Библиотека soteria.ru
Развенчанные боги
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 14485 Все тексты автора Алексей Опарин
Часть II. Археологическое исследование книги пророка Наума
Депортация народов 2700 лет назад
Покаяние Ниневии способствовало к отказу от кровожадной и жестокой до бессмысленности завоевательной политики ассирийских монархов. Ададнерари III (810-783), в правление которого была проповедь Ионы и который содействовал ей, так же пожал плоды своих деяний… «Его царствование было весьма успешным и продолжительным» [1]. В правление Ададнерари в летописях не встречается жестоких описаний походов, наказания и истребления городов. Более того, финикийские города Тир и Сидон, а также Эдомское царство, филистимлянские города-государства добровольно признали власть ассирийского монарха [2], не проявлявшего жестокость к покоренным народам, в отличие от своих предшественников. И если ближайшие преемники Ададнерари III следовали его политике, вызванной проповедью Ионы и последовавшей затем религиозной монотеистической реформой, то царь Тиглатпалассар III, вступивший на престол в 744 году, полностью отказался от этой политики, вступив на старый путь крови, греха и жестокости былых ассирийских владык. «Тиглатпалассар III был сторонником наступательной внешней политики» [3]. Для успешного осуществления наступательной политики царь проводит ряд реформ. В частности, если ранее армия Ассирии формировалась путем сбора ополчения, то «Теперь была создана постоянная армия — «царский полк» — комплектовавшаяся на основе рекрутского набора и находившаяся на царском снабжении. Закреплено было деление по родам войск, введено единообразное вооружение, увеличено число легковооруженных пехотинцев. Численность армии возросла за счет средних и бедных слоев населения, заинтересованных в военных походах» [4]. Также создается личная гвардия царя [5]. Создав одну из первых в истории профессиональную армию, царь создает вспомогательные воинские части, «которые занимались прокладкой дорог, сооружением простых и понтонных мостов и лагерей-крепостей… Наряду с вспомогательными «инженерными» отрядами у ассирийцев появились специальные осадные подразделения, которые можно считать прообразом будущих артиллерийских соединений. «Артиллерия» ассирийцев применяла «орудия», из которых с помощью сильно закрученных, а потом отпущенных канатов из воловьих жил выбрасывались на осажденные города огромные камни. Эти военные новшества ассирийской армии давали большой эффект: их «орудия» метали камни примерно до 10 кг на расстояние 500-600 м… В Ассирии применялись и стенобитные орудия, тараны на колесах» [6]. Тиглатпалассар разрабатывает систему военной и политической разведки, шпионажа. «Не меньшее значение, чем военные преобразования, имели для Ассирии и политические реформы Тиглатпалассара III. Его предшественники беспощадно убивали вражеских солдат… беспощадно уничтожали и мирное население завоеванных земель… Тиглатпаласар III изменил отношение к завоеванным народам. Не следует думать, что оно стало более гуманным. Отнюдь нет: оно лишь больше соответствовало теперь интересам ассирийского государства. Ассирия нуждалась в людях. В результате непрерывных войн количество ее жителей катастрофически уменьшилось. Восполнить огромные потери можно было только за счет переселенцев. И Тиглатпаласар III понял это. Он понял, что ни массовые казни, ни угон в рабство не спасут Ассирии… И он решил приступить к массовому принудительному переселению жителей завоеванных стран вместе со всем их имуществом, скотом и скарбом. Это была политика дальнего прицела. С одной стороны, он лишал покоренные области людей, которые могли бы восставать против Ассирии. Вырванные из взрастившей их почвы