Глава 4. Алтари Ваала и азиатское землетрясение декабря 2004 года

И вновь улицы Самарии огласились возгласами плакальщиц, идущих за гробом умершего в 747 году царя Менаима. Закончились десять лет его правления, начатого и прошедшего в крови и смутах. Глаза царедворцев уже подобострастно ловят взоры нового царя, сына Менаима Факия. И только Осия открыто говорит царю страшную, столь неприятную для него правду. «Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам суд» (Ос. 5:1). Факий слушает обличения Осии, подобно тому, как спустя века царь Иван Грозный будет слушать обличения Василия Блаженного. Слушать и молчать. Слушать потому, что весть о себе самом всегда занимает человека, а молчать потому, что против правды говорить нечего. Но и меняться они не будут. Многие их собратья по трону убивали тех, кто говорил им обличения. Но это не помогало, на место убитых приходили новые, а главное, убить сказанные слова нельзя. Нельзя забыть правду, открытую тебе. Сегодня, когда звучит по всему миру проповедь Евангелия, подавляющее большинство людей ведёт себя подобно Факию и Грозному: слушает и молчит. Слушает и молчит по тем же причинам, что и они. Но и будет гибнуть по тем же самым причинам. Нежелание нарушать привычный свой уклад, нежелание поступаться своими привычками и удовольствиями оказывается дороже своей собственной жизни. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4:11). Библия часто приравнивает грешника к пьяному человеку. И действительно, только пьяный может во имя сиюминутных утех жертвовать вечным. В пьяном угаре, спустя менее двух лет правления, закончил свою жизнь царь Факий. «Он пал во время пира от руки составивших против него заговор приближенных, причем, во главе этого заговора стоял тысяцкий Факей, сын Ромелия». [Иосиф Флавий. Указ. соч. С. 495]. Новому царю удалось на определённое время стабилизировать положение в стране. [Циркин. Указ. соч. С. 212]. После этого, полагая, что внутренние неурядицы сами улягутся после внешних побед, он начинает подготовку к войне с Иудейским царством. Для этого он «заключил союз с царём Арама Разоном, и они вместе обрушились на Иудею. Их целью было замещение на иудейском троне старинной династии Давидидов каким-то представителем рода Табиэла. «Пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова» (Ис. 7:6). Этот некий Табиэлит даже не был иудеем, он был уроженцем то ли Заиорданья, то ли Эдома. [Lipinski E. Aram et Israel du Xc au VIIIc siecle av. n. e. // Acta Antiqua 1979. T. 17. P. 97—100]. В случае успеха Иудея оказалась бы в полной зависимости от Израиля и Арама. Иудеи были разбиты, в руки израильтян и арамеев попало множество пленников. Враги осадили Иерусалим… Воспользовавшись тяжелым положением Иудеи, подняли голову филистимляне, вторгшись [в] страну и захватив некоторые её города, а с юга ударили эдомитяне, разграбившие многие города и уведшие в плен жителей. Эдомитяне захватили Эйлат, снова отрезав Иудею от Красного моря… Иудейский царь Ахаз оказался со всех сторон окружённым врагами». [Циркин. Указ. соч. С. 212—213]. В этих обстоятельствах Ахаз шлет послов к ассирийскому царю Тиглат-Палессару III. «И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил. И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его. И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска. И пришел царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошел царь к жертвеннику, и принес на нем жертву» (4 Цар. 16:7—12). Тиглат-Палессар отвечает согласием. Пока израильтяне беззаботно праздновали свою победу ассирийские полчища двигались к Палестине. Они шли к Палестине, к Израилю, как неотвратимый рок, как цунами на жалкие рыбацкие деревушки. «Ассирийское войско представляет военную машину, устроенную самым совершенным образом; подобной ей в мире до сих пор не существовало. Даже египтяне в эпоху самого великого своего могущества, при Тутмозу III и Рамзесе II, не располагали силами, ни лучше обученными, ни лучше вооруженными. Кузнечное и оружейное дело сделало после них такие громадные успехи, что их лучшим войскам при столкновении с ассирийскими войсками пришлось бы, пожалуй, уступить. Собственно не недостаток храбрости и дисциплины у египтян, а несовершенство их вооружения обеспечивало ниневийским царям, начиная с Саргона, преимущество над фараонами Дельты, Фив и Мероэ. В то время, как египтяне сражаются еще большею частью с одним щитом в качестве оборонительного оружия, ассирийцы, можно сказать, закованы с головы до ног в железо. Их тяжелая