Глава 11. Об особенностях переписки 3500 лет назад

«И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов 2:11). На первый взгляд, это не очень примечательный текст. Вроде бы, вполне естественно, что друзья приходят для того, чтобы разделить горе близкого им человека. Однако, именно только этот небольшой стих, во всей книге Иова дает нам ответ на вопрос, сколько продолжалось страдание патриарха. А этот вопрос, как мы увидим ниже, является весьма важным для нашей практической духовной жизни. Итак, каким же образом мы можем попытаться высчитать время испытаний Иова? Ответ на это кроется в именах его друзей, указывающих на место их проживания. Этими тремя друзьями были Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин. Первый из них, Елифаз, происходил из города Фемана, который, по свидетельству древних авторов: Плиния Младшего, Евсевия и Иеронима, располагался в южной части Идумеи. Своим названием он был обязан то ли географическому положению («феман» в переводе означает «юг»), то ли старейшине Феману, внуку Исава, правящему там одно время. Жители Фемана славились своей мудростью и первоначально сохраняли понятие об Истинном Боге, но затем, как и все потомки Исава, отвергли Истину, впав в грубое язычество, сопровождавшееся у них принесением массовых человеческих жертвоприношений, кровь которых обагряла столицу Идумеи Петру. И потому недаром Божьи пророки, изрекая суды над Феманом, поражались тому, как жители некогда одного из мудрейших городов могли променять религию любви и милосердия на культ крови и разврата.

Библейские пророчества о Фемане.

«О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? разве не стало совета у разумных? разве оскудела мудрость их? Итак выслушайте определение Господа, какое Он поставил об Едоме, и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из стад повлекут их и опустошат жилища их» (Иер. 49:7, 20); «За то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча» (Иез. 25:13); «И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора» (Ам. 1:12); «Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством» (Авд. 1:9).

Выводы из пророчеств.

1). Опустошение жилищ феманитян (Ам. 1:12); (Иер. 49:20).

2). Плен феманитян врагами (Иер. 49:20).

3). Земля Фемана станет пустыней, все жители падут от меча (Иез. 25:13); (Авд. 1:9).

