Библиотека soteria.ru
Проклятые сокровища
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 6472 Все тексты автора Алексей Опарин
Царь Ксеркс и пророк Зороастр
Правление супруга царицы Эсфирь было наполнено не только многочисленными заговорами, войнами, походами и казнями. Особое место в его правлении занимает начатая им религиозная реформа, многие мотивы которой до сих пор не получили полного разрешения. Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день мы вообще сравнительно мало знаем о религии древних персов. К тому же и дошедшие до нас немногочисленные сведения древних авторов являются весьма противоречивыми, а порой и вообще прямо противоположны друг другу. Однако, один документ дошел до нас в прекрасной сохранности. Его содержание весьма четко и ясно. Принадлежит этот документ, к тому же, самим древним персам, и был написан как раз в эпоху Ксеркса. Более того, это прямое свидетельство самого царя Мидо-Персии о проводимой им реформе. В историографию этот документ вошел под названием Антидэвовская надпись Ксеркса. Вот что написано в нем: «Говорит Ксеркс, царь. Когда я стал царем, были среди вышеупомянутых стран такие, которые стали мятежными. Тогда Ормузд оказал мне помощь. Волею Ормузда я подчинил эти страны и восстановил в них порядок. И в числе этих стран были такие, где ранее почитали дайвов. Тогда волею Ормузда я разрушил эти капища дайвов и повелел, дабы дайвам впредь не поклонялись. Где раньше поклонялись дайвам, там я почитал Ормузда» [1]. Прежде, чем говорить о значении этой надписи, необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на религию персов, на институт дайвов (или дэвов), на фигуру бога Ормузда (или Ахуру-Мазда). По примеру других древних народов иранцы, оставив первоначальный монотеизм (т.е. единобожие), начали впадать в грубое идолопоклонство, выражающееся в поклонении пред огромным пантеоном дэвов — злых духов [2], которые, впрочем, порой часто менялись местами. «Дэвы — злые духи… великаны, покрытые шерстью, с огромными когтями на руках и ногах, ужасными лицами. Дэвы живут в своих логовищах (дэвлох), в диких, труднодоступных местах или внутри гор, на дне озер, в недрах земли… Дэвы ненавидят людей, убивают их или держат в темницах в своих жилищах и пожирают каждый день по два человека — на обед и на ужин. Они бесчувственны к мольбам пленников и на заклятия именем бога отвечают богохульствами» [3]. Поклонение дэвам было связано с различными суевериями, колдовством, амулетами, спиритизмом и прочими оккультными атрибутами. Жрецами религии дэвов были маги (Hertel J. Die Achaemeniden und Kayaniden. Indo-Iranische Quellen und Forschungen, V. Leipzig, 1924). Одни исследователи в них видят просто жреческую касту, другие — сословие, а третьи — одно из мидийских племен [4]. Однако большинство современных ученых все же считает, что маги — это была жреческая каста, о чем писал и Страбон [5]. Впрочем, кем бы они ни были, обычаи этих жрецов, проповедующих культ дэвов, сатанинский по своей сути, говорят сами за себя. Выше мы уже говорили, что в начале правления Ксеркса маги имели на царя колоссальное влияние [6]. Культ дэвов существовал на протяжении многих веков, пока не появилась новая религия — зороастризм. Она была основана пророком Зороастром. Время его жизни точно не известно, но большинство исследователей относят его к VI в. до х.э. [7]. Достоверных сведений о жизни этого человека также практически нет. Предания говорят, что происходил он из небогатой семьи, был жрецом, имел жену и двоих дочерей. За проповедь своих идей он был гоним, пока его не принял один из восточных владык — по мнению ряда ученых это был дед Ксеркса, князь Виштасца [8]. Для Заратустры (его личное имя Спитама) «древние боги, которым они поклонялись, составляли одну сатанинскую рать. Он называет этих богов старым арийским термином дэвы, но в его устах это уже не «боги», а демонические силы. Как гласит легенда, дэвы не раз пытались атаковать Спитаму в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью. Но пророк остался непоколебимым. Лжебогам он хочет противопоставить истинную веру в истинного Бога…
Я вопрошаю Тебя, Агура Мазда — ответь же мне:
Кто был отцом, родившим правду?
Кто установил путь Солнцу и звездам?
