То, чего боится время

На протяжении многих веков Египет многократно бросал вызов Богу. Он бросал этот вызов не только тем, что преследовал последователей Иеговы (египетское рабство израильтян, взятие Иерусалима при фараоне Нехо и т.д.), но и тем, что там была создана оккультная по своей философии и аморальная по форме религия [1]. Эта религия приводила к духовной деградации как самих египтян, так и другие народы, которые перенимали ее у них.

На протяжении веков Египет был агрессивным царством, ведущим захватнические войны, истребляя сотни тысяч людей, стирая с лица земли города и целые страны и уводя их народы в рабство. Через Своих пророков Господь многократно обращался к египтянам, призывая их покаяться и обратиться от своих злых дел, но сердце этого народа не смягчалось на призывы Божественной милости. И, наконец, чаша Божьего долготерпения наполнилась, наступил час суда над страной пирамид. В Египет вторглись вавилонские полчища, как то и предрекал пророк Иезекииль: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я Навуходоносору, царю Вавилонскому, даю землю Египетскую, чтобы он обобрал богатство ее и произвел грабеж в ней, и ограбил награбленное ею, и это будет вознаграждением войску его» (Иез. 29:19).

Долгое время этот поход вавилонян, предсказанный в Библии, отрицался наукой. Но сегодня его достоверность никто не подвергает сомнению, ибо найдены неопровержимые тому доказательства. «Поход (или один из походов) состоялся в 567 году до Р. Х., результатов его мы не знаем, но, если Вавилону и не удалось удержать в своих руках египетскую территорию, то он сумел все же предотвратить египетское вторжение в Палестину» [2]. «В 567 году до Р. Х. Навуходоносор вторгся в Египет и прошел всю страну до Фив» [3]. «В 569 году до н. э. в Египте началась борьба за престол. Воспользовавшись некоторым замешательством, которое в то время преобладало в стране, вавилоняне решили вторгнуться в пределы Египта. Такой поход (или один из них) состоялся в 567 г. до н. э. … Если Вавилонии и не удалось удержать в своих руках египетскую территорию, то ей удалось все же предотвратить египетское вторжение в Палестину» [4]. Об опустошительном походе вавилонян на Египет в 567 г. до Р. Х. пишет и профессор В. И. Авдиев в своей «Истории Древнего Востока» (М., 1970. С. 430), там же сообщается о том, что тогда вавилонянами был построен город, названный в честь столицы империи Вавилоном. Подтверждает библейское известие о походе и крупнейший ассириолог академик Б. А. Тураев (1868-1920) в своем фундаментальном труде, несмотря на давность написания являющимся до сих пор одним из лучших в мире по данному вопросу. «В дошедших до нас обломках одного текста Навуходоносора… в связи с описанием своего похода в 37 году царствования (567 г. до Р. Х.) против фараона Яхмоса Второго» [5]. О победоносном походе Навуходоносора против Египта говорит и римский историк Иосиф Флавий [6].

Поход Навуходоносора явился грозным предупреждением гордым египтянам, но те так и не сделали никаких должных выводов. Более того, в течение последующих лет им стало казаться, что Египет возвращает себе былую славу и могущество. И действительно, эпоха фараонов Саисской династии была временем расцвета страны [7], но расцвета последнего. Предпоследний фараон этой династии Априй возводит великолепные храмовые постройки, строит города, число которых возрастает до 20000, расцветает наука и искусство, народ пользуется величайшим благосостоянием [8]. Фараоны этой династии желали восстановить времена правителей Великих пирамид, как символ апогея египетского могущества. «Идеалов стали искать в древнейшем времени Пирамид… Усердно справляется культ древних царей, ремонтируются их пирамиды и здания… Прошедшая по всему классическому Востоку струя интенсивной религиозности, объясняется пережитыми великими историческими катастрофами и потрясениями, оказалась и в Египте. Набожность усиливается; ищут новых предметов культа и новых способов его выражения. Та мелочность и те крайности в почитании священных животных, которые поражали классических и христианских писателей и которых не было в более древние времена, восходят именно к саисской эпохе. Появляются новые боги из обожествленных мудрецов древности… Погребальные обряды теперь еще более осложняются; ушебти кладутся сотнями — иногда по статуэтке для каждого дня; изображаются новые амулеты для земного и загробного употребления» [9]. Академик Тураев, делая общее заключение об этой эпохе в истории страны на Ниле, говорит, что «В ней… уживаются… высокие религиозные идеи — с ребяческим суеверием, художественность отделки произведений искусства — с пустотой содержания, внешний блеск — с внутренним упадком» [10]. Итак, чем меньше у людей остается духовности — тем большее внимание они начинают уделять внешней стороне религии, ее форме и обрядам. Чем меньше живой веры в Бога — тем больше суеверий. Чем больше внутренней пустоты — тем красивее фасад. О таких людях Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25-28).

