Месть, достойная первого министра

Итак, еще совсем недавно никому неизвестная еврейская девушка стала женой правителя великой империи. Ее воспитатель Мардохей получил также высокую должность, став сидеть у царских ворот (Есф. 2:21). Дело в том, что на древнем Востоке у ворот всегда сидели царские чиновники, разбирающие жалобы людей, творя суд и решая различные государственные вопросы [1]. Благодаря своей должности Мардохей мог беспрепятственно видеться со своей недавней воспитанницей, которая не скрывала своего родства к нему. Здесь необходимо остановиться еще на одной черте характера Эсфири — благодарности. Достигнув высочайшего положения, девушка не забыла того, кто ее воспитывал и оберегал столько лет. Более того, она продолжала слушаться его так же, как и в те времена, когда еще не достигла царского звания. Сколько людей, когда изменяется их судьба к лучшему, забывают своих недавних друзей, знакомых, даже родителей! Они порой перестают их даже узнавать на улицах. Они считают недостойным для себя общаться с нижестоящими, которые уже одним своим видом напоминают им, что и они когда-то были бедны и безызвестны. Порой они могут оказать какую-либо услугу своим близким, но это носит на себе черты подарка с «барского плеча». Здесь невольно вспоминается рассказ А. П. Чехова «Попрыгунья», где рассказывается о девушке, которая после выгодного брака забыла о своем отце и братьях, терпящих крайнюю нужду. Нескончаемые балы, празднества и поклонники заслонили от нее все. К сожалению, сегодня таких «попрыгуний» становится все больше и больше. Занятые бизнесом и увеселениями люди забывают своих матерей, которых часто даже хоронят без них. Испорченному грехом человеческому сердцу вообще не свойственна благодарность. Люди считают, что им все должны. Они же со своей стороны никому и ничего не должны. Но наша героиня была не такая. Она всегда в своем сердце хранила самые теплые чувства благодарности к человеку, который заменил ей родителей. Она продолжала внимать словам Мардохея еще и потому, что вера в Единого Господа объединяла их. Она знала, что ее воспитатель человек веры, который не даст ей дурного совета. А в добром совете она нуждалась сейчас намного больше, чем в те времена, когда была неизвестной никому девушкой, ибо сейчас она находилась в языческой среде. Она находилась при дворе, где царили идолопоклонство и разврат, клевета и жестокость. Где каждый неверный шаг мог стоить жизни. Где практически безраздельно умами людей управлял Люцифер. У этой девушки не было еще сил открыто противостать этому, заявив о своей вере в Господа, но у нее было твердое желание жить по Его воле. Практически одновременно с новой царицей появился во дворце и новый первый министр. Это был Аман, сын Амадафа, Вугеянин. На сегодняшний день точно неизвестно, кем был этот человек. Ряд исследователей считают его македонянином, другие амаликитянином, третьи говорят, что он происходит из Мидийской области Агага. Другие же говорят, что он был перс, а Вугеянин — это просто прозвище, обозначающее «большой хвастун» [2]. Но кем бы он ни был, по своему происхождению он вошел в полное доверие царя. «После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; и все служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц» (Есф. 3:1-2). Это библейское сообщение полностью подтверждается историей. «В то время все чужестранцы и персы, по распоряжению самого Артаксеркса, обязаны были падать ниц пред… Аманом… И вот, когда Мардохей по своей мудрости и ввиду запрещения своего закона не стал падать ниц перед человеком, Аман обратил на него свое особенное внимание и стал узнавать, откуда он. Когда же Аману доложили, что Мардохей — иудей, он разгневался… желая ему отомстить и считая исходатайствование от царя наказания одного лишь Мардохея слишком недостаточным, Аман решил уничтожить весь народ его» [3]. При деспотических режимах и особенно в восточных странах всегда процветало раболепие. И поэтому приказ Ксеркса о преклонении пред Аманом не вызвал никаких возражений. Тем более это было в обычаях Мидо-Персии, когда все должны были склоняться перед царскими министрами. И вот представим себе картину: высокомерный Аман выходит из царского дворца и в этот момент все находящиеся возле униженно склоняются перед ним, как перед живым воплощением богов. И на фоне согнутых спин царедворцев, стражников и народа высится фигура Мардохея. Это было открытое оскорбление самовлюбленному министру. Представим себе, какой веры и смелости стоило Мардохею не согнуться перед всесильным временщиком на глазах всего царского двора и народа. Но воспитатель Эсфири хорошо помнил Божью заповедь о том, что поклонения достоин только Господь. Помнил Мардохей и пример трех еврейских юношей, находящихся при дворе вавилонского царя Навуходоносора. Последний тоже когда-то повелел соорудить золотой истукан и преклониться пред ним населению всей своей империи. И только трое молодых людей отказались исполнить этот приказ грозного царя. За ослушание они были брошены в огненную печь, но Господь чудесным образом спас их (см. Книгу пророка Даниила, 3 главу). Этот случай во многом способствовал и обращению самого Навуходоносора к Богу. Об этом хорошо помнил Мардохей, понимая, что Господь силен спасти его из любой ситуации, а «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17-18). Учитель Эсфири не хотел променять небесные вечные ценности на преходящие земные. Когда-то 100 лет назад казалось, что ослушаться приказа Навуходоносора просто невозможно, так велик и грозен был этот человек и его империя. А сегодня от этого царя остались лишь полуистлевшие кости, а от его золотой империи не осталось и следа, как то и предсказывал пророк Даниил. Той же печальной участи по пророчеству должна была подвергнуться и Мидо-Персия и ее высокомерные властители. Sic transit gloria mundi — так проходит мирская слава. Оставаясь стоять, когда все склонились пред полубогом Аманом Мардохей взирал не на взбешенного министра, а на Вечного Бога, пред которым весь этот блеск и великолепие Сузского дворца казался жалкой мишурой. А умеем ли мы, подобно Мардохею, взирать в критические минуты не на опасность, но на Господа, оставаясь верными Ему и Его закону? Умеем ли сказать смело «нет», когда все окружающие нас раболепно говорят «да» на любую неправду и произвол? Белой вороной очень тяжело быть в жизни, но только белые вороны будут спасены. Большинство, как то тысячи раз подтверждала и подтверждает история, всегда ошибалось. Большинство погибло в водах потопа. Большинство пало в пустыне по выходе из Египта. Большинство распяло Христа. Богу и Его закону всегда было верно меньшинство, остаток, порой очень маленький. После потопа спаслось всего 8 человек. Только семья Авраама хранила твердо память об Истинном Боге. При гибели Содома и Гоморры спаслось 3 человека. В обетованную землю, пересеча пустыню, дошли только двое. В последнее время спасется также только остаток. «А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9:27); «Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис. 10:21-22). Религия большинства приводила, приводит и приведет людей к гибели (см. Опарин А. А. Религии мира и Библия, Харьков, Факт, 2000, 2-изд. 2001, глава «В какую церковь Христос пришел бы сегодня», с. 135-143).