Кто же это, если не Ты, подобный месяцу, растущему и умаляющемуся?
Я хочу, о Мазда, знать это и многое другое.
Я вопрошаю Тебя, Агура, — ответь же мне:
Кто утвердил землю внизу, и облачное небо, чтобы оно не упало?
Кто утвердил воды и растения?
Кто в облаках запряг ветер?
Я вопрошаю Тебя, Агура, — ответь же мне:
Какой художник создал свет и тени?
Какой художник создал сон и бодрствование?
Кто сделал утро, полдень и вечер,
Чтобы указать разумному его дело?
(Ясна 44, 3-5)
Поистине удивительные слова! Любой из библейских пророков признал бы их правоту. Ведь все эти вопросы уже подразумевают ответ: Вселенная создана божественным Творцом» [9]. Многие исследователи связывают с последователями Зороастра восточных волхвов, упоминающихся в Евангелии от Матфея: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2). [10]. Дело в том, что в последующие после Зороастра века священники этой религии назывались магами, но не в смысле колдун, чернокнижник [11]. На Востоке же понятия волхв, маг (в понятии зороастризма!), мудрец были весьма близкими понятиями. Однако, действительно ли мудрецы-волхвы, упоминающиеся у Матфея были зороастрийцами, сказать трудно. Хотя многое говорит в пользу этого. Во-первых, их национальность, явно не иудейская. Во-вторых, пришли с Востока. Восток же всегда в Палестине ассоциировался с государствами и народами Междуречья. В-третьих, представления у мудрецов об Истинном Боге и Мессии. Главным священным трудом Зороастра стала «Авеста», состоящая из трех частей: «Ясны», «Яшты» и «Видевдат» [12]. В этой книге, дошедшей до нашего времени, излагаются основы учения зороастризма. Вместе с тем сегодня доказано, что многое в нее было включено уже после смерти Зороастра. Причем и многое, прямо противоречащее первоначальному учению пророка. Поэтому изучение первоначального зороастризма и его доктрин является также затруднительным. Однако есть несколько моментов, не вызывающих сомнений. «Раннему зороастризму… чуждо было идолопоклонство» [13]. Зороастризм — это монотеистическая религия, в основе которой лежит вера в единого верховного Бога, Ахуру-Мазду (Ормузда) (в переводе — Всеведущий Господь), Творца вселенной [14]. Главным врагом Ахуру-Мазды был Ангра (греч. Ариман), в переводе Дух-Противник. «Слово это этимологически родственно «сатане» (противнику) Библии» [15]. Характерным была для зороастризма вера в то, что в мир явится спаситель (саошьянт) из рода Зороастра и в конечном счете добро одержит полную победу над злом, возникнет идеальное царство, где Ахура-Мазда будет безраздельно царствовать на небе и земле, солнце будет сиять вечно и исчезнет всякое зло [16]. Присутствует в теологии этой религии и вера в Последний суд и воскресение умерших [17]. Долг человека — в течении своей жизни помогать добру в борьбе со злом. В противном случае его ждет наказание [18]. «Главное внимание в этической доктрине зороастризма сосредотачивается на деятельность человека, которая основана на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Зороастризм приучал человека к чистоте и порядку, учил состраданию к людям и благодарности к родителям, семье, соотечественникам, требовал выполнять свои обязанности по отношению к детям, помогать единоверцам, заботиться о земле и пастбищах для скота» [19]. «Значит, мы можем признать в Заратустре брата и единомышленника израильских пророков, «языческого» предтечу Христа на иранской земле? По существу это вполне допустимо. Кому дано право ограничивать действие Духа каким-либо одним местом? Не дышит ли Он, по слову апостола там, где хочет?… Ведь и сама Библия не исключает возможности того, что Бог открывался «язычникам»» [20]. Конечно же, Заратустре было далеко до глубины ветхозаветных пророков, в трудах которых нет влияния древних языческих культов или человеческих умозаключений. Символом бога Ахуру-Мазды был огонь, символизирующий очищение и жизнь. Религия пророка Зороастра весьма привлекала и привлекает исследователей, и в первую очередь тем, что многие ее положения очень близко подходят к библейскому истинному пониманию Бога. «Зороастрийское вероучение было уникальным для своего времени, многие его положения глубоко благородны и нравственны, поэтому вполне возможно, что более поздние религии, такие, как иудаизм, христианство…, кое-что позаимствовали из зороастризма» [21]. «…исследователи полагают, что учение зороастрийских жрецов о конце мира и воскрешении мертвых, о грядущем спасителе и последнем суде оказало влияние на возникновение подобных же представлений в иудаизме, христианстве» [22]. Как видим, даже в атеистическое время ученые не могли отрицать поразительного сходства библейского учения с зороастризмом, хотя и приписывали по конъюнктурным соображениям первичность появления идей монотеизма учению Зороастра, а не Библии. Между тем, сегодня доказано, что именно религия иудеев является древнейшей оформленной монотеистической религией. И именно она оказала влияние на возрождение идеи единобожия у египтян при фараоне Аменхотепе IV Эхнатоне (XIV в. до х.