В наше время мы переживаем то же, что и Египет в Саисскую эпоху. Так, сегодня страшный упадок нравственности и духовности люди пытаются восполнить, ставя свечки в храме, посещая церковь в дни Пасхи и Рождества, крестя маленьких детей, совершая венчание в церкви. И при этом сегодня говорят о религиозном пробуждении. Но ведь люди, выйдя за пределы храма, продолжают вести тот же далекий от Бога и Его Десятисловного Закона образ жизни, считая, что исполненные ими обряды могут их спасти и уберечь! Сегодня стало весьма широко распространено освящение игорных домов и стриптиз-клубов, ибо считается, что обряд освящения будет хранить эти центры греха. Не веря в Бога, многие люди при этом носят крестики и обязательно их надевают на своих детей, вешают в домах иконы, ибо это все, как они говорят — хранит их. Наше время, с одной стороны, характеризуется бурным экономическим развитием, секуляризмом, скептицизмом, а с другой — вопиющим суеверием, какого не знали и древние народы. Да и бурный экономический рост, который по мнению аналитиков прошлых лет должен был принести счастье миру, не сумел решить ни одну из проблем. Преступность, наркомания, проституция, безработица, распад института семьи — все эти проблемы только усугубились в наши дни. Живя сегодня в странах постсоветского пространства и испытывая значительные трудности, нам кажется порой, что если бы у нас был тот же прожиточный минимум, скажем, что во Франции или США, то все было бы иначе. Но посмотрите на эти страны, спросите людей, которые бывают там, наконец, послушайте, что те говорят сами о себе, и вы увидите, что проблем нисколько не меньше. Та же псевдорелигиозность, узаконенный разврат, суеверия, тотальная власть денег. Фильмы типа «Спрут» являются прекрасной иллюстрацией этого. Великие исторические катастрофы VII-VI в. до х. э., приведшие к изменению политической географии, страшный опустошительный поход Навуходоносора II заставили египтян искать выхода в религии, но не в вере в Живого Бога, а в религии формы, религии суеверия и обрядов.

Сегодня в нашем мире совершаются куда большие и зловещие знамения. Постоянно увеличивающееся количество землетрясений, наводнений, пожаров, смертоносные дотоле невиданные болезни типа СПИДа, страшные войны, терроризм, катастрофа 11 сентября 2001 г., озоновые дыры, расцвет гомосексуализма и небывалой преступности. Все это заставляет задумываться почти каждого жителя планеты, но только немногие искренне прибегают за защитой к Богу, принимая Его своим Спасителем, а Его Закон принципом жизни. Большинство довольствуется религией формы, обряда, ибо так легче, удобнее. Вроде ты и с Богом, и в то же время живешь, как хочешь, не отказывая себе ни в какой похоти. Этот псевдовыход перед лицом надвигающейся катастрофы погубил в свое время народ древнего Египта. Этот псевдовыход, если мы его изберем, погубит сегодня и нас во время Второго Пришествия Христа и на Последнем Суде. Однако право избрать свою участь остается за нами.

Но вернемся к теме нашего разговора и сделаем вывод. Итак, Египет времен Саисских фараонов — время расцвета псевдорелигиозности и суеверий, внешнего блеска и внутренней пустоты. И при этом огромная гордыня народа, верившего в свое величие. Воистину «Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении» (Прит. 18:12).

Библейские пророчества о Египте

1) Опустошение и разорение Мемфиса (Иер. 46:19).

2) Город покинут жители (Иер. 46:19).

3) После плена Египет как государство восстановится, но будет очень слабой державой (Иез. 29:14, 15).

4) Уничтожение идолов в Мемфисе (Иез. 30:13).

5) Из Египта не выйдет более ни одного царя (Иез. 30:13).

6) Разрушение Фив (Иез. 30:14, 16).

7) Истребление в них многолюдства (Иез. 30:15).

8) Огонь в Цоане (Иез. 30:14).

9) Разгром Сина (Пелузия) (Иез. 30:15).

10) Падение Тафниса (Иез. 30:18).

11) Разгром Бубаста (Иез. 30:17).

12) Разгром Гелиополя (Иез. 30:17).

13) Жители этих городов пойдут в плен (Иез. 30:17-18).

14) Одновременно с походом на Египет тем же завоевателем будет совершена агрессия на Эфиопию, Ливию и Лидию (Иез. 30:4-5).

15) Растворение египтян, как нации (Иез. 30:26).

16) Принятие египтянами религии Истинного Бога (Ис. 19:21).

Гибель Египту надвигалась из Мидо-Персии, где произошли серьезные изменения. Покоритель Вавилона, избавитель иудеев, один из величайших правителей своего времени царь Мидо-Персии Кир II погибает. Он исполнил Божью волю, предначертанную за 150 лет до его рождения: «…Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»» (Ис. 44:28); «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:1-3). «Когда царь увидел произнесенные более чем за сто лет до его рождения слова о том, что Вавилон будет взят; когда он прочел послание обращенное к нему Властелином всей Вселенной «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф» (Ис. 45:5, 6, 4, 13). Он отпустит иудеев и поможет им восстановить храм Иеговы» [11].