Аман был взбешен дерзостью Мардохея. Но гордому временщику показалось мелким для себя уничтожить только Мардохея. В назидание всем он решил уничтожить целый народ, к которому принадлежал тот, кто посмел не склониться пред ним. Он решает очернить весь еврейский народ в глазах царя, изобразив их изменниками, только и ждущими случая оказать свое неповиновение правителю. Министр знал, что после разгрома в войне с Грецией Ксеркс стал очень подозрительным, чувствуя везде измену. Во многом этому способствовали и объективные причины, ибо после поражений в войне внутри самой Мидо-Персии зрело недовольство царем, что усиливал и экономический кризис. Учитывая же то, что в руках иудеев, как мы уже отмечали, был сосредоточен значительный капитал, было очень удобно очернить их как заговорщиков, а затем, основываясь на этом, присвоить их деньги казне. Так что, обвиняя евреев, Аман убивал сразу четырех зайцев: 1) мстил за свою обиду; 2) через расправу над евреями учил покорности себе других; 3) избавлял царя от якобы заговорщиков; 4) пополнял казну столь необходимыми ей деньгами, требовавшимися как для продолжения войны с Грецией, так и для стабилизации внутренней экономики. «Ввиду всего этого он отправился к царю и обратился к нему с жалобою, указывая на распространение в его владениях некоего гнусного народа, который держится особняком, не входит в общение с прочими жителями страны, имеет различное от прочих богопочитание и пользуется другими законами. «Это племя, — сказал Аман, — как по своим взглядам, так и по своему образу жизни враждебно твоему народу, да и всем людям. Если ты желаешь оказать своим подданным истинное благодеяние, то прикажи с корнем уничтожить это племя, дабы и следа его не оставалось, ни в качестве рабов, ни военнопленных» [4]. В последующие века многие политические деятели пойдут по стопам Амана. Так, когда во Франции при Филиппе IV Красивом (1285-1314) разразился экономический кризис, то король вначале сделал денежный займ у евреев, а затем, чтобы не отдавать долга, объявил их вне государства. Подобная ситуация была и в Англии, где евреи вначале были обобраны, а потом выселены. Этой же политики придерживались в XV веке и испанские монархи Фердинанд и Изабелла, изгнавшие евреев за пределы своего государства. Когда не хватало денег устраивались еврейские погромы в Польше, Германии, Украине, Венгрии, России. Но начало этому антисемитизму и геноциду было положено Аманом. Последний был очень суеверным человеком и поэтому, даже заручившись поддержкой и одобрением своих действий у царя, он решил получить поддержку и от богов. В древнем мире было принято, что перед тем, как принять какое бы то ни было решение, необходимо спросить воли богов путем гадания. В различных странах и у различных народов эти виды гаданий были разные. У одних народов было принято гадать по полету птиц, у других на внутренностях животных, у других, и в частности у персов, бросать пурим, т.е. жребий. На какое число укажет пурим, значит именно тогда и следует привести задуманный план в исполнение. Такова была психология Амана — просить благословения у богов на убийство ни в чем неповинных людей. Хотя у таких богов, которым преклонялись тогда люди, можно было просить одобрения на любую низость и преступление. Ибо боги эти и их религия провозглашали принципы человеконенавистничества, гнуснейшего разврата и жестокости. Недаром апостол Павел пишет: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор. 10:20). Но сегодня многие люди, заходя в христианские храмы и обращаясь к Истинному Богу, осмеливаются просить Его благословения на убийства и притеснения людей. У воров, грабящих страну хватает совести входить в храм, ставить свечки, а затем вновь идти и совершать преступления. Они считают, что поставив свечку, положив в копилку монету они откупаются от Господа и затем вновь могут идти и делать свое грязное дело. К сожалению и многие служители церкви сегодня так же не на высоте, совершая за деньги освящение ночных клубов, борделей, стриптиз-баров, казино и т.д.

