Глава 5. По закону гор

Принципы Евангелия о прощении и милосердии не находят отклика во многих огрубевших сердцах. Евангельские слова: «не воздавайте злом за зло» и «кто ударит тебя в правую щеку, тому подставь и левую» выглядели и выглядят для большинства просто красивыми, но наивными и не практичными советами. Законы общества не могут строиться на этих принципах, иначе будет хаос и в жизни ты ничего не добьёшься. Учение Христа очень не практично, оно мешает жить. Твёрдая уверенность в этом привела народы к тому, что они стали строить свои отношения на совершенно иных принципах, которые на их взгляд являлись весьма прагматичными. Одним из этих древних принципов — был принцип кровной мести. Ряд авторов полагает и сегодня, что кровная месть способствовала ограничению преступности, повышению нравственности. Некоторые даже говорят о необходимости вернуться, в частности на Кавказе, чуть ли не официально к институту кровной мести. Зло можно истребить страхом и адекватным злом полагают они. Христос же говорит, что зло напротив рождает ещё большее зло и зло можно победить только добром. Как же история расставила точки над «i» в этом вопросе. Сразу стоит оговориться о принципиальной разнице между понятием несение уголовной ответственности, адекватной содеянному и местью. В первом случае наказание осуществляется путём судебного разбирательства и официальными лицами уполномоченными на это государством. Месть же осуществляется без судебного разбирательства и лицами, которые сами берут на себя это право, то ли в силу убеждения, то ли обычаев. Безусловно, уже исходя даже из определения, при мести будет немалый процент ошибок, цена которых будет выражаться в невинных человеческих жизнях. Вторая опасность кроется в том, за что человека могла и может постичь у многих народов кровная месть. «Мстить кровью полагалось за целый ряд разнообразных деяний — за похищение женщины, тем более за изнасилование, за злонамеренно сорванную с головы папаху, за убитую собаку, про которую при людях будет сказано, что ее убили за принадлежность к такому-то роду. То есть можно говорить о том, что убить обидчика полагалось не только за серьезные преступления, но и за поступки, предстающие… не более чем мелким хулиганством». [Шолько М. А. Понятие кровной мести в науке российского права // Журнал «Вестник Удмуртского университета». Правоведение, 2003. http://v3.udsu.ru/item-ipspub/meth-v/obj-10258.html]. Вполне понятно, что отделить в каждом конкретном случае злонамеренное оскорбление от случайности (к примеру задеть плечом на улице, не поздороваться должным образом, что-то резко сказать) практически невозможно. Другая опасность кровной мести состоит в том, что она, если не разрешена, не подлежит сроку давности. [Наумов В. Г. Мотивы убийств. Волгоград, 1969. С. 81]. То есть за сорванную папаху вас могут убить через 20 лет. Опасность кровной мести заключается и в том, что при ней люди берут на себя функции государства, а это не может не сказываться на стабильности в обществе. [Сарыев Б. А. Опасные последствия пережитков. Ашхабад, 1967. С. 130]. Кровная месть влечет за собой целую череду убийств, когда обе стороны становятся противниками. [Беляев В. Г. Свидлов Н. М. Вопросы квалификации убийств. Волгоград, 1984. С. 36]. И потому немудрено, что народы у которых институт кровной мести стал одним из главенствующих в укладе жизни пожали страшные плоды. До сего дня этот институт сохраняется у некоторых народов Средней Азии и Кавказа, в Албании, Сербии, на Корсике, в Южной Италии и некоторых областях Японии. Благодаря этому очень «практичному» антиевангельскому принципу эти народы погрузились на долгие столетия в непрекращающуюся подпольную гражданскую войну, уносящую не меньшее число жизней, чем боевые действия. Так в Туркменистане к началу XX века кровная месть настолько разгулялась, «что естественная смерть мужчины стала необычным явлением». [Сарыев. Указ. соч. С. 128]. «Во многих местах Осетии никогда дело не доходило до организации народных судов… Каждое, даже самое ничтожное, нарушение права, могло довести до самоуправления и даже до самой кровавой мести, потому что обиженный оказывал сопротивление и словесный спор обыкновенно переходил в ссору, которая оканчивалась убийством. Таким образом, очень часто из-за самых ничтожных пустяков доходило до ужасных кровопролитий, от которых погибали сотни людей. Так было в Осетии ещё в начале нынешнего столетия. Кровавая месть не только дозволена, но и даже вменяется в обязанность свободному человеку. Это считалось необходимою обязанностью при убийстве, всё равно, с намерением или без намерения совершенном, ранении, тяжких оскорблениях и нарушении важных личных прав. В подобных случаях скоро мириться с противником, брать выкуп или удовлетворение считалось слабостью или малодушием. Вражда между сильными родами порой тянулась десятки и сотни лет; захватывались и уничтожались целые аулы; людей убивали или продавали в рабство». [Сборник сведений о Кавказе. Ставрополь, 1906—1911]. Кровная месть у ингушей падала на широкий круг родственников — до третьей степени родства, продолжалась целыми годами, подобно итальянским вендеттам, и нередко приводила к истреблению целые фамилии. [Шолько М. А. Понятие кровной мести. Указ. соч.]