Глава 2. Тест: Как узнать человеческую суть?

«Иов… был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов 1:1). Читая данный библейский комментарий об этом человеке, исследователи, да и просто читатели Священного Писания, акцентируют, как правило, своё внимание на первых словах и особенно на слове «непорочен». И это, конечно, верно. Но между тем, намного интереснее, важнее, и, если можно сказать, практичнее является последняя характеристика — утверждающая, что Иов удалялся от зла! И это очень важно. Во-первых, она показывает нам, что он не жил в вакуумных условиях, ибо зло, грех окружали его. И у него, как у властителя, было куда больше возможности грешить, чем у подавляющего большинства людей . Ибо многие люди, можно сказать, даже миллионы, мечтают о грехе, но не могут совершить его, так как не имеют возможности, согрешая, при этом, на уровне мыслей. Сегодня, в наш век удовлетворение похоти стало одним из самых рекламируемых грехов. О нём говорят, его показывают. Наличие длинноногих любовниц стало неотъемлемым эквивалентом престижа. Любой товар, начиная от зубных щёток до автомобилей рекламируется с помощью ярких женщин, которые и должны привлечь к нему максимум внимания. И сколько голодных глаз пожирает мысленно этих красавиц, но не имея при этом денег, чтобы даже к ним подойти. У Иова же были такие средства, что любая из подобных красавиц бросилась бы сама в его объятия. Но Иов, имея все возможности прелюбодействовать, был стоек в свой век, когда случайная связь с женщиной, впрочем, как и в наши дни, не считалась грехом. Сегодня миллионы людей и особенно девушек замирают перед витринами дорогих ювелирных магазинов, с жадностью наблюдая за сверканием бриллиантов и изумрудов. С не меньшей завистью они взирают и на тех, кто носит эти камни. Помню, как даже однажды в церкви одна из женщин с негодованием говорила о другой, «посмевшей» надеть в храм столь дорогое украшение. При этом она с таким пылом говорила о её драгоценностях, у нее так неподдельно сверкали глаза, что было прекрасно видно, как она их сама мечтает иметь, но не может, так как нет возможности. Во имя ценностей, золота люди убивают друг друга, теряют человеческий облик. Но для Иова они не были идолом, и это прекрасно показали последующие обстоятельства его жизни. Сегодня многие мечтают разбогатеть, чтобы повеселиться, пожить, что называется, всласть, или, как говорят сегодня, «оторваться». Но Иов, имея всё необходимое для подобного «отрывания», не прожигал жизнь. Сегодня многие мечтают достичь высокого положения, дабы затем упиваться своей властью, унижать людей. К сожалению, это, порой, проявляется и в церкви, когда человек, будучи избран даже на самое небольшое служение, начинает уже свысока поучать других, обличать сверху вниз. Иов был полновластным хозяином тысяч людей, с которыми он по законам Востока мог делать практически всё что угодно, демонстрируя им свою власть и сам упиваясь ею. Он обладал тем, чего большинству из живущих сегодня никогда не достичь. Он мог делать все это, но не делал этого. Ему был доступен любой грех, самый утонченный и изысканный. При этом, и это очень важно подчеркнуть, никто из окружающих его людей не упрекнул бы его ни в чем. Ибо, во-первых, он был правитель, во-вторых, мораль того времени была низка, и, в-третьих, все окружающие его властители делали эти грехи. Сегодня фактор общественного мнения останавливает многих от открытых грехов. Других останавливают возможные последствия греха, к примеру, развод, потеря имущества, имиджа, заражение СПИДом или сифилисом, наконец, тюрьма. И именно это служит для них препятствием ко греху, который их столь притягивает, но который они совершить открыто всё же опасаются. Но всего этого не было у Иова. Ему не грозил ни развод, ни конфискация имущества, ни СПИД, которого ещё тогда и не было. Ничего кроме… Божьего неодобрения. Иов удалялся от зла, греха, окружающего его. Эта характеристика не менее интересна ещё и следующим. Заметим, глагол «удалялся» стоит в настоящем времени, а не в прошедшем. К примеру, удалился. Слово удалялся показывает и подчёркивает нам динамику — динамику постоянного, наступающего на Иова зла, греха, от которого он уходил. Грех, искушения постоянно преследовали его. Его жизнь была борьбой с грехом, с искушением. Дьявол постоянно предлагал ему что-то и что-то новое, но безрезультатно. Иов был с Богом, и Господь хранил его. Спросим же себя, а удаляемся ли мы от зла. Или мы, напротив, ищем его, покупая аморальную по содержанию литературу, с замиранием сердца переключая каналы телевизора, ища неприличные фильмы и сериалы, будоражащие наше воображение; идя в клубы и на дискотеки, читая астрологическую и оккультную литературу, с интересом слушая и выспрашивая о