Библиотека soteria.ru
Колесо в колесе
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 7764 Все тексты автора Алексей Опарин
Постскриптум. Апокалипсис Иезекииля
Когда сегодня рассказывают о Втором Пришествии Христа, Последнем суде, Армагеддоне, то у многих на лице сквозит улыбка. Такое состояние людей в канун Пришествия было предсказано еще 2000 лет назад апостолом Петром. «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2Петра 3:3-4). Сегодняшний мир и люди очень материализированы и верят только тому, что видят своими собственными глазами и осязают руками. Все же, что выходит за рамки этого, встречается ими с огромным скептицизмом. Очень часто и вера в Бога, в боговдохновенность Библии представляется как что-то, чего нельзя «потрогать руками». Однако это не так. Исследуя в предыдущих главах настоящей книги пророчества, произнесенные Богом через Иезекииля, мы увидели, что для того, чтобы убедиться в их достоверности, нисколько не надо напрягать фантазию. Достаточно открыть любой учебник по истории, чтобы убедиться в том, насколько точно они исполнились. Достаточно побывать (непосредственно или при помощи ТВ) на раскопках и увидеть каменные свидетельства, подтверждающие пророческую способность Библии. Сегодня даже самый ярый скептик не может отрицать точно предсказанную Иезекиилем судьбу Египта, Ливии, Эфиопии, Тира и Сидона, Лидии и других государств. Книга Иезекииля зарекомендовала себя, как точнейшее научное произведение, рассказывающее о религиях, торговле, обычаях своего времени. Книга Иезекииля зарекомендовала себя, как глубочайшее философское произведение, содержащее непреходящие ценности. Наконец, книга Иезекииля зарекомендовала себя, как слово Живого Бога, могущее спасти человека от духовного падения. Все названные нами основные аспекты данной книги для весьма значительного числа людей являются сегодня очевидными и, как мы уже заметили, даже неверующие люди согласны со многим из этого.
Но вот, когда речь заходит о последних главах книги Иезекииля, 37-й — повествующей о воскресении мертвых, 38 и 39-й — рассказывающих о нашествии полчищ зловещего Гога, из земли Магог; 40-48-й, говорящих о великом храме, то отношение меняется. «Ну, тут явная и полная аллегория» — говорят некоторые богословы, «наивная сказка» — говорят скептики, «лучше вообще не читать эти странные, наводящие ужас главы» — считают некоторые христиане. «Это просто еврейская поэзия» — говорят филологи. И действительно, человеческим умом трудно себе представить картины, нарисованные древним пророком. Нам их так же трудно представить, как современникам, слышавшим Иезекииля почти невозможно было поверить в то, что падет великий Египет, что Тир — богатейший город мира — будет сброшен в воду, что эфиопы станут поклоняться истинному Богу. Чтобы лучше себе это представить, давайте подумаем: поверили бы мы тому, кто бы нам сегодня сказал, что Одесса будет сброшена в море, Иран примет христианство как государственную религию, а США перестанет существовать? Мы бы просто в лучшем случае улыбнулись такому известию, назвав того, кто это говорит и этому верит сумасшедшим или обманщиком. Именно так не только языческие народы, но и многие иудеи воспринимали пророка Иезекииля, о чем нам оставил интереснейшие сведения древний историк I в. х. э. Иосиф Флавий, повествуя о событиях 58 года до х. э. «В то же самое время Иезекииль предсказывал в Вавилоне ожидающие народ бедствия и, записав свои предвещания, отослал их в Иерусалим. Но тогда Седекия (последний царь Иудеи — прим. А.О.) не стал более доверять предсказаниям обоих пророков и притом по следующей причине: в то время как во всем пророки сходились между собой, как в предсказаниях, что город падет, так и в том, что сам Седекия будет взят в плен, Иезекииль расходился с Иеремиею в том, что Седекия не увидит Вавилона, а Иеремия утверждал, что царь вавилонский уведет его с собою в качестве военнопленного. И так как оба пророка расходились в этом пункте (хотя во всем прочем между ними не было разногласий), царь решил, что и во всем остальном они говорят неправду, а потому не верил им вовсе. А между тем все предсказания их оправдались на нем, как мы укажем в своем месте… Когда Седекия предстал пред Навуходоносором… Навуходоносор велел немедленно, в присутствии самого Седекии и прочих пленных, перерезать его сыновей и приближенных. Затем, велев выколоть Седекии глаза, он приказал заковать его и отправить в Вавилон. Итак, Седекию постигло то, что предсказали ему Иеремия и Иезекииль, а именно, что он будет взят в плен, отправлен к царю вавилонскому, будет лично говорить с ним и глаза его узреют глаза царя. Так предсказал Иеремия (Иер. 32:4); Иезекииль же (Иез. 12:12-13) предсказал ему, что он будет ослеплен и, будучи приведен в Вавилон не увидит его» [1]. Не повторим ли мы горькой судьбы Седекии, поверившего Иезекиилю тогда, когда изменить было уже ничего нельзя и он слепой входил в Вавилон через ворота богини Иштар? Исполнившиеся пророчества Иезекииля о древних царствах и народах показывают, что мы имеем полное право доверять и тем пророчествам Иезекииля, которым еще предстоит исполниться.
