Библиотека soteria.ru
Колесо в колесе
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 7735 Все тексты автора Алексей Опарин
Каменные бабы
У подножия Каменной могилы высятся несколько грубо высеченных каменных идолов. Сооружение большинства из них принадлежит половцам, народу, обитавшему в запорожских степях в XI-XIII вв. х. э. Подобные статуи можно увидеть в Харькове у Музея природы, куда они были доставлены с мест раскопок. Стоят они и в Евпатории напротив Краеведческого музея. Словом, почти в каждом городе юго-восточной Украины можно увидеть подобные каменные изваяния, называемые условно «каменные бабы». По сути эти идолы остались одним из немногих следов воинственного народа половцев. Первоначально их родиной были земли севернее Алтая в Прииртышье. Затем, вследствие изменения политической и климатической обстановки, после долгих мытарств половцы (или как они себя называли сами — кипчаки) оказываются в запорожских степях и в 1055 году впервые сталкиваются с русскими. В течение последующих 200 лет история половцев представляет собой нескончаемые войны с русскими княжествами, на которые они постоянно совершали набеги, уводя пленных женщин и детей. Борьба с половцами воспета в знаменитом древнерусском произведении «Слово о полку Игореве». В 20 годы XIII века они были покорены монголами, которые окончательно разгромили их к середине XIII века. Вскоре после этого упоминание в летописях о половцах прекращается и они присоединяются к большой семье канувших в небытие народов.
Исследуя книгу пророка Иезекииля, пророчества о различных племенах и царствах, мы видим, что история любого народа зависит от его отношения к Богу и Его закону. Ни одно царство во всемирной истории не исчезло случайно или просто только в силу экономических или политических причин. В каждом случае ведущую роль в падении державы играла религия, которая предопределяет историю и будущность государства, его развитие и особенности [1]. Поэтому, исследуя историю половцев, одного из народов Каменной могилы, необходимо обратиться к их религии, чтобы разобраться в причинах горькой судьбы этой народности. Подавляющее большинство половцев на протяжении всей своей истории, вплоть до самого падения, оставалось язычниками. Одной из ведущих составных их религии была астрология, пользующаяся у них огромной популярностью [2]. «Гадания шаманов по звездам, шаманские камлания над священными камнями и сгоревшими бараньими лопатками, святилища предков, окруженные сотнями убитых врагов, предрекали кипчакам борьбу, звали в далекие походы» [3]. Таким образом, их религия, подобно исламу, призывала к войне. Поэтому культ войны (а их вели половцы постоянно) следует искать в первую очередь в их религии, а не в социально-экономических проблемах, которые играли лишь вторичную роль. Широкое распространение имел у половцев спиритизм. Через шаманов люди вызывали и обращались к злым и добрым духам, испрашивая у них помощи. Шаманы представляли собой целую прослойку в половецком обществе и власть их была огромна. Вызывая демонов, шаманы совершали перед собравшимся народом различные чудеса, повергая людей в трепет. Неотъемлемой частью шаманизма, как одной из религий, поклоняющихся бесам, является вера в бессмертие души. Половцы верили в бессмертие души и «Поэтому в могилы помещалось довольно много вещей: столько, сколько могли положить туда оставшиеся на земле родичи. Очевидно потусторонний мир представлялся половцам простым продолжением настоящего. Тем не менее, переходя в иной мир, душа предка приобретала, по мнению половцев, особые возможности и силы для того, чтобы помогать людям (обычно родным), приносящим ей жертвы» [4]. С этой верой напрямую связано сооружение над могилой каменных статуй. Бедные люди, которые не могли поставить своим предкам каменные статуи, ставили деревянные или ограничивались войлочным изображением предка, которое помещалось в обычной жилой юрте. Возле каменной статуи воздвигалось святилище и каждый проезжающий мимо половец должен был принести жертву такой статуе и поклониться ей, дабы заручиться ее поддержкой. Поэтическое описание этого обряда оставил великий азербайджанский поэт XII в. Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнется кипчаков спина …
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».
Однако следует отметить, что статуи окроплялись в основном детской кровью [5] (!), которая считалась наиболее достойной и угодной жертвой. Проблемы с добыванием этой крови не было. Пленных было очень и очень много, да и принесение в жертву своих детей считалось нормой. Итак, культ войны, вызывание бесов и поклонение им, принесение в жертву детей — такова была идеология этого народа. Долгие десятилетия они сеяли войну, кровь и слезы. И, наконец, вопли убитых и зверски замученных мужчин, изнасилованных девушек, принесенных в жертву детей переполнили чашу Божьего терпения. И над половцами был произнесен приговор суда. И теперь только каменные бабы, пропитанные кровью детей, напоминают об этом народе. Всмотритесь в эти каменные изображения, прислушайтесь к звукам степи и вы услышите конский топот, крики о помощи, которые раздавались у Каменной могилы 800 лет назад, сначала жертв половцев, а затем и их самих, гибнущих под ударами монголо-татар.
Примечания к 5 главе
[1] См.: Опарин А. А. Религии мира и Библия. Харьков, Факт, 2000, 2-изд. 2002
[2] Плетнева С. А. Половцы, М, Наука, 1990, с. 33
[3] Там же, с. 33-34
[4] Плетнева. Указ. соч., с. 139
[5] Плетнева. Указ. соч., с. 140