Отцеубийство в храме

Пожалуй единственное, что доставляло радость полуобезумевшему царю — это была Ниневия, город, превращенный им в первую столицу Ассирии. Он строил Ниневию, как символ своего могущества. Он строил Ниневию как дом для себя, где бы он мог найти покой после опустошительных и изнурительных войн. Он строил Ниневию, как город-крепость, которая охранила бы его от всех врагов, как вне, так и внутри страны. Вот, как сам царь Синнахериб описывает ее строительство: «В те дни дворец, что внутри Ниневии, я сделал своей резиденцией, наполнил его роскошью всем людям на удивление. Задний дворец, который для размещения гарнизона, содержания лошадей и хранения всякой всячины велели построить цари прежние, предки мои… дворец этот целиком я разрушил, большой пустырь из лугов и полей города я присоединил в качестве добавления… Террасу я повелел насыпать, на 120 слоев кирпичей я сделал ее выше. В подходящий месяц, в благоприятный день на террасе той, по замыслу моему искусному дворец из мрамора и кедра на хеттский манер, который был много больше, превосходнее и прекраснее, мастерством моего умелого зодчего я велел соорудить для обитания моего величия. Я проложил над ним высокие балки из кедра — порождения горы Хаманим, горы светлой. Створки из благовонного дерева я обил скрепами из блестящей меди и навесил их в воротах. Из превосходного мрамора я велел сделать статуи шеду и ламассу (духи-хранители ассиро-вавилонского пантеона, изображались в виде быков — прим. А.О.) и установить их справа и слева в защиту ворот… Дворец этот от фундамента до крыши его я отстроил, завершил. Стелы — начертания имени моего — в нем я установил для будущих времен. Из царей, потомков моих, то кого Ашшур и Иштар изберут для управления страной и людьми, когда дворец этот обветшает и обвалится, будущий правитель разрушенное да восстановит, стелу начертание имени моего — да увидит, и елей да приготовит, возлияние да совершит, на место ее да возвратит он, Ашшур и Иштар откажут ему милость, услышат его молитву. На того же, кто изменит надпись мою и имя мое, Ашшур, великий владыка, отец богов, да выступит враждебно, да лишит он его жезла и престола, да ниспровергнет он его правление» [24]. Произнося эти слова и повелевая их занести на глиняные таблички, всесильный Сеннахириб не знал, что спустя всего 70 лет дворец, который он строил, будет разрушен навеки. Он не знал, что Ассирия как государство уже при его правнуке будет уничтожена навсегда. Он не знал, что вместе с Ассирией и Ниневией уйдет в небытие и кровожадный бог Ашшур, и развратная Иштар, которым он ревностно служил всю свою жизнь. Но он даже не знал и того, что построенный им город, дворец и храм станут его могилой и что зловещие духи-хранители шеду и ламассу не оберегут его. Он даже не ведал, что смерть он примет в храме своих богов-покровителей от рук своих собственных детей. «И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него» (4Цар. 19:36-37). Сегодня это библейское утверждение полностью доказано историками. «В 681 году до н. э. после 23-летнего царствования Синаххериб стал жертвой дворцового переворота. Он был убит в храме двумя своими сыновьями — Адармаликом и Ашшурассаром. Убийцы Синаххериба бежали в Ванское царство, где нашли поддержку, и с войсками направились в Метилену. Здесь их встретил и разбил третий сын Синаххериба — Асархаддон» [25]. «Моисей Хоренский в новой «Истории Армении» передал этот же рассказ. Он писал, что Сеннахерим, царь ассирийский был «умервщлен своими сыновьями — Адрамелом и Санасаром, которые спаслись бегством к нам (I, 23). Санасар, по рассказу Моисея Хоренского, поселился на юго-востоке Армении, на границе с Ассирией. Впоследствии его потомки, «показав на службе верность нашим царям, удостоились получить достоинство бдешха в этих странах. Аграмозан (Адрамел) поселился на юго-востоке той страны, от него произошли роды Арцуруни и Гнуни» [26]. Так в 681 году в храме Нисроха погиб от руки собственных детей человек, в своей гордыне бросивший вызов и оскорбление Самому Богу, поправший все человеческие ценности, повинный в гибели нескольких миллионов людей. Ни кровожадный Ашшур, ни обольстительная Иштар, за которыми стоял дьявол и которому по сути отправлял кровавые жертвоприношения Сеннахериб, не пришли к нему на помощь. Доведенный сатаной до полного духовного падения, царь в последние минуты своей жизни ощутил полный свой крах, когда родные сыновья занесли над ним ножи, когда он склонился в молитве к своим страшным богам, сатане, который предал и оставил его.

