У входа в царство мертвых…

В Крыму в 12 километрах от Феодосии расположился очень уютный поселок Коктебель (в пер. с татарского «край голубых вершин»). Главной его достопримечательностью несомненно является горная гряда Карадаг (в пер. с татар. «Черная гора»). Крым вообще очень богат экзотическими горами: Ай-Петри, Аю-Даг, Чатыр-даг, Демерджи, Кошка, но все они меркнут по сравнению с Карадагом, который представляет собой остатки потухшего вулкана, кратер которого сегодня находится на дне моря. Карадаг поражал и поражает всех когда-либо видевших его со времен античности и вплоть до наших дней. Недаром ему посвящено огромное количество стихов, поэм. Эти места вдохновляли А. Пушкина (который на полях рукописи «Евгения Онегина» постоянно рисовал Золотые ворота Карадага — скалы, расположенной в море), А. Грина, М. Волошина, М. Цветаеву и др. Особенно великолепен Карадаг со стороны моря, где открываются его многочисленные красивейшие бухты: Лягушачья, Сердоликовые, Голубиная, Львиная, Пограничная, Пуццолановская, Разбойничья. И если вы, плывя на катере, внимательно всмотритесь в неприступные обрывистые скалы кряжей Карадага: Кой-Кая, Магнитного, Хоба-Тебе, Карагача, то вы увидите, как за ними проступает история одного из древнейших и загадочных народов земли — киммерийцев, обитавших здесь десятки веков назад и оставивших по себе зловещую память. Одно из первых упоминаний об этом народе оставил великий древнегреческий писатель Гомер.

«Ты, Океан в корабле поперек переплывши, достигнешь

Низкого берега, где дико растет Персифонин широкий

Лес из ракит, свой теряющих плод, и из тополей черных,

Выдвинув на брег, под которым шумит океан водовратный,

Черный корабль свой, вступи ты в Андову мглистую область…

Три соверши возлияния мертвым, всех вместе призвав их…

Там киммериян печальная область, покрыта вечно влажным туманом и мглой облаков, никогда не являет

Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль

Он покидает, всходя на звездами обильное небо,

С неба ль звездами обильного сходит, к земле обращаясь,

Ночь безотрадная там искони окружает живущих» [1].