э.) и в Ассирии при Адад-Нерари III (IX в. до х.э.) (см. Опарин А. А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг пророков Ионы и Наума, Харьков, Факт, 2002, с. 10-11), а не наоборот, как было принято утверждать в советское время, когда шла беспощадная борьба со всем, что было связано в той или иной степени с Библией. Поэтому сегодня доказано, что именно религия иудеев оказала влияние на монотеистические тенденции зороастризма, который к тому же возник на 1000 лет позже Моисея, в книгах которого четко изложены доктрины единобожия. Кстати, на неожиданность появления зороастризма указывали историки и советского времени. Так, согласно учению классиков марксизма-ленинизма религия появилась в результате естественных причин развития общественных формаций [23]. Несмотря на все усилия «подогнать» под данное положение и зороастризм, это не увенчалось успехом. И советские авторы вынуждены были признать, что зороастризм — это «не «естественно возникшая религия», а определенное учение, созданное определенными вероучителями» [24]. Здесь будет уместно вспомнить, что в советское время христианство рассматривалось, как естественно возникшая религия в ходе развития общества, а историчность Христа — ее основателя, отрицалась [25]. Исследуя историю появления зороастризма, мы видим, что существовал ряд объективных причин, раскрывающих наличие монотеистических тенденций в этой религии. После разгрома Израильского (722 г. до. х.э.) и особенно Иудейского (586 г. до х.э.) царств, благодаря последующему переселению евреев в Междуречье, весть о Едином Боге достигла различных народов Месопотамии и других земель, входящих в состав Ассирийской, Вавилонской, а затем Мидо-Персидской империй. Также ряд иудеев (Даниил, Седрах, Мисах, Авденаго и др.) дослужились до весьма высоких постов в этих государствах [26]. Принял Истинного Бога и сам царь Вавилона Навуходоносор II [27]. С великим почтением относились к Господу и такие правители, как царь Вавилона Дарий Мидянин, основатель Мидо-Персидской империи Кир II [28]. Исходя из этого видно, что с основными положениями иудейской религии персы были явно неплохо знакомы. В случае же с Ксерксом была еще одна немаловажная причина — это его супруга, иудеянка Эсфирь, которая после низвержения Амана вместе со своим воспитателем Мардохеем имела на царя несомненно большое влияние. Недаром «Мардохей же достиг у царя высокого и почетного положения, разделяя с ним власть его и живя при особе царицы» [29]. Поэтому, безусловно, их религия также не могла не оказывать влияния на царя, весьма доверявшего им. Сегодня также показано, что Антидэвовская надпись Ксеркса относится к поздним годам его правления, а не раннему началу царствования, как то считалось раньше [30]. Поэтому становится понятным, почему Ксеркс решается на необычную религиозную монотеистическую реформу. Практически все без исключения видные историки, в том числе и советского, политически заангажированного периода, признают, что надпись против дэвов носит именно характер реформы, а не какого-то обычного очередного религиозного указа. «В царствование Ксеркса начинается гонение на древние культы «дайвов», очевидно, древних племенных богов, которые были отныне объявлены злыми духами… Таким образом был установлен единый культ верховного бога Ахурамазды, покровителя персидского царя, победителя над силами мрака и смерти» [31]. «В Иране Ксеркс провел религиозную реформу, направленную на централизацию культа. С ее помощью он, по-видимому, хотел уничтожить храмы Митры, Анахиты и других древнеиранских богов» [32]. «Надпись против дэвов говорит о всеобъемлющей государственной реформе, вводившей единый культ Ахурамазды» [33]. Однако реформа, начатая Ксерксом, не была завершена. Уже «через полвека указанные божества (против которых выступал Ксеркс — прим. А.О.) были официально признаны» [34]. В саму религию зороастризма начали вкрадываться положения религии дэвов, против которых выступал Зороастр [35]. «Постепенно в учение Зороастра было внесено много изменений, и в Младшей Авесте дуализм Гат контаминируется с политеизмом. Так, кроме Ахура-Мазды там упоминаются и многие другие боги: Митра, Анахита, Веретрагна, Тиштрия» [36]. Но это уже будет после смерти Ксеркса. Безусловно, мы многого еще не знаем, но даже имеющиеся в нашем распоряжении факты говорят о том, что древние персы имели представления об Истинном Боге и путь спасения для них был открыт. Во многом этому способствовала и скромная иудейская девушка Гадасса, ставшая царицей Эсфирь.
