры … остаются символами дьявольского, преисполненного страстями поклонения, которое вызвало одно из самых решительных и серьезных пророчеств» [4].
Через своих пророков Господь многократно обращался к идумеям, призывая их покаяться и сойти с пути греха, но народ все дальше и дальше отступал от Бога.
И тогда гордому Едомскому народу был вынесен приговор, так ярко запечатленный в Божественных пророчествах.