подноготной жизни ближнего, а затем распространяя сплетни и слухи (это особенно является бичом, к сожалению, порой, в церквях). Другая категория людей не ищет сама зла и греха, но радушно принимает их, когда они входят в их жизнь. Так, при удобных обстоятельствах проявляя измену или нечестность, а затем вновь выполняя роль верного супруга или работника: подвернулся случай, так почему же не воспользоваться им? Третья группа людей не ищет зла и не радуется его приходу, но и не борется с грехом. Такие люди, попав в дурную компанию, вначале сторонятся её обычаев, но затем, не имея воли, начинают жить по ее законам. Особенно это актуально для молодежи, которую втягивают в общества, употребляющие наркотики, ведущие распутную сексуальную жизнь. Начавшись с шуточного употребления «травки», приключений с девушками грех постепенно подчиняет себе душу. Молодежь «садится» на иглу, становясь донорами для наркодельцов. И только лишь небольшая группа людей сегодня, по примеру Иова, не ищет зла, не заигрывает с грехом при удобном случае, а оказывает сопротивление вторжению греха в жизнь и удаляется от зла, от греха. К какой же из четырех групп сегодня принадлежит каждый из нас? Спросим себя. Это очень личный вопрос, ответ на который мы даём втайне, но последствия которого рано или поздно станут явны для всех. Итак, Иов удалялся от зла. Он удалялся от зла потому, что имел страх Божий, являясь богобоязненным человеком. «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Прит. 8:13). В своей жизни мы часто испытываем страх перед неведомым, перед различными жизненными ситуациями, но испытываем ли мы страх перед грехом, перед тем, чтобы согрешить. Наверное, в наши дни этот вопрос звучит даже как-то странно, настолько привычным стал для нас грех. А между тем, Библия говорит именно о страхе перед грехом. Страхе обидеть этим Бога, столь любящего нас. Третьей характеристикой Иова названа справедливость. И это качество напрямую вытекает из богобоязненности. Ибо только тот, кто имеет страх Божий, будет относиться справедливо и к другим, окружающим его людям. Словарь В. Даля говорит, что «справедливый — это правильный, сделанный законно, по правде, по совести, идущий по правде, неподкупный, творящий праведный суд». [Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1991. Т. 4. С. 299]. При этом не обязательно представлять себе понятие справедливости как нечто глобальное. Нет, она проявляется или не проявляется и в самых небольших жизненных ситуациях. Для того, чтобы узнать это, спросим себя: делим ли мы людей на чужих и своих, причем, «свои» правы в наших глазах всегда, а «чужие» — нет. Умеем ли мы признать правоту даже нашего врага, и не попустительствуем ли мы друзьям, покрывая их, только потому, что они друзья. Иову, как правителю, было очень легко не задумываться над понятием справедливости. Ибо своим богатством и властью он любое своё даже самое недостойное решение мог заставить считать «справедливым». Сколько «кривды» в отношениях с людьми, в финансовой сфере творим мы, не имея и тысячной доли возможностей Иова. Представим же себе на минуту, что нам даны те возможности, которыми располагал Иов, т. е. возможность бесконтрольно распоряжаться имуществом не только своим, но и ближних, право казнить и миловать любого, право удовлетворять любые похоти и желания, право не отчитываться ни перед кем из людей, то как бы мы тогда вели себя! Если сейчас, даже находясь, порой, в церкви, и неся там даже различные служения, многие творят беззакония, порой на словах возвышая закон, пользуясь любой возможностью присвоить деньги или переспать с кем-то. «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). И при этом большинство людей ещё говорит, что хорошо было богатым Аврааму, Соломону или Иову, и знали бы они наши проблемы! Мы любим так говорить. Но в контексте рассматриваемой нами темы спросим себя: А что стали бы представлять собой мы, получи мы власть и богатства Иова? Сохранили ли бы мы тогда вообще человеческий облик? Или тогда бы, быть может, и раскрылась наша истинная сущность, прикрываемая сейчас неимением возможности для реализации своих желаний? Недаром говорят: дай человеку деньги и власть, и он раскроется. Удаляясь от зла, имея страх Божий, творя справедливость, Иов был непорочен. Что же обозначает это слово? «Непорочный» — это тот, в ком нет пороков, дурных свойств, качеств; это чистый, доблестный». [Даль. Указ. соч. Т. 2. С. 528]. Но первая ступень на пути к непорочности — это удаление от зла. Таким был правитель земли Уц — патриарх Иов, бывший не только необыкновенным для всех времен правителем, но и прекрасным семьянином, знавшим ряд особых тайн для построения крепкой и дружной семьи, с которыми мы и познакомимся в следующей главе.