Глава 5. Белые вороны трёх колен

В своих хрониках Тиглат-Палласар утверждает, что он сверг с трона Факея и посадил на его место Осию. [Ancient Near Eastern Texts relating to the Old Testament. By James B. Pritchard. Princeton University Press, 1969. P. 284]. В Библии о вмешательстве ассирийского царя во внутренние дела Израиля ничего не говорится, но утверждается, что Осия составил заговор, убил Факея и воцарился вместо него (4 Цар. 15:30). Эти два сообщения, по-видимому, можно согласовать, признав, что за спиной Осии стоял Тиглат-Паласар, который таким образом с полным правом мог приписать себе изменение на троне Самарии. Иосиф Флавий считает Осию приближенным Факея. По-видимому, в самой верхушке израильского государства не было единства по вопросу об отношениях с Ассирией, и при дворе явно существовала проассирийская «партия», которую, может быть, и возглавлял Осия. [Tadmor H. The Inscriptions of Tiglat-Pileser III King of Assyria. Jerusalem, 1991. P. 281]. Осия, взошедший на престол с помощью ассирийского царя, признал себя его подданным, заплатив при этом дань в 10 талантов золота и 1000 талантов серебра. [ANET. P. 282]. Последний царь Израиля Осия, казалось, олицетворял в самом себе то, что творилось в его царстве — полное смятение. С одной стороны он не проявлял столь открытого почитания языческих богов, что делали его предшественники. Более того, он воспрепятствовал созданию новых золотых тельцов в Вефиле после того, как прежние были захвачены ассирийцами. [Лопухин А. П. Толковая Библия. Стокгольм, 1987. Т. 1. С. 535]. Но в то же время не запретил отправление языческих культов и само поклонение тельцам. Он лишь был противником чистого язычества. С одной стороны, Осия исправно платил дань и всячески выражал верноподданнические чувства ассирийцам, а с другой — вёл тайные переговоры с Египтом о совместной борьбе с Ассирией. Он пытался выдержать баланс в духовных и политических вопросах, балансируя при этом между взаимоисключающими понятиями, и при этом хотел прийти к собственной выгоде и победе. Поведение Осии в духовных вопросах напоминает очень многих, если не большинство современных людей. С одной стороны, они выступают против аморальности, атеизма, посещают церковь, ставят свечи, называют себя христианами. Но с другой, когда дело доходит до соблюдения заповедей Божьих в повседневной жизни, отказа от чувственных удовольствий, греховных наклонностей, они отступают. В наши дни церкви заполнены людьми, все считают себя верующими, но в то же время настоящих христиан мало, как никогда. Это религия компромисса, когда не сооружаются открыто тельцы в современных Вефилях, но идёт, в то же время, им поклонение, что является очень опасным, так как это религия самообмана. Но долго так продолжаться не может. Рано или поздно в жизни каждого человека и общества в целом наступает такой момент, когда ему надо делать выбор. И такой момент настал для царя Осии и его народа. «На четвертый год правления Осии воцарился в Иерусалиме Езекия, сын Ахаза и иерусалимской гражданки Авгии. По природе своей это был человек добропорядочный, справедливый и богобоязненный. С первого же дня вступления своего на престол он стал считать самым необходимым и полезным как для себя лично, так и для своих подданных поклонение Господу Богу. Поэтому он призвал в собрание народ, священников и левитов и обратился к ним со следующей речью: „Вам небезызвестно, сколь многим тяжким бедствиям подвергались вы, благодаря прегрешениям отца моего, нарушившего святость истинного богопочитания, испортившего ваши нравы и склонившего вас к поклонению тем идолам, которых он сам считал божествами. Поэтому я умоляю вас, убедившихся на собственном опыте в том, как ужасно безбожие, забыть теперь обо всем этом и очистить себя от прежних осквернений, а священников и левитов приглашаю соединенными силами вновь открыть храм и, очистив его обычными жертвоприношениями, восстановить его в ему присущем древнем блеске и почете. Только таким образом мы сможем вновь снискать расположение к нам Предвечного, который при таких только условиях переменит свой гнев против нас на милость“. После