Сегодня многие исследователи утверждают, что вход в царство мертвых, бывший в Киммерии и о котором упоминает Гомер, локализовывался греками на Карадаге в месте, которое сегодня называется Ревущий грот. И действительно, это место сегодня поражает своей угрюмостью и таинственностью, а волны создают там неповторимый зловещий рев. И поэтому не приходится удивляться, почему древние считали это место входом в царство мертвых. Знаменитый древнегреческий географ Страбон так же подтверждает, что «киммерийцы обитали в северных и мрачных областях около Боспора» [2]. В древности киммерийцы назывались так же народом гамер, гамирра [3]. Так еще раз получило свое подтверждение в истории великое генеалогическое древо народов, данное в 10 главе Бытия. Достоверность и историчность Священного Писания подтверждает академик Б. Пиотровский: «Далекие походы кочевых племен, среди которых были киммерийцы и скифы, нашли отражение в Библии, в рассказах о вторжении иноземных народов. В библейском генеалогическом списке, где имена народностей получили форму личных имен, Гомер (киммерийцы, гамирра клинописных текстов) считается сыном Яфета и отцом трех сыновей» [4]. Первоначально исторически зафиксированной территорией обитания народа Гомер или киммерийцев был Крым и Прикубанье [5]. В Крыму сохранились многочисленные погребения киммерийцев [6]. Как и подавляющее большинство народов древности гамирра хоронили своих мертвецов на боку в несколько скорченном положении, положении спящего человека. В Библии же, отрицающей бессмертие души, смерть называется просто сном (Ин. 11:11-14). Поэтому первоначально существовавший на земле монотеизм долго еще оставлял следы в последующей истории народов, впавших в идолопоклонство. И поэтому даже среди полудиких племен мы иногда можем найти отголоски учения Истинного Бога, хотя и в искаженной форме. Это и предания о рае, потопе, строительстве огромной башни, системе жертвоприношений и понятие о смерти, как о сне. Однако, киммерийцы верили в бессмертие души и поэтому в их погребениях находят бронзовые и железные ножи, бусы и браслеты, горшки и кубки [7]. Наибольшее количество киммерийских курганов найдено в Джанкойском и Нижнегорском районах. В VIII в. до х. э. гаммирра покидают насиженные места под натиском вторгнувшихся скифов. «Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии» [8]. Страбон также пишет, что «В прежнее время Киммерик был городом на полуострове и запирал перешеек (Керченский пролив — прим. А.О.) рвом и насыпью. Некогда киммерийцы обладали могуществом на Боспоре, почему он и получил название Киммерийского Боспора. Киммерийцы — это племя, которое тревожило своими набегами жителей внутренней части страны на правой стороне Понта вплоть до Ионии. Однако скифы вытеснили их из этой области» [9]. О вторжении скифов на территорию Киммерии сохранились интересные сведения, передаваемые Геродотом. «С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костями в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной» [10]. Гамирра отошли вдоль Кавказского побережья Черного моря или через перевалы (Мамисонский, Дарьяльский и т.д.), как полагают некоторые ученые и оказываются в Западном Закавказье и в восточной части Малой Азии. Таким образом в VIII веке к северо-западу от царства Урарту и невдалеке от владений Ассирийской империи оказывается новое мощное государство Гамирра [11]. «Войско киммерийцев, которое состояло сплошь из конницы и обладало большой подвижностью, владело массовой конно-стрелковой тактикой, которая была дотоле незнакома народам древнего Востока. Поэтому представляло собой достаточно серьезную опасность для древневосточных рабовладельческих государств» [12]. «О могуществе киммерийского войска образно говорится в Библии. «И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, — и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь; рев его — как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот — тьма, горе, и свет померк в облаках» (Ис. 5:26-30). Важно, что недавнее открытие кургана Уашхиту в Закубанье подтверждает существование у киммерийцев колесниц. Под насыпью высотой 4,5 м была обнаружена шатровая конструкция, находившаяся над большой могильной ямой размером 12х7 м. В южной части ямы сохранились остатки колесницы и ее упряжи. Место собственно колесницы отмечено двумя ямками от колес со следами дерева внутри. На костяках четверки сопряженных вместе коней обнаружены уздечные принадлежности, среди которых удалось выделить предметы — индикаторы упряжек колесниц. Кроме колец с подвижными муфтами ими могут также служить большие браслетообразные кольца, пластины с двойными бляшками и цилиндрические пронизи. Реконструируемые остатки колесницы свидетельствуют, что использующийся здесь принцип запряжки близок ассирийскому, хорошо известному по каменным рельефам, украшавшим дворцы восточных царей. В двухколесную колесницу запрягали четверку лошадей при помощи одного дышла, скорее всего, одного ярма и внешних ремней постромков. Находки в курганах колесниц являются свидетельством высокого социального статуса их носителей. У индоевропейских народов колесница выступает как атрибут царей и богов» [13]. Обосновавшись на новом месте киммерийцы приступают к активной внешней политике. Они совершают набеги на Пафлагонию, Вифинию, Мисию. Историк Стефан Византийский сообщает, что киммерийцы сто лет владели городом Антандром на мисийском берегу Эгейского моря и что этот город назывался тогда Киммеридой [14]. Они громят Ионию, Эолиду, становясь таким образом хозяевами восточной части Малой Азии. В 676-674 г. до х. э. они в союзе с Урарту уничтожают Фригийское царство. Столицей последнего был город Гордий, имя которого вошло в поговорку «Гордиев узел» [15]. А царя Фригии Мидаса заставляют покончить жизнь самоубийством [16]. Спустя немного