И действительно, в истории жителей этого города в точности исполнились все эти библейские пророчества: опустошение, плен, пожары, наконец, полное уничтожение и превращение даже некогда плодородной земли в пустыню. Первоначально хозяевами Фемана стали вавилоняне, покорившие Эдом, который признал власть Навуходоносора и даже принимал участие в разграблении Иерусалима в 586 г. до х. э. Затем по смерти Навуходоносора II (605—562), пользуясь ослаблением власти в Вавилоне, Эдом восстанавливает свою независимость, но ненадолго, так как с приходом одного из преемников Навуходоносора II Набонида (556—538) начинается попытка восстановить пошатнувшееся из-за внутренних беспорядков и частой смены правителей величие Вавилона. Так «на финикийском побережье была восстановлена система зависимых царств. Они должны были без лишних усилий со стороны вавилонского царя обеспечить господство на Средиземном море и сохранить традиционные морские торговые связи. С целью укрепления контактов с побережьем и для окончательного объединения амореев Набонид укрепил свою власть в Сирии, захватил старинный Харран, принадлежащий мидийцам, закрепился на Ливане, откуда, как и его предшественники, вывозил ценную древесину». [Дандамаев М. А. Политическая история Ахеминидской державы. М.: Наука, 1985. С. 33—34; Klengel H. Syria 3000 to 300 B. C. Berlin, 1992. P. 234]. Одним из важных торговых партнеров Месопотамии была Аравия. [Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1980. С. 93—94]. Однако Персидский залив, через который ранее эта торговля велась, потерял свое значение из-за изменения течения Евфрата, «и это заставило Набонида искать новый путь к богатствам Аравийского полуострова». [Дандамаев. Указ. соч. С. 34]. И вот, укрепившись в Сирии и пройдя Заиорданье, а затем через Эдом, он начал завоевание в Северо-Западной Аравии. И эдомиты, и арабы оказали ему сопротивление, с чем связано разрушение ряда городищ, в том числе важного эдомитского центра Басры. [Mitchell T. C. Judah until the fall of Jerusalem (700—586 B. C.) // Cambridge Ancient History 1991. V. III. 2. P. 417; Zayadine F. Le relief neo-babylonien a Sela’pres de Tafileh: interpretation historique // Syria. 1999. T. 67. P. 88; Циркин Ю. История Библейских стран. М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2003. С. 346—347]. При этом большинство эдомитян было переселено в Месопотамию. [Zayadine. Ibid. P. 88—89]. «Конечно, говорить о полной депортации эдомитян и исчезновении этого этноса нельзя, ибо еще много позже их потомки идумеи жили в этих местах… И хотя в плен уводилось далеко не все население, но все же его наиболее деятельная часть, а оставшиеся уже не могли сопротивляться. Это обстоятельство облегчало процесс изменения этнического состава всех этих территорий. На опустевшее место в Южной Палестине и Заиорданье стали свободно проникать арабские племена». [Циркин. Указ. соч. С. 347]. В те дни огонь плясал на улицах Фемана, озаряя искаженные от страха лица самих феманитян, ведомых в далёкий плен. Следующий страшный удар по остаткам эдомской державы был нанесен царством Дедан (или Кедар). [Грант М. История Древнего Израиля. М.: Терра, 1998. С. 203]. Дедан и Кедар первоначально были племена, ведущие свое происхождение от Иокшана, внука Авраама от Хеттуры и от сына Измаила, внука Авраама соответственно. Затем они образовали единое царство. Агрессивная политика царей Кедара заставила бежать в Иудею множество эдомитян. [Грант. Указ. соч. С. 204]. Жалкие же остатки некогда розных сынов Исава безропотно склонились под ярмом Кедара. [Lemaire A. Un nouvean roi arabe de Qedar dans l’inscription de l’autel a encens de Lakish // Revue Biblique, 1974. An. 81, 1. P. 68—69]. Кедар распространяет свою власть и на Южную Палестину, и побережье в районе Газы. [Rayney A. F. Herodotus’ Description of the East Mediterranean Coast // Bulletin of the American Schools of Oriental Researches. 