Другой большой проблемой современного общества являются суеверия. По оценкам исследователей, наш XXI век, как мы любим часто говорить век прогресса является в тысячи раз более суеверным, чем то время, когда Аман гадал, кидая пурим. Практически в каждой газете приводятся гороскопы и приметы. Гадатели и спиритисты собирают сегодня многотысячные аудитории. По статистике более 74% населения развитых стран обращается к гадалкам. Практически ни одно серьезное коммерческое соглашение не заключается без консультации с медиумами, постоянными клиентами которых являются суперсовременные бизнесмены. Дни для заключения браков выбираются только после изучения всех примет и поверий. Страх перед сглазом стал одной из проблем современного общества. Этот бурный расцвет спиритизма вызван, с одной стороны, продолжающейся со времен грехопадения деградацией человека, а с другой — активизацией сил зла, понимающих, что скоро им придет конец и потому стремящихся в оставшееся время погубить как можно больше людей. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петра 5:8).

Итак, Аман кинул пурим и жребий упал на 13 день месяца адара. Именно в этот день, как посоветовали ему боги, первый министр решил уничтожить целый народ за нанесенное ему одним человеком оскорбление. Поистине — месть, «достойная» первого министра. До заветного для Амана часа оставались считанные дни…

Сегодня в мире очень много говорят о достоинстве, и каждый человек очень бережет свое достоинство. Но при этом мало кто задумывается над тем, а что же такое собственно достоинство?

Примечания к 5 главе

[1] Лопухин. Указ. соч., книга 1, том 3, с. 420; Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища. Чехословакия: Свет на Востоке, 1991, с. 111

[2] Лопухин. Указ. соч., книга 1, том 3, с. 415

[3] Иосиф Флавий. Указ. соч., т. 2, книга 11, глава 6, 5, с. 72

[4] Иосиф Флавий. Указ. соч., т. 2, книга 11, глава 6, 5, с. 72