времени руководимые своим вождем Лигдамидом киммерийцы нападают на Лидийское царство: «Лигдамид тем не менее дошел во главе своих воинов до Лидии и Ионии и взял Сарды, но погиб в Киликии» [17]. О взятии Сард (654 г. до х. э.) говорит и придворный историк Александра Македонского Каллисфен [18]. А город Сарды был первоклассной крепостью и поэтому его взятие говорит о мощи народа Гомер. В битве с киммерийцами погибает и царь Лидии Гиг [19]. Во время того же похода ими был захвачен город Ефес, известный в будущем как один из центров христианства, где проповедовал апостол Павел и к верующим которого он написал одно из своих посланий, вошедших в Библию. Спустя 10 лет киммерийцы вновь захватывают Сарды. Помимо войн в Малой Азии гамирра ведут активные боевые действия с Урарту и Ассирией. В 714 году они наносят поражение царю Урарту Русе I. «Сохранилось письмо Синахериба (будущий ассирийский царь, который будет воевать с царем Иудеи Езекией, см. 4Цар. 18-19 — прим. А. О.) его отцу Саргону, в котором ассирийский наследник приводил сводку сведений о положении в Урарту, полученных от разных лиц. В сообщениях из страны Уккая и от правителя города Халсу Набули рассказывалось о неудачах урартов при походе в страну Гамирра. Синахериб в своей сводке дословно приводил сообщение Набули: «Я писал страже пограничных крепостей относительно вестей об урартском царе. Когда он отправился в страну Гамир, все его войско было побито, трое из его начальников со своими отрядами убиты, сам же он бежал и вступил в собственную землю, его лагерь до сих пор не был достигнут». В другом письме Синахериб сообщал сведения, полученные через Ашуррисуа от Урзаны, касающиеся похода урартов против киммерийцев, окончившегося поражением урартов и гибелью правителя области Уаси. На одном из обломков писем Куюнджикского архива имеется перечисление девяти урартских наместников, убитых, по-видимому, во время этого похода. В конце письма сообщается, что урартский царь после поражения бежал в горы, спасая свою жизнь» [20]. Как видим, киммерийцы, которые совсем недавно были союзниками Урарту и вместе с ней громили Фригию теперь обращают оружие против недавних союзников. Вскоре гамирра вступают в войну с Ассирией, в ходе которой в 705 г. до х. э. царь Ассирии Саргон II погибает [21]. После этого военные действия между обеими странами продолжались фактически непрерывно около 50 лет. «Война ассирийцев с киммерийцами в районе Средиземного моря при Асархаддоне не была еще такой острой как позднее, и особое внимание ассирийцам приходилось обращать на киммерийские отряды, находившиеся в приурмийском районе. Об этой борьбе до нас дошло значительное число интересных документов. Во время гадания Асархаддон спрашивал своего бога: «Шамаш, великий владыка, на то, о чем я тебя вопрошаю дай мне верный ответ: с этого дня, с третьего дня месяца Айару, до одиннадцатого месяца Абу, на сто дней и ночей (установленный срок совершения гадания — Б. П.)… будь то Каштарити с его войском, будь то войско киммерийцев… будь то какой бы то ни было враг — захватят ли они этот город Кишассу»… Киммерийцы особенно беспокоили ассирийцев в стране Мана. Среди табличек Куюнджикского архива имеется письмо некоего Белушезиба Асархаддону, извещавшее о злодеяниях киммерийцев» [22]. Однако киммерийцы не только воевали против Ассирии, но часто и служили наемниками правителям Ниневии. «Киммерийцы входили в состав наемных войск ассирийской армии. В одном документе о продаже огородов в Ниневии, датированном 679 г., среди свидетелей называется ассириец Ишди-Харран, начальник полка киммерийского» [23]. Именно в составе ассирийского, а затем и вавилонского войска киммерийцы принимали участие в разгроме Израильского и Иудейского царств. «Сведения о киммерийских… походах имеются также у библейских пророков. Так, Иеремия 5:15-16 вкладывает в уста Бога следующие слова: «Вот, Я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб, все они люди храбрые»» [24]. Пророчествует о нашествии этого народа и пророк Исайя. «…другие… называли последних «Гамирра» — именем, переданным в Библии «Гомер», у классиков ???e?tot. Появление нового бурного народа произвело сильное впечатление во всей Азии, и пророк Исайя видел в нем знамение гнева Божия и всепроникающей силы его против грешников. «За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, — и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь; рев его — как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот — тьма, горе, и свет померк в облаках» (Ис. 5:25-30)» [25]. При Ашшурбанипале война Ассирии с киммерийцами продолжалась, истощая силы и без того слабеющей Ассирийской монархии. Однако в этот тяжелый момент на помощь Ниневии приходят давнишние враги киммерийцев скифы, от которых они бежали около 150 лет назад из Крыма и Прикубанья. Вождь скифов Мадий наносит киммерийцам страшное поражение, после этого гамирра оседают на северном побережье Малой Азии, около города Синопы. Там спустя немного времени они были окончательно разбиты царем Лидии Алиаттом (конец VII в. до х. э.) [26]. После этого народ Гомер, киммерийцы сходит со страниц истории, оставив по себе много загадок и целые реки крови. И лишь величественный Карадаг хранит живую память о некогда грозном народе, многочисленном, как морской песок, но отступившем от Бога, избравшем своим идолом богатства, а вместе с ним и смерть. И если вы, уважаемый читатель, окажетесь у подножия Карадага, то не только любуйтесь его красотой, но и помните историю великого народа, некогда здесь обитавшего, а теперь оставившего по себе лишь прах, покоящийся в курганах. Пики Карадага и его утесы призывают сегодня нас, современных людей, не повторить ошибки киммерийцев, отошедших от Бога и пожавших смерть. Карадаг стал настоящим мрачным памятником этого отступившего народа.

