Эпилог

Маленькие, но смелые герои сказки Губарева с помощью волшебных ключей проникают в Башню Смерти и освобождают жителей королевства от страшной власти кривых зеркал. Последние разбиваются и люди начинают видеть правду и зло в истинном свете. Когда Христос придет на нашу землю во Второй раз, королевство кривых зеркал, существующее сегодня на нашей планете, также будет разрушено, и люди обретут долгожданное счастье и вечную жизнь. Но обретут ее не все. Огромная часть людей останется погребенной под грудой разбитых дьявольских зеркал, с которыми они не пожелали в свое время расстаться, которые они так любили. Ведь всегда приятнее себя видеть великим, красивым, могущественным, пусть даже это и не правда. Всегда приятно, когда тебе поют оды и дифирамбы, пусть и незаслуженные. Недаром почти все диктаторы и руководители так любят подхалимов. Кривые зеркала удовлетворяют человеческую плоть и похоть, разбивая понятия норм и приличий. Кривые зеркала заглушают совесть, от которой бывает так тяжело на сердце. Кривые зеркала помогают нам вырасти в своих собственных глазах. Кривые зеркала открывают перед нами широкие пути… перед нашим «Я» и нашими желаниями. И потому немногие хотят отказываться от этих зеркал, которые, к тому же, так умеют успокаивать своих владельцев. Успокаивать их до тех пор, убивая их совесть, пока в своем кривом зеркале они не увидят явственное лицо сатаны, зловеще смеющееся над ними. Смеющееся над тем, что погублена еще одна душа. Так не пора ли, с Божьей помощью, нам разбить эти кривые зеркала, пока еще через них на нас злорадно не посмотрел повелитель бездны…

Сегодня мы можем разбить эти кривые зеркала и прийти ко Христу, Который ждет Вас и меня!

Христос и Кривые Зеркала.

Автор Андрис Пешелис, Латвия.

Очень часто можно слышать такие призывы, как: не судите, да не судимы будете, Бог всех любит, и пр. Но часто люди не задумываются над тем, что они вообще означают. Любовь долготерпит, но она не слепа. Бог есть любовь, но Он не принимает любое служение. Вспомним, хотя бы, пример из Библии о братьях Авеле и Каине или о сыновьях Аарона Надаве и Авиуде. Существуют понятия: «что угодно Господу» и «что не угодно Господу». В наше время понятие того, что угодно Богу, создается по принципу, что нравится мне, или что мне кажется угодно было бы для Бога, то должно нравиться и Богу. В согласии с умозрениями современных людей, Бог не волен отказаться от любой Ему принесённой жертвы лишь потому, что человек её принес по доброй воле и она человеку нравится. Тут следует заметить, что содержание жертвы может расходиться с Библией, но находится в контексте культуры и обычаев современного мира. Мы живем во времена, когда каждый делает то, что ему кажется справедливым (Судей 21:25). Но Бог призывает обратиться к Библии и познать путь спасения. Это не популярный путь. Не зря его Христос назвал узкой тропой. Тут не ходят толпы людей. Да и проповедников «американского Иисуса» тут не видно. Кто же он – этот «американский Иисус»? В чем суть этого учения? Не является ли это всего лишь маской, за которой кроется злая ухмылка сатаны, когда он наблюдает, что созданный им облик Христа более приятен для современного человека, чем те пути древние, которые ведут к жизни. Протестантизм XXI века отличается от протестантизма XVI столетия. Раньше протестантизм учил, что дитя Божие возрастает в благодати и в познании от Слова и Духа в прямом контакте с Иисусом Христом посредством Библии. Протестантизм нового толка больше чем Писания выделяет индивидуальные отношения со Христом, которые могут и не совпадать со свидетельством Писаний и даже более, как считается, подходит опытам современного времени. Новый протестантизм считает, что человек важнее учения, так что Библейское учение и отношения со Христом искусственно делаются противоположностями. Как видим, вопрос ставится об авторитете Библии. Когда истину отделяют от Библейского текста, тогда мы приходим к идее «скрытого Христа» во всех религиях [D. Fuller “Which Bible?”, 305—309], и Иисусу Христу можно приписывать разнообразные выдуманные формы, которых нет в Библии. Сегодня многие свидетельствуют о своей вере в Бога, но является ли эта вера в Бога Библии? Вот, что пишет С. Протеро в своей книге «Американский Иисус»: «Удивительно, но почти половина нехристиан государства верят в рождение Иисуса от девы и в воскресение Его из мертвых. Тут и атеисты, и индуисты активно создают и приобретают изображения Иисуса, который многообразно служит атрибутом совместной культуры. В разговоре с хиндуистом выясняется, что он верит в Иисуса как аватаре [Аватара – религиозный термин хиндуистов, который обозначает воплощение божества в человеке] бога Вишну. В разговоре с иудеем оказывается, что он считает Иисуса великим раввином. Если в 1925 г. Брюс Бартон в своей новелле описывает Иисуса как человека, которого никто не знает, то в наши дни Он является человеком, которого больше никто не презирает. Иисус вездесущ в американской попкультуре. Иисуса можно встретить даже в американском пейзаже – на плакатах у обочин дорог, на наклейках для автомобилей и даже на татуированных телах. Воздушный шар в форме Иисуса в алых одеждах с надписью «Царь царей и Господин господ» можно наблюдать пролетающим над западными штатами. Недалеко от Мира Диснея (Disney World) создан тематический парк, названный приключением на Святой земле (The Holy Land Experience). Семиэтажная статуя Иисуса (Christ of the Ozarks) поднимается над Юрика Спрингз (Eureka Springs) в Арканзасе, что указывает на тенденцию некоторых американцев путать величину с величием. К тому же это свидетельствует о распространении Иисуса в культуре, которая тянется от одного берега до второго и глубоко засела в национальной психологии». [Prothero S. „American Jesus”, 11-12]. Американский Иисус — это божество западной секулярной культуры и нового протестантизма. Это популярный Иисус, но у него мало общего с Иисусом Христом Библии. «Американцы постепенно освободили Иисуса от божественности, догмы и даже от самого христианства. Но этот освобожденный Иисус никогда не был свободным. Освобожденный от прошлого, Он стал пленником настоящего, связанный с сентиментальной культурой. Факт, что Соединенные Штаты являются нацией Иисуса, не делают ее христианским народом». [Ibid., 294-295, 301]. Почему именно «американский Иисус»? Не секрет, что основная часть идей современнной попкультуры создано в США, а США считают самой «христианской» нацией мира. Таков средний уровень восприятия США среди населения самих США и в мире. Иисус считается национальным символом Америки. Одновременно современные США считаются и наиболее религиозно разнообразной страной в мире. Там можно встретить представителей почти всех религий мира. Но наиболее интересно то, что почти все они в той или иной мере адаптировали Иисуса своим нуждам. Последующий список может показаться богохульным. Ведь таких образов не существует, но эти образы предлагаются через современную поп-культуру. Они весьма популярны на всемирном рынке мнений и взглядов. У них много поклонников. Когда вы прочтете этот список, то вы поймете, что все они в той или иной мере нам известны.

Суперзвезда.