и отброшенные от родины за сотни километров, они, по мысли завоевателей, должны были потерять волю к борьбе и сопротивлению, ассимилироваться, смешаться с местным населением. С другой стороны, переселенцы должны были восполнить убыль в людях, в которых Ассирия так нуждалась» [7]. «Переселение было массовым; в масштабах, не виданных ранее в истории. Так, например, Тиглатпалассар III после одного из своих походов переселил в Ассирию 154 тысячи человек, другой ассирийский царь — Саргон II — переселил 90 тысяч человек, а дед Ашшурбанипала Санхериб — более 200 тысяч человек. Это за один лишь военный поход. Среди многочисленных барельефов, которыми украшались стены дворцов, мы видим реалистические изображения, рисующие угон и массовое переселение жителей. Вот тянутся одна за одной повозки, груженные домашним скарбом, бредут стада, погоняемые пастухами, плетутся уставшие, изможденные женщины и дети. Путь — бесконечно длинный и утомительный, в дороге предстоит пробыть, может быть не одну неделю. Сотни и тысячи, вероятно, погибнут в пути от болезней, голода и жажды. Но остальные будут водворены на новые места, и подрастающее поколение забудет язык и обычаи своих отцов, превратится в ассирийцев, будет верой и правдой служить завоевателям, предавшим огню и мечу очаги их предков» [8]. Первые свои походы царь обрушил на Урарту, сокрушив к 735 г. гордое царство, лишив его значительнейших территорий и вызвав ослабление центральной власти [9]. Воинственный царь также ведет успешные войны в Сирии, начатые в 739 г. взятием после трехлетней осады города Арпада. «Девятнадцать сирийских городов он превратил в новую ассирийскую провинцию, доходившую до моря у Библа… Вся северная часть Сирии, т.е. долина Оронта с побережьем, была захвачена Тиглатпаласаром III. Население этих земель переселили в Наири» [10]. Было переселено 73000 человек. Войны этого царя в Сирии запечатлены и в Библии, которая весьма точно и исторически достоверно передает ее перипетии. «Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли. В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня. И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар» (4Цар. 16:5-8). «Против Ассирии создалась коалиция во главе с царем Дамаска Рецином и израильским царем Пекахией. На стороне Дамаска и Израиля стоял Ганном, правитель Газы и правитель Элама. К коалиции не примкнул иудейский царь Ахаз, который сообщил Тиглатпаласару о планах враждебных ему царей: …приди и защити меня (просит он — прим. А.О.). Свою просьбу Ахаз подкрепил золотом и серебром. В 734 г. до н.э. Тиглатпаласар двинул свои полки на помощь Ахазу» [11]. «В 734 г. до н.э. войска Тиглат-Паласара III, могучего и непобедимого царя Ассирии, приближались к Дамаску. Царь Дамаска Рецин поспешно укреплял стены своего города и возводил новые башни. Приходилось торопиться. Каждый день приходили черные вести, одна страшнее другой. Ассирийские войны уже опустошили Палестину, разгромили наголову боевые силы израильского царя Пекаха, состоявшего в союзе с Дамаском, и отнимали у него город за городом. Вскоре прибыли новые вестники и с горечью сообщили, что царь Пеках убит заговорщиками, а израильские князья возвели на престол Осию, который смирился и послал Тиглат-Паласару ценные дары, моля о мире… Сидон, Тир и другие финикийские города откупились тяжелой данью» [12]. Дамаск остался один на один со страшным и беспощадным врагом, переправившимся через реку Фарфар и подступившим к стенам Дамаска. Вспомнили ли в эти грозные дни Рецин и жители города, что совсем недавно они точно так же, как теперь ассирийцы, совершали грабительские набеги, в частности на земли Израиля и Иуды? Как они жгли и убивали мирных жителей, коварно нарушали заключенные договоры, издевались