Примечания к 2 главе

[1] Гомер. Одиссея., М, АСТ, Харьков, Фолио, 2000, песня 10, 508-514, с. 168, песня 10, 515, с. 169, песня 11, 14-19, с. 172

[2] Страбон. География., М, Ладомир, 1994, книга 3, 2, 12, с. 146

[3] Махортых С.В. Киммерийцы. Николаев, «Возможности Киммерии», 1997, с. 5; Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту), М, Восточная литература, 1959, с. 237; Дьяконов И.М. История Мидии, М-Л, Изд-во АН СССР, 1956, с. 465

[4] Пиотровский. Указ. соч., с. 237

[5] Всемирная история. В 24 т., Минск, Литература, 1996, Т2, с. 234 и Т3, с. 138

[6] Колотухин В.А. Киммерийцы и скифы Степного Крыма. Симферополь, Сонат, 2000

[7] Колотухин. Указ. соч., с. 56-57

[8] Геродот. История. М, Ладомир, АСТ, 1999, книга 1, 103, с. 48-49

[9] Страбон. Указ. соч., книга 9, 2, 5, с. 469

[10] Геродот. Указ. соч., книга 4, 11, с. 238-239

[11] Пиотровский. Указ. соч., с. 232-233

[12] Всемирная история. Указ. соч. Т3, с. 138-139

[13] Махортых. Указ. соч., с. 13-14

[14] Вестник древней истории, 1948, No3, с. 345

[15] Меликишвили Г.А. Некоторые вопросы социально-экономической истории Наири-Урарту. Вестник древней истории, 1951, No4, с. 39

[16] Маккуин Д. Хетты и их современники в Малой Азии. М, Наука, 1983, с. 58

[17] Страбон. Указ. соч., книга 1, 3, 21, с. 68

[18] Дьяконов. Указ. соч., с. 232

[19] Струве В.В. Хронология VI в. до н. э. в труде Геродота. Вестник древней истории, 1952, No2, с. 67

[20] Klauber E. Assyrisches Beamtentum nach Briefen dus der Sargonidenzeit, Leipzig, 1910, s 70; Пиотровский. Указ. соч., с. 233