В многомиллионных городах Запада люди создали культуру постмодернизма, которая породила то, что названо «Иисусом» – суперзвездой. В 60-ые годы прошлого столетия казалось, что христианство на Западе рушится. Некоторые даже поспешили с заявлением о кончине Бога. Дехристианизация и секуляризация общественного мнения имеет свое направление. Кажется, что для того, чтобы современный человек понял смысл христианства, необходимо сделать Иисуса суперзвездой величия мирового масштаба. Для этого послужил Голливуд. В фильмах, которые пришлось видеть об Иисусе, мало что осталось от Иисуса Библии. Актерская игра принижает рассказ Иисуса до уровня среднего американца. Сюжет может быть связан с темой Библии, но в большинстве случаев заметны чуждые элементы, которых нет в Библии. Возможно в данный момент самый знаменитый фильм об Иисусе — это «Страдания Иисуса» Мэла Гибсона. В нем очень много крови, страданий. Но есть ли в этом фильме весть Евангелия? Увы, её там нет. Фильм создан на основе смеси теологий католицизма и либерализма. С точки зрения либерализма фильм не дает нам ответа, а зачем вообще Христу надо было умирать? В чем противоборство Христа и сатаны? Фильм, к тому же, имеет и довольно мистическое окончание. Со стороны католицизма фильм даёт ударение на страдания Христа. Католицизм учит, что страдания Христа принесли спасение человечеству. Из этого следует учение о монашестве, посте, паломничестве, самобичевании и сакраменте Евхаристии. Если страдания Христа принесли спасение, то это означает, что и людям необходимо страдать для искупления своих грехов. Вопрос в том, что именно принесло нам спасение – страдания Христа или жертва Христа, разделяют учение католицизма и протестантизма. Тут пропасть, которая разделяет оба эти учения. Это самое важное отличие учения католицизма от учения Евангелия Библии! Страдания Христу доставил дьявол. Если страдания Христа принесли нам спасение, то оказывается, что дьявол «помогал» Христу нас спасти. Значит, без его «помощи» Христос не мог страдать и умереть за нас. Но Библия указывает на то, что дьявол не помогал Христу. Христос нас искупил Сам, Своей кровью, Своей жертвою за нас. Поэтому спасение человека только через веру во Христа. [Для более глубокого исследования данной стороны учения евангелия весьма полезна книга Жака Секвейры «Сверх ожиданий», Заокский: Источник жизни, 1995]. Опера «Иисус Христос – суперзвезда» (Jesus Christ – Superstar) сравнительно не новая. Впервые она была показана в 1970 г. Её автор Эндрю Ллойд Вэбер. Опера подвергалась критике со стороны католиков и протестантов. В ней Иисус более похож на хиппи, который не находит ответа на вопрос, кто я? Тема затрагивает последнюю неделю Его жизни, но не предлагает продолжение рассказа после Его смерти. Опера дает повод думать, что Он был распят более из-за своих ошибок и желания стать суперзвездой, чем из-за учения и спасения человечества. Старания людей сделать великий фильм или постановку о Христе терпят неудачи. Возможно потому, что люди не задают вопроса – а желал ли Христос стать знаменитым? Библия дает нам ответ: «Он, будучи образом Божиим, не посчитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2:6—10). Люди обычно становятся знаменитыми на фоне кого-то или чего-то. Имеются знаменитости по спорту, в искусстве, в истории и т. д. Можем ли мы причислить Христа к знаменитостям? С кем сравнить Его? Обычно Христа сравнивают с Моисеем, Буддой, Мухаммедом. В чем же знаменитость Христа? Библия гласит, что Он является единородным Сыном Бога, то есть уникальным, единственным такого рода, не похожим ни на кого-то другого. Бог един. Бога невозможно причислить к знаменитостям. Христос не ставил Себе цель стать знаменитым. У Него цель одна – спасти погибающее. Он не «супермэн» человеческого воображения. Его пути и помыслы намного выше человеческих (Ис. 54:8—9).

У современных содомлян.

В наши дни вопрос о легализации гомосексуализма очень актуален. Почему журналисты обращают такое повышенное внимание к этой теме? Потому, что философия гомосексуализма имеет свои корни глубоко в постмодернизме. Это, своего рода, хиппизм XXI столетия, это стильно, круто. Даже радужные цвета знамен хиппи и гомосексуалистов имеют свое сходство. Что общего между гомосексуализмом и Христом? Движение гомосексуализма имеет свое понятие об Иисусе и морали. Своеобразна риторика представителей этого движения, например, утверждение, что Библия не осуждает гомосексуализм. В 2005 г. из лютеранской церкви Латвии был исключен пастор (он же и ректор духовной семинарии), который принимал участие в параде гомосексуалистов «гэй-прайде» в Риге и руководил богослужением для участников этого парада. Богослужения для гомосексуалистов — это одна из характеристик данного движения. Священники-гомосексуалисты — это весьма частое знамение нашего времени. Церковные власти пытаются противиться этой тенденции, но с малыми успехами. Интересно заметить и то, что когда церковные руководители обращаются против того или иного защитника гомосексуализма, тогда на этих руководителей набрасываются журналисты. Например, в Латвии, после того, как был исключен из лютеранской церкви пастор, который выступал в защиту гомосексуалистов, журналисты сделали передачу. В ней как контрасты были показаны глава местной церкви лютеран и этот пастор. Глава лютеран был показан на фоне власти, он сидел за столом, авторитарный и властный, а исключенного пастора посадили перед полкой с книгами, и на фоне учёности этот пастор – доктор теологических наук – говорил, что он не знает на какой основе вообще гомосексуализм осуждается, он утверждал, что Библия не имеет ничего против, а даже наоборот, призывает любить, проявлять терпимость и не осуждать гомосексуалистов за их ориентацию. В демократическом обществе защита меньшинства это норма. Но в центре внимания прессы и телевидения почему-то складывается положение, что его надо считать нормой для всех. Тогда это уже не меньшинство, а опасность агрессии против моральных устоев всего общества и статуса семьи. Законы, позволяющие адаптацию детей парами гомосексуалистов, порождают следующее поколение гомосексуалистов. Движение гомосексуалистов считает Иисуса своим покровителем. Они считают, что Иисус им, также как и грешнице (от Иоанна гл. 8.), говорит: «и Я не осуждаю тебя». Только вот следующую фразу – «и впредь не греши» – они к себе не относят, потому что они не считают гомосексуализм грехом. А как придти к покаянию, когда это считается благословением, а не грехом? Скоро придут времена, когда те церкви, которые исключают из своих рядов гомосексуалистов, будут осуждаться на мирских судах и должны будут платить штраф за причинённую дискриминацию. Контекст Библии указывает на то, что Иисус признавал лишь семью одного типа – мужчину и женщину. Все другое всегда считалось отступлением от истины.

Революционер.

