Библиотека soteria.ru
Проклятые сокровища
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 6502 Все тексты автора Алексей Опарин
Во дворце мидо-персидских царей
На первый взгляд первая глава книги Есфирь не содержит каких-либо значимых исторических событий, да и вообще фактов. Описание пира у царя — и все. Однако так кажется только на первый взгляд. Именно незначительные детали, которыми изобилует первая глава, показывают глубочайшее знание автором книги обычаев Мидо-Персии, жизни царского двора, деталей, которые может знать только очень близкое к царю лицо. В пользу сказочности книги Есфирь, по их мнению, говорил огромный пир, который устроил царь; название государства, как Мидо-Персия, а не Персия; упоминание о 7 князьях и т. д. Что же история говорит по поводу этих вопросов?
Царский пир
Данные древних хроник и летописей показывают, что обычаи устраивать пиры на десятки тысяч приглашенных были весьма распространены на древнем Востоке. Так, во время раскопок древнего месопотамского города Нимруд в 1949 году была «обнаружена памятная стена Ашшур-нацирпала II с рельефным изображением царя и надписью из 153 строк, покрывающей обе стороны камня. Этот памятник представляет особый интерес, поскольку он содержит описание церемоний и празднеств, приуроченных к официальному открытию дворца в 879 г. до н. э., вплоть до подробностей приготовления праздничной трапезы на 69574 человека, длившейся десять дней» [1]. «Обеды персов отличаются роскошью: они подают на стол животных целиком, в большом количестве и разного сорта. Украшения их ложей, кубков и прочей утвари настолько ярки, что сверкают золотом и серебром» [2]. Есть и прямое свидетельство тех лет о пирах, даваемых персидскими царями, и в частности самим Ксерксом. «Ксеркс давал царский пир. Этот пир бывает раз в году в день рождения царя. По-персидски этот пир называется «тикта», что на греческом языке значит «отличный»! Только в этот день царь умащает свою голову и одаривает персов» [3]. Находит полное историческое подтверждение и библейское утверждение о пире в третий год правления Ксеркса, который продолжался в общей сложности 180 дней (Есф. 1:4). Причем Писание подчеркивает, что пир для народа длился всего семь дней (Есф. 1:5), а в течении 180 дней царь показывал свое богатство своим ближайшим вельможам, пируя с ними. История подтверждает, что действительно после того, как были разгромлены мятежники в Египте, царь созвал к себе своих князей и наместников и начал обсуждать и готовиться с ними к войне с Грецией. «Ксеркс после покорения Египта решил идти в поход на Афины. Царь собрал чрезвычайное совещание персидских вельмож, чтобы выслушать их мнение и объявить всем свою волю» [4]. Подготовка к походу заняла около 4 лет [5]. «Это был — точнее целый ряд пиров, открывавшихся для новых и новых гостей царя, притекавших по его зову из самых отдаленных областей огромного царства… после покорения Египта, Ксеркс пригласил к своему двору всех вельмож своего царства для совещания с ними по поводу этой войны, и на приготовление к ней употребил четыре года» [6]. И, наконец, Иосиф Флавий пишет: «Артаксеркс на третьем году своего правления пригласил к себе однажды своих друзей, представителей персидских племен и их начальников и устроил им столь блестящее угощение, какое подобало царю, желавшему выставить на показ все свое богатство. Это пиршество длилось сто восемьдесят дней. Затем он в течении семи дней увеселял отдельные племена и их посланцев в Сузах» [7].