[21] Дьяконов. Указ. соч., с. 236

[22] Пиотровский. Указ. соч., с. 234

[23] Пиотровский. Указ. соч., с. 233-234

[24] Пиотровский. Указ. соч., с. 237

[25] Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 т., Л, ОГИЗ, 1935, т. 2, с. 76

[26] Дьяконов. Указ. соч., с. 234-235; Маккуин. Указ. соч., с. 59

Город-призрак на окраине Симферополя

Если мы выезжаем из Симферополя в сторону Ялты, то справа от себя мы увидим холмы, на которых расположен музейный археологический комплекс — Неаполь Скифский. Последний на протяжении нескольких веков был столицей скифского государства. Сегодня от некогда крупного города сохранились жалкие остатки: царский мавзолей, городские ворота, развалины стен, следы башен, домов и хозяйственных построек [1]. Со школьной скамьи мы привыкли слушать о скифах, как о мужественных свободолюбивых людях, отражающих постоянные агрессии то кровожадных персов, то корыстных греков. Именно такими скифы предстают не только в книгах для детей типа «Меч Зарины» Моисеевой, но порой и в серьезных научных работах (например, Очерки по истории древней Греции Колобовой К.М., Глускина Л.М., Л, Учпедгиз, 1958), в которых очень подробно рассказывается о нашествиях на скифов, а о самих же скифских нашествиях говорится одной строкой и то между прочим. Весьма вскользь говорится и об обычаях, нравах скифов и в то же время подробно описываются зверства персов, чинимых над скифами. Но почему же тогда пал этот некогда великий народ? Почему в апокалиптическом пророчестве Иезекииля он предстает одним из символов богоотступнических сил последнего времени? «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество» (Иез. 38:1-2). Скифы являлись в основном потомками Магога [2]. Хотя в их племенной союз входили и потомки Аскеназа, сына Гомера, брата Магога (Быт. 10:2-3). Поэтому в ассирийских и урартских хрониках скифы фигурируют часто под именем Аскеназ, Ашкеназ [3]. Дело в том, что скифы представляли собой союз различных родственных племен, объединенных общим названием скифы [4]. Здесь вновь находит свое полное историческое подтверждение Таблица народов, записанная в 10 главе книги Бытие, говорящая о родстве скифских племен с киммерийцами. «Племена скифов покорили своих предшественников-киммерийцев, родственных им по языку и образу жизни» [5]. «В библейском генеалогическом списке, где имена народностей получили форму личных имен, Гомер (Киммерийцы, гамирра клинописных текстов) считается сыном Яфета и отцом трех сыновей: Ашкеназа (скифы, ашгуза клинописных текстов), Рифата (жители Пафлагонии) и Тогарма (Тиль-Гаримму ассирийских текстов)» [6]. Царство скифов Аскеназ упоминается и в книге пророка Иеремии 51:27, что является достоверным и ценным историческим свидетельством [7]. Итак, скифы — это племена, произошедшие от Аскеназа и Магога, в VIII в. до х. э. вторглись в Крым и Прикубанье на земли родственных им киммерийцев, вынудив последних уйти в Закавказье. Однако, спустя немного времени сами скифы последовали за киммерийцами и через современный Дагестан и Дербентский проход направились на территорию современного Азербайджана, в нижней части междуречья Куры и Аракса, где и обосновались, начав совершать оттуда набеги на страны Передней Азии [8]. Одним из первых государств, с которым столкнулись скифы, была Ассирия, на престоле которой восседал грозный Асархаддон. Но и он «Завоеватель Египта и повелитель всей Передней Азии трепетал перед ними и в страхе вопрошал богов» [9]. «Среди вопросов к богу Шамашу есть и такой текст: «В этот установленный срок войско скифов, которые живут в области страны манеев и которые пришли на границу страны манеев, задумывают ли они, замышляют ли они, выйдут ли они через перевалы Хубушкин к городам Хараниа и Анисускиа? Разграбят ли, полонят ли многочисленную добычу, тяжкий полон с границ Ассирии?»