пехота состояла из копейщиков и стрелков из лука, которые носили конический шлем с наушниками для защиты ушей, кожаную рубашку, покрытую сплошь металлической чешуей, защищающую туловище и верхние части рук, кожаный передник, доходящий до колен, узкие штаны и сандалии, укрепляющиеся сверху ремнями. Копейщики вооружены копьями длиною в шесть футов, с бронзовым или железным остроконечием, на поясе носят короткий меч, огромный металлический щит, иногда круглый и выпуклый, иногда закругленный только сверху и прямоугольный в нижней части. У стрелков не бывает щитов, они вооружены луком и колчаном, который привешивается наискось за спиной. В легкой пехоте тоже есть копейщики, которые носят шлемы, шишаки которых загнуты сзади наперед; они снабжены небольшими круглыми щитами из ивового дерева; стрелки в ней не надевают кирас, и они обыкновенно присоединяются или к войскам, вооруженным палицами и обоюдоострыми секирами, или к пращникам. Копейщики и стрелки большею частью ассирийского происхождения или набираются из земель, уже давно подчиненных ассирийцам; остальные части войска набираются между народами, платящими им дань; эти носят свои национальные одежды. Все эти войска распределены на роты, и они маневрируют с такою правильностью, что даже сами иноземцы отдают им дань удивления. Еще во времена Саргона и Сеннахериба один из известнейших иудейских пророков, Исаия, бывший советником при царе Езекии в его борьбе с ассирийцами, изумлялся их военной выправке. „Между ними нет ни усталого, ни спотыкающегося, ни сонного, ни объятого дремотой; не замечается ни одного распущенного пояса, ни развязанных ремней их сандалий“. Они ходят с необыкновенной быстротой, не оставляя по дорогам отсталых или неспособных к строю; их полководцы не боятся утомить своих людей усиленными переходами, от которых быстро изнемогли бы воины других народов. Через реки они переправляются в брод или при помощи надутых мехов. Когда им случается проходить лесные местности, они высылают вперед роту пионеров, которые делают просеки и прокладывают путь. Конница состоит из двух родов: всадников на военных колесницах и собственно конницы. Ассирийская военная колесница тяжелее и просторнее египетской. Колеса высокие, тяжелые, с восемью спицами. Кузов, прикрепленный прямо к оси, квадратный спереди, бока цельные, порою обитые металлическими листами и часто раскрашенные или украшенные инкрустацией; дышло длинное, толстое, на конце снабженное резным украшением из дерева или металла, в виде цветка, розетки, львиной морды или лошадиной головы. В каждую колесницу впрягается по две лошади, с боку на пристяжке идет третья; в обычное время она не везет, а служит только запасной на всякий случай, напр., ранения одной из двух, везущих колесницу. Самая упряжь довольно легка, но к ней прибавляется иногда род брони, состоящей из толстой попоны, покрывающей лошади спину, грудь, шею и верх головы, отдельные части которой прикрепляются друг к другу ременными шнурками с металлическими наконечниками. На каждой колеснице всегда помещается три человека: возница, который ею правит и становится слева, воин, действующий луком или копьем, и конюх, защищающий своих товарищей, в особенности воина, круглым щитом; иногда прибавляется второй конюх. Вооружение воинов на колесницах совершенно подобно вооружению пехотинцев — чешуйчатая кираса, шлем, лук, копье. Эта отдельная горсточка конных воинов иногда обладает своим знаменем, вокруг которого они собираются во время битвы: это — средней величины древко, водруженное в передней части кузова, между воином и возницей. На верхнем его конце виднеется опрокинутый полумесяц или диск, поддерживаемый двумя бычачьими головами; на нем изображены два быка и Асур, пускающий стрелу. Подобно египетским колесницам, ассирийские колесницы выстраиваются во время битвы в правильную линию, и немного найдется в мире войск, которые могли бы выдержать их первый натиск. Когда неприятельский отряд завидит издали, как они быстро приближаются в образцовом порядке, тяжкими рядами, с направленными копьями и натянутыми тетивами, он почти всегда приходит в замешательство от первого залпа стрел и бросается врассыпную искать спасения в бегстве. Линия тогда размыкается, и колесницы рассыпаются по всей равнине, давя беглецов колесами и топча их лошадиными копытами. Каждая из колесниц представляет как бы род подвижной крепости, довольно многолюдной не только, чтобы сражаться с высоты стен, но, при случае, даже чтобы делать вылазку. Воин спешивается, добивает