Мир в кривых зеркалах

Зимой 1989 года в Москве в бывшем здании Манежа проходила выставка картин современных художников. Меня тогда очень удивили эти картины, в которых я ничего не понял. Особенно меня удивила картина, называвшаяся «Золотой век». Она представляла собой огромное многометровое полотно, равномерно окрашенное в насыщенный желтый цвет. Единственно, что оживляло эту картину был пучок волос, приклеенный в ее правом нижнем углу. Вместе с тем я увидел, как несколько молодых людей восторженно смотрели на это полотно и восхищались им. Вкусы людей, конечно же, весьма различны, ибо обусловлены характером, возрастом, образованием, восприятием, влиянием семьи, общества, друзей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одним нравятся одни картины, другим — другие. Однако, с выставкой в Манеже было несколько сложнее. Дело в том, что одни просто не понимали, что на них нарисовано, другие же видели и, казалось, чувствовали, что художник хотел сказать этим полотном. И это не ограничивалось просто вкусом: для понимания картин было необходимо знать философию, символику, которой они были подчинены. Какая же философия и что за символы стоят за ними? Какой философии сегодня служат десятки тысяч художников? Перед какой философией сегодня склоняются десятки и сотни тысяч поклонников их таланта? Что за таинственная философия собирает длинные очереди у касс в музеи, где проводятся выставки подобных картин? За какие философские символы, отображенные на полотнах, порой, всего в два-три знака на аукционах платят тысячи долларов? Это современное искусство стало для многих настоящим идолом, полубогом, вызывающим восторженное поклонение. Итак, рассмотрим некоторые из них.

* Сюрреализм — (от surrealisme — «сверхреализм») — это одно из крайних формалистических направлений. Источник творчества сюрреалисты ищут в сфере подсознательного — в сновидениях, галлюцинациях, бреде, темных инстинктах, приходя к обессмысливанию искусства, разрыву логических связей, уродливым фантазиям [1]. «Живописцы сюрреализма работают, стремясь создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания»; разрабатывают «оригинальные приемы и методы психотехники, призванные отключить «рацию» и черпать образы из сферы подсознательного… излишними становятся рассудок и память, в обузу превращаются любые моральные и этические нормы, и сюрреалисты требуют полностью освободить от них творческий процесс. Сюрреализм — средство полного освобождения от ума и всего того, что его напоминает. В своем манифесте сами сюрреалисты писали: «Сюрреализм… чистый психический автоматизм, с помощью которого имеется в виду выражение словесно, или письменно, или любым другим способом реального функционирования мысли. Диктовка мыслей при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности» [2]. Сюрреалисты стремятся «все больше уменьшить свое собственное активное участие в возникновении произведения, чтобы дать больше простора активному участию галлюцинаторным способностям духа» [3]. Они призывают «открыть все двери иррациональному», проникнуть в «загадочные пласты духа» [4]. Этим самым закладывается философское обоснование для оккультизма. «Сам Творец при этом рассматривается как орудие, медиум, марионетка каких-то мировых сил» [5]. Одним из любимых философов сюрреализма, на трудах которого они строят свою идеологию, является Зигмунд Фрейд. Так, Сальвадор Дали, пожалуй, самый известный представитель сюрреализма, всегда говорил, что черпал силы у Фрейда. Последний разрабатывал практические клинические методы воздействия на психику… исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считая их поздними, вторичными и даже обременительными образованиями цивилизации [6]. «Семья, религия, государство, конституция, заповеди, обычаи, правила этики, логические понятия, эстетические нормы и критерии следовало понимать с позиций фрейдизма, как нечто условное» [7]. И сюрреалисты, безоговорочно приняв идеологию Фрейда «увидели назначение своего искусства в том, чтобы воспроизводить бессвязные образы, возникающие в сновидениях, в бреду или галлюцинациях, т.е. в состояниях, неподвластных контролю разума» [8]. «В Филадельфийском музее искусств экспонируется произведение «Мягкая конструкция с вареными бобами. Предчувствие гражданской войны». Картина создана в 1936 году испанским художником Сальвадором Дали. Над низким горизонтом… угрожающе повисла странная, жуткая конструкция из человеческих рук и ног. Многочисленные, пугающие своей нелепостью сочетания… заставляют вглядываться в обнаженную, спиленную до пояса фигуру с двумя отростками в виде мускулистых рук… вынуждают задержать внимание… на запрокинутой голове, на рассыпанных внизу бобах… Все эти бессвязные зашифрованные детали вызывают ощущение чего-то загадочного, не поддающегося переводу на обычный язык разума. Человек, природа и привычные предметы приобрели в этом произведении пугающий облик, а реальный мир начал казаться бессмысленным и злым. Такие абсурдные ассоциации вызвала у Дали в данном случае испанская действительность, в преддверии событий — гражданской войны. Но так у Дали всегда: к каким бы событиям и сюжетам художник не обращался, он неизменно отказывается от привычного восприятия окружающей жизни и подменяет его болезненной, бредовой, принижающей человеческий разум фантастикой» [9]. По определению самих сюрреалистов «Они объявили войну человеческому разуму вообще… Сюрреализм является средством полного освобождения от ума и всего того, что его напоминает» [10]. Накладывало ли творчество отпечаток на образ жизни художников этого направления? Несомненно, и очень ярко. Они отличались оскорбительным поведением, скандалами, драками, угрозами. «Один из них публично призывал выселить детей в лес, а самим выйти обнаженными на улицы, другой оскорблял всех встречных священников, третий лаял по-собачьи… четвертый, переодевшись грабителем, пугал прохожих. Это скандальное поведение напоминало вызывающие выступления… дадаизма, на почве которого и взошел сюрреализм» [11].