Но Кир не до конца пошел Божьим путем, он не вверил всецело свое сердце Господу, как то сделал Навуходоносор [12]. В 529 году он начинает войну с племенем массагетов, живущим за Араксом. В ходе этой войны в одной из битв семидесятилетний царь погибает. Царица массагетов Томирис, которая победила и в руки которой достались останки Кира повелела сделать следующее: «Томирис наполнила винный мех человеческой кровью и затем велела отыскать среди павших персов тело Кира. Когда труп Кира нашли, царица велела всунуть его голову в мех. Затем, издеваясь над покойником, она стала приговаривать так: «…вот теперь я, как и грозила тебе, напою тебя человеческой кровью»» [13]. Из черепа же Кира была сделана чаша для вина. Таков был зловещий конец этого человека, так величественно начавшего свою жизнь под водительством Бога и окончившего вдали от Него.

Престол Мидо-Персии наследует сын Кира Камбиз (529-522). До сих пор у различных историков нет единого взгляда на характер этого человека. Одни его рисуют, как эпилептика, маньяка, другие, как неглупого и весьма взвешенного правителя. Впрочем, и те и другие едины, что к концу жизни поведение наследника Кира адекватным назвать трудно. Вопреки пожеланиям Кира, всегда противящегося войне с Египтом, Камбиз более всего жаждет этой войны, которая бы положила к его ногам одну из древнейших монархий мира. Впрочем, не исключено, что ненависть к египтянам привила Камбизу его мать, ревновавшая Кира к его любимой жене египтянке [14].

В 525 году войска мидо-персов выступают на Египет. Против последнего Камбиз привлек как финикийский флот, так и арабов, которые снабдили персидское войско водой, послав верблюдов, навьюченных мехами с водой [15]. Решительная битва с египтянами произошла весной 525 года под Пелусием, закончившаяся полным разгромом египтян, вынужденных бежать в Мемфис [16]. Битва была столь ужасной, что еще через 70 лет после нее оставались неубранными скелеты павших воинов, сваленные в кучу [17]. Вскоре после этого войска персов, разгромив Пелусий, подошли к Мемфису, который после непродолжительной осады сдался на милость победителя.

В числе пленных оказался и сам фараон — сын и преемник Априя Псамметих III. «На десятый день после взятия города Мемфиса Камбис велел посадить в предместье на позор египетского царя Псамменита, который был царем всего шесть месяцев. А посадив его вместе с другими знатными египтянами, Камбис стал подвергать мужество и стойкость царя вот каким позорным испытаниям. Камбис велел царевну, дочь Псамменита, одеть в одежду рабыни и послал ее за водой, а вместе с ней и других девушек, дочерей знатнейших египтян, в таком же одеянии, как царевна. Когда девушки с воплями и плачем проходили мимо своих отцов, те также подняли вопли и рыдания, глядя на поругание дочерей (одежда рабыни в то время состояла лишь из маленькой набедренной повязки — прим. А.О.). Только Псамменит, завидев издали девушек и узнав (среди них свою дочь), потупил очи долу. Когда девушки с водой прошли, Камбис послал затем на казнь сына Псамменита и 2000 его сверстников… Когда Псамменит увидел, как они проходили мимо, и понял, что сына ведут на казнь, он также потупил очи» [18]. Вскоре Камбиз приказал казнить и самого бывшего царя, заставив его перед смертью в надругание пить бычью кровь. Это являлось и религиозным унижением, ибо по воззрениям египтян бык являлся священным животным и его убийство великим преступлением. Поэтому, испив крови быка, Псамметих становился грешником в глазах египетских богов, что так же для него являлось душевным мучением.

Однако, самое страшное ждало египтян спустя немного времени, после того, как Камбис совершил походы в Ливию и Эфиопию и вернулся назад в Египет. Эти походы не дали царю желанных результатов, погубив при этом значительную часть его воинов и поэтому, вернувшись в страну на Ниле, он начинает срывать свой гнев на и без того нелюбимых им египтянах, и особенно их религии. «Когда Камбис снова прибыл в Мемфис, «явился» египтянам Апис, которого эллины называют Эпафом. При его «явлении» египтяне тотчас облачились в праздничные одежды и радостно пировали. Видя это, Камбис заподозрил, что египтяне устроили праздник и так веселятся именно по случаю его неудачного похода и приказал городским властям Мемфиса явиться к нему. Когда же они предстали пред его царские очи, Камбис спросил, почему при его первом пребывании в Мемфисе египтяне так не радовались, как ныне, когда он потерял большую часть своего войска. А те отвечали, что им явился бог, обычно являющийся только по истечении долгого времени. При явлении этого бога по всему Египту справляют празднества. Услышав такой ответ, Камбис назвал их лжецами и за ложь велел предать казни. Казнив их, Камбис приказал затем призвать пред свои очи жрецов. Жрецы дали такой же ответ… Камбис… приказал палачам бичевать жрецов и хватать и убивать всякого египтянина, справляющего праздник» [19].