В связи с этой формой тесно связана философия так называемого социального Евангелия. Это странная смесь марксизма и христианства. Приверженцы этого типа Спасителя стремятся к достижению социальной справедливости в мире, называя это приближением Царствия Небесного. Как одно из самых главных мест Библии они выделяют описание того, как Иисус прогнал из храма торговцев. Иисус с плетью в руке восстал против несправедливости этого мира. Приверженцы этой идеи находятся в разных конфессиях. Их главная цель – активно преобразовать этот мир. С первого взгляда тут, кажется, нет ничего предосудительного, но здесь есть проблемы в свете духа пророчества Библии. Когда возникают так называемые христианские партии, они стремятся в политику. К власти приходят священники и церковные лидеры. Они пытаются с помощью законодательства заставить общество соблюдать церковные положения и укрепить авторитет церкви в мире, где церковь уже не имеет авторитета, как раньше во время средневековья. Под прикрытием популистических лозунгов они ведут борьбу против абортов, гомосексуализма, выступают за различные права церквей, запрет на критику учения религиозных конфессий и прозелитизма (то есть проповедь для перехода людей из одной конфессии в другую), защиту воскресного дня от профанации и т. д. Хотя они не выступают против свободы печати, свободы совести и вероисповедания, но это всё лишь временно, потому что пока так поступить невыгодно. Но надо лишь собраться с силами и в подходящий момент мировых собитий все это обернется против всех достижений протестантизма. [См. Е. Уайт «Великая борьба», главу «Свобода совести под угрозой»]. Иисус Библии учил: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанн. 18:36). Этот мир неисправим, и он не имеет надежды на исцеление. Этот мир обречен на погибель в озере огненном. Надежду имеет лишь человек, который принимает призыв к покаянию и верует во Христа ко спасению. Второе пришествие Христа принесет не золотой век, а конец этого мира, но Он спасет своих людей от погибели. Иисус не революционер. Он Спаситель.

Женственный образ.

Теология католицизма превозносит страдания Христа над Его жертвой, и учит, что Его страдания принесли спасение человечеству. Это, в свою очередь, не согласуется с Библией. В воображении людей образ Христа больше связан со страданиями, плачем и болью, чем с образом Христа жизнерадостного. В иконописи облик Христа тоже более связан со страданием и смертью, чем с жизнью. Тело Христа искусство описывает как хрупкое, изнуренное, лицо более женственное, чем мужское (например, лицо с Туринской плащаницы). Хотя портреты Иисуса не свидетельствуют о Евангелии Христа, но наделяя Иисуса женственными качествами, получается образ христианства, в котором есть место лишь для женщин, а не для мужчин. Посмотрите на собрания церквей! Кто там в основном? Женщины. А где же мужчины? Почему их так мало? Потому что Христос в учении представлен не в равновесии с мужскими чертами характера. Какого Христа мы проповедуем? Он создал людей обоих полов. Но Христос – мужчина. Он умер за всех, Он любит всех людей и в молитве Он принимает и понимает как женщин, так и мужчин. Христос проповедовал всем людям, и Его последователями были и мужчины, и женщины. Но часто бывает так, что вольно или не вольно в проповедях или уроках ориентация ведётся на те качества характера, которые мужчины обычно стесняются показать. Христос представляется более женственным, чем на самом деле. Он представлен любящим, прощающим, плачущим, сострадающим, нежным, меланхоличным, но редко, когда эти черты характера уравновешены с другими качествами Христа, например – требовательностью, пунктуальностью, точностью, решимостью, смелостью, мужеством. Без этого равновесия Иисус представлен более женственным, чем на самом деле. Создается впечатление о слабом, женственном Христе. Следует помнить, что Христос умеет гневаться на людей, которые подавляют истину неправдой, мстить за зло, о Его неподкупности, о Его нелицеприятии и о том, что Он будет судить и уничтожит всех нераскаявшихся грешников в озере огненном. Как никогда требуется проповедь всего Христа в уравновешенной манере, потому что неравновесие в учении рано или поздно всегда приводит к искажению учения. Не имеем ли мы здесь дело с формой «американского Иисуса»? В процессе демократизации и свободы слова кажется, что пришло время для перемен и в церковных устоях. Логичным кажется и то, что дела в церкви указывают на то, что пора женщинам, как на войне в 1941 г., занимать места мужчин для продолжения благородного дела. К тому же говорят, что женщины лучше знают секреты женской психологии и женщины доверяются женщинам больше, чем мужчинам. Для многих даже кажется, что служение женщин в церквах с большинством членства женщин более успешно, чем мужчин. К тому же создается впечатление, что женщины более терпеливы в общении со слабыми и грешными. Даже мужчины более послушны женщинам, чем мужчинам. Возможно, что так оно и есть. Служение женщин действительно имеет успех. Женщины в церкви служат учителями и диаконами. Но с другой стороны, в Библии нет ни одного примера того, чтобы женщины в церквях занимали должности проповедников и старейшин. Как здесь найти равновесие? Если мы будем искать помощи у психологии, то не найдем решения этого вопроса. Библия и только Библия даёт нам уравновешенное учение, с которым мы должны все согласовать. 1 Кор. 14:34—35, которое часто используется неправильно, дает право женщинам учить, но не дает право перебивать ход богослужения расспросами. Контекст от 1 Кор. 14:26—40 поясняет, что ап. Павел имел в виду ход и порядок богослужения, а не запрет учить. Женщинам никто не мешает учить, служить и поощрять дело Христа.

Мужской образ.

