Библиотека soteria.ru
Кривые зеркала
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9558 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 23. Трансцендентность и имманентность
И вот, когда беседа Иова и его друзей после долгих размышлений и раздумий над глубинными законами и проблемами бытия и вселенной так и не дает ответа страдающему патриарху о причинах того, что произошло с ним, к правителю земли Уц обращается Сам Бог. Он обращается к Иову через бурю. «И отвечал Господь Иову из бури и сказал…» (Иов 40:1). Почему именно через бурю, через стихию? Разве для страждущей души патриарха не было бы более близким, к примеру, веяние тихого ветра, в котором так же Господь обращался к Своим детям? Но здесь Бог, в случае с Иовом, выбирает именно бурю, стихию. Перед тем, как ответить на этот вопрос, давайте обратимся к другим библейским текстам и историям, и посмотрим, когда и при каких обстоятельствах Бог являл Себя через бурю. «И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (Зах. 9:14); «Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня» (Ис. 29:6). Здесь Господь судит народы, и буря олицетворяет грядущие суды. Явился Господь в буре и пророку Иезекиилю, когда он в числе пленных иудеев сетовал при реке Ховаре. «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иез. 1:4). В буре был унесен на небо пророк Илия. «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Итак, что же собой являет буря и сопровождающий ее мощный ветер? От других стихий, к примеру, цунами, землетрясений, извержений вулканов ветер, буря являются незримыми для глаза стихиями. Здесь нет ни огромных волн, ни разверзающейся земли, ни клубов дыма, как над вулканом. Ветер, бурю не видно, но их разрушительная сила ощущается не меньше, чем у цунами или землетрясения. Итак, ветер — незримая сила, но могущество и последствия его действия очевидны. Так и Великий Бог. Он незрим для человеческого глаза, но Его присутствие, творческая сила, могущество и любовь очевидны. Другой интересной особенностью бури является то, что она несет с собой (особенно на Востоке) и дождь, т. е. жизнь, и в то же самое время — разрушение, смерть. Так и Божье Пришествие одним принесет жизнь, а отвергнувшим Его — смерть. И вот Иову, страдающему от неизвестности причин постигших его несчастий, Господь является именно в буре, символе стихии могущества, несущем долгожданный дождь — жизнь. Около года Иов был терзаем болезнями и душевными мучениями, и сейчас из этого состояния его могло вывести только особой силы событие. Явившись патриарху в буре, Господь обращается к нему, на первый взгляд, с вопросами, не имеющими прямого отношения к причинам его страдания. «Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто рождает его? Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает. Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются? Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде? Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи? Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки — жилищем? Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика, по горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью. Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое? Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла; а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его. Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его — ужас; роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию; он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик; в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; при трубном звуке он издает голос: гу! гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик. Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко; птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он. И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 38:1—41; 39:1—32). Внимательно вчитавшись в эти тексты, мы видим, что они действительно не имеют, вроде бы, прямого отношения к ситуации, сложившейся с Иовом, но они зато поднимают и отвечают на их глубинные причины, на вопросы, так мучившие Иова! В этих образах природы представлено Божье управление этим миром, сотворенным Господом. В них показано, что даже малозначительные проявления сил природы находятся под пристальным вниманием Бога. Даже нюансы жизни птиц находятся под Его контролем. Этим Бог показывает Иову, что если о птицах Он имеет такую заботу и внимание, то тем более всё Им учтено в жизни людей, даже каждый волос, как скажет 1500 лет спустя Христос. Одновременно с этим в этом обращении Бога к Иову поднимается и другая проблема. Если Иов не может ответить на самые простые вопросы о некоторых проявлениях в жизни природы, ее устройства, ее законов, то как он тогда хочет постичь до конца глубинные проблемы добра и зла, законов жизни? В этом обращении Бог являет пред взором патриарха могущественные силы природы, находящиеся выше человеческого понимания, и на которые человек не может воздействовать. И даже в наши дни, в век атома, природные стихии, несмотря на амбициозные планы людей, остались им неподконтрольны. Засухи, наводнения, бури, ураганы, землетрясения, извержения вулканов — сегодня всё тот же страшный бич, как и во дни Иова. И являются они в своем подавляющем большинстве так же внезапно для человека, как и во дни Иова. В тех же случаях, когда человек, вроде бы, покорил себе стихию, как было в недавнем прошлом с переносом течения рек, «поворачиванием» их вспять, то страшные разрушающие плоды этого сегодня не нуждаются в особых комментариях. И как природой человек не силен управлять, так и законами бытия и законами Великой борьбы. Он лишь их участник. В этом величественном обращении Бога к человеку подчеркивается одновременно два с человеческой точки зрения взаимоисключающие понятия. С одной стороны, трансцендентность Бога, т. е. Его превосходство над человеком и миром природы, а с другой — Его имманентность, т. е. близость к творению, присутствие в нем, неравнодушие к нему. Наш Бог — наш Создатель, Отец, но и наш Царь и Господин. В этом величественном обращении Иов увидел, наконец, что происходило с ним. С одной стороны, он увидел, о чем мы говорили выше, что истинной причиной его страданий были силы зла, мучившие его и пытавшиеся приписать это Богу. А с другой — он осознал величие своего Творца и одновременно свою малость в этом столь сложном мире. Мире, где борется Добро и Зло, где многое происходит выше нашего понимания, где не сразу мы можем ответить на причины происходящих с нами тех или иных событий. И только в одном можно быть уверенным всегда — это в любви и неизменности Бога. А главное — это довериться Христу, вручив Ему себя, и жить по Его Слову. И тогда, как бы трудно и непонятно нам не было, мы обязательно выйдем победителями, как Иов, и увидим мир уже не в кривых зеркалах.