В царстве мидян и персов
Исследователям XIX и начала XX века, не обладавшим еще большинством древних летописей было очень странно, почему книга Есфирь говорит не о персидском государстве, а всегда подчеркнуто говорит о Мидо-Персидском. Как могли персы, завоевавшие Мидию, позволить, чтобы в названии созданной ими империи фигурировало упоминание завоеванной ими страны? Более того, страны, которая в течении длительного времени владычествовала над персидским народом? Это было неясно для историков и поэтому они для разрешения своих сомнений выбрали весьма простой выход, сказав, книга Есфирь содержит ложную информацию, называя государство не Персия, а Мидо-Персия. Но время шло, и наука накопила новые сведения, проливающие свет на этот вопрос. Ниже мы специально процитируем работы советских историков, питавших в силу политического заказа неприязнь к библейским сообщениям. «Следует сказать, что переход власти от Астиага к Киру часто воспринимался в античном мире как простой дворцовый переворот. Известно, что держава Ахеменидов иногда называлась Мидией, а персы этого времени мидянами. Тем самым подчеркивалась преемственность между двумя иранскими государствами» [8]. «Покорив Мидию, Кир формально сохранил Мидийское царство и принял официальные титулы мидийских царей («великий царь, царь царей, царь стран»). Персы заимствовали мидийскую систему государственного управления, во многом восходившую еще к ассирийской. В державе Ахеменидов Мидия находилась на втором месте после самой Персии. Поэтому греки, иудеи, египтяне и другие народы древности рассматривали захват Мидии как передачу престола по наследству от Астиага к Киру и называли персов «мидийцами», считая историю персов продолжением мидийской. По этой же причине эллины называли Греко-персидские войны «мидийскими» (Геродот. Указ. соч., книга 1, 206, с. 90)… Хотя в исследовательских частях своего труда Геродот тщательно различает персов и мидийцев и их обычаи, в новеллах он совмещает их (Доватур А. Повествовательный и научный стиль Геродота, М, 1957, с. 81)… Феогнид, Симонид и другие греческие поэты также называют персов «мидийцами»… Относительно египетских и других источников, в которых персы называются «мидийцами», см. Meyer E. Geschichte des Altertums, Stuttgart, 1939, т. 3, c. 24″ [9].
Приближенные князья
«Приближенными же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан — семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве» (Есф. 1:14). «Привилегии родовой знати персов, попранные Камбизом и Гаутамой, Дарий полностью восстановил. Он принимал все меры к тому, чтобы привязать к себе знать, обеспечить себе ее преданность. Платон (Leg. III, 695 B-E) пишет даже, что Дарий разделил свое царство на семь частей между своими сообщниками в убийстве Смердиса… Еще самый древний и хорошо осведомленный в персидских делах среди греков автор, а именно Эсхил [Pers. 956-960], говорит о шести наследственных князьях, которые по своему значению и оказываемой им чести были близки к самому царю» [10]. Итак, бывшие на протяжении долгих лет спорные вопросы, относящиеся к первой главе книги Есфирь получили свое полное разрешение, показав точность содержащихся в ней исторических сведений.
Царский дворец в Сузах
Многие действия, описанные в книге Есфирь разворачиваются в царском дворце. Подобно другим сообщениям этой книги, содержащиеся в ней данные о дворце в Сузах не принимались историками. Однако, со временем ситуация изменилась. И сегодня ученые не только признают достоверность этих сведений, но отводят им одно из ведущих мест и проверяют с их помощью сведения других авторов. Так, крупнейший советский специалист по древнему Ирану профессор М. А. Дандамаев пишет: «Важную информацию о комплексе дворцовых зданий в Сузах содержит Книга Эсфирь, где упоминается «внутренний двор», «дом царя» (царские покои), «дом женщин» (гарем во главе с евнухом — надзирателем над женщинами) (Oppenheim A. L. On royal gardens in Mesopotamia. — JNES. vol 24. 1965, p. 328). Согласно этому произведению (I, 6-7), пол царского дворца в Сузах был вымощен красным, белым, черным и желтым мрамором. Вероятно, здесь имеется в виду ападана, которая по распоряжению Дария была сооружена рядом с его дворцом, чтобы устраивать там торжественные приемы сановников и чужеземных послов. Развалины ападаны, занимавшей площадь 10434 кв. м, были раскопаны и обследованы французскими археологами еще в 90-х годах прошлого века. По своему плану она была почти точной копией ападаны в Персеполе. Потолок ее держался на шести рядах колонн высотой почти 20 м, вершины которых были украшены капителями с изображениями бычьих голов. В 1969-1970 г.