Это весьма популярная версия Иисуса в противовес «Иисусу» женственному. Бог сильных, богатых, здоровых и преуспевающих. За этой интерпретацией Иисуса следуют многие, потому что она по-человечески очень близка мужчинам. В конце 19 ст. в США возникло весьма сильное межконфессиональное движение за сильного, мужественного Иисуса. Они не желали больше свидетельствовать о слабом Христе, Который плачет, которого бьют по щеке, а Тот не сопротивляется. До того в искусстве главенствовали портреты, на которых не было ни одного лика Христа с сильным, мужественным лицом. Для многих это показалось слишком несправедливым. В начале 20 века одним из популярных евангелистов был Билли Санди. Бывший бейсболист не блистал знаниями, но зато мог показать свои мускулы. За кафедрой он проповедовал о сильном Иисусе. Его молитва была: «Господи, спаси нас от безрукого, слабого, хрупкого, дрожащего, тонкокожего, податливого, безпозвоночного, гибкого, женственного христианства маменькиных сыночков». [S. Prothero „American Jesus”, 94]. Им надоело христианство, которое требует повернуть другую щеку. Они требуют христианства, которое дает достойный отпор противнику. В мировых собитиях мы видим проявление данного учения, например, в политике США против терроризма. Войны против Афганистана и Ирака имеют в себе учение данного сильного и мужского «Иисуса». В военном контингенте США в Ираке военные капелланы проповедуют именно мужественного «Иисуса», с сильными мужскими чертами характера. Это, конечно, делается с целью пропаганды, чтобы военные были психологически и морально подготовлены, а также уверены, что борются за правое дело так же, как это делал и мужской «Иисус» в этой интерпретации Библии. В свое время в США были популярны, да и теперь часто используют, повязки и наклейки с буквами WWJD, что означает: What Would Jesus Do? (Как бы поступил Иисус?). Конечно, это важный вопрос для каждого христианина, но в контексте интерпретации «американского Иисуса» слова: «Как бы поступил Иисус?», не означает то, как бы поступил Иисус на самом деле или как надо поступать нам. В США в последние годы бестселлером стала книга Брюса Вилкинсона «Молитва Иависа» („Prayer of Jabez”), где он использовал текст из 1 книги Паралипоменон 4:9—10. В продаже имеется примерно 50 разных наименований книг на данную молитву, отдельно даже для детей, подростков, молодежи, женщин, мужчин, и т. д. Сама по себе эта молитва интересна и стоит на неё обратить внимание, но, что интересно, на этих двух стихах, в контексте «Иисуса» мужественного, удалось построить прибыльный бизнес. Люди охотно приобретают данные книги и пытаются найти «правильную кнопку» у Бога, нажав на которую, сбудутся все желания, разрешатся все проблемы и обретётся долгожданное благосостояние и счастье. Ведущие телеевангелисты проповедовали о том, что люди должны веровать в Христа, и получать ответы на молитвы, должны стать богатыми и преуспевающими христианами, что проблемы и неудачи это только из-за неверия в Бога. Поэтому многие начали веровать в магию молитвы Иависа. Но там нет магии. Данная интерпретация мужского «Иисуса» имеет довольно широкое распространение вне зависимости от конфессии по всему миру. Миллионы верующих изнуряют себя молитвами только для того, чтобы преуспеть и стать богатыми христианами. Тут ясно, что это не то «Как бы поступил Иисус». В тексте Библии мы не находим того, что Христос учил бы своих учеников молитве Иависа. Он их учил молитве «Отче наш». Он их учил нести крест Христа, но в контексте философии мужского «Иисуса» это кажется не достойным для человека 21 столетия. Всё же, это единственный путь Христа, который ведет в жизнь. Наверняка нам известны имена Кеннета и Глории Коуплендов. Они активны на территории бывшего СССР и распространяют свою весть через сеть ТВ. Слышали мы и о движении «Новое поколение». В их вести тоже свое место имеет мужской «Иисус». Провозглашая, что во Христе все верующие уже исцелены, эти деятели утверждают, что верующие не могут быть больными, а все болезни это только иллюзии, поэтому долг каждого христианина требовать от Бога здоровье, успех и благосостояние, потому что именно здоровье, успех и благосостояние являются приметой благословений Бога и способом свидетельства о Боге. Эта пропаганда гласит – если верующий не имеет здоровья, успеха, преуспевания, то это только его вина, что он не потребовал всё это, веруя во Иисуса, и тем самим он позорит Бога своим маловерием. Вот такой мужской «Иисус». Выделяя силу Бога, эти люди забыли главное в законе – суд, милость и веру. Эти люди любят говорить на тему – не судите и не будете осуждены, но в то же время занимаются осуждением больных, обременённых и труждающихся. Бог силен исцелять, но мы не в праве осуждать больных за то, что они больны. Многие больные имеют сильную веру во Христа, но они не получают исцеления, и не потому, что маловерные, а потому, что Бог им дал что-то такое, чего нет у здоровых – свободу от греха (1 Петр. 4:1), познание терпения Христа. Даже сам апостол Павел болел и не из-за маловерия, а потому, что для этого была особая цель (2 Кор. 12:7—10). Христос призывает всех обременённых и труждающихся придти к Нему (Матф. 11:82—30), чтобы они получили надежду, силу и мир душам. Мы знаем Библейские рассказы о Иове, Навуфее, Стефане. Знаем, что те, кто веровал в Бога, были гонимы. Они вообще не имели никакого благосостояния или богатства этого мира. Похоже, Библия не поддерживает данную форму интерпретации Евангелия. Кто стоит за теми, кто сеет малодушие в ряды верующих и причиняет душевную боль братьям и сестрам, называя их маловерными из-за их болезней и проклятыми Богом? Это не Бог! Бог дает надежду и призывает всех больных и страждующих обратить внимание на Христа. Ему тоже говорили: «Других спасал, а Себя не может спасти! Христос, Царь Израилев, пусть сойдет с креста, чтобы мы выдели и уверуем» (Марк 15:31—32). Христос даст здоровье всем тем, кто воскреснет в первом воскресении из мертвых при Втором Его пришествии. В наши дни часто говорят, что на небесах будут все верующие, вне зависимости от религии. Конечно, на Небе разнообразности религий не будет, но все же – «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). А какова Его воля? Это свидетельствуют Писания: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Текст Писаний авторитетно указывает на то, что Евангелие это то, что Бог принимает человека таким, каков он есть, и поэтому Он его тщательно умывает от греха, чтобы он был спасен в вере во Христа в согласии со свидетельством Писаний. Это большое искушение изменить учение, чтобы оно стало популярным в обществе. Можно изменить внешнюю форму богослужения, умолчать неудобные пункты учения, заключить выгодные соглашения, но так человек обманывает самого себя и остается без перемен, творимых Богом. Майкл Фабарец (Fabarez) об этой ситуации высказывается так: «Популярная мантра звучит: «Если мы хотим приобрести это поколение, нам необходим пересмотр действия церкви». Либеральные и консервативные авторы в своих бестселлерах предупреждают, что пришло время для церкви «преобразиться или умереть!» Церковь перестала быть местом, где Бог предстает перед Своим народом и утешает его через еженедельную проповедь и применение Его вечного Слова. Теперь это собрание, которое создают используя новейшую технику маркетинга, основываясь на группы интересов. Церковь изменилась, но изменился ли прихожанин? Наше общество продолжает свой ведущий вниз спиральный путь, но у нас мало сведений, которые бы продемонстрировали, что сидящие в церкви люди были более святы, чем их же современники вне церкви». «Без сомнения, мы не первое поколение, которое потеряло из вида дорогое наследство Бога. Во время Иеремии многие утверждали, что проповедуют во имя Бога, но применяли свои методы и приспособляли весть к вкусу и спросу слушателей. Бог выразился ясно, что это для Него не приемлемо (Иер. 23:16, 18). Библия не призывает проповедников-учителей становиться директорами кино, ведущими развлекательных программ или психологами. Бог призывает Его пастырей быть проповедниками. Он призывает их стать на восстановлении развалин и умело проповедовать Его Слово (2 Тим. 4:1—5)». [Fabarez M. „Preaching That Changes Lives”, 4-5]. Прискорбно, когда люди считают, что просто возложением рук, без тщательной реформы образа жизни и изменения отношений к закону Бога, чудесным образом разрешатся все проблемы здоровья и быта. Лютер сказал: «Главная примета грешника в том, что он своего греха не осознает. Наша задача заставить его это увидеть». Проповедь закона Божьего вызывает чувство греховности, а проповедь Евангелия Христа ведет грешника к Спасителю Иисусу Христу. Только эта весть, проповеданная в согласии с Писанием в силе Святого Духа, способна принести обращение. Тогда люди услышат весть на понятном для них языке и поймут, что им предлагает распятый Спаситель. Эту весть надо проповедовать, чтобы она затронула сердца и принесла исцеление (Деян. 2:37). Библейское христианство никогда не было популярным и приятным. Почему? Потому что оно — единственная ИСТИНА, которая не дает место ничему другому. [Dž. Vīts “Postmodernie laiki”, 244-246]. Бог через текст Библии человеку дает не то, что тот желает, а то, что человеку необходимо.

Образ у мормонов.