этой речи царя священнослужители вновь открыли храм, привели затем в порядок всю священную утварь, удалили все, что оскверняло святыню, и приступили к обычным жертвоприношениям на алтаре. Затем царь разослал по всей стране приглашения для созыва народа в Иерусалим, чтобы отпраздновать праздник опресноков, который долго уже не праздновался, благодаря беззакониям вышеупомянутых царей. Вместе с тем он обратился с таким же приглашением и к израильтянам, уговаривая их оставить свой прежний образ жизни и вернуться к древним обычаям и почитанию истинного Бога. Он охотно готов был разрешить им доступ в Иерусалим, чтобы отпраздновать торжество опресноков и принять участие в торжественном богослужении. Это, говорил он, советует он им не для того, чтобы подчинить их своей власти, чего они, конечно, не желают, но ради их собственного блага, так как тем самым они будут споспешествовать своему собственному блаженству. Однако израильтяне, когда прибыли к ним посланные и передали им приглашение царя, не только не приняли последнего, но даже стали глумиться над посланными, как над безумцами. Равным образом они стали поносить также и пророков, которые советовали им принять приглашение и предсказывали им различные бедствия, если израильтяне не образумятся и не вернутся на путь истинного богопочитания; наконец они схватили их и умертвили». [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 9. Глава 13, 1, 2. С. 499—500]. Езекия искренне умолял Израиль остановиться. «Дети Израиля! обратитесь к Господу Богу Авраама, Исаака и Израиля, и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских. И не будьте таковы, как отцы ваши и братья ваши, которые беззаконно поступали пред Господом Богом отцов своих; и Он предал их на опустошение, как вы видите. Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2 Пар. 30:6—9). Пророк Осия с замиранием сердца ждал ответа своего народа на этот призыв Божьей любви. Но в ответ на эти слова звучали насмешки и издевательства. Пророк молится за народ, возвышая свой голос в такт призыву Езекии. Но израильтяне смеются, смеются, смеются… Их смех и издевательства совершенно непонятны. Ведь страна лежит в руинах, часть жителей уведена в неволю, последние средства идут на уплату непосильной дани ассирийцам. Над чем же смеяться и издеваться? Над Богом? Да, они смеются Ему в лицо. Они смеются и издеваются над Его словом. Они гонят тех, кто желает добра и несёт весть спасения. Подобная история будет повторяться много раз. Апостол Павел скажет в своё время, что христиане являются безумцами в глазах этого мира, являются посмешищем. Христиан будут травить в цирках дикими зверями в угоду и для развлечения римской черни, их будут сжигать на кострах в шутовских колпаках, их будут называть мракобесами и сектантами в недавнее советское время. Их будут называть фанатиками, нарушителями всеобщего спокойствия в скором будущем. И действительно, весть Евангелия о Боге, Его Законе, Его суде всегда была неприятна греховному естеству человека. Она нарушала размеренную жизнь в царстве Греха. В древнее время она высвечивала аморальность языческого Рима, в средние века — чудовищные злоупотребления и преступления папства, в советское время — лживость идеологии. В наши же дни она высвечивает богоотступническую сущность создающейся сегодня религиозной мировой системы, которую Библия именует Духовным Вавилоном. В основе этой системы лежит соединение воедино всех философий и религий: христианства, ислама, буддизма, язычества. Не слияния между собой, а именно объединения в общую систему, в которой, с одной стороны, каждый сохранял бы свою индивидуальность, а с другой — объединялся бы на общем фундаменте веры в сверхъестественное и бессмертие души, что единит все эти столь различные духовные системы между собой. По пророчеству ещё одним общим фундаментом станет единый день поклонения. С чисто человеческой точки зрения — это хорошая идея, примирить враждовавшие между собой веками религии, что должно способствовать всеобщему миру и пониманию между людьми. Но на основании чего предлагается сделать это единение? На базе духовного