* Экспрессионизм (от expression — выражение) — течение в искусстве и литературе, провозгласившее субъективный мир человека единственной реальностью. Установки этого течения, возникшие на основе чувства обреченности и ужаса перед действительностью, вели к гротескности образов, изломанности форм, искажению внешнего мира. Многие художники-экспрессионисты стали пропагандистами мистики, либо пошли по пути абстрактного искусства [12]. Это искусство отчаяния. «»Продукция» экспрессионизма излучает глубокий пессимизм и сатанизм, проповедует культ уродливого, нарочитую отталкивающую деформацию природных форм. «Негармоничные деформированные формы» [13].

* Дадаизм — (от франц. dada — лошадка, лепет ребенка) — декадентское литературное течение, возникшее в 1916-1920 гг., боровшееся за разрушение художественного образа путем аналогичного поэтического «лепета» [14]. «Дадаизм родился в центральной Швейцарии… в Цюрихе, в 1916 г… Дадаисты искали выход в смехе, издевке,… ниспровержении всех моральных и художественных норм… По мнению дадаистов можно было писать картины в темноте, не различая красок на холсте и палитре. В итоге… Рэй М. продемонстрировал на выставке утюг с припаянными шипами («Подарок», 1921 г.), а М. Дюшан — ночной горшок…». У того же М. Дюшана «оконная рама, затянутая вместо стекла черной кожей, превращалась в недавно овдовевшую женщину,… металлическая расческа с бессмысленной надписью становилась носительницей творческой мысли художника. Пройдя через эксперименты дадаизма и сюрреализма модернизм в наши дни широко комментируется как особое достижение [15]. Наилучшим образом о своем отношении к созданному направлению дадаизму (или дада) и о своем отношении ко всему существующему сказал дадаист Пикабия в своем «Каннибальском манифесте»:

«Что касается дада, то он ничем не пахнет,

Он ничто, ничто, ничто.

Он как ваши надежды: ничто,

Как ваш рай: ничто,

Как ваши идолы: ничто

Как ваши политики: ничто…

Как ваши религии: ничто.

Свистите, кричите, расквасьте мне

морду и потом… я вам скажу, что

вы все дураки» [16].

Современный постмодернизм является продолжателем традиций предшествующих модернистских школ — это перфоманс, видео-арт (для создания и показа своих произведений художники используют видеоаппаратуру). Примером этого является представитель западногерманского видео-арта Йохен Герц, который зафиксировал на пленке «произведение» «Кричи до изнеможения» (1972 г.): на расстоянии 60 метров от микрофона он двадцать пять минут во всю силу своих легких кричал «Алло!» [17]. Современные модернисты «культивируют в человеке чувство страха, безнадежности, трагической обреченности» [18].

* Абстракционизм — (от abstractus — отвлеченный) — иначе его называют беспредметным искусством. Абстракционисты отказываются от изображения реального предметного мира, в их произведениях сочетаются различные объемные изображения (кубы, призмы, конусы), плоскости, пятна различных цветов, и пр. Все это приводит к полному распаду художественных образов и фактически к ликвидации изобразительного творчества [19].

* Импрессионизм — (от impession — впечатление) — художественное течение 2-ой половины 19 и 20 вв., провозгласившее основной целью искусства передачу мимолетных впечатлений, чувственных ощущений художника. Его представителями были Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др. Художники-импрессионисты стремились передать влияние света и атмосферы на цвет предметов, что они достигали раздельными многоцветными мазками. Вместе с тем импрессионизм отходил от жизненных и общественных проблем, и со временем стал неопределенным, лишенным материальности и четкости образа. Культ этого вида живописи — беглое мгновенное впечатление [20].

* Декадентство — (от decadentia — упадок) — общее наименование упадочных явлений в художественной культуре. Основой этого течения является индивидуализм, отказ от познания окружающего мира, оценки жизненных событий, часто проповедует культ войны, аморальность, расизм [21].