К этой теме вообще не стоило бы обращатся из-за того, что учение мормонов не имеет Библейской основы, но это учение рождено в Америке. В согласии с учением мормонов, Иисус проповедовал в Америке. Он же, в учении мормонов, является старшим братом сатаны. В Библии мы не находим такую информацию, но в книгах мормонов она присутствует. Учение мормонов основано на видениях Джозефа Смита, которого мормоны, или как они сами себя называют – святые последних дней, считают таким же пророком как и библейские пророки. В теологии мормонов у Бога есть жёны, а от них родились дети – Иисус и сатана в том числе. Апостол мормонов Орсон Пратт утверждал, что и Иисус был женат – трижды, что свадьба в Кане Галилейской была свадьба Иисуса, а женился Он на Марфе, Марии Магдалине и другой Марии. В понимании мормонов любой человек может стать Богом, а Бог раньше был человеком, только Он прошел путем развития и так «стал» Богом. Поэтому в теологии мормонов имеет место многобожие, много богов и богинь. Думаю, что не стоит тратить время для ознакомления с теологией мормонизма, но следует добавить лишь то, что мормонская интерпретация истории не согласовывается с реальными фактами, например, переселение евреев в Америку до Колумба, привезенные ими в Америку животные – ослы, свиньи, коровы, которые не встречались в Америке до Колумба, сведения о жителях Луны и т. д. Странно, но люди в 21 столетии всё еще верят всему этому. По нашим городам расхаживают миссионеры мормонов – молодые люди в темных костюмах с черными значками с именами на груди. Это движение быстро растет в численности. Тут следовало бы задать логичный вопрос – а всегда ли рост церкви свидетельствует о благословениях Бога? Мормонов некоторые считают самой американской религией. Сеть церквей мормонов распространяется по всему миру с поразительной быстротой, они имеют свои радиостанции, множество миссионеров, издательства литературы. Они утверждают, что любят своего «Иисуса», но у него мало чего общего со Спасителем Христом из Библии. Желаете ли вы быть спасенными старшим братом сатаны? Мормоны должны познать Искупителя, а сделать это могут лишь те, кто познал Христа.

Танцующий с барабаном.