раненого, отрубает голову, или становится впереди лошадей и, защищенный своими конюхами, без помехи прицеливается в какого-нибудь неприятельского начальника, убивает его, потом, вскочив на колесницу, продолжает свой путь. В прежнее время в ассирийских войсках число колесниц было очень многочисленно. Теперь их бывает меньше, но по заведенному обычаю им назначается в войске самый почетный пост, и царь или главнокомандующий оставляют всегда за собой честь вести их лично в сражение. Этот род оружия считается благородным по преимуществу: князья и знатные вельможи считают за честь служить в нем, и тяжкий натиск колесниц решает еще иногда исход сражения в их пользу. Однако верховая конница начинает уже занимать равное место, если не по числу, по крайней мере, по важности. Только с недавнего времени решились ввести ее в дело, а прежде ассирийские цари, как и египетские фараоны эпохи величия, совсем не знали ее употребления. При Тиглаффаласаре I, Ассурназиргабале, Салманасаре III, насчитывалось всего несколько верховых всадников, да и те служили скорее гонцами для передачи известий, чем для атак на неприятеля. Саргон и Сеннахериб по настоящему первые сумели ввести в дело большие массы конницы и вверили ей важную роль в своей стратегии. Прежде всадники садились на лошадей без седла, и только позже стали покрывать их попонкой или полной попоной, совершенно подобной той, которой покрываются лошади военных колесниц. Все всадники одеты в кирасу, а голова покрыта шлемом, как у пехоты, они не имеют ни щита, ни юбки со складками, а только ноги в обтяжку прикрываются передником. Половина из них вооружены мечами и копьями, а другая — луками и мечами. Копье длинное, в 8—9 футов длины; лук короче, чем у пехоты, а стрелы всего около трех футов длины. Прежде каждый конный стрелок сопровождался слугой, тоже верховым, который во время действия правил его лошадью, чтобы тот имел обе руки свободными. Наездничество в эти последние годы сделало такие значительные успехи, что подручный стал не нужным и исчез из войск. Теперь копейщики и стрелки обучены управлять лошадьми при помощи простого пожатия коленками». [Масперо Г. Древняя история. Египет. Ассирия. СПб.: И-е Пантелеева, 1895. С. 248—251]. И вот эта громада прекрасно выученной и вооруженной пехоты и конницы неспешно форсирует перевалы, ведущие в Сиро-Палестину. Они огнём и мечом сносят с лица земли филистимские полки и захватывают их города, вторгаясь в сирийское царство Арам. Окружив его со всех сторон они планомерно начинают сжимать кольцо и в 732 г. до х. э. берут штурмом Дамаск. [Weippert M. Zur Syrienpolitik Tiglathpileser III // Mesopotamien und seine Nachbacn. Berlin, 1982. P. 397]. Туда в Дамаск прибывает иудейский царь Ахаз, выражая свои верноподданнические чувства. [Циркин. Указ. соч. С. 300]. Недолго пробыв в Дамаске ассирийцы покоряют финикийцев и наконец обрушиваются на Израиль. За свою историю Израильское царство пережило много войн и смут, но ничего подобного этим свирепым войнам оно ещё не видело. И даже спустя многие века после этого нашествия мы можем себе представить то что переживали израильтяне. Можем это представить глядя на сделанные ассирийцами картины на камнях, воспевающие их историю. «Барельефы величиной в километр с ужасающим реализмом рисуют перед нами эту деятельность древнего милитаризма, с его искусной системой атаки крепостей, с его изощрёнными понятиями и варварскими нравами. Жестокость является здесь, как у краснокожих, главной силой и двигателем. Сцены истязаний изображены так же тщательно и любовно, как сцены побед. Царь, напоминающий Аттилу или Тамерлана, один находится в центре развертывающейся картины. В этом мире нет ни великих государственных людей, ни крупных полководцев, ни выдающихся деятелей искусства. Рядом с царём мы видим только солдат, слуг и палачей. Рядом с ним не существует ничего. Все изображения имеют одну цель — показать его силу. А сила, по логике дикарей, заключается в том, чтобы видеть у ног своих врага, с которого живьем сдирают кожу. Мир не видел ещё ничего подобного. Ассирийская империя… не принесла ничего, кроме зла. Мы не видим, чтобы она распространила хотя бы одну идею, чтобы она послужила хотя бы какой-то единой благородной цели. Подобно татарским империям средних веков, она только разрушала всё на своём пути… Результаты этих бурь, пронесшихся по полупатриархальному миру Сирии и Аравии, были ужасны… Миром овладела жажда наживы. До сих пор война была средством обороны; теперь стали учиться военным приёмам, как