* Кубизм — течение в европейском изобразительном искусстве начала 20 века (представители — П. Пикассо, Ф. Леже, Ж. Брак и др.). Ставил своей задачей выявление простых устойчивых форм. Кубисты разлагали в своих произведениях предметы на простейшие геометрические тела (куб, конус и др.), деформируя образы реального мира [22].

* Формализм — (от forma — вид, наружность) — для этого течения характерно противопоставление творчества познанию мира, реальности, превозносится культ формы как таковой. Лежит в основе сюрреализма, кубизма. Приводит к безыдейности в искусстве, разрушению художественного образа и распаду формы. Наиболее ярко выражено это течение в абстрактном искусстве [23].

Итак, подведем итоги. Что же объединяет весьма различные направления современного искусства?

Философская основа, зиждущаяся на антибиблейских принципах (фрейдизм, оккультизм);

Отключение разума при создании картины и подчинение себя каким-то подсознательным ощущениям;

Отказ от общепринятых, общечеловеческих понятий морали, совести.

Извращенная передача образов людей, животных, зданий, картин природы, в крайне искаженном уродливом виде;

Применение наркотиков, различных галлюциногенов для «стимуляции» творчества;

Занятие оккультизмом так же для вдохновения;

Жизнь художников сюрреалистов, экспрессионистов отличалась в подавляющем большинстве случаев низким моральным уровнем, сопровождалась странными таинственными событиями оккультного плана, заканчиваясь, порой, трагически;

Эти направления привели к отказу, особенно среди молодежи, от «устаревшей» культуры (начиная от одежды, музыки, причесок и заканчивая произведениями живописи и литературы), попранию элементарных приличий поведения, распространению наркотиков и спиритизма, как источников вдохновения, сексуальной революции, как символа отказа от нравственных пут, якобы связывающих личность человека; способствовало увлеченности татуировками; чтению эзотерических книг Е. Блаватской, Г. Гурджиева, Д. Андреева, С. Рериха; развитию движения хиппи; искусственному уходу от реальности в несуществующий мир.

Грех, уже 6000 лет господствующий на нашей земле, оказывает свое разрушающее влияние не только на организм человека, окружающую среду, взаимоотношения между людьми и их образ жизни, но и на искусство, которое является отражением современного ему общества, его вкусов, культурного и интеллектуального уровня. Так, афинский Акрополь является символом древнегреческой культуры, Колизей — мощи Рима; Вавилонская башня — гордости вавилонян, Московский Кремль — символом III Рима, Версаль — Франции эпохи расцвета. Каждый из этих памятников даже сам по себе может очень многое рассказать об эпохе, символом которой он является. Символом же искусства нашего времени являются, в частности, полотна экспрессионизма, сюрреализма, и т.д. Именно они стали главными выразителями культуры наших XX-XXI веков. И если бы их сравнил с вышеперечисленными культурными памятниками наш далекий потомок, то он безусловно бы сказал, что общество, жившее в XX-XXI вв., характеризовалось глубоким культурным упадком. Если мы трезво посмотрим на многое, что сегодня принято называть искусством, то мы, подобно мальчику из сказки Г. Х. Андерсена воскликнем: «А король-то голый!» Но более страшно то, что за многими видами современной живописи стоит философия, уходящая своими корнями в бездну и притягивающая туда, благодаря ореолу таинственности и необычности, многих талантливых чутких молодых людей, желающих служить прекрасному, а на деле преклоняющимися пред лжебогом.

Примечания к 3 главе

[1] Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Советская энциклопедия, 1963, т. 2, с. 472.

[2] Рославец Е.Н. Разрушение образа: о некоторых тенденциях современного искусства. — К.: Мистецтво, 1984, с. 60-61.

[3] Там же, с. 61.

[4] Дали С. Дневник одного гения, М, Искусство, 1991.

[5] Дали. Указ. соч.

[6] Там же

[7] Там же.

[8] Рославец. Указ. соч. с. 65.

[9] Рославец. Указ. соч., с. 51-52.

[10] Там же, с. 53.

[11] Там же, с. 53.

[12] Энциклопедический словарь в 2-х томах, М, Советская энциклопедия, 1963, т. 2, с. 690.

[13] Рославец. Указ. соч., с. 13.

[14] Там же, с. 305.

[15] Там же, с. 55.

[16] Там же, с. 57.

[17] Там же, с. 129.

[18] Там же, с. 180.

[19] Энциклопедический словарь в 2-х томах, М, Советская энциклопедия, 1963, т. 1, с. 14.

[20] Там же, с. 410.

[21] Там же, с. 316.

[22] Там же, с. 567, т. 1.

[23] Энциклопедический словарь, в 2 т. М., Советская энциклопедия, 1963, т. 2, с. 587.