Музыка всегда сопутствовала человечеству. Где были люди, там были песни, мелодии и музыка. Музыка звучала на праздниках, в бою, на свадьбах, на похоронах. Она никогда не была нейтральной по отношении к окружающему миру. Звуки музыки всегда вещали о чем-то. Она всегда свидетельствует о своей принадлежности, событии, исполнителях и о своих слушателях. В Библии самым первым музыкантом назван потомок Каина – Иувал (Быт. 4:21). Он сочинял музыку, только Библия не дает намека о том, какую именно, ведь известно, что потомки Каина не спаслись от потопа. Это могла быть просто мирская музыка для веселья или праздников. Известно, что музыка исполнялась на религиозных культах всех религий. Она придавала торжественность происходящему ритуалу и становилась частью религиозного опыта. Музыка звучала как при истуканах язычников (Дан. 3:5), так и в храме Иерусалима. Музыка может поднять человека духовно, а также и принести разрушение сознания. Музыка имеет силу освобождать и порабащать. Есть музыка, которую можно назвать подходящей для Бога, а есть музыка, которая вызывает мурашки по коже и её можно назвать сатанинской. Не бывает нейтральной музыки. Жан Кальвин сказал, что «мы знаем из опыта, что у музыки имеется тайная и почти непреодолимая сила затрагивать сердца». [Lucarini „Why I Left the Contemporary Christian Music Movement”, 12]. Враг души человеческой издревле изучал музыку, чтобы найти её применение для пагубы и порабощения сознания людей. Он желал создать форму музыки, слушая которую, люди даже не замечали бы того, как подчинялись влиянию музыки и становились рабами. Известно, что при камлании шамана присутствующие подчиняются его влиянию и начинают пританцовывать под бубен шамана. Не зря в древности люди понимали, что определённая форма ритмичной музыки имеет странную способность заставлять двигаться тело человека – покачивать телом, бить ритм ступнёй ноги и т. д. Древние даже рассказывали сказки о чудо-инструментах, при звуках которых слушающие начинали вдруг плясать. Конечно, таких сказочных инструментов нет и проблема не в барабанах. Просто определенный тип музыки вызывает реакцию в головном мозге слушающих и те, подчиняясь ритму, начинают плясать. Это происходит и в современном мире. Когда звучит определенная поп/рок музыка, она у многих визывает чувство необходимости танцевать. Они находят, что эта музыка им нравится, а музыка, которая нравится, для многих считается безобидной. Так постепенно люди привыкают к музыке и больше не могут обойтись без неё, даже более того, они требуют эту зависимость от современной музыки и восстанут против любого, кто посягнет против их излюбленной формы музыки. Современная ритмичная музыка — это символ нашего поколения. Она присутствует везде – в магазинах, на выставках, на улице, в автомашинах, по радио и в ТВ-передачах. Раньше в древности музыка имела определённое предназначение в цикле жизни человека или использовалась в культе поклонения. Теперь музыка звучит просто вне контекста реальных собитий жизни человека, но она не перестает нести в себе определённый заряд информации и влияния. Без музыки современные люди чувствуют себя как-то неуютно. Эксперты заметили, что в магазинах, где не звучит музыка, покупают меньше, чем в тех магазинах, где звучит современная ритмичная музыка. Любая реклама по радио или ТВ сопровождается музыкой. В чем же секрет популярности современной ритмичной музыки? Она помогает людям не думать, а сосредоточиться на своих ощущениях. Музыка помогает людям поступать или выбирать в определённом направлении. Как тут не вспомнить сказку о музыканте, который с помощью волшебной флейты выманил из города всех крыс, повел их к морю и утопил их в воде. Великий кукловод – сатана – имеет форму музыки, которая заставляет грешников двигаться туда, куда ведёт он. Об Иисусе Христе имеется много песен и музыки. Большинство этих трудов в той или иной мере имеют форму класической или церковной музыки. Но в современном мире считается, что для прославления Иисуса годится любая форма музыки, даже та, которая в себе несет заряд разрушения. Теперь об Иисусе поют многие, даже такие, кто вообще непричастны к христиансту. Песни об Иисусе поют группы тяжёлого металла, исполнители джаза и рок-н-ролла. Сентиментальные баллады об Иисусе поют Майк Джеггер, Ричард Клэптон и Боно. Даже популярная группа Дэпеш Моуд (Depeche Mode) поёт об Иисусе в песне «Личный Иисус». Молодёжь танцует под ритм этих песен. Тут сразу возникает вопрос – а танцевал бы под ритм этих песен и Сам Иисус Христос? Что думает о современной ритмической музыке, которая посвященна Ему, Сам Христос? В век прагматизма такое поставление вопросов считается неправильным. Христос должен быть доволен, ведь Ему посвящают то, что нравится самим людям. Для исполнителей кажется, что любая музыка освящается лишь тем, что в ней названо имя Иисуса. Для современного человека свобода выбора считается высшим благом. А выбор Бога? О том никто и не спрашивает. Бог должен быть доволен, по желанию людей. Но так ли? Музыка звучит для привлечения людей. Проповедь Слова и традиционная церковная музыка в современных учебниках по росту церкви называется архаичной и неэффективной для роста современных церквей. Тут мы сталкиваемся с феноменом современных мега-церквей (megachurches). Аудитория в современном маркетинге считается авторитетом, поэтому некоторые церковные деятели сперва ведут опрос нужд местного населения и только потом создают проект для удовлетворения этих нужд. Современные мега-церкви (megachurches) в США – Виллоукрик (Willow Creek) и Сэддлбэк (Saddleback) собирают многотысячные аудитории, на обучении в эти церкви съезжаются проповедники из многих стран и деноминаций мира, чтобы научиться создавать такие же мега-церкви у себя. На этих курсах они не изучают Библию, не исследуют пророчества и не рассматривают необходимость современных людей в покаянии. Они изучают психологию, психиатрию, методы воздействия на толпу и принципы менеджмента для достижения успеха. Это движение имеет большое влияние на все христианские конфессии. Издательства издают многотысячные тиражи книг по методам создания церквей нового толка для неверующих (unchurched) современных людей. Имеет место падение спроса на Библейские справочники и комментарии, но возрастает спрос именно на литературу о методах как создавать большие церкви. Из Библии известно, что этим пророки и апостолы не занимались, но нам твердят, что теперь другое время, другое понимание вещей и другой человек. Этот метод называют – служением внимательного поиска чтобы найти нужды людей, которые ищут Бога. Что они ищут и что им предлагают? Вот цитата Рика Уорена (церковь Сэддлбэк): «Мы используем тот стиль музыки, который слушают большинство наших прихожан по радио. Им нравится яркая, весёлая, ободряющая музыка с выраженным ритмом. Их уши привыкли к музыке с выраженной линией баса и ритма. Впервые в истории создан универсальный стиль музыки, который слушают во всех странах мира. Это называется современным поп/роком». [Warren „The Purpose Driven Church”, 285.]. Итак, с энтузиазмом учит философия, что церковная музыка устарела, а для современного поколения нужна церковная музыка, которая не отличается от той, которую люди слушают ежедневно. Этому методу следуют десятки тысяч последователей по всему миру. [Смотр. http://www.purposedriven.com]. Для этой перемены нет Библейского подтверждения, но всё это делается для роста церквей, во имя проповеди Евангелия и достижения реального успеха. Но тут появляется проблема в выборе музыки. Действительно, люди приходят, и успех в этом плане имеет место. Лидеры этого движения хотят прославлять Бога всем сердцем. Им кажется, что традиционные церкви стали неспособными принимать в свои ряды людей с улицы именно потому, что имеют традиционную музыку и отдают предпочтение учению Библии. Им кажется, что такие богослужения не актуальны и несовременны, что необходимы перемены. В чём же секрет притягательности современной поп/рок музыки в церкви? В желании угодить своему вкусу! Пусть сторонники этой музыки утверждают, что они желают приобрести людей и прославлять Бога, но главная причина кроется в сердце необращенного человека. Конечно, среди них есть и искренние люди, желающие служить Богу и привести людей к Богу. Среди современных песен есть и отличные мелодии, и стихи, но необходимо посмотреть правде в глаза. Христиане всё ещё имеют греховную натуру (старого человека). Поп/рок музыка создана для поддержания греховных наклонностей человека. Ведь мирская поп/рок музыка тесно связана с аморальным образом жизни, похотью, вредными привычками. Мы не в силах «очистить» эту музыку для служения Богу. Это звуки этого мира. Е. Уайт уже в свое время писала: «Мое сердце преисполнено болью и скорбью, когда я вижу, как родители сообразуются с миром и разрешают своим детьям приноравливаться к миру в такое время, как это. Душа моя исполнена ужаса, когда я вижу состояние семейств, которые говорят, что верят в настоящую истину. Распутство в сердцах юношества и даже среди детей невероятное. Родители почти не знают о том, как тайный порок разрушает и обезличивает образ Божий в их детях. Своей одеждой, взглядами, удовольствиями, они окружают себя атмосферой, которая противоположена Духу Христа». [Е. Уайт «Свидетельства для церкви», том 5, (78)]. Именно чувственность привела в погибель многих израильтян у реки Иордан во времена Моисея. [Е. Уайт «Патриархи и пророки», гл. 41 «Отступление у Иордана».]. Эта же чувственность сопровождает и современную поп/рок музыку в церквях. Кто-то, возможно, скажет, что эта музыка не вызывает оргии на богослужении. Но не надо насмехаться – мы не в силах очистить эту музыку от идолов секса и восстания, с кем она тесно связана, особенно, когда ту же музыку слышно вне церкви на любом канале радио. Мы обманываем сами себя, когда пытаемся себе доказать, что эта музыка для евангелизации. Кто кого приобретает? Мир для Христа или церковь для мира? Мы должны всегда помнить, что самое главное в поклонении Богу не наше самочувствие, а сам Бог. Ему посвящается служение. Он цель поклонения. Конечно, люди могут утверждать, что Бог любит разнообразность, потому что Он создал всех разнообразными, и люди разные, и музыка. Действительно, в Библии ничего не сказано о стилях музыки. Но Библия не называет по имени и курение, наркотики, игры в лотерею. Где в Библии написано, что нельзя выпить кружку пива? Но Библия содержит принципы, по которым можно определить, что правильно, а что неправильно. Существует приличная музыка для богослужения и существует такая, которая созвучна с миром. Часто защитники современной ритмичной музыки свою позицию обосновывают примером М. Лютера, когда тот использовал популярные мелодии своего времени для текстов церковных песен. Возможно, что так и было, только наши современники не в состоянии назвать (или спеть) хотя бы одну из таких песен Лютера. К тому же этот миф служит убедительным аргументом в пользу современной музыки в церкви. Если же Лютер мог, почему не можем и мы? Кажется убедительно, но исторические факты упорная вещь. Оказывается, что Лютер использовал лишь одну мирскую мелодию «I Came from Alien Contry» для церковной песни «From Heaven on High, I Come to You» (песня была, конечно, на немецком). Впервые эта песня исполнялась в 1535 г., но потом Лютер заменил мелодию этой песни на свою, потому что мелодия приносила отрицательные ассоциации в поклонении из-за фона, который эта мелодия имела в миру. [Lucarini „Why I Left Contemporary Christian Music Movement”, 107, ссылка на J. Makujina “Measuring the Music”, 192.]. Сомнительно, что Лютер сегодня бы использовал современные ритмы в церковном песнопении, ведь Лютер проповедовал в церкви, а не в кабаке или клубе. Мир нуждается не в вести трех барабанов, а в вести трех ангелов из книги Откровение 14 главы. В современных, быстрорастущих церквях проповедь сокращена до минимума, да и та состоит из анекдотов, драмы, рассказов о странных приключениях или отрывков новостей из газет. Музыка на этих собраниях современная, громкая и ритмичная. Поют об Иисусе, иногда и танцуют под гул барабанов. Присутствующим кажется, что там присутствуют благословения Божьи, радость и веселье. Толпы людей танцуют, как во время царя Давида, только ковчега завета не видно, и приверженности к заповедям Божьим на этих собраниях не наблюдается. Люди танцуют как Давид, но без направления радости Давида. Давид радовался присутствием Бога. Разве люди не замечают, что на их собраниях не присутствует Христос? В современном мире везде, где присутствуют танцы, громкая современная музыка, крик, а отсутствует признание заповедей Божьих, ясная проповедь Евангелия Христа, размышления о Слове, реформа образа жизни, – там нет Евангелия Христа. Музыка имеет силу обольщать! Христос учил – вы свет миру, соль земли, город на горе. Мир ожидает от нас, чтобы мы отличались от мира, а не походили на мир. Грешников притягивал Христос именно тем, что Он был другим, Он отличался от мира. Идея о том, что мы можем приобрести мир для Христа с помощью того, что станем похожими на мир – это большое заблуждение. Проблема в том, что современный мир от церкви требует успеха и роста, а Христос от церкви ожидает верность и посвящение. Успех церкви никогда не мог измеряться в количестве крещенных людей, росте десятины или популярности в обществе. Качества Духа – верность, богобоязненность и духовную посвященность невозможно показать в количественном размере. Рост не свидетельствует о благословениях Бога, а популярность не можем считать приметой успеха (Иерем. 5:30-31). Реальный успех – это следовать воле Бога несмотря на последствия! «Проповедуй Слово!» (2. Тим. 4:2). «Ибо я не стыжусь благовествования Христова» (Рим. 1:16). Сравним разницу между традиционными и современными формами богослужений:

 

Традиционный

Современный

Музыка

Классическая, органная, акустическая гитара итд.

