Глава 1. Властитель земли Уц

Начало действия излагаемой нами трагедии плоти и триумфа духа разворачивалось в земле Уц. «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). Своё столь необычное для современного слуха название эта земля получила по имени Уца, сына Арама, внука Сима, правнука Ноя (Быт. 10:21—23), чьи потомки осели на этих территориях. Первоначальные её границы были весьма велики, простираясь от Сирии на севере и до Идумеи на юге, от земель Моава и Аммона на западе и до Евфрата на востоке. Именно потомками Уца были основаны Трахонита и Дамаск. [Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Беларусь, 1994. Т. 1. Книга 1. Глава 6, 4. С. 31]. Евсевий Кесарийский (260—340) пишет, что именно из этих земель происходил Иов. [De originibus. Книга 11. Глава 2, 6]. Античный учёный Птолемей упоминает, что на этих землях некогда жил народ Авситаи, по имени которого он и называет эту местность Авситидой или Уситидой, т. е. страной Уца. Интересно, что в Септуагинте, одном из древнейших переводов Библии, относящегося к III в. до х. э., земля Уц названа Авситидой. Древние предания, сообщаемые арабскими средневековыми географами Мужир ад дин эль Хамбели, Абилфедой и Мухаммадом эль-Макдези так же связывают эти земли с Иовом и даже невдалеке от Дамаска высится монастырь в честь многострадального Иова. Однако, со времён Уца и его ближайших преемников ситуация стала меняться и эти обширные земли стали объектом захвата различных народов и племен, и в последующие времена земля Уц представляла собой лишь один из уделов Эдома [Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. М.: Теревинф, 2000. С. 831], коим она и оставалась на протяжении долгих столетий и потому недаром пророк Иеремия писал: «Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься» (Плач Иер. 4:21). Связывая, таким образом, землю Уц и едомлян, подчёркивая при этом, что едомляне обитают на земле Уц, т. е. первоначально это были не их земли. При этом в другом месте тот же Иеремия пишет: «И весь смешанный народ, и всех царей земли Уца, и всех царей земли Филистимской, и Аскалон, и Газу, и Екрон, и остатки Азота, Едома, и Моава, и сыновей Аммоновых…» (Иер. 25:20—21). Т. е., на первый взгляд, Уц и Эдом употреблены раздельно и, следовательно, как считают некоторые читатели, пророк противоречит сам себе, в одном месте приравнивая Уц к Эдому (Плач. 4:21), а в другом (Иер. 25:20—21) говорит о них по раздельности. Но пророк, как видим, не противоречит сам себе, а напротив, раскрывает перед нами детали истории земли Уц и Эдома. Ибо, во-первых, первоначально земля Уц не имела к Эдому никакого отношения, располагаясь, к тому же, на куда больших землях. А во-вторых, когда её земли были захвачены разными народами, то часть её территорий отошла к Эдому, который стал обитателем земли Уц (Плач Иер. 4:21), а часть захватили мелкие аравийские царьки (Иер. 25:20). И потому в одном месте он пишет об Уце во взаимосвязи с Эдомом, а в другом — отдельно, ибо обширные земли Уца имели разную судьбу и хозяев. По мнению большинства исследователей Иов был идумеянином. [Щедровицкий. Указ. соч. С. 831]. Более того, древние предания и, в частности, Септуагинта, свидетельствуют, что он был вторым царем Эдома, в хроники которого он вошёл под именем Иовала. Название Уц (в переводе — «песчаная земля») как нельзя лучше отвечает тому, что представляет собой эта земля. Главным же богатством был, во-первых, контроль над торговыми путями, пролегающими из Вавилона в Египет, а во-вторых, стада. «Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» (Иов. 1:3). Дело в том, что на Древнем Востоке, в Аравии эквивалентом богатства, как сегодня мерседес или особняк, была численность скота. И это не случайно, ибо скот тогда давал всё: и мясо, и молоко, и шкуры, и тепло, и средства передвижения, и средства связи, и средства защиты и нападения (боевые верблюды). Кстати, это упоминание о скоте, как эквиваленте богатства, очень важный аргумент, говорящий о древности написания данной книги. Чтобы судить о размерах богатства Иова, приведём, хотя бы, такой пример. Так Аристотель писал, что у арабов в его времена насчитывалось до 3 тысяч верблюдов. [Уолтон Д., Мэтьюз В., Чавалес М. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. СПб.: Мирт, 2003. Ч. 1. С. 566]. И эту же цифру мы встречаем при описании количества верблюдов, которыми владел Иов. Зная о количестве скота, мы можем с немалой точностью рассчитать и то количество людей, которыми владел этот патриарх. Так, к примеру, для обслуживания вола необходимо несколько человек: держащий за плуг, направляющий, тот кто кормит, убирает. Словом, только для обслуживания волов требовалось примерно 1500 человек. Не меньше требуется и для ухода за верблюдами. Словом, Иов владел несколькими десятками тысяч человек. И потому не случайно Библия говорит, что он был именитее всех сынов востока. Последними назывались полукочевые семитские племена, получив такое имя от древних египтян, в произведении которых «Повесть о Синухете», датируемой III тысячелетием до х. э., они впервые так названы. Библия так же называет сынами востока потомков Сима — эдомитян, моавитян, арамеев, мадианитян (Быт. 29:1; Ис. 11:14; Суд. 6:3). Но среди них Иов, бывший, примерно, современником патриарха Иакова, прославился не только своим непомерным богатством и могуществом. Было еще нечто, что отличало этого правителя от окружающих его народов и властителей. Присмотримся же ближе к этому необыкновенному человеку, сумевшему снискать уважение в свой жестокий переломный век, снискать его даже у своих врагов.