компромисса, когда каждая из сторон жертвует чем-либо своим и принимает что-либо чужое. В мирских делах путь компромисса, возможно, хорош. Но в духовных — он всегда приводил и приводит к компромиссу в вопросах истины Божьей, когда во имя блага людей приносятся в жертву «неудобные» Божьи законы и установления. Бог говорит о том, что нельзя сооружать идолов, делать иконы, попирать субботу, «покупать» спасение за деньги, а люди говорят, что это не только можно, но и нужно, ибо раз это получило уже распространение, и этому пусть и неправильному с точки зрения Библии, следует большинство, то меньшинство должно согласиться с этим, чтобы был мир, ну а большинство не останется в долгу и разрешит что-нибудь оставить меньшинству. Т. е. получается, что люди сами знают, что им оставить из Божьих заповедей, а что убрать. Получается, что часть Божьих заповедей не способствует благу человечества. Придя на нашу землю, Христос сказал, что принёс не мир, но меч (Мф. 10:34). Он говорил о том, что напрасно чтут Его, уча учениям и заповедям человеческим (Мф. 15:9). В Трёхангельской вести Он чётко говорит о том, что есть Божья церковь, и она только одна, и есть Великий Вавилон, объединяющий все другие религиозные объединения, в том числе и отступившие от Истины христианские церкви. Он говорит, что между Ним и Вавилоном компромисса быть не может. Ибо что общего у Бога с Велиаром, с дьяволом (2 Кор. 6:15). Трёхангельская весть — это вызов миру греха, миру отступивших церквей, ложно именующих себя Христовым именем. Это призыв Божий оставить Вавилон и присоединиться к Божьей церкви Остатка. С большинством всегда проще. Как говорят, «На миру и смерть красна». Большинство всегда право. Намного тяжелее быть белой вороной, но в Царстве Небесном будут именно «белые вороны», не пожелавшие идти за большинством широкими вратами в погибель. На этих людей всегда обрушивались и будут обрушиваться гонения, самые страшные из которых, согласно библейским пророчествам, церковь ждут впереди. Но она устоит, ибо с ней будет Бог. Мы уже, видимо, вот-вот вступим в это время. Когда каждому придется сделать окончательный выбор. Подобно тому, как весть Езекии обращалась к погибающему Израилю, так и для нас сегодня звучат торжественные слова Трёхангельской вести. Они удивительно сходны между собой. И они найдут отклик в сердцах людей,… правда, немногих, к сожалению, людей. «Однако некоторые из колена Асирова, Манассиина и Завулонова смирились и пришли в Иерусалим» (2 Пар. 30:11). Некоторые… как страшно звучит это слово — некоторые! Но как и отрадно оно звучит — некоторые. Значит, не все погибнут. Есть те, кто хочет идти Божьим путем и тем самым дать жизнь себе и своим детям, кто не хочет жить в дьявольской системе, кто хочет быть человеком. Именно ради этих людей и пророчествовал 60 лет (!) Осия. Он нёс Евангелие всему народу, но эти спасённые — это его жатва, которую через него осуществлял Сам Христос. Этим людям было очень тяжело под свист и улюлюканье знакомых, друзей и родных идти в Иерусалим. Им было так же тяжело, как и многим современным людям отстаивать субботу, не выходя в этот день на учёбу и работу, и при этом слышать в свой адрес далеко не лестные слова, а хуже всего — насмешки одноклассников: сектант, сектантка, богомолка, фанатик и ещё похлеще! Эти люди выглядят странными, когда отказываются пить, в то время, когда пьют все. Они оказываются странными, не поддерживая похабные разговоры. Они выглядят странными, не посещая по праздникам храм и не ставя свечи. Это очень тяжело быть странным, быть посмешищем, быть не современным. Но Бог даёт силы, и те, кто недавно смеялся над ними, через их жизнь становятся истинными христианами. Некоторые из колена Асира, Манассии и Завулона вышли, а вышли ли мы на призыв Трёхангельской вести из Духовного Вавилона? Обращение Езекии было последним призывом перед катастрофой. Призывом идти к Богу. Так и Трёхангельская весть — Последний призыв к нам перед теми грозными событиями, в которые мы уже вступили, когда последние библейские пророчества начинают исполняться на наших глазах и уже ничто и никто не может остановить колесо времени.