Современная ритмичная поп/рок музыка.

В музыке главное

Мелодия.

Ритм.

Главная мотивация для богослужения

Приготовить сердца для слышания проповеди Слова.

Подготовить людей для прославления, (субъективно) ощутить близость Бога.

Что главное в богослужении?

Проповедь Слова.

Музыка, ритм, прославление.

Первычный принцип отбора музыки и песен

Музыка, которая подходит для тематики проповеди и пригодна для поклонения.

Музыка, которая нравится людям.

Принцип, по которому определяют успех богослужения

Проповедь Слова привела слушателей к покаянию и к пониманию Христа.

Я действительно почуствовал динамику поклонения, меня подняло вверх.

Основа поклонения

Библейская истина.

Опыт поклонения.

«Удерживайтесь от всякого рода зла» (1. Фес. 5:22), или как это место Писания перевёл Э. Глюк на латышском в 1694. г.: «Отрывайтесь от всего, что кажется злом». То есть удерживаться не только от того, что есть зло, но даже держаться подальше от всего, что только кажется злом. Это весьма важный принцип любого христианина, который имеет боязнь Бога.

Заключение.

Итак, мы можем подвести итоги. Формы «американского Иисуса», Иисуса в «кривых зеркалах» можно распределить следующим образом:

суперзвезда – это попытка людей легализовать человеческое величие.

гомосексуалистов – это попытка людей легализовать грех мужеложства.

революционер – это попытка людей легализовать желание власти над народами.

женственный – это попытка людей легализовать человеческую слабость.

Мужской– это попытка людей легализовать человеческую силу и мудрость.

мормонов – это попытка людей легализовать сектантское мышление.

танцующий с барабаном – это попытка людей легализовать мирской образ жизни.

Библия свидетельствует, что ни одна из этих форм «американского Иисуса», Иисуса в кривых зеркалах, не приводит людей ко Спасителю и конец всего этого будет в озере огненном. Это более чем серьезно.

Выберите для себя, кому вы будете служить. Формы «американского Иисуса» могут быть привлекательными, но Библия призывает людей служить только Богу Живому и Истинному. Для этого необходимо познать Писания и сделать их путеводителем своей жизни.

Список использованной литературы.

1. Авдиев В. И. Пунический Карфаген в свете новейших раскопок // Вестник Древней истории. 1962. № 3.

2. Аврорин В. А., Козьминский И. И. Представление орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» // Сборник музея антропологии и этнографии. М.-Л., 1949.

3. Архангельский А. Мухаммеданская космогония. Казань, 1899.

4. Белявский В. А. Тайны Вавилона. М.: Вече, 2000.

5. Бируни, Абу Рейхан. Избранные произведения. Ташкент, 1963. Т. 2. Индия. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

6. Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища. Чехословакия, Свет на Востоке, 1991.

7. Бретон Ж. Повседневная жизнь Счастливой Аравии во времена царицы Савской. М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003.

8. Вейс Г. История инквизиции. В 3 т. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

9. Волкославский Р. Н. Атлас библейской истории. Заокский: Источник жизни, 2003.

10. Волкославский Р. Н. О библейских пророках и судьбах истории. Заокский: Источник жизни, 1997.

11. Вулли Л. Ур халдеев. М.: И-е Восточной литературы, 1961.

12. Гальфрид Монмутский. История бриттов. М.: Наука, 1984.

13. Гарнак А. История догматов. В кн. Раннее христианство. В 2 т. М., 2000.

14. Геродот. История. М.: Ладомир, АСТ, 1999.

15. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т. М.: Терра, 1997.

16. Гласхауэр У. Дж. Как возник наш мир. ФРГ, Bielefeld: CLV, 1994.

17. Грант М. История Древнего Израиля. М.: Терра, 1998.

18. Григулевич И. Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985.

19. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1991. Т. 4. С. 299

20. Дандамаев М. А. Политическая история Ахеминидской державы. М.: Наука, 1985.

21. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

22. Затерянный мир майя. Энциклопедия исчезнувшие цивилизации. М.: Терра, 1997.

23. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Беларусь, 1994.

24. История Востока. В 6 т. М.: Восточная литература, 1997.

25. История религии. В 2 т. // Под общ. ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002.

26. История христианской церкви от дней апостолов до Реформации. М., 1910.

27. История человечества. В 7 т. М.: Магистр-Пресс, 2003.

28. Камо грядеши, Вавилон? / Составитель В. И. Кремень. М.: Паломник, 2002.

29. Кацнельсон И. С. Фараон Хуфу и чародеи. М., 1958.

30. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975.

31. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб.: Нева, Летний Сад, 2000.

32. Купер Б. После потопа. Ранняя история Европы. Симферополь, 1997.

33. Лависс Э. Рамбо А. Эпоха крестовых походов. СПб.: Полигон, АСТ, 1999.

34. Ланг Э. Мифология. М., 1901.

35. Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. К.: Украина, 1991.

36. Литвинова Е. Ф. Аристотель. Его жизнь, научная и философская деятельность. В кн. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Бруно. СПб.: ЛИО Редактор, 1995.

37. Лозинский С. Г. История папства. М.: Политиздат, 1986.

38. Лондон Д. Собрание сочинений. В 14 т. М.: Правда, 1961.

39. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958.

40. Миллер А. История христианской церкви. В 2 т. ФРГ, Biefild. GBV, 1994.

41. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. // Под ред. С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980.

42. Опарин А. А. Атлас древней и пророческой истории. — Харьков: Факт, 1999.

43. Опарин А. А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

44. Опарин А. А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. — Харьков: Факт, 2003.

45. Опарин А. А. Всемирная история в королевских династиях. — Харьков, 1997.

46. Опарин А. А. Всемирная история и пророчества Библии. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

47. Опарин А. А. Древние города и библейская археология. — Харьков: Факт, 1997, 2 изд.— 2004.

48. Опарин А. А. Древний мир и библейская хронология. — Харьков: Факт, 1998.

49. Опарин А. А. Затерянные королевства. Археологическое исследование Третьей книги Царств. — Харьков: Факт, 2005.

50. Опарин А. А. И камни возопиют…. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001.

51. Опарин А. А. История рабства. Археологическое исследование книги Откровение. Харьков: Факт, 2004.

52. Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. — Харьков: Факт, 2001. 2-изд. Нижний Новгород, 2003. 3-изд. Харьков, 2003.

53. Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. — Харьков: Факт, 2003.

54. Опарин А. А. Манкурты XXI века. Археологическое исследование Второй книги Царств. — Харьков: Факт, 2004.

55. Опарин А. А. Отвергнувшие ведение. Археологическое исследование книги пророка Осии. — Харьков: Факт, 2005.

56. Опарин А. А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь. — Харьков: Факт, 2002.

57. Опарин А. А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг Ионы и Наума. — Харьков: Факт, 2002.

58. Опарин А. А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000, 2 изд.— 2001, 3 изд.— 2004. 4 изд. — 2006.