Итак, откроем эти загадочные на первый взгляд главы, главы Апокалипсиса Иезекииля. «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:1-10). Согласно Священному Писанию, смерть человека приравнивается ко сну, который будет потревожен при Втором Пришествии Христа. Апостолы Павел и Иоанн дополняют эту картину: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4:16, 17). «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4-6). Но кто войдет в это число спасенных? Иоанн пишет, что те, кто «соблюдают заповеди Божии и имеют веру в Иисуса» (Откр. 14:12) будут запечатлены (Откр. 7:4). О запечатлении в канун предстоящей (как по отношению к Израилю историческому, так и духовному) катастрофы пишет и Иезекииль. «И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом» (Иез. 9:3-6). Но что это за знак, печать, которую Бог ставит на челах своих детей? Господь через ветхозаветного пророка, отвечая на этот вопрос, говорит: «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез. 20:20). Согласно толкового словаря В. Даля «»знамение» означает знак, печать, тайну» [2]. Итак, согласно Библии только те, кто святит Закон Божий, в том числе и IV заповедь о субботе, являющуюся печатью Бога будут спасены (Откр.14:12) и могут надеяться на первое воскресение, при котором будут воскрешены все праведники, жившие в разные времена. Кстати, неслучайно именно заповедь о субботе стала печатью Бога. Ведь на любой печати всегда ставится название, имя организации или владельца, и его должность, титул. Так и в заповеди о субботе стоит имя Господа — Бога, и Его титул — Творец неба и земли. Иезекииль и другие писатели Библии подчеркивают, что люди воскреснут в прославленных, но человеческих телах, т.е. из плоти крови, а не в виде каких-нибудь бестелесных духов, как то учат некоторые церкви. Но это воскресение первое. После него наступает время Тысячелетнего царства, когда спасенные будут судить дьявола, его ангелов и нечестивых. По прошествии тысячи лет произойдет второе воскресение, когда будут воскрешены все нечестивые, жившие во все века. «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:7-15). Пророк Иезекииль дополняет своими видениями это последнее нашествие дьявола на народ Божий.
Нашествие Гога
Народы древнего Востока, пожалуй, трудно было чем-либо удивить или напугать. За тысячелетнюю историю Палестина, Малая Азия, Сирия и Месопотамия видели сотни завоевателей — страшных и кровожадных, несущих слезы и кровь. Особой жестокостью обладали ассирийцы. «Для каждого ассирийского царя характерны присущие им садистские наклонности. Одни предпочитали сдирать кожу, другим больше нравилось отрубать руки и предоставлять калек их собственной судьбе… «Я отсек головы воинов и сложил из них пирамиду перед городом, я сжигал в огне мальчиков и девочек… Оставшихся в живых (пленных) я сажал на колья вокруг города, а остальным выкалывал глаза» [3]. Но даже эти бесчеловечные ассирийцы и их владыки похолодели от ужаса перед нашествием народа из земли Магог, т.е. скифов. Скифские нашествия во II половине VII в. до х. э. заставили содрогнуться все без исключения народы древнего Востока. Подобно смерчу эти кочевники пронеслись по царствам и империям, оставляя после себя лишь пепелища. В отличие от других народов — тех же ассирийцев, вавилонян, египтян и пр. скифы не преследовали какой-либо политической цели, т.е. создания империи, захвата торговых путей, овладения опорными крепостями. Их интересовал просто грабеж во имя грабежа, грабеж одномоментный, но страшный. Они не брали в расчет, что было бы выгоднее не сжигать город и истреблять поголовно его население, а заставить его платить дань. Нет, им нужны были богатства прямо сейчас, а что будет завтра — это проблема дня завтрашнего. Скифы были кочевниками, и поэтому не нуждались в роскошных городах и грозных крепостях, в которых они не умели жить и которые только мешали им совершать грабежи, и поэтому их проще и надежнее было уничтожить, чтобы они не стали оплотом для какого-либо враждебного им народа. От скифов, когда они чувствовали свою силу, откупиться было нельзя, ибо они хотели овладеть всем, а не просто какой-либо, пусть даже большой, но частью. Небывалая и бессмысленная свирепость скифов заставляла еще долго трепетать десятки народов, переживших на себе ужас их нашествия. Слово скифы в VI в. до х. э. было эквивалентно слову смерть. И поэтому не случайно последнее нашествие дьявола на Божий народ представлено в видении пророка Иезекииля, детство которого пришлось на период скифских походов, в образе нашествия Магога. Бог всегда говорил с людьми на максимально понятном для них языке. И даже великие видения будущего Господь всегда передавал через Своих пророков таким образом, чтобы люди не только будущего, когда произойдет это событие, но и люди времен провозглашения пророчества могли хотя бы образно представить себе, что и как будет. Использовано в Библии не раз и образное сравнение. Например, притчи Христа с примерами из бытовой жизни с вечными истинами Евангелия. Или гордыня дьявола представлена в образе царя Тира. Поэтому и здесь, желая показать всю зловещесть апокалиптических событий, они сопоставляются в 38 главе книги пророка Иезекииля с нашествием скифов, бывшего всего 40 лет назад до описываемых событий и еще свежих в памяти как иудеев, так и вавилонян и других народов того времени. Войско Гога — это войско кочевников. «И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами» (Иез. 38:4). Внешнее сходство нашествия скифов в древности и последней атаки злых сил в последнее время сближает жажда грабежа. «Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: «поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, — все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, — чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли». Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: «ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?»» (Иез. 38:10-13). Как мы уже говорили, зверства и грабеж скифов были порой лишены всякого смысла, ибо в огне иногда погибало больше, чем кочевники захватывали в добычу. Но вкус крови, наслаждение чужими страданиями были для них не менее ценны, чем золото. Так и нашествие сатаны на Иерусалим после Тысячелетнего царства будет лишено какого бы то ни было смысла, ибо дьявол, как никто другой, знает, что все кончено и что через несколько мгновений он будет уничтожен. Но та же любовь к крови, горю людей, их гибели, слепая и бессильная ярость заставляет его бросать на верную гибель своих же приспешников. Гордые фараоны, жестокие ассирийские цари, полудикие скифские вожди, надменные римские императоры, строптивые короли средневековой Европы и алчные римские папы, оккультные вожди фашизма, лицемерные лидеры коммунизма, бросавшие на смерть миллионы людей во имя исполнения своих коварных замыслов теперь сами брошены на смерть своим хозяином — сатаной, которому они верно служили. Это страшное воинство наступает на народ Божий с севера. Последний всегда являлся той частью света, с которой приходило горе для Израиля. С севера приходили ассирийцы, скифы, вавилоняне, потом римляне. С севера будет и последнее нашествие сатаны на уже сошедший с неба Иерусалим. Люцифер будет убеждать своих слуг, царей и фараонов, что Иерусалим будет легко взять, ибо его жители не умеют воевать, живут без запоров, т.е. они весьма миролюбивы и поэтому уничтожить их не составит труда. И обезумевшие в своей гордыне завоеватели всех веков ринутся на Иерусалим, город Божьего народа. И тут произойдет исполнение приговора Господнего Суда: «И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» (Иез. 38:18, 22). Приговор над Гогом будет приведен в исполнение не с помощью меча и копья, т.е. человеческих средств. Нет, дьявол и зло будут уничтожены Божьими судами. Над Гогом разразятся грозные Божьи суды, которые в свое время по отдельности были использованы в борьбе с грехом. Язва и кровопролитие — Божьи суды над Египтом: «и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской… ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле» (Исх. 9:9, 14); всепотопляющий дождь — суд над допотопным миром, погибшем при потопе: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7:11-12); каменный град — суд над ханаанскими народами при Иисусе Навине: «Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом» (Нав. 10:11); огонь и сера — суд над Содомом и Гоморрой: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт. 19:24). Через 600 лет апостолу Иоанну была открыта Богом та же картина Последнего суда: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:7-10). Суд над Гогом будет окончательным: «Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог» (Иез. 39:4-5). В древности люди очень трепетно заботились о своем погребении. Смерть без погребения считалась великим позором. Именно этот позор символически и унаследует армия Гога, тела которой будут не погребены, а отданы на съедение животным. Когда совершались военные походы, то одной из главных добыч считалось оружие. Но после уничтожения Гога и его полчищ оружие, несущее веками смерть и слезы более не будет нужно и люди просто сожгут его: «Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет буду жечь их» (Иез. 39:9). Над Гогом совершится закон посева и жатвы. Сея веками смерть и грабя других, он в конце концов будет убит и ограблен сам. Местом погребения останков Гога Иезекииль называет город Гамона (Иез. 39:16), под которым подразумевается Скифополь, город современный пророку. Конечно же, сообщения о съедении трупов животными, сожжении оружия, городе Гамона носят символический характер. Ибо после Тысячелетнего царства и уничтожения Гога Богом будет воссоздана первоначальная красота нашей планеты, где не будет следов греха как в природном плане (типа озоновых дыр), так и следов греховной человеческой деятельности. И следов смерти. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:1-2, 4). Но Иезекииль писал в свое время, используя символы, понятные людям тех лет. Не все еще символы 38-39 глав открыты сегодня Богом. Однако главная линия описания грядущих событий остается неизменной вне зависимости от времени. И полчища Гога действительно не будут погребены — ибо они будут уничтожены Божьими судами в озере огненном; оружие Гога действительно будет сожжено, ибо на Новой земле оно не будет нужно, а его обладатели пожнут себе смерть, ибо ее они сеяли на протяжении всей своей жизни.