учатся выгодному ремеслу… Новая ассирийская империя была ненавистна в особенности из-за господствовавшего в ней безверия. Мы не видим в это время храмов в ассирийской среде; на памятниках почти отсутствуют религиозные символы. Это полное отсутствие всякого богопочитания… царю воздавались божеские почести. Это замена Бога человеком. Это принижение божьих созданий во имя чьей-то необъятной гордости». [Ренан. Указ. соч. С. 312, 313]. Израиль продолжал упрямо отвергать Бога. Израилю мешал Бог. И Израиль получил нового бога в лице ассирийского царя. Как часто и мы в своей повседневной жизни отвергаем Спасителя, забывая, что отрекаясь от Него, мы автоматически попадаем под власть другой силы — дьявола, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ассирийцы захватили Галилею и некоторые другие земли, включая все заиорданские владения, и территория Израиля резко сократилась, а многие города были разрушены. [Stern E. Israel at the Close of the Period of the Monarchy // The Biblical Archaeologist. 1975. V. 38. 1. P. 31]. Археологические раскопки XIX—XX веков приоткрыли следы той страшной трагедии. Из небытия, из многометровых пластов земли выросли развалины Иона, Авель-Беф-Мааху, Ианоха, Кедеса, Асора и Галаада, израильских городов, разрушенных ассирийцами. В отчётах о своём походе в Израиль Тиглат-Паллассар III пишет: «Я присоединил к своим землям все города Бет-Омри (Израиля) и остался лишь один город — Самария… Я присоединил к Ассирии всю землю Неффалима. Я поставил там править моих сановников. Я присоединил к Ассирии землю Бет-Омри, и всех её людей с их имуществом». [Келлер. Указ. соч. С. 287—288]. Ассирийская летопись затем лаконично перечисляет названия разрушенных городов, до которых ни тому, кто диктовал эти строки, ни кто их писал, не было особо никакого дела. Как и до слёз их жителей. И только откопанные камни оживляют древнюю трагедию. «Мрачное сообщение о захвате Асора ассирийским царём Тиглатпаласаром III подтверждается слоем обломков в Телль-эль-Кеде в Израиле. В ходе относительно недавних раскопок, проведённых археологами из Еврейского Университета, были обнаружены следы разрушенной крепости израильтян, которую Соломон и Ахав некогда выстроили в оборонительных целях на месте древнего ханаанского укрепления, захваченного Иисусом Навином. По своей силе эта твердыня со стенами, толщиной в шесть футов, уступала разве что знаменитому царскому дворцу в Самарии. Жилые помещения в Асорском дворце были покрыты слоем пепла в три фута толщиной, стены почернели от копоти, пол был усыпан обломками обгоревших балок и потолков. Действуя с огромной осторожностью, археологи сумели извлечь из-под обломков несколько драгоценных древнеизраильских произведений искусства — в частности, статуэтку, изображавшую молодую девушку с красивой причёской, и мраморную ложечку для благовоний». [Келлер. Указ. соч. С. 288—289]. «На кувшине вина, найденном среди развалин, была обнаружена надпись Ipqh (принадлежит Факею [Pekah])». [Райт. Указ. соч. С. 242]. Этот обломок кувшина один из немногих документов, сохранивших имя этого царя, столь высокомерного в своё время. А ведь от многих властителей древности не сохранилось и этого. Что уж говорить о нас, простых смертных, самовозвеличивающих себя с такой любовью к собственной персоне, столь мнящих о себе и не думающих, что спустя десятилетия о нас даже никто и не вспомнит. Нас просто забудут. И только на Последнем Суде вспомнят наше имя для того, чтобы решить нашу окончательную участь. «Документированное раскопками опустошение [слой IV — Mazar. Ibid. P. 413] соответствует библейскому сообщению о взятии Ассирийским царём Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) целого ряда израильских городов, включая и Асор, и о переселении его жителей в Ассирию». [Мерперт. Указ. соч. С. 301—302]. Помимо Асора археологами сегодня обнаружены развалины Иона (в пер. — груда), скрывавшиеся под холмом Телль-Дибейн, исследованные впервые ещё в XIX веке Д. Робинсоном. От Ианоха (в пер. место покоя) практически ничего не осталось, и профессор Ван-де-Вельде с трудом локализовал его на севере Галилеи (33016’ сш., 35018’ вд.). Авель-Беф-Маах (в пер. луг дома Мааха) был в своё время одним из крупнейших городов страны, нередко именовавшийся «матерью городов Израилевых» (2 Цар. 20:19). Ныне остатки города идентифицируются с местом Абиль, располагающегося под 33015’ сш., и 35034’ вд. От Кедеса (в пер. святилище) сохранилось несколько больше, чем от других его собратьев по несчастью. До сих