Глава 24. «Теперь же мои глаза видят Тебя…»

«И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:1—5). Наконец, Иов увидел не кривые зеркала, выставленные для него дьяволом, а он увидел Бога. Он узнал Его лично. Узнали ли Бога мы с вами, уважаемый читатель? Не остается ли для нас Бог просто теорией, Богом Библии, но не Живым Богом нашей жизни, Которого мы любим, Которому доверяем? Видим ли мы Бога в своей жизни, или мы только слышали о нем? Получив Божественное откровение, патриарх отказывается от дискуссий и вопросов, подчиняясь Высшей мудрости и силе Божьей. Он не спорит больше с людьми, не «ломает» и себе голову, он просто покоряется Великому Богу. Получив откровение, Иов заявляет: «И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов 39:33—34). Он признает свое ничтожество и величие Бога. Третье. Иов не желает больше ничего говорить сам, он хочет теперь слушать только Бога. А кого больше любим слушать мы? Бога? Или чаще других людей? Или, может быть, себя самого? Четвертое. Иов признает, что раньше говорил о том, чего не разумел (Иов 42:3). А как часто мы говорим о том, чего не разумеем. Как часто склонны мы обвинять Бога, ближних. Приписывать людям то, чего они не думают. Рисовать себе картины ужасов. Как же важно вовремя признать это, взяв, насколько это возможно, свои слова назад, пока они не разрушили других людей и нас самих. Пятое. Иов раскаивается в прахе и пепле. Выше мы уже рассматривали значение этих выражений и понятий. И сегодня мы можем, если захотим конечно, следовать этому примеру Иова, в духовном, конечно, плане. И шестое. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5). Такова была реакция Иова на Божье обращение. Сегодня с подобным воззванием Господь обращается и к нам. Великие картины природы сегодня точно так же пред нашим взором, как и когда-то пред Иовом. Только в отличии от него мы еще имеем и Библию, где изложена история Великой борьбы, где раскрыты ее механизмы, где раскрыты дьявольские козни и обманы. Имеем мы сегодня и, конечно же, саму книгу Иова, которую древний патриарх не имел в начале своих страданий, написав ее, как итог своей борьбы, своего пути. Сам Бог вдохновил его на ее написание, чтобы мы, последующие поколения, читая ее, учились. Но учимся ли мы, исследуя ее? «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери. И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов 42:7—17). И это не хеппи-энд американских фильмов. Это — реальность. Мы исследовали археологию, историю, географию, этнографию книги Иова, и мы убедились, что это книга, которой можно верить. Мы исследовали великие темы противостояния добра и зла, явленные в ней, которые раскрыли пред нашим взором механизмы истории. И потому мы можем верить этой книге, когда она говорит о том, что детей Божьих всегда ждет счастье и мир. И если не все, как Иов, их получат здесь, на этой грешной земле, то в вечности нас ждет великолепный город, где не будет больше плача и слез. Этот город — реальность. Он уже есть. Он на небе. Он ждет своего часа, чтобы спуститься на землю с возвращением сюда царства Христа. Это будет город, где не будет места кривым зеркалам. Это будет город, где мы встретим Иова и сможем уже лично поговорить с этим мужем веры. А может быть, кто-то из нас будет особо ждать этой встречи, ибо именно благодаря книге Иова он в свое время не пал, а смог увидеть руку Великого Бога.