над пленниками? (См. 3 Цар. 20, 22 главы, 4 Цар. 5-8; 10, 12-13 главы). Как они кадили своим жестоким богам, религия которых проповедовала кровь и прелюбодеяние? Как они удовлетворяли свои низменные похоти, попирая всякие человеческие ценности? Бог многократно обращался к сирийцам, жителям Дамаска с призывом покаяться и обратиться от своих греховных дел, но они не вняли призыву Божественной милости, хотя Господь через своих пророков говорил об их участи (подробный разбор истории, религии Дамасского царства, библейских пророчеств, в мельчайших деталях предсказавших его участь, будет дан в книге, посвященной археологическому исследованию книг Царств, работу над которой сейчас ведет автор). Попытка Рецина дать бой ассирийцам под стенами Дамаска завершилась полным разгромом сирийцев. «Пять тысяч убитых и раненых осталось на поле боя. Четыре военачальника были захвачены живыми и приведены к ассирийскому царю. Тот приказал посадить их на кол перед самыми воротами Дамаска. Началась осада… Но месяц проходил за месяцем, а город держался. Гордо высились мощные стены. Многочисленный гарнизон защищал башни и бастионы. Обильных запасов продовольствия и оружия могло хватить на пять лет. Тиглат-Паласар, простояв свыше года под стенами непокорного Дамаска, решился идти на штурм… По приказу Тиглат-Паласара к южной стене Дамаска были стянуты 20 «великих мух» — так назывались осадные сооружения… Вскоре в стене башни образовалась зияющая брешь, и ассирийские воины ринулись внутрь, избивая защитников. На другой день рухнули городские ворота, и передовой ассирийский отряд проник внутрь города. Целую неделю продолжались уличные бои. Ожесточенные долгим сопротивлением, ассирийцы не щадили никого. Раненым разбивали головы булавами и перерезали горло кинжалами. Из охваченных пламенем домов спешно выволакивалась домашняя утварь, женщин, детей и стариков связывали попарно и угоняли в плен. На восьмой день к Тиглат-Паласару привели покрытого ранами, истекающего кровью Рецина. Злобно взглянул на него ассирийский царь и велел обезглавить побежденного. Нескольким военачальникам отрубили носы. У северных ворот города нагромоздили целый холм из отрубленных голов. 20000 мирных жителей увели в плен» [13]. В 729 году ассирийцы завоевывают Вавилон. «Тиглатпаласар присоединил Вавилонию к своему обширному государству, заручившись поддержкой вавилонского жречества. Царь, как он говорит в своей надписи, принес чистые жертвы Бэлу… великим богам, моим владыкам… и они возлюбили мое жреческое достоинство» [14]. Гордый царь отрекся от Истинного Бога, избрав идолов, которым и приносил жертвы. Апостол Павел пишет: «…что язычники, принося жертвы, приносят бесам…» (1Кор. 10:20), и действительно, за действиями ассирийского владыки виден страшный почерк князя тьмы, сбившего народ Ассирии вновь на путь греха и погибели, которая неминуемо приближалась к великой империи, испытывающей свой последний роковой взлет.
Примечания к 1 главе
[1] Садаев Д.Г. История Древней Ассирии. — М.: Наука, 1979, с. 91.
[2] Там же, с. 91.
[3] Садаев, Указ. соч., с. 94.
[4] История Древнего Востока, под. ред. В. И. Кузищина, М, Высшая школа, 2001, с. 149.
[5] Садаев, Указ. соч., с. 94.
[6] Садаев, Указ. соч., с. 95.
[7] Липин Л., Белов А., Глиняные книги, М, 1952, с. 159-161.
[8] Липин, Белов, Указ. соч., с. 161-162.
[9] Пиотровский Б. Б., Ванское царство (Урарту), М, Восточная литература, 1959, с. 81-83.
[10] Садаев, Указ. соч., с. 99; Всемирная история, Указ. соч., Т. 3, с. 167.
[11] Садаев. указ. соч. с. 99-100.
[12] Древний Восток, под ред. В. В. Струве, М, Учпедгиз, 1953, с. 116-117.
[13] Древний восток, Указ. соч., с. 119-120.
[14] Авдиев В. И. История Древнего Востока, М, Госполитиздат, 1953, с. 446.