Затем он приступает к погрому египетских храмов. Он громит идолы Мемфиса и храмы, сжигая его [20]. Его жертвой становятся Фивы. «Да в настоящее время следы города обнаруживаются на протяжении 80 стадий в длину. Там есть много святилищ; большую часть их, однако, разрушил Камбис» [21]. Впрочем окончательно разрушить огромные храмы города он не сумел. Был разгромлен и Гелиополь «…со святилищем Гелиоса и быком Мневисом; … Перед холмом лежат озера, наполняющиеся водой из соседнего канала. Теперь город совершенно опустел; в нем находится древнее святилище, сооруженное в египетском стиле и хранящее много памятных знаков безумия и кощунства Камбиса, который одни храмы разрушал огнем, другие — мечем, подвергая их порче и обжигая со всех сторон, так же как и обелиски. 2 из обелисков, не окончательно испорченные, были привезены в Рим, другие же находятся или там, или в Фивах — теперешнем Диосполе, причем одни еще стоят сплошь обожженные огнем, а иные лежат на земле» [22]. Был разгромлен и Рамессей [23]. «Далее в арамейских папирусах из иудейской колонии на Элефантине … говорится, что когда Камбис покорил Египет, он разрушил «все храмы египетских богов»» [24]. Наконец, даже один из приверженцев Камбиса египтянин Уджагорресент, всегда пытавшийся представить царя персов другом египтян, с уважением относящимся к их религии, и то вынужден говорить о страшном времени, подобных которому не было ни в его родном городе Саисе, ни во всем Египте. Согласно его словам: «спасал я людей в несчастье великое, которое случилось по всей земле, причем подобного ему не случалось в долине этой. Защищал я слабого от сильного, спасал я боязливого… Кормил я детей их всех… Сделал я для них полезное все, как если бы сделал это отец сыну своему, когда несчастье случилось в номе этом во время несчастья весьма великого, случившегося во всей долине» [25]. Эта современная Камбизу запись прекрасно подтверждает сообщения античных историков и элефантинских иудеев о зверствах Камбиза и уничтожении им храмов Египта [26]. «Храмы были также лишены государственных взносов серебром и золотом» [27]. Таких гонений древнеегипетская религия никогда не знала и не будет знать. Напротив, завоеватели всегда стремились перенять мудрость жрецов, оказывали почтение богам страны на Ниле, включая их в свои пантеоны, в которых они очень часто вставали впереди национальных богов того или иного народа. Так было, когда эфиопские цари захватили Египет, так будет при Александре Македонском и римлянах. Религия Древнего Египта будет долго сражаться за выживание и во времена христианства. А затем, видя, что ей не устоять, дьявол введет ее догматы и традиции (монастыри, иконы, культ великой богини, колокола и свечи) в христианство [28].

Но разгром Камбизом идолов в Мемфисе и других городах Египта имел огромное значение. Во-первых, всему миру была показана немощь и беспомощность египетских богов, пред которыми трепетали и испытывали уважение многие народы. Во-вторых, религиозное значение Мемфиса было сильно поколеблено. В-третьих, разгром языческих святилищ был большим ободрением для иудеев, как для тех, кто возвратился в Палестину из вавилонского плена, так и для тех, кто жил на острове Элефантина (там они оказались после занятия Вавилона Навуходоносором). Ибо и те, и другие сталкивались с огромными трудностями, первые — при восстановлении Иерусалима, вторые — находясь в языческой среде. Теперь же они увидели наглядное исполнение пророчеств Божьего пророка Иезекииля, а это значило, что и другие библейские пророчества и обетования исполнятся. В-четвертых, Камбис подвергал уничтожению египетские храмы по всей стране, но храм иудеев на острове Элефантина не пострадал и вообще царь персов весьма и весьма благосклонно относился к религии иудеев [29]. Это было для всех — как иудеев, так и языческих народов — свидетельством мощи Бога Израиля, сумевшего уберечь Свой народ и сохранить Свой Храм. Подробнее об интересной истории создания и существования иудейского поселения и храма на острове Элефантина будет рассказано в последующей монографии, посвященной археологическому исследованию книг Ездры и Неемии.

Итак, библейское пророчество No4 об уничтожении идолов в Мемфисе (Иер. 46:19) и о его разорении и опустошении получило свое историческое подтверждение. Получили свое исполнение и библейские пророчества No8-12 о разорении и разгроме города Цоана (Иез. 30:14) — резиденции фараонов в Дельте; разгроме Сина (Пелусия) (Иез. 30:15); разгроме Фив (Иез. 30: 14, 16); разорении Она (Гелиополя), Бубаста и Тафниса (Иез. 30:17-18); опустошении Пафроса (Иез. 30:14). Многие жители этих городов были отведены в плен, в том числе в Вавилонию [30] (пророчество No13).

