Библиотека soteria.ru
Ключи истории
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9828 Все тексты автора Алексей Опарин
Тест для вечности
Евангельская весть
Уже прошло много лет с тех пор, как Иосифу снились в юности сны, предвещавшие его возвышение и величие.
Но улетело счастливое детство, на пороге — зрелость, а вместо предсказанных благословений и величия — сырой пол египетской темницы. Как часто и нам порой кажется, что та безвыходная и беспросветная ситуация, в которой мы оказались, так никогда и не разрешится, и мы обречены на тяжкое безрадостное существование.
Пытаясь найти ответы в Священном Писании, мы так порой и не находим выхода, забывая при этом, что у Бога тупиков и тупиковых безвыходных ситуаций просто не бывает. И хочется еще раз подчеркнуть, что если у вас сложилось в жизни все не так, как вам бы хотелось, и вы считаете, что все кончено, и надежды на лучшее нет, помните всегда, что у Бога есть выход, который Он наметил для вас, и вам следует только на Него положиться и Ему довериться, и не сомневаться, что все ваши проблемы Он разрешит.
Иосиф не сомневался в Боге и на полу египетской тюрьмы. И Христос совершил чудо. Египетскому фараону приснился сон, который вызвал у него замешательство. Все попытки мудрецов страны разгадать его значение ни к чему не привели. И тогда «забывчивый» виночерпий рассказывает фараону о том, как два года назад сидевший с ним в темнице некий молодой человек чудесным образом истолковал его сон. Фараон призывает Иосифа: «…мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны» (Быт. 41:15). Возможно, другой на месте Иосифа попытался бы, пользуясь случаем, составить в глазах царя выгодное представление о себе и своих талантах. Но молодой человек не делает этого, напротив, он подчеркивает, что «…это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт. 41:16).
Сознаем ли мы в своей жизни, что все таланты, способности, которыми мы располагаем, нам даровал Господь, что все, чем мы с вами обладаем — наши духовные и материальные ресурсы нам также даровал Бог, а мы — лишь Его распорядители, а не всесильные хозяева, и наших личных заслуг в этом нет никаких. Как могла бы измениться жизнь людей, их взаимоотношения друг с другом, их отношение к природе, если бы каждый относился к тому, что имеет, что его окружает не как к своей собственности, а Божьей. Тогда бы не умирали дети от голода, люди не утверждали свое «Я», свои амбиции путем массовых расстрелов, репрессий, преследований, заказных убийств, и пр. Не было бы страха за свою жизнь, за будущее своего дела и имущество в наше неспокойное время. Да и неспокойного времени бы не было.
Иосиф все это прекрасно осознавал и с точностью объяснил фараону значение его сна, и пораженный властитель Египта назначает Иосифа своей правой рукой, визирем, премьер-министром страны.
В этом происшествии невозможно не заметить Божье Провидение. Фараон мог бы одарить молодого человека, дать ему почетную должность, но сделать его своим ближайшим помощником, вторым лицом в государстве всего за несколько минут знакомства и в весьма ответственное для страны время — такое возможно только при вмешательстве Господа.
Нам часто кажется, что так называемые сильные мира сего не подконтрольны Богу, да и им самим — императорам, королям, президентам, диктаторам, судя по их деятельности и высказываниям, вероятно, кажется, что земля вращается вокруг них и кто-кто, ну уж они-то никому не подотчетны. Но это не так. Господь воздействует на их сердца, на обстоятельства их жизни, продолжая держать штурвал истории планеты в Своих руках.
В первой главе книги пророка Иезекииля представлено видение Славы Божьей, а все происходящее на нашей земле представлено в образе колеса в колесе и животных с человеческими лицами, каждое из которых шло в свою сторону, и в то же время порядок общего движения сохранялся. Этим Бог показал, что многие явления и события на нашей планете, которые нам, людям, кажутся противоречивыми, непонятными, порой жестокими, а иногда и вовсе лишенными смысла, беспорядочными и хаотичными, на самом деле имеют определенное значение, строгий порядок и управляются Богом. Это не значит, что все, происходящее на нашей планете, Бог одобряет, но допускает для определенной конкретной цели, которую мы своим человеческим умом далеко не всегда можем увидеть и понять. Так и все горестные события в жизни Иосифа имели определенную цель, большое значение.
На новом посту младший сын Иакова показал себя блестящим администратором, сумевшем приготовить страну к грядущему семилетнему голоду. Катастрофическая нехватка хлеба сказалась и на жителях Палестины, вынудив Иакова отправить своих сыновей, за исключением самого младшего Вениамина, в Египет, где, как стало известно, были сделаны хлебные запасы.