… Среди табличек оракулов найден один текст, в котором Асархаддон спрашивал бога Шамаша о том, будет ли царь скифов («царь страны ишкуза») Партатуа соблюдать дружбу, если Асархаддон, согласно его просьбе, переданной через посла, выдаст за него замуж свою дочь» [10]. Выдав за скифского вождя Партатуа (Прототий у Геродота) свою дочь он сделал из скифов оплот Ниневии и с их помощью отразил киммериян, которые потерпев несколько поражений должны были уйти в Малую Азию [11]. Еще большую помощь оказали скифы Ассирии в ее борьбе с набирающим силу Мидийским царством. Эта помощь объясняется и тем, что наследник Прототия Мадий был рожден от ассирийской принцессы [12]. В 653 г. до х. э. ассирийцы благодаря помощи скифов наносят страшное поражение мидийцам, во время которого погибает и вождь мидян Фраорт [13]. Мидия попадает под власть скифов, которые собирали с мидян дань, хотя при этом номинально государство мидян продолжало существовать [14]. «28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось… Затем скифы пошли на Египет. На пути туда в Сирии Палестинской скифов встретил Псамметих, египетский царь, с дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше» [15]. «Одолев мидян, скифы, словно ураган прошли через Месопотамию, Сирию, Палестину и достигли границ Египта… Ужас охватил население Передней Азии… «Вот, идет народ от земли северной, и народ великий поднимается от краев земли, — говорил о скифах иудейский пророк Иеремия. — Держат в руках лук и копье. Они жестоки и беспощадны. Их голос шумит, как море. Они мчатся на конях, выстроившись, как один человек, чтобы сразиться с тобою, дщерь Сиона». Под копытами их диких и быстрых коней лежали богатейшие цивилизованные страны мира» [16]. «В год призвания Иеремии (626 г. до Р. Хр.) неисчислимые толпы варваров с севера терроризировали юго-западную Азию… О них Ровлинсон пишет: «Прорвавшись через ущелья Кавказа, откуда они вышли и куда направлялись никто не знал. Орда за ордой скифов покрыли богатые равнины юга. Они пришли, как саранча, бесчисленные, непобедимые и покрыли землю, как сад, а оставили ее после себя пустыней. Они не щадили ни пола ни возраста, жестоко уничтожая население, а при наилучших условиях, уводили их в плен. После них поля были опустошенными, селения и жилища сожжены огнем и вся страна представляла пустыню» [17]. Нашествие скифов было грозным предупреждением иудеям, призывающим их обратиться от своих греховных дел. Но иудеи оказались глухи и спустя совсем немного лет по следам скифов так же с севера придет другой еще более грозный народ — вавилоняне, который и сокрушит гордое Иудейское царство. Но это будет после, а пока скифы безраздельно властвовали в Азии. Пока в Мидии не пришел к власти Киаксар. «Тогда Киаксар и мидяне пригласили однажды множество скифов в гости, напоили их допьяна и перебили» [18]. «О дальнейшей судьбе скифов мы можем судить по некоторым косвенным данным. Скифское царство продолжало существовать в Азербайджане, судя по данным «Книги Иеремии» еще в 90-х годах VI в. до н. э. и это подтверждается так же и Геродотом… При этом, как сообщает Геродот, скифы вернулись откуда пришли… в Причерноморье» [19]. Однако, на этом бурная история скифов не оканчивается. Около 512 г. до х. э. в поход против скифов отправляется царь Мидо-Персии Дарий I, мечтая сокрушить давних врагов Мидии и обезопасить границы своей империи. Против скифов Дарий повел несколько сот тысяч воинов. Через своих послов царь потребовал скифам сдаться. В ответ на это «скифские цари… отправили к Дарию глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел… смысл даров (был таков — прим. А. О.): «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами» [20]. Благодаря хитрой военной тактике, скифы заманили бесчисленное персидское войско в ловушку и только малодушие союзников скифов ионян спасло Дария и его войско от гибели [21]. Следующий раз имя скифов стало известно во всем мире при их царе Атее (IV в. до х. э.), прославившемся своей войной с отцом Александра Македонского Филиппом, которому все же удалось в 339 году разгромить скифов. В этой битве пал и царь Атей, которому в ту пору было 100 лет. Впрочем победа Филиппа, так же раненого в битве не привела к полной победе над скифами [22]. Образ Атея надолго стал символом варварского царя. Так, этот правитель имел более 70 одних только сыновей. Его жены были младше его на 80-85 лет. Греческий писатель Плутарх сообщает интересный эпизод. Однажды скифы захватили в плен греческого флейтиста Исменея, прославившегося своей игрой, скифы привели его к Атею, чтобы тот насладился изысканной музыкой. Но царь заявил, что самой лучшей музыкой для себя считает ржание боевого коня.