Примечания к 3 главе

[1] Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. СПб, КЭМ, 1994, с. 234.

[2] Хрестоматия по истории Древнего мира, в 2 Т, под. ред. М. А. Коростовцева и др., М, Высшая школа, 1980, Т. 1, Анналы Сенаххириба, с. 212-217.

[3] Липин Л.А., Белов А.И. Глиняные книги. — М.-Л., 1952, с. 168.

[4] Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 197.

[5] Хрестоматия по истории Древнего Востока. Указ. соч. Анналы Сенаххериба. с. 214-215.

[6] Бойд. Указ. соч. с. 205.

[7] История Древнего мира, в 3 Т, под. ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой, М, ГРВЛ, 1983, Т. 2, с. 35.

[8] Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран, М, 2000, с. 308-309.

[9] Садаев. Указ. соч. с. 124. О втором походе в 690 г. до х. э. Сеннахериба на Иудею см. также: Грандт М. История Древнего Израиля. — М.: Терра, 1998, с. 152; Albright W. Bulletitin of the American Schools of Oriental Research, 1953, 10, p. 8; Rudolf W. Sanherib in Palestina, Palestine Jahrbuch, Berlin, 1929, p. 25-29; Волкославский Р. Н. О библейских пророках и судьбах истории. Заокский, Источник жизни, 1997, с. 71, 74; Тураев Б.А. История Древнего Востока, в 2 т. — Л.: ОГИЗ, 1935. Т. 2, с. 50.

[10] Мень А. История религии, в 7 т., М, Слово, 1992, Т. 5, Вестники царства Божьего, с. 128.

[11] Иосиф Флавий. Иудейские древности, в 2 т, Минск, Беларусь, 1994, Т. 2, книга 10, глава 1, 4, 5, с. 5-6.

[12] Геродот. История, М, Ладомир, АСТ, 1999, книга 2, 141, с. 152-153.

[13] См. примечания д. и. н. профессора Федосина В. А. к Иудейским Древностям И. Флавия. Указ. соч. с. 561 и прим. проф. Г. А. Сратановского к Истории Геродота. Указ. соч. с. 642.

[14] История Древнего мира, в 3 т. / Под ред. Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С. — М.: Наука, 1983. Т. 2, с. 35.

[15] Садаев Д. Г. История Древней Ассирии, М, Наука, 1979, с. 117. См. также История Востока, в 6 томах, М, Восточная литература РАН, 1997, Т. 1, Восток в древности, с. 236.

[16] Масперо Ж. Древняя история народов Востока, М, Типография М. Г. Волчанинова, 1895, с. 444.

[17] Рагозина З. А. История Ассирии. СПб, Издание А. Ф. Маркса, 1902, с. 348.

[18] Грандт М. История Древнего Израиля, М, Терра, 1998, с. 153.

[19] Всемирная история в 24 томах, Минск, Литература, 1996, Т. 3, с. 178-179.

[20] Косидовский З. Библейские сказания, М, Политиздат, 1979, с. 399-400.

[21] Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М., 2001, с. 6.

[22] Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах, М, Советская Россия, 1965, с. 177-178.

[23] Тураев. Указ. соч. Т. 2, с. 50, 71. О страшном море в армии ассирийцев под стенами Иерусалима см. так же: Киттель Р. История еврейского народа, М, 1917, Т. 1, с. 444.

[24] Хрестоматия по истории Древнего Востока. Указ. соч. Анналы Сеннахириба, с. 218.

[25] Садаев. Указ. соч. с.125; см. также Оппенхейм Указ. соч. с. 172.

[26] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту), М, Восточная литература, 1959, с. 112.