Библиотека soteria.ru
Кривые зеркала
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9536 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 15. На уроке Библейской практики
Свою первую речь к друзьям патриарх оканчивает словами: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (Иов 3:23—24, 26). Иов уверен, что мраком его окружил именно Бог, но за что? за что? — этот вопрос остается для него без ответа. Пришедшие друзья с болью наблюдают за своим другом, пока, наконец, Елифаз Феманитянин не нарушает молчания. «И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову! Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом» (Иов 4:1—5). Теория и практика бывает не только в школе, в институте, на работе или в семейных взаимоотношениях, теория и практика есть и в нашей духовной жизни. Одно дело — изучать Библию в принципе, постигая глубины её пророчеств, исследуя историю народов, начертанную в ней, восхищаясь мудрыми притчами и преклоняясь перед подвигом Христа. Библейскую теорию принимает, как правило, каждый. Никто сегодня, практически, не отрицает, что есть Бог. Никто не возражает против справедливости и важности заповедей: не убей, не прелюбодействуй. Никто не отрицает значения посещения храма или церковных праздников. Против этого не возражает никто. Даже подчас далекие от веры люди цитируют библейские истины, приводя их в пример. Такова библейская теория. Однако, если мы перейдем к библейской практике, т. е. практике духовной жизни, то здесь мы наблюдаем на удивление совершенно иную картину. Так признавая важность Божьих заповедей, люди открыто нарушают их. К примеру, в праздники храмы посещают тысячи людей, живущих в гражданском браке и просящих Бога при этом о защите и даровании успеха. Но успеха в чем: в продолжении греховных отношений? А защиты — не от Самого ли Бога и Его Суда над прелюбодеями? В храмы идут воры, убийцы, ставят свечи, не думая при этом и расставаться со своей греховной жизнью. Они правильно поступают в теории: молясь, жертвуя, но кому нужна их теория духовной жизни, длящаяся, к тому же, в лучшем случае несколько часов? Когда с кафедр и амвонов звучат величественные проповеди о добродетели, скромности и умеренности, а затем их авторы садятся в мерседесы, отправляясь к своим любовницам. Вновь мы видим теорию и практику. Интересным является и то, что кто больше всего любит говорить о братолюбии, посвященности, своих опытах веры, упоминая при этом постоянно Имя Божье, по жизни, как раз, оказывается совсем иным. И наоборот, кто меньше говорит в общении с людьми и проповедях красивых, но дешевых фраз, оказывается истинным практическим христианином. Посчитайте, сколько раз за субботу вы сказали правильных слов, а потом вспомните, что делали вы на этой неделе, о чем думали, на что больше всего уходило ваше время. И тогда вы сможете легко увидеть, сколько в вашей жизни красивых слов, а сколько практических дел веры. Это один вид библейской теории, при котором мы принимаем эту самую теорию, но и ограничиваемся только ей. Второй вид библейской теории состоит в том, что приняв ее, мы соглашаемся перейти к практике, но при этом согласны делать и проходить только через то, что нас устраивает, т. е. когда Бог дает нам в жизни благословения, решает проблемы, мы с Ним. Мы являемся при этом и активными членами церкви, и помогаем другим, и рассказываем людям о Боге, но… Стоит нам столкнуться с трудностями, проблемами, как от всего этого не остается и следа. И наша восторженность, и посвященность, и убежденность куда-то уходят. И как тот ученик, который пытался решить сложную лабораторную задачу, после нескольких неудачных попыток оставляет её, так и мы оставляем свои отношения с Богом. Мы не желаем принимать от Него «сложные» задания, требующие подчас весьма длительного решения. Мы совершенно забываем, что совсем недавно мы укрепляли людей, попавших в аналогичные ситуации, призывая взирать на Бога, довериться Ему, помнить, что всё, что допускает Бог в жизни Своих детей, содействует им ко благу. Помню, как один служитель читал однажды проповедь о спокойствии в любой ситуации, а затем, уезжая в этот день на поезде, на вокзале буквально не мог найти себе места из-за того, что его поезд опаздывал и ему приходилось ждать. Мы осторожно напомнили ему о сказанных им же всего несколько часов назад словах о спокойствии. На это он нервно проговорил: «Да, да, да, все это верно. Но что же это такое, сколько же он будет опаздывать, мне уже так надоело ждать». На наше же второе, спустя определенное время, напоминание о проповеди о спокойствии, он просто сказал: «Да ладно, вам!». После этого случая каждый из нас думал не об этом человеке, а о себе, когда мы ведем себя точно таким же образом, только, быть может, в других обстоятельствах и при иных условиях. Просто себя видно нам хуже, а вот другого — лучше. Как часто и мы на напоминания друзей о библейских истинах говорим: «Да ладно вам!». Дескать, сам знаю, да что из этого! Т. е. мы свидетельствуем этим, что все это теория, а вот когда нет вовремя поезда — это практика. Да, действительно, это практика, показывающая нам силу и значение нашей же теории. Легко говорить правильные фразы и прописные истины другому. Но потому эти фразы и не воспринимают в подавляющем большинстве случаев другие люди. Не воспринимают потому, что хорошо знают нас. Зная, что сами мы по этим фразам не живем, не «пропустили» их сквозь себя и свою жизнь. И как в то же время весомо и действенно звучат библейские советы из уст тех, кто живет по ним. Как отличаются советы о важности святить субботу от тех людей, которые подвергались гонениям за это, порой и тюремным заключениям, но остались верны Божьей заповеди. И в то же время, как не воспринимаются они от тех, кто отправлял своих детей в субботу в школы в 1960-е годы, мотивируя это безвыходной ситуацией, и сам работал на полях, ссылаясь на невозможность поступить иначе, кто угодливо прислуживал богоотступническому начальству, попирающему Божий закон. Как действенно воспринимается призыв к служению от пасторов, действительно трудящихся на ниве Божьей, и как он остается, в основном, без ответа от тех служителей, весь труд которых сводится лишь к чтению проповедей по субботам и отдыху в остальные шесть дней от «непосильного» и «духовного» труда в субботу (чтения 30-минутной проповеди). И потому, когда мы даем кому-либо какой-либо совет, вне зависимости от того, кем мы являемся, спросим себя, а сами мы живем ли по этому совету? Да, порой уроки библейской практики бывают так же непонятны и тяжелы, как у Иова, но давайте с Божьей помощью не будем забывать, что подобно тому, как Бог продолжал быть с Иовом и в нужный момент раскрыл пред ним то, чего тот не понимал, но в чем нуждался, так Он обязательно не оставит и нас, дав помощь и объяснение всему происшедшему с нами.