2001. № 321. Р. 60]. Именно через эту территорию проходил знаменитый «путь благовоний» из Южной Аравии в Средиземноморье, и контроль над ним обеспечивал поступление несметных сокровищ в казну Кедара, поддерживавшего его экономическое и политическое могущество. [Weippert H. Palestina in vorhellenistischer Zeit. München, 1988. P. 617, 717]. При персах Кедар сохранил политическую независимость, имея с ними, правда, дружественные отношения. [Геродот. История. М.: Ладомир, АСТ, 1999. Книга III, 88. С. 208; Циркин. Указ. соч. С. 353]. Именно благодаря помощи Кедара персидскому царю Камбизу удалось осуществить поход в Египет, во время которого он чуть не погубил войско из-за нехватки воды и отсутствия проводников. «Камбиз послал вестников к царю арабов просить о безопасном проходе. Царь арабов согласился, и они заключили между собой союз… Итак, царь арабов, заключив договор с вестниками Камбиза, придумал вот что. Он велел наполнить меха из верблюжьей кожи и навьючить на всех своих верблюдов. Затем он выступил с этим караваном в пустыню и там стал ожидать войско Камбиза». [Геродот. Указ. соч. Книга III, 7, 9. С. 172, 173]. Правители Кедара крайне враждебно встретили возвращение иудеев. Царь Кедара Гешем делал со своей стороны все возможное, чтобы сорвать строительство Иерусалимского храма. [Циркин. Указ. соч. С. 364]. Царство Кедар было уничтожено в IV в. до х. э. племенем набатеев, ведущим происхождение от Измаила, сына Авраама, цари которого правили этой землей вплоть до 106 г. х. э., когда эти земли вошли в состав Рима. [Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура. М.: Наука, 1976]. Последующие века и господство сменяющих друг друга византийцев, арабов, крестоносцев вконец разорило эту землю, стерев с лица земли ее города, и лишь величественные развалины некоторых из них, чудом сохранившиеся до нашего времени, напоминают сегодня о её былой славе. Но от Фемана, в отличии от Петры, не осталось и следа. Библейские пророчества, как видим, точно предсказали его историю. Страшные опустошения жилищ (Иер. 49:20; Ам. 1:12), увод в плен (Иер. 49:20), сожжение городов (Ам. 1:12), наконец, полное исчезновение феманитян, как и всех эдомлян, как народа (Иез. 25:13; Авд. 1:9), и, наконец, превращение этих земель в пустыню (Иез. 25:13). Такова была цена отвержения Бога и Его Закона и избрания злых сил в качестве своих господ. Такова была грядущая история Фемана, из которого и прибывает Елифаз, один из друзей Иова. Вторым другом Иова был Вилдад, происходящий из Савхи. Последняя, согласно клинописных источников, располагалась в среднем течении Евфрата, к югу от реки Хабур. Своим названием она скорее всего обязана Шуаху, сыну Авраама от Хеттуры, потомки которого осели на этих землях. Кстати, Шуаху приходился дядей Дедану, потомки которого основали упоминаемое нами выше царство Дедан (Кедар). И, наконец, третьим прибывшим другом Иова был Софар, происходящий из местечка Наам, располагающегося по летописным данным в Северо-Западной Аравии, хотя точного его места расположения сегодня не установлено. В отличии от Фемана, история Савхи и Наамы, которая дошла до нас, представляет собой очень скудные данные, не позволяющие воссоздать их историческую хронологию. Можно лишь говорить о том, что это были центры небольших полунезависимых владений, населенных арабскими племенами, ведущими свое происхождение от Авраама и полностью уничтоженные, вероятно, в то же время, что и Феман. Выяснив, что представляли собой земли, из которых пришли друзья Иова, посмотрим, можно ли что-либо сказать о них самих. Кем они были? Летописи арабских племен того времени, если таковые вообще велись, в чем стоит весьма сомневаться, до нас не дошли. И вообще, документов о истории Аравии XX—XV вв. до х. э. практически не сохранилось. И потому история не донесла до нас и сведений о друзьях Иова. Последующим же преданиям о них не всегда можно верить, тем более, что они часто противоречат друг другу. И все же, кое-что, и, причем, важное, мы можем извлечь из самого библейского текста: «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов 2:11). Итак, трое друзей Иова узнают о его несчастии. Первое, что они делают — это списываются, как бы сейчас сказали, между собой, решая когда и где встретиться. Однако, сотовых телефонов или телеграфа, или, хотя бы, вестовой почты в те дни, разумеется, не было. И потому для того, чтобы переслать сообщение, требовался человек, гонец. Использовать для этого купцов было нельзя, так как, во-первых, караваны шли только в определенное время; во-вторых, весьма медленно, и, в-третьих, необходимо было получить и обратный ответ. Более того, пересылка осуществлялась не между двумя друзьями, а тремя. Следовательно, двумя (туда и обратно) гонцами было не обойтись. Требовалось, как минимум, девять гонцов или поездок, чтобы договориться друг с другом об удобном месте и