Если есть Бог, то почему в мире столько зла?

В час Божьего суда помилования уже не будет. Всех, кто отверг призыв Божественной любви, ожидает смерть: «…не пощадит противников своих» (Наум. 1:2). Но у Господа милость превозносится над судом: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). И поэтому заслуженное наказание человека постигает не сразу. Бог дает ему возможность покаяться, осознать свой грех, изменить свою жизнь к лучшему. Эта милость проявляется ко всем без исключения людям, ибо Богу дорог каждый без исключения человек, ибо за каждого из людей Христос пролил Свою кровь, даровав право на спасение и жизнь. «Господь долготерпелив» — говорит Наум. В книге Исход сказано: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6-7). Порой для исправления жизни человека, его перевоспитания требуются годы, и Господь все это время ведет человека, помогает ему в борьбе с грехом. Было проявлено великое долготерпение Божье и в отношении Ассирии. Долгие столетия к народу этой страны был обращен призыв покаяться и обратиться от своих гнусных дел, даже описание которых не выдерживают страницы книги. Мы видели, как была раскрыта любовь Бога к ассирийцам в книге пророка Ионы (Ион. 4:10-11). Но этот народ закоснел в своих грехах, жажда крови и насилия охватила его. Ассирийское государство стало чудовищным монстром, пожирающим не только окрестные народы, но и свой собственный народ. Они не захотели воспользоваться временем Божьего долготерпения, дарованного им и равного продолжительности жизни многих поколений. Более того, Божье долготерпение, проявленное к ним, они стали воспринимать как слабость Бога в совершении суда и возмездия. Сегодня подобная точка зрения очень популярна. Недаром апостол Петр, пророчествуя о последнем времени, писал: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Петра 3:3-7). Так вместо того, чтобы быть благодарными Богу за проявленную милость и предоставленное время для исправления, люди начинают считать, что суда не будет вовсе, да и вообще существует ли Бог? И Наум отвечает на этот вопрос. Во-первых, он говорит, что «Господь… велик могуществом» (Наум 1:3). И здесь он приводит ряд примеров, в том числе и исторических «Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают» (Наум 1:4). Тут говорится о том, как расступилось по слову Бога Чермное море, когда евреи выходили из Египта (Исх. 14:21) и о том, как расступились воды Иордана, когда иудеи, ведомые Иисусом Навином вступали в Ханаан (И. Нав. 3:13, 15, 17). Об этих чудесах знали не только евреи, но и окружающие их народы (И. Нав. 2:9-10). Приводя в пример эти величественные события из истории, пророк Наум говорит этим, что если Господь совершил это, то тем более Ассирия не избежит Его суда, если Он так решил. А являются ли события священной истории Ветхого и Нового Завета, в которых говорится о великих деяниях Бога во всемирной истории — сотворении земли и людей, великом потопе, остановке солнца при Иисусе Навине, падении Иерихона, расступившихся водах Чермного моря и Иордана — примером для нас, показывающим нам могущество Бога? Ассирийцы не хотели видеть этих примеров, и их постигла гибель. Что изберем мы сегодня, зависит только от нас самих. Далее, Наум приводит примеры из мира природы: «вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней» (Наум 1:4-5). Васан — это территория, лежащая к востоку от Геннисаретского озера в Галилее и славящаяся большим плодородием земли; Кармил — это горный хребет, начинающийся невдалеке от современной Хайфы. Поэтому говоря о способности Бога сделать так, что Васан и Кармил будут вянуть и цвет на Ливане поблекнет, Наум свидетельствует о могуществе Господа. Пророк призывает своих слушателей посмотреть на природные стихии и увидеть в них могущество предвечного, а так же осознать слабость человека перед разбушевавшейся стихией. Как в древности, так и сейчас, Господь хочет, чтобы через природу мы бы увидели Его мудрую и могущественную руку (Рим. 1:20). Чудесная красота окружающей нас природы, ее мудрое устройство и законы — все это говорит нам о ее гениальном Конструкторе. Только тот, кто не захочет — не увидит этого. Говоря о последнем времени, Христос сказал, что тогда будут стихийные бедствия (Мф. 24:7). Затем Иисус сказал «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:32-33, 42). Сегодня мы как раз живем в то время, когда исполняются эти слова. Страшные землетрясения, ураганы, наводнения, цунами с небывалой дотоле силой обрушиваются на нашу землю. Эти события служат для каждого землянина предупреждением о скором Втором Пришествии Христа и времени Последнего Суда, в ходе которого будет решена участь каждого человека. Сейчас нам дается время для того, чтобы сделать выбор, решив тем самым свою собственную участь. Через природные катаклизмы Бог обращается к людям с призывом покаяться, признать Его авторитет. «Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» (Наум 1:6). Итак, у нас могущественный и долготерпеливый Господь, желающий спасти каждого, но «не оставляющий без наказания» (Наум 1:3) тех, кто закоснел во грехе и своим образом жизни и действиями губит не только себя, но и других людей. И этот день суда вскоре наступит. Зло, столько столетий правившее на нашей земле, получит свое воздаяние. Те, кто убивал, насиловал, крал, предавал, клеветал и не раскаялся, получат свое воздаяние — вечную смерть! На протяжении многих веков к Господу шли мольбы положить конец злу и насилию на земле. «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:10). Сегодня многие люди говорят, что если есть Бог, то почему Он допускает столько зла? Почему Он не вмешивается? Почему Он до сих пор не вмешался? Но мы должны помнить и знать, что «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Петра 3:9-10).