Центр государства Атея располагался на территории современной Добруджи. Последнее же в истории государственное образование скифов существовало в Крыму, с центром в городе Неаполе, на территории современного Симферополя. Откуда скифы начинали свое победоносное шествие, там они и заканчивали свою кровавую историю. Недаром мудрый царь Соломон говорил «Все возвращается на круги свои». Не менее кровавыми, чем история, были и обычаи скифов. «Аресу же совершают жертвоприношения следующим образом. В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно.

Таковы обряды при жертвоприношениях у скифов. Свиней они не приносят в жертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране.

Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе — нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов. Человеческая кожа, действительно, толста и блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с вражеского трупа, натягивают ее на доски и затем возят ее с собой на конях.

Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши. Так скифы поступают даже с черепами своих родственников (если поссорятся с ними и когда перед судом царя один одержит верх над другим). При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием.

Раз в год правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом.

Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

Гробницы царей находятся в Геррах (до этого Борисфен еще судоходен). Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером, благовониями и семенами селерея и аниса. Потом желудок снова зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждой области, куда привозят тело царя, при этом поступают так же, как и царские скифы. Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами. Затем отсюда везут покойника на повозке в другую область своего царства. Сопровождают тело те, к кому оно было привезено раньше. После объезда всех областей они снова прибывают в Герры к племенам, живущим в самых отдаленных пределах страны, и к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв стараются сделать его как можно выше.

Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину — на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят.

Так скифы погребают своих царей. Когда же умирают все прочие скифы, то ближайшие родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к друзьям. Все друзья принимают покойника и устраивают сопровождающим угощение, причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а затем предают погребению. После похорон скифы очищают себя следующим образом: сперва умащают и затем промывают голову, а тело [очищают паровой баней], поступая так: устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан, поставленный посреди юрты, раскаленные докрасна камни» [23].

В Крыму скифское государство существовало со II в. до х. э. по III в. х. э., воюя с Херсонесом, Боспорским царством и т.д. Но это была уже агония народа, некогда создавшего государство, обнимавшее земли от Крыма до Египта. Конец скифскому государству кладут племена готов, которые затем в 410 году разрушат Рим, а потом с 439 по 538 годы будут властвовать в Италии. Остготы будут одним из трех рогов, которые согласно пророчеству книги Даниила (7:8) будут низвержены перед малым рогом, т.е. папством. Вот эти самые готы и уничтожают во II половине III в. х. э. Неаполь Скифский. «Город гибнет во второй половине III в. н. э. В разрушенных домах этого времени найдены брошенные амфоры, лепные горшки, жаровни, детские игрушки и другой домашний скарб. По-видимому население бежало из города. Заметны следы пожаров; крепостные стены были разрушены. Среди развалин найден скелет мужчины — вероятно, скифского воина, защищавшего город. Во время боя его похоронили наспех здесь же, на крепостной стене, едва засыпав тело землей.