Прибыв в страну на Ниле, братья предстали перед первым министром Иосифом, но не узнали его. Иосиф же сразу узнал их. Почему так произошло? Давайте вспомним, что Иосифу было всего лишь семнадцать лет, когда его продали в рабство, это был испуганный, моливший о пощаде юнец. Теперь же они увидели величественного, зрелого возраста, богато одетого, решительного вельможу, перед которым склонялись египтяне. Сами же братья в глазах Иосифа изменились мало, хотя и стали старше: ведь они были уже взрослыми людьми, когда так жестоко расправились с ним, и их узнать не представляло для него труда. В его руках оказались те, которые так безжалостно поступили с ним много лет назад. Теперь представился удобный случай расквитаться с ними сполна, и, наверное, это была бы и не месть с его стороны, но лишь справедливое воздаяние. И многие на месте Иосифа поступили бы именно так. Сегодня в различных странах мира находят уже состарившихся фашистских преступников и предают их суду, невзирая на их раскаяние или возраст. Восьмидесятилетнему О. Пиночету предъявляются обвинения за преступления, совершенные им много лет назад. И это не месть, а заслуженное наказание. Иосиф же жил в Ветхозаветные времена, когда было допустимо наказание виновных по принципу: око за око, зуб за зуб. И поэтому если бы Иосиф обратил своих братьев, скажем, в рабов, он не совершил бы греха и был бы чист пред Богом и пред людьми. Ибо он поступил бы как справедливый по тем временам судья. Но за прошедшие годы этот сын Иакова стал новым человеком в Боге. Он жил по Евангельскому правилу: «…милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).
Его жизнь и милостивое отношение к братьям стали прообразом жизни Христа на нашей земле, когда Бог вместо того, чтобы уничтожить согрешившее человечество согласно требованиям Закона, пришел в наш мир и умер вместо каждого из нас.
Иосиф, подобно Христу, не питал к своим гонителям и мучителям ненависти и чувства мести, он жалел их и плакал о них. А как мы относимся к своим недоброжелателям, гонителям, к людям, которые, возможно, предали нас, когда они оказываются в наших руках? Когда у нас появляется возможность расквитаться за все сполна? Не ищем ли мы повода, чтобы их унизить, оскорбить, посадить в тюрьму, а быть может, уничтожить если и не физически, то морально, не распространяем ли свою ненависть на их семьи? Из недавней истории нашей страны, СССР, мы помним, что в период культа личности Сталина к детям так называемых «врагов народа» относились, как к зачумленным. Умеем ли мы искренне прощать? Или живем по принципу: легко простить, но не легко забыть? Не вынашиваем ли мы чувства ненависти и мести в своем сердце? Превозносим ли мы в наших отношениях с другими людьми милость над судом, или предпочитаем, чтобы было наоборот? Это очень важные вопросы, раскрывающие истинную суть нашего характера и его пригодности для вечности. Ответьте на них искренне сами для себя.
Иосиф не только простил своих братьев, но и продолжал любить их. Однако ему было важно узнать, изменились ли их характеры за эти долгие годы, и для этого он претворяет в жизнь разработанный им план, своего рода эксперимент, как мы бы сказали сегодня, он проводит своеобразное тестирование их как личностей. Прочитайте 42-45 главы книги Бытие, и из них станет понятно, что не только Иосиф, но и его братья стали другими людьми. Иуда, например, так хладнокровно предложивший когда-то продать Иосифа мадиамским купцам, теперь был готов отдать свою жизнь, стать рабом ради самого младшего Вениамина, и Иосиф с радостью увидел эту перемену. Но его братья все же пожали горькую жатву своего давнего поступка: вернувшись домой, они вынуждены были рассказать обо всем отцу. Хотя об этом и не написано в Библии, но это следует из контекста данной истории: каким-то образом нужно было объяснить отцу, что Иосиф жив, да еще и является правителем Египта, причем ложь с их стороны здесь исключалась, так как, во-первых, Иакову предстояла встреча с любимым сыном, а во-вторых, теперь обман противоречил обновленным характерам братьев. В этом заключается важный урок для каждого из нас: все тайное рано или поздно становится явным, и тот грех, который мы любим и к которому привыкли, и который пытаемся скрыть от окружающих, рано или поздно станет объектом всеобщего достояния. Есть ли у нас такие тайные грехи, тщательно скрываемые, маскируемые нами? И если да, то немедленно следует попросить у Господа покаяния и силы их победить. Иначе нас ожидает незавидная участь сынов Иакова.