. «Канла (вина за содеянное) переходит по наследству от отца к сыну, и распространяется на всю родню убийцы и убитого. Самые дальние родственники обязаны мстить за его кровь; даже сила и значение какого-нибудь рода много зависит от числа кровомстителей, которых он может выставить». [Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. М., 2000]. При этом не обязательно умертвить убийцу. Можно в первую очередь его родственника. «Например, если убийство совершил человек не очень уважаемый в селе, то могут убить его брата, которого все знают и уважают, т. е. нанести по возможности его родственникам как можно более глубокую рану». [Исаев Р. Кровная месть — визитная карточка Кавказа. http://www.chechen.org/content.php?catID=157&content=418]. Страх перед кровной местью заставляет людей бросать всё, спасая жизнь. «Кровники не могут жить в одном населённом пункте. Сторона виновника, если им объявлена месть, должна покинуть село за считанные часы. Бывали случаи, когда дома с пожитками продавали за бесценок и целые семьи, опасаясь возмездия за поступок родственника, вынуждены были покинуть не только село, город, но и республику». [Там же]. Кровная месть уходит своими корнями в языческие верования, согласно которым «каждая капля крови… должна быть отомщена, и покойник до тех пор не успокоится, кровь его не перестанет кипеть и он не будет принят к престолу Всевышнего, пока не будет взята кровь за кровь. Долг мести переходит от одного близкого родственника к другому, и мстить могут родственники не только убийце, но и вообще всякому, попавшемуся им на пути из его родственников». [Анисимов И. Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888]. Идея непрощения и затаённой обиды нашла свою зловещую вершину в кровной мести. При этом многие полагают, что эта идея имеет чуть ли не библейское происхождение, ссылаясь при этом на следующие библейские стихи: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23—25); «Тогда отдели себе три города среди земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе во владение; устрой себе дорогу и раздели на три части всю землю твою, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; они будут служить убежищем всякому убийце. И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня; кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова, и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево, и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего, и он умрет, — такой пусть убежит в один из городов тех, чтоб остаться живым, дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею и не настиг его, если далек будет путь, и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть, ибо не был врагом ему вчера и третьего дня; посему я и дал тебе повеление, говоря: отдели себе три города. Дабы не проливалась кровь невинного среди земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и чтобы не было на тебе [вины] крови. Но если кто будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти, и убежит в один из городов тех, то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда и предать его в руки мстителя за кровь, чтоб он умер; да не пощадит его глаз твой; смой с Израиля кровь невинного, и будет тебе хорошо» (Втор. 19:2—7, 10, 11—13). На первый взгляд, действительно создается впечатление сходства, но это только чисто внешне. Ибо, во-первых, в древности Израиль был теократическим государством, т. е. церковь не была отделена от государства. И потому Моисей был не только религиозным вождём, но и политическим. И потому законы, и в том числе и о наказаниях, были законами государства и именно государство, а не отдельные люди приводили их в исполнение. Подобно тому, как и сегодня за различные преступления предусматриваются различные меры наказания. Во многих же странах, в том числе и в бывшем СССР за убийство предусматривалась смертная казнь. Во-вторых, библейское законодательство предусматривало адекватное наказание: око за око, зуб за зуб, тогда как кровная месть подразумевала неадекватность наказания. За сбитую шапку, к примеру, могли убить. В-третьих, библейские законы наказания распространялись непосредственно на самого виновника, тогда как обычаи кровной мести распространялись не только на виновника, но и на его близких. В-четвёртых, идея мести, лелеемой обиды вообще противна учению Библии, провозглашающей принципы прощения и милосердия. И, таким образом, попытки искать сходство между обычаем кровной мести и ветхозаветным законодательством не имеют никакой основы. Более того, идея кровной мести уходит своими корнями в языческую философию. В её основе лежит вера в бессмертие души. Вера в то, что при помощи крови можно задобрить души умерших. Понятие мести также неотделимо от язычества, в котором принципы прощения считались признаком слабости. Оглядываясь на современный мир, мы, с одной стороны, безусловно, отмечаем, что обычай кровной мести сегодня распространен лишь в немногих регионах нашей планеты. Однако, если мы более внимательно всмотримся в окружающую нас действительность, и в самих себя в первую очередь, то мы увидим, что принципы кровной мести сегодня господствуют повсеместно. Пророческие слова апостола Павла, обращенные в своё время к Тимофею, нашли сегодня своё исполнение: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1—5). Зависть, месть, подлость, коварство стали визитными карточками нашего общества. А может быть порой и нашего с вами поведения, читатель? В наши дни, как никогда ранее, непопулярны слова Христа о милосердии, прощении, доброте. Эти качества, по мнению большинства, мешают жить в современном мире. Следуя этим качествам далеко не уедешь, как сейчас говорят. Принципы построения человеческих взаимоотношений, предложенные Христом человечеству, сегодня «мешают» этому самому человечеству, как ему мешает и Сам их Автор. Вместо прощения люди запоминают и лелеют обиды, стремясь при первом же удобном случае отомстить сполна своему обидчику или его близким. Разве это не кровная месть? Однако опасность кровной мести, в первую очередь, страшна не для того, против кого она направлена, а против того, кто её воплощает в жизнь. Ибо ненависть, злоба, мстительность убивают в первую очередь того, кто их взращивает в своём сердце. Причём, убивают не только духовно, но и физически, через постоянно выделяющийся в больших дозах адреналин, крайне неблагоприятно действующий на организм человека. По какому принципу сегодня хотим строить мы свои взаимоотношения с другими людьми? По принципу кровной мести или принципам прощения Христа. Мешают, или, наоборот, помогают нам в нашей повседневной жизни заповеди Евангелия о прощении и милосердии? Мир в своём подавляющем большинстве избрал принцип кровной мести, и сегодня пожинает соответствующие плоды. Так стоит ли нам идти в этом вопросе за большинством?..