Завершается книга Иезекииля величественным видением прекрасного храма. Что же символизирует этот храм? Дело в том, что все пророчества Библии делятся на условные и безусловные. К безусловным относятся те, которые произойдут при любых обстоятельствах (о Тире и Сидоне — Иез. 26:4-14; о Вавилоне — Ис. 13:19-22 и т.д.). Условные же — это те, которые произойдут при соблюдении определенных условий. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:7-10). Согласно Божьих намерений Израиль после Вавилонского плена должен был стать тем народом, который бы понес истину о Живом Боге окружающим его племенам. Он должен был стать духовным центром мира, дающим весть Евангелия (Соф. 3:15, 19, 20). Символом обновленного Израиля должен был стать храм, описанный Иезекиилем, который должен был существовать вплоть до прихода Мессии, на которого указывали жертвоприношения, совершаемые в храме и так же описанные пророком, как и сам храм (Иез. 40, 44, 47 главы). Дается описание и политико-административного устройства, которое должно было быть сделано (Иез. 45, 46, 48 глава). Но Израиль впал в духовную гордыню, посчитав окружающие языческие народы недостойными спасения. И когда пришел так ожидаемый ими Мессия — Христос, они не только не приняли Его, но и распяли. Однако, описанные Иезекиилем в 40-48 главах прекрасные картины не являются сегодня только достоянием истории и описанием того, что могло бы быть. Все основное, что видел Иезекииль исполнится, но уже на новой земле, после Второго Пришествия Христа. И потому неслучайны поразительные параллели между видением о Новой земле, данным Богом апостолу Иоанну и тем, что видел Иезекииль. Основные из них приведены в таблице.
Характеристики | Книга Иезекииля | Откровение |
Великолепный город с 12 воротами | 48:30 | 21: 10-11, 16-21 |
На воротах имена сыновей Иакова | 48:31-34 | 21:12 |
В городе течет река жизни | 47:1-9 | 22:1 |
Древо жизни | 47:12 | 22:2 |
Господь пребывает в этом городе | 48:35 | 21:22; 22:3-5 |
Книга Иезекииля начиналась с видения славы Божьей, явленной пророку в годину страшного бедствия, и завершается его книга видением будущей славы и радости в царстве Бога на нашей, обновленной от греха, земле. Ушли в небытие все страхи, скорби, болезни, страшные правители и кровожадные народы во главе с Гогом. Все зло ушло в небытие, на земле вновь, как это было в Эдеме, воцаряется Господь. Сегодня мы живем в самый канун исполнения этих последних из еще не исполнившихся пророчеств Иезекииля. Скоро мы станем свидетелями этих великих апокалиптических событий, но с какой стороны мы будем наблюдать за ними тогда — со стороны Бога и Его последователей, или со стороны дьявола и его приверженцев — зависит от нас сегодня. Зависит от того выбора, который мы должны сделать: принять Христа в сердце, заключив с Ним завет, или нет…
Примечания
[1] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Указ. соч., том 2, книга 10, глава 7, 2, с. 18; глава 8, 2, с. 23
[2] Даль В. Толковый словарь Великорусского языка. В 4 т., М: Русский язык, 1978, т. 1, с. 687
[3] Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. М, Наука, 1977, с. 7