Глава 9. О некоторых советах близких людей

«И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2:9). Этот совет жены Иова имеет ряд важных особенностей, и далеко не так прост, как может показаться вначале. Внимательно вчитавшись в него, мы определенно увидим, что автором его была не столько жена Иова, а дьявол, который использовал ее. Во-первых, в самом совете вначале сквозит вопрос: «Ты всё ещё твёрд…?». Этим, как бы, говорится: неужели после всего того, что произошло, ты по-прежнему поклоняешься Богу? Этим, как бы, взывается к разуму Иова. Подумай! Рассуди! Разве можно после этого доверять Богу? Дьявол всегда в человеческом сердце сеет в первую очередь сомнение в Боге, Его словах. Уже обращаясь в Эдеме в образе змея к Еве, сатана сказал ей: «…Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Итак, он пытается сеять сомнение у Иова в Боге. Во-вторых, вначале, прочитав совет жены Иова, мы увидим некоторую его странность. С одной стороны, она, вроде бы, верующий человек, не атеистка, она признаёт существование Бога, а с другой — призывает своего мужа возвести на Него хулу, т. е., оскорбить. Странная позиция. Одно дело, когда неверующие люди хулили Господа, как тогда, так и в недавнее советское время, дабы высмеять веру других в то, что, якобы, не существует. А другое дело, как может верующий, признающий могущество, всеведение и любовь Бога, хотя пусть и не понимающий Его действий, вознести на Него хулу. То, что не совсем понятно нам, во времена Иова не вызывало проблем. Дело в том, что, язычество, господствовавшее тогда, имело весьма своеобразные представления о богах. Так, с одной стороны, богам поклонялись, приносили жертвы, пред ними трепетали, а с другой, когда боги переставали отвечать на молитвы, их могли выпороть, разбить их статуи, лишить их навешанных одежд и золота, а то и вовсе выбросить вон и избрать себе объектом поклонения другого бога, который будет лучше отвечать на просьбы. Именно этот совет сквозит в словах жены Иова. В-третьих, когда человек испытывает особую боль, страдание, его нервная система напряжена до предела. Такой человек начинает срываться на своих близких, как бы, обвиняя их в своём страдании. Недаром говорят, что к больным людям нужен особый подход, терпение. И вот, прекрасно понимая тот кризис, который испытывает Иов, его душевные муки, дьявол незаметно хочет его привлечь сорвать свою боль на Боге. В-четвертых, в совете жены чётко, само собой, прослеживается мысль о том, что виновником страданий Иова является Господь. Она искажает характер Бога, желая отнять у Иова последнюю надежду. В-пятых, удивительно, но в ее словах вообще нет жалости, сочувствия, ободрения. А ведь именно в них очень нуждался патриарх в этот страшный момент своей жизни. И от кого, как не от самого близкого, к тому же, единственного из живых существ, он должен был бы их услышать. Нет, не напрасно дьявол оставил в живых жену Иова. Он уничтожил всё, что было у правителя земли Уц, но жену, самого близкого человека, он оставил. Он оставил ее, как один из мощнейших факторов, чтобы сломить Иова. И это отношение жены, этот ее совет действовали на Иова не менее страшно, чем проказа. Поражая человека духовно или физически, сатана всегда использует и особых комментаторов, которые находясь рядом, анализируют перед несчастным происходящие события, говоря о полной безнадежности его положения, убивая у него веру в Бога. Эти комментаторы приходят под разной личиной — то ли друзей и родных, что является особо опасным, то ли сослуживцев, то ли просто случайных людей. В связи с этим невольно вспоминается отрывок из сериала «Следствие ведут знатоки», в одной из серий которого один преступник подбивает к самоубийству вовлеченного им в преступление запутавшегося в жизни человека, который сейчас ему мешает, как возможный свидетель. Он убеждает, что в случае открытия преступления его семью ждёт позор, конфискация имущества. А