Здесь стоит подчеркнуть одну примечательную деталь. В числе городов, которым предстоит быть разоренными, Иезекииль не называет Саиса. А между тем именно Саис являлся тогда столицей Египта и поэтому по-человечески было бы правомочно предположить, что именно этот город подвергнется разорению в первую очередь. Но Иезекииль произносил пророчества не от себя, а через него говорил Господь и поэтому и были точно указаны города, которым надлежит пострадать, и которых не коснется рука завоевателя. Более того, в Саисе Камбис себя вел удивительно мирно по отношению к богам Египта, оказывая им там почтение. Вот как описаны современником Камбиса деяния царя в этом городе и его храмах: «Повелел его величество выгнать всех азиатов, которые осели в храме Нейт, разрушить все дома их, которые в этом храме. Унесли они… сами вне стены этого храма: Повелел его величество омыть храм Нейт, возвратил ему всех людей его, часовых жрецов. Приказал его величество давать дары и жертвы Нейт великой, матери великих богов, которые в Саисе, как и было прежде. Повелел его величество (справлять) праздники их все, выходы их все, как делалось издревле. Сделал его величество это потому, что я дал ему познать величие Саиса, града всех богов, пребывающих на своих престолах в нем во веки. Когда царь В. и Н. Египта Камбиз прибыл в Саис, направился его величество сам к храму Нейт, простерся он перед величеством Нейт величайшей, как это делали все цари. Совершил он жертву великую из всех вещей в честь Нейт великой, матери богов, обитающей в Саисе, как делали все цари прекрасно. Сделал его величество это потому, что я дал ему познать величие величества Нейт, которая есть матерь самого Ра. Его величество совершил все обряды в храме Нейт. Он установил возлияние владыке веков внутри храма Нейт, как делали все цари издревле. Сделал он это, ибо я наставил его всем церемониям в храме Нейт, совершаемым всеми царями, ибо велик храм этот, седалище всех богов, пребывающий во век» [31]. Так Господь через Иезекииля детально предсказал различную судьбу древнеегипетских городов. В пророчестве No14 (Иез. 30:5) было отмечено, что практически одновременно с Египтом от той же державы пострадают Эфиопия, Ливия, и Лидия. И действительно, все эти три государства стали жертвой агрессии персов. Лидия была покорена персами около 546 г. до х. э. [32], а походы против Эфиопии и Ливии совершил Камбис [33]. Подробнее об этих походах см. главу «Народ с непрерывающейся государственностью» данной книги.

Шли десятилетия, и после многих войн и смут Египет был покорен Александром Македонским. После смерти Александра Македонского (323 г. до х. э.) его огромная держава была поделена между четырьмя полководцами. Египет при этом достался Птолемею, который там создает независимое эллинизированное государство, вошедшее в историю под названием царство Птолемеев. Это было греческое по своей сути государство, в котором собственно египетского было совсем мало. Этот период греческого господства в Египте интересен в контексте библейского исследования тремя основными событиями.

* Во-первых, в этот период происходит перевод Библии на греческий язык — Септуагинта («перевод семидесяти»), названный так потому, что семьдесят переводчиков независимо друг от друга переводили библейский текст на греческий язык. Подробную историю тех событий нам оставил историк I в. х. э. Иосиф Флавий. Царь Египта Птолемей Филадельф (283-247) отправил следующее письмо иудейскому первосвященнику в Иерусалим: «Царь Птолемей посылает первосвященнику Элеазару привет свой… В моем государстве жило много иудеев, которые подпав после персидского плена власти отца моего, пользовались большим с его стороны уважением… Желая сделать приятное всем живущим на земле иудеям, я решил приступить к переводу вашего закона и, переведя его с еврейского языка на греческий, поместить эту книгу в число сочинений моей библиотеки. Поэтому ты поступишь хорошо, если выберешь по шести престарелых мужей из каждого колена, которые вследствие продолжительности занятий своих законами многоопытны в них и смогли бы в точности перевести его»… Получив это письмо царя, Элеазар в ответ на него написал следующее в самых поучительных выражениях. «Первосвященник Элеазар посылает привет свой царю Птолемею… По получении твоего послания мы очень обрадовались твоему намерению и, собрав народ, прочитали ему об этом, причем объяснили ему всю степень твоего благочестия по отношению к Всевышнему… Поэтому, будь уверен, мы исполним все тебе угодное… Я уже выбрал по шести более престарелых мужей из каждого колена и отправил их к тебе с законом» [34]. «Переводчики были размещены в 72 отдельных комнатах так, чтобы они не могли между собой сообщаться; каждый переводил самостоятельно текст Пятикнижия, — и тем не менее, когда по окончании работ, были сличены все переводы оказалось, что они совершенно одинаковы во всех выражениях. Перевод был представлен Птолемею… По этим переводам образованные греки и римляне знакомились с религиозною письменностью евреев» [35]. Так благодаря этому переводу весть Евангелия стала быстро распространяться среди просторов необъятных греческих, а затем римских владений.

* Во-вторых, эпоха Птолемеев и их борьбы с другим государством, образовавшемся после распада империи Александра Македонского — царством Селевкидов в Сирии весьма точно предсказана за 350-400 лет в пророчестве Даниила, в 11 главе (с 5 по 14 стихи).