Юристы всех времен славятся хорошим знанием законов, которые призваны обеспечивать благополучие общества. Но между тем, главный закон, который является гарантией счастья человека, юристами, да и простыми людьми, давно позабыт. Что это за закон? В чем его секрет? Почему он сегодня не принят ни в одном государстве? Могу ли лично я его исполнять? Об этом мы узнаем в следующей главе.
Примечания к 10 главе
[1] Фрейман А. А. Новые работы по древнеперсидским надписям. // Вестник древней истории, 1940, No 2, с. 127; см. также Ельницкий Л. Новая надпись Ксеркса. // ВДИ, 1940, No 2, с. 169
[2] Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988, с. 62
[3] Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. В 2 т. Донецк: Отечество, 1996, т. 1, с. 226
[4] Дьяконов И. М. История Мидии. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956, с. 374-375
[5] Страбон. География. СПб.: Наука, 1994, с. 892
[6] Гладкий. Указ. соч., т. 1, С. 388
[7] Jackson W. A. V. Zoroastr the prophet of ancient Iran. N. Y. 1899, p. 174; Altheim F. Weltgeschichte Asiens im griechischem Zeitalter, Halle, 1947, v. 1, c. 384
[8] Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М.: Наука, 1980, с. 305
[9] Мень А. История религии. В 7 т. М.: Слово, 1991, т. 5, С. 260
[10] Мень А. Указ. соч., т. 5, С. 267
[11] Дандамаев. Луконин. Указ. соч., С. 314
[12] Религии мира: энциклопедия, в 2 т. М.: Аванта+, 1996, т. 1, С. 173
[13] Dhalla m. N. Zoroastrian theology from the earliest times to the present day. N. Y., 1914, c. 81
[14] Религии мира. Указ. соч., т. 1, С. 172; Дандамаев. Луконин. Указ. соч., С. 323
[15] Мень А. История религии. В 7 томах. М.: Слово, 1992, т. 5, с. 265
[16] Дандамаев. Луконин. Указ. соч., С. 310
[17] Там же, с. 310
[18] Дьяконов. Указ. соч., С. 388
[19] Религии мира. Указ. соч., т. 1, С. 178
[20] Мень А. Указ. соч., т. 5, С. 261
[21] Религии мира. Указ. соч., С. 172
[22] Дандамаев, Луконин. Указ. соч., С. 310
[23] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах. В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. т. XIV, с. 656; Энгельс Ф. О происхождении христианства (некролог Бруно Бауэра). Там же, т. XV, с. 607
[24] Дьяконов И. М. История Мидии. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956, с. 399
[25] Донини А. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1979
[26] Дандамаев. Луконин. Указ. соч., С. 287
[27] Опарин А. А. И камни возопиют… Харьков: Факт, 2000; 2-изд. 2001, с. 25-28
[28] Дандамаев, Луконин. Указ. соч., С. 333
[29] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Беларусь, 1994, т. 1, книга 11, глава 6, 13, с. 83
[30] Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М.: Восточная литература, 1961, с. 378
[31] Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Госполитиздат, 1953, с. 561
[32] Кузищин В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 2001, с. 293
[33] Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М.: Восточная литература, 1960, с. 379
[34] Кузищин. Указ. соч., с. 293-294
[35] Дандамаев. Луконин. Указ. соч., С. 326-327
[36] Там же, с. 331