59. Опарин А. А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета. — Харьков: Факт, 2001.

60. Опарин А. А. Тайна судьбы. Археологическое исследование книги пророка Иеремии. — Харьков: Факт, 2005.

61. Опарин А. А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина. — Харьков: Факт, 2002.

62. Опарин А. А. Хранители времени. Археологическое исследование книги Судей. — Харьков: Факт, 2006.

63. Опарин А. А. Юбилейный год. Очерки истории адвентизма в Харькове. — Харьков: Факт, 2006.

64. Опарин А. А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя. — Харьков: Факт, 1998; 2 изд. Нижний Новгород, 2002; 3 изд. Харьков, 2002; 4 изд. Харьков, 2006.

65. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1980.

66. Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000.

67. Пиренн А. Средневековые города Бельгии. СПб.: Евразия, 2001.

68. Погребенные царства Китая. Энциклопедия исчезнувшие цивилизации. М.: Терра, 1997.

69. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. М.: Возрождение, 1992.

70. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883.

71. Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И-е А. Ф. Маркса, 1902.

72. Рамзес II: величие на берегах Нила. Энциклопедия исчезнувшие цивилизации. М.: ТОМ, 2003.

73. Религии мира. Энциклопедический словарь. В 2 т. М.: Аванта+, 1996.

74. Ренан Э. История Израильского народа. М.: И-во В. Шевчук, 2001.

75. Робертсон Д., Герцог И. История Христианской церкви. В 2 т. СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1891.

76. Силиотти А. Египет. Долина царей. М.: БММ АО, 2001.

77. Словарь Библейских обрядов // Под общ. ред.: Л. Райпена, Д. Уилхойта, Т. Лонгмана. СПб.: Библия для всех, 2005.

78. Солкин В. В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М.: Алетейя, 2000.

79. Судник Т. М., Цивьян Т. В. О мифологии лягушки // Балто-славянские исследования. М., 1982.

80. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого храма. СПб.: И-е СПб Университета, 2005.

81. Титмар Мерзебургский. Хроника. М.: Русская панорама, 2005.

82. Тураев Б. А. Египетская литература. СПб.: Нева, Летний сад, 2000.

83. Тураев Б. А. История Древнего Востока. В 2 т. М.: ОГИЗ, 1935.

84. Уолтон Д., Мэтьюз В., Чавалес М. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2003.

85. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1998.

86. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1985.

87. Христианство. Словарь. / Под ред. Л. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994.

88. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М.: Наука, 1986.

89. Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. М.: АСТ, Астрель, 2001.

90. Циркин Ю. История Библейских стран. М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2003.

91. Цицерон. Тускуланские беседы. М., 2000.

92. Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. Иркутск, 1980.

93. Шахнович М. И. Мифы о сотворении мира. М.: Знание, 1969.

94. Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура. М.: Наука, 1976.

95. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. М.: Теревинф, 2000.

96. Юнак В. «Откровение из бури»: зарождение, природа и участь зла в книге Иова. Заокский: Источник жизни, 2001.

97. Agmangua M. Results of the first Congolese Mokele-Mbembe expedition // Cryptozoology. 1983.

98. Anon A. Dinosaur hunt // Science Digest. 1981. 89(5):21.

99. Benton M. Dinosaurs: An A-Z Guide, Derrydale Books, New York, 1988.

100. Blackman A. Some Notes of the Ancient Egyptian Practice of Washing the Dead // Journal of Egyptian Archaeologie. 5. 1918.

101. Blackman A. The House of Mourning // Journal of Egyptian Archaeologie. 5. 1918.

102. British Museum. Introducting Guide to the Egyptian Collection. London, 1930.

103. Cooper B. After the Flood. New Wine Press; West Sussex, England, 1995.

104. Czerkas S. J. and Czerkas S. A. Dinosaurs: A Global View. Barnes and Noble Books, Spain, 1996.

105. Davies K. Duckbill dinosaurs (Hadrosauridae, Ornithischia) from the north slope of Alaska // Journal of Paleontology. 1987. 61(1).

106. Driver R. Australia’s aborigines — did they see dinosaurs? // Creation. 1999. 21(1).

107. Fevrier J. G. Essai de reconstruction du sacrifice molek. // Jornal Asiatique, 1960.

108. Gardiner A. H. A New Letter to the Dead // Journal of Egyptian Archaeologie. 16. 1930.

109. Gardiner A. H. Sethe K. Egyption Letters to the Dead Mainly from the Old and Middle Kingdom. London, 1928.

110. Gregory, Lady. Visions and Beliefs in the West of Ireland. L., 1976.

111. Guilmot M. Les Lettres aux Morts dans l’Egypte Ancienne // Revue de l’Histoire des Religions. № 170, Paris, 1966.

112. Guilmot M. Lettre a une epouse defunte // Zeitschrift für ägyptischen Sprache und altertumskunde 99. 1973.

113. Introduction for the General Reader // The Old Testament Pseudepigrapha / Ed. By J. H. Charlesworth. Vol. 2. New York, 1985.

114. Kees H. Der Götterglaube im alten Ägypten. Berlin, 1980.

115. Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Ägypter. Berlin, 1956.

116. Klengel H. Syria 3000 to 300 B. C. Berlin, 1992.

117. Lemaire A. Un nouvean roi arabe de Qedar dans l’inscription de l’autel a encens de Lakish // Revue Biblique, 1974.

118. Maystre Ch. Les declarations d’innocence. Le Caire. 1937.

119. Mitchell T. C. Judah until the fall of Jerusalem (700—586 B. C.) // Cambridge Ancient History 1991.

120. Norell M. A., Gaffney E. E. and Dingus L. Discovering Dinosaurs in the American Museum of Natural History, Nevraumont Publ. Co. Inc. New York, 1995.

121. Pfeiffer C. F. «Lotan and Leviathan». Evangelical Quarterly. XXXII. 1960.

122. Piwinski R. Mity i Iegendy w krainie prorona. Warszawa, 1983.

123. Rayney A. F. Herodotus’ Description of the East Mediterranean Coast // Bulletin of the American Schools of Oriental Researches. 2001. № 321.

124. Regusters H. A. Mokele-Mbembe: an investigation into rumours concerning a strange animal in the republic of Congo, 1981 // Munger Africana Library Notes, Issue. 1982. 64.

125. Schweitzer M., Staedter T. The real Jurassic Park, June, 1997. // Creation 19(4).

126. Simpson J. British Dragons. B. T. Batsford LTD. London, 1980.

127. Steiger B. Worlds Before Our Own W. S. J. Mackay Ltd. Chatham (England). 1980.

128. Swift D. Messages on stone // Creation. 1997. 19(2).

129. The New Bible Dictionary. Inter-Varsity Press. London, 1972.

130. The Times. 21st July, 1977.

131. Tlatli S-E. La Carthage. Paris, 1978.

132. Weippert H. Palestina in vorhellenistischer Zeit. München, 1988.

133. Whitlock R. Here Be Dragons. Allen S. Unwin. Boston, 1983.

134. Wieland C. Sensational dinosaur blood report. // Creation. 1997. 19(4).

135. Yoyotte J. Le jude ment des morts dans l’Egypte ancienne // Le Jude ment des morts. Paris. 1961.

136. Zayadine F. Le relief neo-babylonien a Sela’pres de Tafileh: interpretation historique // Syria. 1999.