Ко времени гибели Неаполя относится яма на окраине городища: в ней найдено свыше 40 черепов, некоторые из них деформированы. По данным анатомического исследования, почти все черепа имеют следы смертельных, и притом, одинаковых травм. Следовательно, головы были отсечены не в бою, а во время казни. Судя по характеру травм, казненных поставили на колени. Взмах за взмахом опускался на их склоненные головы тяжелый меч. Останки убитых были сброшены в яму на окраине города и засыпаны землей. Прошли века. Археологи открыли заросшую травой яму, и страшная картина этой казни открылась перед ними… Разорение и гибель пришла и на другие позднескифские городища и селища. Внезапно в битве и пожаре погиб Алма-Кермен. Его население также бежало из своих домов, побросав домашний скарб, а иногда даже драгоценности (на полу одного из домов были найдены золотой слиток весом в 161 г и золотая обкладка подвески, инкрустированной полудрагоценным камнем альмандином). Прежде чем оставить городище, жители защищали его; внезапное отступление не позволило им похоронить убитых соплеменников. Скелет мужчины в возрасте 35-40 лет с пробитым черепом найден у порога одного дома, другой погибший обнаружен у оборонительной стены» [24]. Ходя по развалинам Неаполя Скифского можно себе живо представить картину того страшного дня, когда пал город под ударами диких кочевников. Думали ли защитники Неаполя в тот день, как их предки грабили и разрушали города Кавказа, Мидии, Ассирии, Палестины? Сколько они лили невинной крови, убивали детей, насиловали девушек, а затем пили кровь жертв? Долгие столетия призыв Божественной милости был обращен к скифам, с призывом покаяться и остановиться на своем пути. Но потомки Магога выбрали путь насилия и жестокости. Посеяв зло, они и пожали его в своей жизни.

Если вы будете в Симферополе, обязательно сходите и посмотрите развалины Неаполя Скифского, последней твердыни народа, пред которым в свое время трепетала Ассирия и Египет. И может быть древние камни, пропитанные кровью расскажут более красноречиво, чем любые книги и проповеди, к чему приводит отступление от Бога.

Примечания к 3 главе

[1] Дорогой тысячелетий. Очерки о Древнем Крыме. Симферополь, Крым, 1969, с. 29-31

[2] Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево, М, Теревинф, 2001, с. 115

[3] Пиотровский. Указ. соч., с. 237, Дьяконов. Указ. соч., с. 242

[4] Всемирная история. Указ. соч., Т3, с. 140, 143; Дьяконов. Указ. соч., с. 242

[5] Мурзин В.Ю. История скифов. Николаев, МП «Возможности Киммерии», 1997, с. 3

[6] Пиотровский. Указ. соч., с. 237

[7] Пиотровский. Указ. соч., с. 245-246, Дьяконов. Указ. соч., с. 246

[8] Всемирная история. Указ. соч., Т3, с. 140

[9] Тураев. Указ. соч., Т2, с. 76

[10] Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту / Вестник Древней истории, 1951, No2-4, приложения, No69, 1; 68А

[11] Тураев. Указ. соч., т. 2, с. 77

[12] Мурзин. Указ. соч., с. 6

[13] Дьяконов. Указ. соч., с. 289

[14] Там же, с. 290

[15] Геродот. Указ. соч., книга 1, 104, 105, с. 49

[16] Белявский В.А. Тайны Вавилона, М, Вече, 2001, с. 69

[17] Цит. по: Геллей Г. Библейский справочник. СПб, Библия для всех, 1996, с. 313

[18] Геродот. Указ. соч., книга 1, 106, с. 49

[19] Дьяконов. Указ. соч., с. 291

[20] Геродот. Указ. соч., книга 4, 132, с. 277-278

[21] Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы, М, Наука, 1985, с. 110

[22] Мурзин. Указ. соч., с. 18-19

[23] Геродот. История. Книга четвертая. с. 254-259

[24] Дорогой тысячелетий. Указ. соч., с. 118