если он погибнет, то отведет этим подозрение и от себя, а главное, спасет репутацию близких ему людей. Слова этого подстрекателя звучат ласково, проникновенно, сочувственно. Он удобно избрал момент кризиса душевных переживаний и теперь ловко играет на них. Спросим себя, а не даём ли и мы советов, по типу того, что дала жена Иова своему мужу. И давайте не будем сразу спешить с ответом. Быть может, мы не говорим так прямо как она, но смысл не бывает ли тем же? Когда с нашим родным человеком происходит какая-либо неприятность или беда, то утешаем ли мы его, пытаемся ли успокоить, поддержать? Ведь ему сейчас очень тяжело. Или по примеру жены Иова набрасываемся на него, что называется, добивая? Как часто сегодня повторяется эта история. Неверующие жены или мужья при каждом удобном случае пытаются «укорить» своего верующего супруга, позволяя дьяволу действовать через них. Это случается и в так называемых христианских семьях. Знаю несколько историй, когда в семьях, где один из членов был верующим, случались различные беды, болезнь и смерть ребенка. И с каким неистовством неверующая родня набрасывалась на верующего человека, обвиняя во всем его. Что именно из-за него умер ребенок, из-за того, что тот предал религию предков. Интересно, что в тех семьях, где этот один верующий выстаивал, вскоре и вся семья присоединялась к Божьей церкви, основанной не на языческих преданиях отцов, а на Слове Божьем. Там же, где под укорительными словами человек ломался, последующая история этих семей была весьма незавидной, заканчиваясь разводом, а под час и алкогольной зависимостью ее членов. Но самое ужасное, что подобное непонимание и советы «жены Иова» имеют место и в верующих семьях, причем, чаще в семьях «старых» верующих, что называется, со стажем. Неплохо знаю одну подобную семью, где муж не сумел сделать никакой карьеры и за это жена постоянно унижала его, устраивала скандалы, обвиняя в том, что он не сумел ей обеспечить комфортную жизнь, чтобы она была «королевой». Но ведь не каждый может стать премьер-министром или директором банка. В подобных верующих семьях жены не призывают мужей хулить Бога, но во всех их словах, претензиях сквозит подспудно эта идея. Они выражают недовольство Богу той жизнью, которую Он для них допустил. Ужасно и то, что в этих претензиях они воспитывают и своих детей, уча, что им все должны, что они особые! Ропот против Господа рождает эгоизм, злобу, которая, подобно синему пламени, горит в этих людях и их детях всю жизнь. Наши близкие оказывают на нас, а мы, в свою очередь, на них, огромное влияние, которое мы часто недооцениваем. Но необходимо помнить, что часто слово «нет», сказанное близкому человеку, является, порой, наивысшим доказательством нашей любви. Любовь — не постоянное соглашательство во всем. Любовь — это и твердость, и своевременное указание на ошибки. И пусть вначале близкий нам человек не поймет нас. Пройдет время, и с Божьей помощью он оценит, что наш отрицательный ответ, так не понравившийся ему когда-то, был единственным и наилучшим для него выходом. Апостол Павел пишет: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:14). А освящение — это длительный процесс, требующий терпения и протекающий далеко не гладко. Если же мы будем в силу различных обстоятельств идти на поводу у неверующих людей, вопреки Слову Божьему, то погубим и себя, и их. Дьявол использовал жену Иова, дабы через её нытье и стенания разбить его уверенность в Боге; жен Соломона, чтобы отвратить через разврат и идолопоклонство сердце царя от служения Богу; царицу Иезавель — дабы погубить её мужа, царя Ахава, через жадность; Еву, через любопытство которой погубить Адама. И последние три вняли совету жен и пожали несчастья. А чьи советы предпочитаем слушать мы — жен, мужей, друзей, детей или, может быть, все-таки, Бога? От этого ответа, который мы дадим лично сами себе, будет, в конечном счёте, зависеть наша участь.