Характер Бога

Книга видений Наума Елкосеянина начинается словами: «Господь есть Бог…» (Наум 1:2). Мы знаем, что в древности у каждого народа были десятки, сотни различных богов и богинь, и каждый из них ведал только строго вверенной ему вотчиной: ветром, грозой, морем, войной, любовью или охотой. Ни один из богов не претендовал на функции другого бога. Более того, боги различных народов древности тоже в подавляющем большинстве случаев мирно сосуществовали. Цари древних держав, совершая завоевания различных стран и народов, всегда стремились расположить к себе богов этих стран, включая их в свой пантеон, совершая им жертвоприношения, а порой и называя себя их детьми. Так великий Александр Македонский оказал весьма уважительное отношение к богам Египта, будучи объявлен сыном бога Амона [1]. До него сходной политики придерживался и Кир II Великий, основатель государства мидо-персов. «Ранние Ахемениды относились к религиям покоренных народов очень благожелательно. Например, в Вавилонии Кир всячески покровительствовал возрождению древних культов и приносил жертвы местным богам» [2]. Даже преемник Кира — Камбиз, отличавшийся весьма жестоким и неуравновешенным характером, до неудачного похода в Нубию весьма почтительно относился к египетским богам. Вот, что пишет современник Камбиза адмирал Уджа-Гор-ресент о нахождении царя в Египте: «Повелел он очистить храм Нейт… справлять все его праздники, как было издревне… Прибыв в Саис, он сам направился к храму Нейт, простерся перед величеством Нейт, как это делали цари, и совершил великую жертву… Сделал он так, ибо я дал ему познать величие Нейт, матери самого Ра…» [3]. Так мирно сосуществовали между собой религии древности. И даже, порой, когда в ходе войн святилища некоторых богов разрушались, то боги покоренных народов становились часто богами завоевателей. Ни один из языческих народов не отрицал существования богов враждебных себе племен. Более того, между жрецами различных культов существовала тесная взаимосвязь, корригируемая жрецами Эсагилы, главного храма Вавилона. Последний являлся центром и школой мирового жречества. И вот это мирное отношение, сосуществовавшее между древними богами и религиями, было нарушено грозными, непреклонными словами Наума «Господь есть Бог», т.е. Бог только один и это — Господь! Господь есть Бог ревнитель, т.е. Он не терпит других богов. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-3). Именно этим коренным образом иудейская религия отличалась от всех современных ей религий. Народ древней Ассирии в свое время при пророке Ионе обратился к Господу, признав только Его богом, но затем вновь вернулся к язычеству и политеизму. И вот начало своей вести Наум предваряет словами, напоминающими ассирийцам, кто есть Истинный Бог, и что Этот Господь есть Бог Ревнитель. Сегодня это напоминание полезно и нам, людям XXI века, хотя мы не сооружаем языческих капищ, не возносим жертвы Ваалам и Астартам. Хотя сегодня, впрочем, язычество, в его самой грубой и явной форме, возрождается вновь [4]. Однако, сегодня еще больше, чем в древнем мире существует огромное количество богов, которые заслоняют от нас порой Истинного Бога, и которым мы служим не менее фанатично, чем древние ассирийцы служили Ашшуру и Иштар (см. 3 часть данной книги). Мирное сосуществование языческих богов и религий различных народов объясняется тем, что корни всех этих верований общие, ведущие к их создателю — сатане. Языческие религии объединял грех, его оправдание; нивелирование и одновременно культ. Так и сегодня удивительно уживаются вместе боги современного мира: рок музыканты, наркотики, секуляризм, виртуальный мир, секс, духовные вожди и диктаторы. И, подобно тому, как напоминание Наума о том, что Бог есть только Один и что Он есть Бог Ревнитель вызывало раздражение и сопротивление в древности, так и сегодня вызывает оно недовольство ряда людей. Однако, многих оно заставляет задуматься над тем, кому они служат, а также осознать то, что двум господам служить нельзя: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), что им предстоит сделать четкий выбор между Истинным Богом и лжебогами этого мира. Этот выбор необходимо сделать как можно раньше, чтобы первые слова книги пророка Наума не прозвучали для нас лишь как для ассирийцев, т.е. вступлением к произнесению приговора.