* В-третьих, в эту эпоху великий город, некогда столица Египта Фивы сходят на нет. Некогда мощное государство Птолемеев в I в. до х. э. было погружено в смуту гражданской войны. Против господства греков Птолемеев вспыхивают восстания, ряд провинций страны провозглашает независимость. Одним из таких центров восстания становятся Фивы. «Лишь на третий год восстание было подавлено, Фивы были разрушены и их жителям приказано расселиться по деревням. Храмы, впрочем сохранились, и место продолжало считаться священным. Древняя столица Египта превратилась в ряд деревень и храмов, уже не имевших прежнего значения. Сюда приезжали главным образом туристы, удивлявшиеся разбросанным на протяжении 80 стадий развалинам и слушавшие загадочные для них звуки «мемнонова колосса»» [36]. «В 588 году до н. э. Иезекииль произнес пророчество о разрушении города (Иез. 30:14-16). В 525 году полководец Камбис во главе персидских войск напал на Египет и овладел Фивами. Величественные храмы были сожжены, гигантские статуи пали на землю. Окончательно разрушил Фивы в 89 г. до н. э. один из принцев Египта Птолемей… дед Клеопатры. Руины Фив распались на несколько деревень. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародились египтология и познавательный туризм в Египет. Сегодня Фивы — это город мертвых на западном берегу Нила» [37]. Итак, библейское пророчество о Фивах исполнилось в точности, город был разрушен, в нем было истреблено многолюдство, распался на несколько деревень, но при этом храмы города уцелели и сегодня они являются объектом для туристов.

По иному сложилась судьба Мемфиса. «Значение города стало быстро падать после основания Александрии (332 г. до х. э. — прим. А.О.). Фараоны здесь еще короновались (в том числе и царица Клеопатра), но религиозная роль Мемфиса сошла на нет. В IV веке византийский император Феодосий повелел разрушить все языческие храмы (пророчество No4 — прим. А.О.). При Феодосии и современных императорах запада происходит более решительное движение к подавлению язычества. В 381, а затем в 385 году Феодосий возобновил закон против жертвоприношений. Но в то время, как закон этот щадил сами здания, ревность христиан весьма часто шла дальше его. Пока стояли храмы, они внушали христианам опасение и светили язычникам надеждой, что может явится второй Юлиан. С целью устранения повода к подобным чувствам храмы были разрушены» [38]. Тогда были разрушены в частности храмы Мемфиса и знаменитый Серапиум. «Идол Сераписа, покровительственного божества города, был огромных размеров и украшен был драгоценностями и золотыми и серебряными плитами. В народе ходило верование, что если нанести ему оскорбление, то разрушится небо и земля, и даже христиане смотрели с тревогой, когда солдат, поднявшийся по лестнице, поднял свой топор против идола. Но когда увидели, что воин с безнаказанностью отрубил ему одну щеку и затем отсек одно из колен, то опасение исчезло. Голова бога была сброшена вниз, и из нее выскочила целая стая крыс, возбуждая отвращение и смех в толпе. Идол скоро был весь разрушен в куски, которые были унесены в амфитеатр и сожжены. При обыске храма, сделано было открытие тех безобразий, которыми он осквернился, и тех проделок, к которым прибегали жрецы, пользуясь доверием богомольцев (а ведь пройдет совсем немного времени и многие христианские священники будут прибегать к тем же бессовестным уловкам — прим. А.О.) и вследствие этого обнаружения многие обратились в христианство… Храм бога был разрушен, а на его месте была построена церковь… Во исполнение повеления императора, храмы были разрушены в Александрии и по всему Египту. Статуи были сожигаемы или расплавляемы» [39].

Печальная участь постигла и Мемфис. «Позднее арабы выстроили напротив Мемфиса на правом берегу Нила Каир (в X в. х. э. — прим. А.О.). Камни для его строительства возили с заброшенных руин Мемфиса» [40] (пророчества No1, 2).

Как получилось, что предсказания о Фивах и о Мемфисе не перемешались? Как вышло, что в Фивах идолы уцелели, а в Мемфисе были уничтожены, но при этом он еще продолжал существовать? Почему уничтожение идолов стало судьбой лишь Мемфиса, единственного среди многих разрушенных городов Египта?

Только Господь мог с такой точностью предсказать детали судьбы Фив и Мемфиса. Но для современников Иезекииля еще большей неожиданностью было его пророчество о том, что из Египта не выйдет более ни одного царя (Иез. 30:13). О том, что в стране, где 2500 лет была царская власть не будет более ни одного царя — в это не верилось. Но история вновь однозначно подтвердила точность пророчеств Иезекииля. Вот, что по этому вопросу пишет один из крупнейших египтологов XX века профессор Д. Брэстед: «С падением Псамметиха III Египет приобщился к новому миру, в сокровищницу которого он внес многое, но в котором он уже больше не мог играть активной роли. Его великая задача была исполнена. Не будучи в состоянии, подобно Ниневии и Вавилону, исчезнуть со сцены, он продолжал еще некоторое время под властью персов и Птолемеев жить искусственной жизнью, неизменно угасавшей, пока, наконец, он не превратился в житницу Рима и страну древних чудес, посещаемую зажиточными греками и римлянами. Древние путешественники оставили свои имена нацарапанными тут и там на его седых памятниках так же, как это делают современные туристы, восхищающиеся теми же чудесами. Но его миролюбивое население, благодаря которому Египет по-прежнему остается мировым садом, не обнаруживает признаков пробуждения, и слова иудейского провидца «Из земли Египетской не будет уже властителя» (Иезекииль, 30:13) — исполнились буквально» [41].