г. французские археологи нашли две таблички из серого мрамора с эламской и аккадской надписями, рассказывающими о сооружении ападаны. Сначала был снят слой почвы до каменного грунта, затем выровнена площадка для фундамента, на котором был возведен дворец из кирпича. С каменными проемами дверей и окон и иными деталями… В аккадском тексте, в частности говорится: «Вот материалы для украшения, которые использованы для этого дворца: золото, серебро, лазоревый камень, бирюза, сердолик, кедровые балки, дерево из Маккана, эбеновое дерево, слоновая кость… Вот страны, которые доставляли украшения для этого дворца: Персия, Элам, Мидия, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, страны за морем, Лидия, Иония, Урарту, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гандхара, Скифия, Катагидия, Арахосия» [11]. Была найдена еще одна надпись отца Ксеркса царя Дария I, рассказывающая о строительстве им дворца в Сузах. «Вот дворец, который я построил в Сузах. Украшения его издалека доставлены. Земля была вырыта глубоко, пока я не достиг скального грунта. Когда земля была вырыта, был насыпан гравий, в некоторых местах 40 локтей в глубину, в других — 20 локтей в глубину. На этом гравии дворец сооружен. Земля была вырыта глубоко, гравий засыпан, сырцовый кирпич формован — вавилонский народ все это сделал. Кедр доставлен с горы Ливан. Ассирийский народ доставил его до Вавилона, в Сузы его доставили карийцы и ионийцы. Тиковое дерево было доставлено из Гандхары и Кармании. Золото, которое здесь использовано, доставлено из Мидии и Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик, которые использованы здесь, доставлены из Согдианы. Бирюза, которая использована здесь, доставлена из Хорезма. Серебро и эбеновое дерево, употребленные здесь, доставлены из Египта. Украшения для стен доставлены из Ионии. Слоновая кость, которая использована здесь, доставлена из Эфиопии (Куш), Индии и Арахосии. Каменные колонны, которые здесь использованы, доставлены из селения Абираду в Эламе. Работники, которые тесали камень, были ионийцы и лидийцы. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидийцы и египтяне. Люди, которые инкрустировали дерево, были мидийцы и египтяне. Люди, которые формовали обожженный кирпич, были вавилоняне. Люди, которые украшали стену, были мидийцы и египтяне. Говорит Дарий царь: в Сузах великолепное дело велено было совершить и великолепным оно стало» [12]. Построенный царем дворец располагался на прямоугольной террасе площадью 400×600 м, занимая площадь 250х150 м. Дворец насчитывал 110 комнат, коридоров и дворов, общая площадь которых составляла 20675 кв. м. Все дворцовые постройки были окружены мощной крепостной стеной. «Раскопки французских археологов в 1973-1974 г.г. окончательно выяснили план комплекса ахеменидских дворцов: монументальные пропилеи, внутренний двор, царский дворец, приемный зал (ападана). Строительство, начатое при Дарии I, было завершено Ксерксом» [13]. «Залы на колоннах и портики — отличительная черта арийского зодчества, и потому не подлежит сомнению, что Дарий, построив себе дворец в Сузе, построил к нему и приемную палату в таком же роде, как и в Персеполе; изучив последнюю, не трудно вообразить себе царский пир, описанный в «Книге Есфирь» и заданный, вероятно, либо в день рождения либо в день Нового Года (два главные праздничные и увеселительные дни у древних персов), — Ксерксом, Дариевым сыном, который в Библии назван Артаксерксом» [14]. «Дворец царицы Есфирь, вернее, то, что от него уцелело был обнаружен неподалеку от Суз, персидской столицы на реке Улае. На основании проведенных раскопок был изготовлен макет этого здания. Тронный зал имел тридцать шесть каннелюрованных (т.е. «прочерченных» продольными желобками) колонн. На модели был реконструирован и внутренний двор и сад, где повздорили Мардохей с Аманом (Есф. 5:1, 6:4, 7:7). Археологические раскопки подтвердили, что описанные в книге Есфири бытовые и этнографические подробности точны и правдивы» [15].
В следующей главе мы узнаем о беспрецедентном поступке, который привел к падению величия земного, но возвышению величия духовного. Сегодня каждый из нас стоит перед той же дилеммой, пред которой в свое время оказалась царица Астинь.
Примечания к 2 главе
[1] Ллойд С. Археология Месопотамии. М.: Наука, 1984, с. 223
[2] Страбон. География в 17 книгах. М.: Ладомир, 1994, книга 15, III, 19, с. 682
[3] Геродот. История. Указ. соч., книга 9, 110, с. 578
[4] Геродот. Указ. соч., книга 7, 8, с. 402
[5] Там же, с. 411; Дандамаев. Указ. соч., с. 139, 143
[6] Лопухин. Указ. соч., книга 1, том 3, с. 416
[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Беларусь, 1994, книга 11, глава 6, 1, с. 69
[8] Пьянков И. В. Борьба Кира II с Астиагом по данным античных авторов // Вестник древней истории, 1971, No3, с. 36
[9] Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы, М, Наука, 1985, с. 18-19
[10] Дандамаев. Указ. соч., с. 97
[11] Дандамаев М. А. Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М.: Наука, 1980, с. 257
[12] Дандамаев. Луконин. Указ. соч., С. 256
[13] Там же, с. 258
[14] Рагозина З. А. История Мидии. СПб.: и-е А. Ф. Маркса, 1903, с. 450
[15] Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища, Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 226