Часть II. Археологическое исследование книги Руфь

Вступление

Действие книги Руфь разворачивается около 1100 года до х.э. Этот период в истории древнего Израиля называется периодом судей, которые управляли народом, верша суд и ведя войны. Это был один из самых сложных периодов истории израильского народа. Особенно тяжелым было его окончание, т.е. время, предшествующее избранию первого царя. И как раз в этот период и жили герои этой книги. Это время характеризовалось как политическим, как экономическим, так и духовным упадком иудейского государства. Страна находилась в состоянии раздробленности, когда одно колено воевало с другим, т.е. шла нескончаемая гражданская война. Помимо этого шли постоянные набеги окрестных племен: филистимлян, аммонитян, моавитян, эдомлян. Существовали и обострялись социальные противоречия, характеризующиеся резким имущественным расслоением населения: наряду с вопиющей бедностью подавляющего большинства населения единицы богатейших людей, бессовестно наживавшихся на нуждах людей. Параллельно с этим этот период характеризовался глубочайшим духовным упадком. Отвергнув Истинного Бога, народ кадил многочисленным идолам и богам. Эти культы характеризовались вопиющей безнравственностью: храмовая проституция, гомосексуализм, скотоложство, педерастия. На алтари этих богов повергали людей, принося их в кровавые жертвоприношения. Причем часто родители приносили в жертву своих собственных детей. Институт семьи практически перестал существовать! Прелюбодеяния и блуд стали нормой общественной жизни. Процветало кровосмешение. Отсутствовало почтение детей к родителям и забота родителей о детях. На этом фоне процветали суеверия: повальное увлечение астрологией, гороскопами, спиритические сеансы, гадания, амулеты и талисманы. И вот, когда мы начинаем внимательнее всматриваться в то далекое время, то вскоре начинаем ощущать, что это все нам до боли знакомо, ибо и то время, в которое мы живем сейчас, характеризуется как раз теми же факторами, что и времена Руфи. В наши дни мы также видим удивительное сочетание совершенно не сочетаемых вещей. Воинствующий атеизм и секуляризм — с грубыми суевериями. Нескончаемые высокопарные разговоры и конференции о морали — с вопиющей узаконенной безнравственностью. Крушение института семьи, полное непонимание родителей и детей — с обоснованием института гражданского брака. Декларирование прав человека — с фактической потерей элементарных прав. И если древние люди кадили Ваалам и Астартам, то сегодня человек не менее рьяно кадит богам современного мира: рок-музыке, сексу, актерам и рок-звездам, религиозным и политическим вождям. Итак, то время, в которое жила Руфь и наше имеют поразительное сходство.

Книга Руфь повествует о небольшом промежутке жизни бедной моавитской девушки, жившей 3100 лет назад. Но какой интерес это может представлять для нас? Эта книга не содержит эпохальных пророчеств или описания значительных исторических событий. Однако, Господь почему-то поместил ее в Библию. И мы увидим, что это далеко не случайно. Исследуя эту книгу, мы найдем сокровища, которые очень помогут нам в наше жестокое время, так схожее с временами Руфи.

В первой главе книги мы узнаем о том, что грех Содома не погиб вместе с городом, а продолжал жить в его наследниках.