После покорения страны Александром Македонским в Египте так никогда и не было национального правителя. В последующей схеме кратко представлено, какие государства владели Египтом: с 304 по 30 г. до х. э. — под владычеством греческой династии Птолемеев; с 30 г. до х. э. по 395 г. х. э. в составе Римской империи; с 395 по 658 гг. в составе Византии, с 656 по 871 гг. Арабского Халифата, с 872 по 972 гг. арабского государства Тулунидов, с 972 по 1171 гг. — государства Фатимидов, с 1171 по 1259 гг. — государства Эйюбидов, с 1259 по 1526 гг. государства мамлюков, с 1526 по 1805 гг. в составе Османской империи, затем с 1805 по 1952 гг. арабским королевством. С 1952 года Египет является арабской республикой.

Местное население копты, потомки древних египтян, составляют жалкое меньшинство на своих землях, так никогда и не сумев добиться создания независимого государства. Однако, здесь стоит заметить, что пророчество Иезекииля (29:14,15) подчеркивает, что Египет после плена восстановится, как государство, но будет очень слабым и при этом, как указывает уже разбиравшееся нами пророчество (Иез. 30:13) ни одного царя из него не выйдет (пророчество No5). И в истории это исполнилось буквально. После многосотлетнего плена Египет стал независимым государством, которое носит название Египет. Но при этом это слабая держава (пророчество No3). И во главе нее стоят не коренные египтяне, а арабы. Так удивительно исполнилось это необычное пророчество.

Но это еще не все. Библейскими пророками было предсказано, что египтяне примут веру в Истинного Бога. «И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19:21). Одним из первых евангелистов, возвестивших весть о Христе в Египте был апостол Марк, который за это поплатился жизнью, будучи убит в Александрии 24 апреля 63 года в праздник Сераписа [42]. Последовавшие затем страшные гонения при Деции и Диоклетиане доказали силу египетского христианства, явив миру множество мучеников из числа природных египтян, впоследствии названных по арабскому искажению имени египтян «коптами» [43]. Со II века х. э. в Александрии Египетской существовала епископская кафедра, что говорит о большом количестве христиан. «К концу III века большая часть египтян перешла в христианство, а к концу IV века численность коптских христиан достигла миллиона» [44]. «С VIII века начинаются страдания коптской нации; гонения со стороны мусульманского правительства сопровождались массовыми переходами в ислам; арабам удалось то, чего не могли достигнуть другие завоеватели Египта — денационализация египтян. Язык забывался, в качестве литературного языка начинают пользоваться арабским» [45]. Сегодня главой православной христианской церкви в Египте является Александрийский патриарх [46]. Сегодня в мире насчитывается 8 млн. верующих коптов православного вероисповедания. Ширится среди коптов и влияние протестантизма [47].

Так исполнилось библейское пророчество (No15) о растворении египетской нации среди других народов (Иез. 30:26). Но в то же время часть коренного народа выжила, сохранив свой язык и приняла Истинного Бога, что и указывалось в Библии (Ис. 19:21). Там, где некогда высились языческие храмы, стоят христианские церкви. Сегодня в Египте провозглашается трехангельская весть и потомки народа, построившего пирамиды, принимают Бога и Его Закон в свое сердце. Как бы исказились от гнева лица Тутмоса III и Аменхотепа II, если бы они увидели, как их потомки святят субботу и обращаются к тому Богу, народ Которого они заставляли непосильно работать на строительстве пирамид!..

Постскриптум

Итак, подведем итоги нашим исследованиям. Действительно, в результате нашествия персов были разгромлены: Цоан (Иез. 30:14) (пророчество No8); Пелузий (Иез. 30:15) (п-во No9); Тафнис (Иез. 30:18) (п-во No10); Гелиополь (п-во No12), Бубаст (п-во No11) (Иез. 30:17). Вместе с Египтом агрессии Персии подверглись Лидия, Эфиопия и Ливия (Иез. 30:4-5) (п-во No14). Камбиз — царь Мидо-Персов, а затем Феодосий — император Византии уничтожили храмы и идолы Мемфиса (Иез. 30:13) (п-во No4), а сам город был опустошен, превратившись в груду камней (Иер. 46:19) (п-во No12). Фивы были разгромлены и распались на несколько деревень после 89 г. до х. э., но при этом их величественные храмы сохранились вплоть до наших дней (Иез. 30:14,16) (п-во No6, 7). После вражеских нашествий древние египтяне так и не сумели восстановить национальную государственность и из Египта не вышло более ни одного царя (Иез. 30:13) (п-во No5). Но при этом государство с таким именем было восстановлено в XIX веке арабами и существует сегодня, но является слабой державой (Иез. 29:14, 15) (п-во No3), весьма далекой от могущества времен фараонов. Коренные египтяне (копты) были в подавляющем большинстве растворены среди других народов, завоевавших Египет (Иез. 30:26) (п-во No15). Однако, незначительная их часть выжила и согласно пророчеству приняла религию Истинного Бога, став христианами (Ис. 19:21) (п-во No16). История Египта в библейских пророчествах была в точности вплоть до деталей предсказана на 2500 лет!