пор на его месте существует поселение Кадес (3307’ сш., 35032’ вд.), вблизи которого сохранились остатки огромных саркофагов и известковых колонн. Но главной бедой стало не просто разрушение городов, а увод всех жителей земли колена Неффалима в ассирийскую неволю. С глубокой древности в глазах всего израильского народа колено Неффалима было коленом поэтов и музыкантов (Быт. 49:21). И вот теперь это колено, столь славящееся своими музыкантами и поэтами, бредёт в плен, в неведомую страну, по пыльным песчаным дорогам под конвоем ассирийских солдат. Вместе с коленом Неффалима, казалось, уходила музыка Израиля, ибо радоваться уже больше было нечему. Цепь пленников растягивается на многие километры. Им предстоит путь на долгие недели. Им предстоит преодолеть пешком более 2000 километров. Пешком по пустыням и степям, под палящим солнцем, в пятидесятиградусную жару. Огромное их число не дойдёт и найдёт себе могилу в песках. Но те, кто выживет, будут завидовать им. Ибо ужасы ассирийского рабства можно лишь сравнить с ужасами концентрационных лагерей, где убивалась в человеке личность, где женщина становилась куклой для развлечений, а мужчина просто орудием для возделывания земли или строительства. В Ассирии «раба узнавали по внешнему отличительному признаку: выбритой передней части головы. Некоторым рабам отрезали или калечили уши. Обычно раб имел табличку, которую носил на шее, или рабское клеймо — татуировку». [Садаев Ч. Д. История Древней Ассирии. М.: Наука, 1979. С. 167]. Рабов не щадили, ибо их было так много, что проще и дешевле было убить раба, чем содержать его. Вспоминали ли бредущие по пустыне неффалимляне и с ужасом взирающие на них другие израильтяне слова Осии: «Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их — отступники. Поражен Ефрем; иссох корень их, — не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их. Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами» (Ос. 9:15—17); «За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нем, будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него. И истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их, и скажут они горам: „покройте нас“, и холмам: „падите на нас“» (Ос. 10:5, 8). Да, в Галгале и Авене, где ещё недавно израильтяне кадили языческим богам, отправляя отвратительные оргии, теперь дымились руины святилищ, а где недавно звучали песни, лежали груды неубранных трупов. Жители Самарии трепетали, глядя на опустошение Галаада и Галилеи. Да, они вспомнили, они не могли не вспомнить эти слова Осии. Но это воспоминание не привело к покаянию. Они видели своими глазами новые исполнения пророчеств, что повергало их в трепет, но от своих грехов они не желали отступать. Спустя столетия, археологи открыли разбитые алтари Валов и Астарт, открыли руины уничтоженных ассирийцами городов, они открыли и доказали правоту пророчеств Осии, пророчеств о том, что отступление от Бога ведёт к гибели. Это доказано наукой, но желает ли это принимать наше современное общество? Да, мы это принимаем, как факт, и даже противники Библии не могут отрицать этого. Но меняет ли знание об исполнении этих древних библейских пророчеств нашу современную жизнь? Принимаем ли мы духовное значение пророчеств? Ведь название городов здесь играет не главную роль. Ибо и сегодня есть свои Кедесы, Асоры, Авель-Беф-Маахи. Пройдите по улицам Чикаго, Антверпена, Лондона, по улице Красных фонарей в Амстердаме, и вы увидите, что эти древние города разврата живут и сегодня. Почему после страшного землетрясения и цунами в Азии, в конце 2004 года, никто не задумался над тем, что большинство этих курортов были рассадниками страшного разврата, а Таиланд порой именуют страной проституток, мировым публичным домом. Почему не вспомнили о нравах, царящих там, о казино, наркоклубах, стриптизах, где весело проводила время элита мира. Почему не вспомнили о тысячах жизней молодых юношей, девушек и детей, являющихся живым товаром для развлечений. Почему сейчас после землетрясения восстанавливаются вновь казино и ночные клубы, эти современные рощи Галаада и Авена, эти современные капища Валов и Астарт. Ведь их разбитые алтари в Израиле призывают сегодня нас не идти этим путём. Сегодня Осия обращается и к нам со словами: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10:12). Приближалась развязка, и уже согбенная от лет и переживаний фигура пророка Осии призывала народ обратиться, а тот всё шёл и шёл своим путём, начиная после ухода ассирийцев восстанавливать… свои алтари и капища.