времени встречи. Посылать гонца в одиночку по неспокойным дорогам Аравии было безумием, так как там безраздельно господствовали разбойники, и потому требовался, хотя бы, небольшой охранный отряд. Итак, кто же в те дни мог позволить себе снарядить и отправить в дальний путь нескольких гонцов? Безусловно, это мог сделать только очень богатый и влиятельный человек. Если же учесть, что Иов был одним из владетелей земли Уц, то мы можем констатировать, что его друзья занимали одно из виднейших мест у себя на родине, и, вероятнее всего, были старейшинами своих городов. Далее. Расстояние между Феманом, Савхой и Наамом было немалым. Так, от Фемана до Савхи насчитывается напрямую, приблизительно, до 700 км. Если же учесть, что дорога шла не напрямую, через Аравийскую пустыню, а вдоль Средиземноморья, то это расстояние увеличивается примерно до 1200 км. На основании древних летописей мы можем рассчитать и примерное время, необходимое, чтобы во дни Иова преодолеть это расстояние. Так переход в 250 км занимал, в среднем, от восьми до десяти дней. [Бретон Ж. Повседневная жизнь Счастливой Аравии во времена царицы Савской. М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. С. 95]. Путь в 2200 км преодолевался за 60 — 80 дней. [Там же. С. 96]. Следовательно, чтобы преодолеть расстояние в 1200 км требовалось проделать путь около 40 дней. И даже если учесть, что гонцы, ехавшие на верблюдах, или, скорее всего, на ослах (лошади тогда для этих целей в Аравии не использовались, так как не могли вынести неимоверной тяжести пути — долгого отсутствия воды, невыносимую жару) крайне спешили, сокращая до минимума число и время ночлегов, то менее, чем за 30 дней им всё равно не удалось бы совершить этот переход. Итак, 30 дней туда и 30 дней обратно, и это только от Фемана до Савхи. Расстояние от Савхи до Наамы было, примерно, такое же, как и до Фемана. А вот путь от Фемана до Наамы был относительно небольшим, составляя, примерно, до 150 км или пяти дней пути. Следовательно, не менее 3—4 месяцев требовалось друзьям Иова, чтобы прибыть к нему. Но к этому сроку необходимо прибавить время, нужное на то, чтобы известие о бедствиях Иова дошло бы до них. А оно шло без помощи специально посланных гонцов, как во время списывания друзей, а следовательно, намного дольше. И дошло оно, скорее всего, до друзей через купцов, купеческие караваны. И потому срок для этого был никак не меньше, чем, хотя бы, полгода. Следовательно, по самым меньшим подсчетам страдания Иова от момента несчастья с его детьми до прихода друзей продолжались, как минимум, почти год! Вдумаемся в эту цифру: почти год переносить невыносимые страдания, искать их причины и не находить. Терзаться мыслями о погибших детях и слушать укоры жены. Это было время особых молитв Иова, молитв, на которые, как ему казалось, ответа не было. Проказа не сходила с его тела, и причины произошедшего оставались также сокрыты. Представим себе человека, делавшего в жизни добро, богобоязненного, удаляющегося от зла. И вот на него обрушиваются всякие беды, носящие, вроде бы, печать Божественного происхождения. Он взывает к Богу — ответа нет. Он молится день, два, три, неделю, месяц, месяцы — и все остается так же. А не попадали ли и мы в подобные ситуации? Ситуации, когда нас постигают горести, и когда на нашу молитву небо как будто молчит. Мы просим Бога об исцелении, а получаем болезнь или смерть. Просим благословить будущий брак, а наш избранник уходит к другому. Просим поступить в институт, а на экзамене получаем двойку, просим разрешить конфликт, а нас вдруг предают и друзья. Просим благословить устроиться на лучшую работу, а в ответ нас сокращают с той, на которой мы работали, и мы теряем последние средства к существованию. Мы приходим в церковь, благодарим Бога за обретённых братьев и сестер, а те вдруг начинают распространять про нас клевету и сплетни. Кто-то молит Бога за изменяющего мужа и за сына, погибающего от алкоголя, а в ответ муж уходит вовсе из дома, а сын умирает. Почему? За что? Где Бог? Затем люди начинают говорить о жестокости Бога, а после и вовсе, как мы уже говорили, хулят Его и отвергают. Но Иов целый год ждет ответа, он продолжает молиться Богу, перенося все скорби, и душевные, и физические. И вот в один из дней Иов, открыв глаза после очередной бессонной мучительной ночи, увидел трех своих друзей — Елифаза, Вилдада и Софара, приближающихся к нему.