Кто-то из мудрых сказал: «Время боится пирамид». И это действительно так, вот уже 60 веков высятся они, пережив сотни империй и царств. Многие видят в пирамидах памятник величия древнеегипетской цивилизации. Но это не главное. Пирамиды — это памятник человеческой гордыни, желания стать Богом. И в то же время это памятник тому, что бывает с теми, кто хочет вышеупомянутого и попирает Истинного Бога.

Пирамиды — это могила, но не только фараонов, а всего Древнего Египта, взорвавшегося в своей гордыне и пожавшего смерть. Этот памятник сквозь века призывает всех не повторить горькой судьбы его строителей, отступивших от Бога.

Примечания к 4 главе

[1] См. подробнее: Опарин А.А. У разбитых водоемов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина. Харьков, Факт, 2002, 2-изд. 2002

[2] Всемирная история. В 10 т. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 1. С. 563

[3] Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.: Мысль, 1971

[4] Всемирная история. В 24 т. Мн.: Литература, 1996. Т. 3. С. 210

[5] Тураев Б. А. История Древнего Востока. В 2 т. Л.: ОГИЗ. 1935. Т. 2. С. 87

[6] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2Т, Минск, Литература, 1994, т. 2, книга 10, глава 9, 7, с. 29; глава 10, 3, с. 31

[7] Тураев Б.А. Древний Египет, СПб, Нева, Летний сад, 2000, с. 131

[8] Брэстед Д., Тураев Б.А. История Древнего Египта. В 2 т. Минск, Харвест, 2002, с. 186-187

[9] Тураев Б.А. Древний Египет, СПб, Нева, Летний сад, 2000, с. 136-137

[10] Там же, с. 138

[11] Уайт Е. Пророки и цари, Заокский, Источник жизни, 1993, с. 345

[12] Исторические сведения об этом приведены в: Опарин А.А. И камни возопиют…, Харьков, Факт, 2000, с. 25-28

[13] Геродот. История. Указ. соч., книга 1, 214, с. 93-94

[14] Геродот. Указ. соч., книга 3, 3, с. 171

[15] Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы, М, Наука, 1985, с. 57

[16] Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта, СПб, Нева, Летний сад, 2000, с. 419-420

[17] Дандамаев. Указ. соч., с. 58

[18] Геродот. Указ. соч., книга 3, 14, с. 175

[19] Геродот. Указ. соч., книга 3, 27, 29, с. 181, 182

[20] Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2Т., Л, ОГИЗ, 1935, Т2, с. 123

[21] Страбон. География, Л, Ладомир, 1994, книга 17, глава 1, 45, с. 751-752

[22] Страбон. Указ. соч., книга 17, глава 1, 27, с. 742

[23] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1776

[24] Тураев. Указ. соч., т. 2, с. 123

[25] Дандамаев. Указ. соч., с. 63

[26] Там же, с. 63, Тураев. Указ. соч., Т2, с. 123

[27] Перепелкин. Указ. соч., с. 437

[28] Подробнее об этом см.: Опарин А.А. У разбитых водоемов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина, Харьков, Факт, 2002, 2-изд. 2002

[29] Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана, М, Наука, 1980, с. 333

[30] Перепелкин. Указ. соч., с. 437-438

[31] Тураев. Указ. соч., Т2, с. 122

[32] Дандамаев. Указ. соч., с. 23

[33] Там же, с. 61-62

[34] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 2, книга 12, глава 2, 5, 6, с. 96, 97, 98

[35] Дубнов С.М. Краткая история евреев, СПб, 1912, часть 2, с. 7. См. также: Ренан Э. История израильского народа, М, Изд-во В. Шевчук, 2001, с. 604-607

[36] Тураев. Указ. соч., т. 2, с. 217

[37] Сто великих городов мира, М, Вече, 2000, с. 47-48

[38] Робертсон Д.С. История христианской церкви, В 2Т, СПб, И-е И.Л. Тузова, 1890, Т1, с. 259-260

[39] Робертсон. Указ. соч., том 1, с. 261, 262

[40] Сто великих городов мира. Указ. соч., с. 139-140

[41] Брэстед Д. История Древнего Египта. В 2 т., Минск, Харвест, 2002, т. 2, с. 190

[42] Тураев Б.А. Древний Египет, СПб, Нева, Летний сад, 2000, с. 162

[43] Тураев. Указ. соч., с. 163

[44] История религии В 2 т. // под. ред. И.Н. Яблокова, М, Высшая школа, 2002, т. 2, с. 477

[45] Тураев Б.А. Египетская литература, СПб, Нева, Летний сад, 2000, с. 323

[46] Религии мира. Энциклопедия. В 2ч., М, Аванта+, 1996, часть 2, с. 306

[47] История религии. Указ. соч., т. 2, с. 482