По приглашению Иосифа Иаков вместе со всем большим теперь уже семейством, домочадцами и слугами переселяется в Египет, где им отводится прекрасная земля Гесем. Иудеям предстояло жить изолированно от египтян, чтобы язычество и развращенные нравы, царящие в стране, не коснулись Божьего народа. В этой истории есть весьма примечательное место: встреча старого патриарха Иакова с фараоном египетским: «И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона» (Быт. 47:7). Послы иностранных держав, правители номов (египетских областей), подвластные царьки падали ниц перед фараоном, который считал себя сыном бога солнца Ра, полубогом. А тут глава не очень большого племени, неизвестный доселе фараону старик, прибывший из Палестины, да еще нуждающийся в его покровительстве, благословляет великого царя, духовно поднявшись над фараоном. И гордый властитель империи на Ниле принимает это благословение. Какое же почтение должен был внушить ему Иаков! Что же касается самого патриарха, то он, ежедневно общаясь с Царем Царей и Господом Господствующих, взирал на фараона как на обычного человека, который так же, как и он, Иаков, весьма нуждался в Божьей помощи и защите. А как мы относимся к сильным мира сего? Нет ли у нас страха и благоговения перед ними, не заискиваем ли мы перед их лицом, ловя каждое слово и движение бровей? Связываем ли мы с ними свое счастье и несчастье, удачу и неудачу, наличие или отсутствие жизненных благ? Помним ли мы слова мудрого Соломона: «Боязнь перед людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Пр. 29:25-26).
Чувствуют ли сильные мира сего, что мы, христиане, послы Великого Царя, и ищут ли они Божьего благословения, глядя на нас, или же наша жизнь и поведение вызывают у них лишь усмешку? Как мы представляем Бога своим характером, своей жизнью? Соответствует ли наша жизнь и характер следующим словам апостола Павла: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).
Семнадцать лет Иаков прожил в Египте, наслаждаясь долгожданным миром и счастьем. Когда же настало время его отшествия, то «…призвал Иаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни» (Быт. 49:1). В следующей главе мы узнаем, что в вечность попадут люди только с 12-ю типами характеров. А также мы узнаем о двух типах характеров, обладатели которых обречены на гибель. К какому из них относится ваш и мой характер, к характеру спасенных или погибших? И можно ли еще, пока есть время, что-либо сделать для его преобразования, чтобы быть спасенными?
Археологический комментарий
Перстень фараона
«В библейском сказании поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев» [10]. Остановимся на некоторых деталях.
Так, книга Бытие подчеркивает, что Иосиф остригся, прежде чем он предстал пред фараоном.
Эта, казалось бы, несущественная деталь весьма красноречива, так как говорит о глубоком знании автора Бытия египетских обычаев, ибо в Древнем Египте никому не разрешалось носить бороду, эта привилегия принадлежала одному фараону.
Иосиф, как и все семиты, вероятно, носил бороду, и поэтому остригся, как того требовал придворный этикет.
Так же обстоит дело и с возведением Иосифа на должность правителя Египта. С торжественной церемонией возведения в должность, существовавшей в Древнем Египте, нас, помимо Библейского описания, красочно знакомят картины в гробницах фараонов и вельмож. Каждый новый вельможа получал из рук фараона почетные дары, драгоценную цепь на шею, дорогую одежду, перстень и жену знатного рода (этим и объясняется женитьба Иосифа на знатной египтянке).
Во время торжественных выездов и религиозных шествий наместник фараона занимал одну из позолоченных колесниц и ехал сразу же за колесницей фараона.
Обычай пользоваться лошадьми египтяне заимствовали у гиксосов, и этот церемониал сохранялся в Египте вплоть до римского владычества [11].
Более подробно церемониал возведения вельможи в должность или получения им награды можно найти в описании крупнейшего египтолога, профессора Пьера Монтэ в его книге «Египет Рамзесов» [12].
Об обычаях брить бороду, а так же о привилегии фараона ее иметь, сообщается в книге известного немецкого историка, профессора Г. Вейса (1822-1897): «…фараоны предоставили себе право украшать свой подбородок или сплетенным в косу и застегнутым пучком волос, или более или менее широкой бородой особой формы» [13].
Обычай египтян бальзамировать тела умерших, упоминаемый в книге Бытие 50:2, так же сегодня полностью подтвержден исторической наукой и не нуждается в особом комментарии.