Библиотека soteria.ru
Религии мира и Библия
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9832 Все тексты автора Алексей Опарин
Шаманство и северные народы
На десятки тысяч километров тянутся бескрайние земли якутов, ямалов, ненцев, хантов, манси, хакасов, эвенков, долганов, чукчей, коряков. Эти земли очень богатые полезными ископаемыми, лесами, дичью. Возле них на протяжении сотен лет существовали могучие империи и государства: Китай, Жужань, Тюркские каганаты, Россия, Золотая, Белая и Синяя Орда. В то время, когда во всем мире развивались культура, наука и промышленность, строились университеты, заводы, железные дороги, корабли, в их землях все оставалось по-прежнему. Казалось, истории здесь остановилась 2000 лет назад. Полудикое общество на пороге XXI века! Сходные с ними сегодня по уровню развития народы Америки (индейцы) и Африки в свое время испытали бурный взлет, создали великие могучие государства, а эти земли остались нетронутыми. Итак, что же произошло в истории этих народов, почему они остались на уровне племенных отношений? В недавнее время их отсталость (если не сказать по отношению многих из них — деградация) объяснялась уже ранее упоминаемыми неблагоприятными климатическими условиями. Однако это очень слабый аргумент, если вспомнить истории других народов, которые создали свои государства в песках, при жаре +50¦ (страны Африки, Ближнего Востока, Средней Азия), на островах с частыми землетрясениями и тайфунами (Япония), среди неприступных скал (страны Кавказа, Тибет), в выжженной солнцем степи (государство Чингиз-хана, Тюркские каганаты) и др. Видимо, причина в чем-то другом. И этим чем-то другим является объединяющая все народы севера религия — шаманство.
9.1. Шаманы
В основе шаманства стоит фигура жреца-шамана, являющегося посредником между людьми и духами. Когда избирается шаман, с ним происходит «пересотворение», то есть духи «забирают» его душу, и, «переродив» ее по своему усмотрению, «возвращают» шаману. Это «пересотворение» происходит как видимым способом, так и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные жестокие ритуальные действия, в результате чего его тело покрывается кровоподтеками и ссадинами. Но самое страшное происходит с внутренними ощущениями: по рассказам, они чувствовали, как духи «изменяют» их разум и сердце, вкладывая в них свои мысли и чувства. Стоит отметить и то, что человек становится кандидатом в шаманы, когда ощущает внутренний толчок и появление духов в своей жизни. Одной из главных задач шамана является камлание (от тюркского «кам» — шаман), то есть его общение с духами во время ритуальной пляски. Во время этого зловещего обряда шаман впадает в глубочайший экстаз, при котором его психика совершенно отключается. В это время он может совершать необычайно высокие прыжки, невозможные для обычного человека, держать подолгу в руках раскаленное железо или угли. Наблюдаемые учеными шаманы рассказывали, как они общались во время камлания с духами и что те им говорили. Ритуальная пляска шамана изображает его путешествие в мир духов. Этот танец у многих народов сопровождается ударами в бубен, что создает слуховое воздействие на психику человека. Камлание у разных народов происходит в различных местах — в хижинах, под открытым небом, в специальных культовых сооружениях. У одних народов оно совершается днем, у других — ночью. Среди шаманов распространено и такое явление как травестизм. И все это происходит по велению духов. Долгое время шаманов вследствие их необычного, неподдающегося объяснению с человеческой точки зрения поведению считали психически нездоровыми людьми, но на сегодня есть данные их полного психического здоровья. Все это приводит нас к заключению об одержимости шаманов духами. Впрочем, они сами, как и окружающие их люди, все это понимают. Стоит отметить, что пляски шаманов могут длиться на протяжении суток, при этом костюм шамана весит более 30 килограммов, и каждое движение в танце строго регламентировано. Действительно, обычному человеку, даже физически развитому, это не под силу. Шаману же, по словам которого в нем находится дух, сделать это нетрудно. Развито в шаманстве поклонение злым духам с принесением им в жертву животных и… людей. Шаманы делятся на белых и черных, то есть общающихся с «верхними» и «нижними» духами. У шаманов есть свое видение мира, представленное в сложной структуре мирового дерева, где переплетаются разные сферы. Внешний вид шамана соответствует выполняемым «функциям» — белый или черный, причем каждая деталь одежды имеет символическое значение. Глубоко ошибаются те, кто думает, что шаман может быть искусным актером или шарлатаном. Исследования четко доказывают, что помимо необычайных явлений, сопровождающих камлание, шаман обязан каждый день «доказывать» свою силу, то есть находить пропавших животных, предсказывать события на ближайшее время, исцелять больных. И все это он совершает с поразительной точностью. Шаман является также искусным психологом, который «видит» даже незнакомого ему человека насквозь (29, 30, 118, 126, 133).
9.2. Духовные рабы
Во время камлания страшная сила, овладевающая шаманом, подчиняла себе и присутствующих людей. В результате этого они также впадали в транс, с выключением психики (состояние одурманивания). Люди оказывались во власти неведомых сил, управлявших ими. Каждое камлание оставляло глубокий след в психике людей в виде чувства неописуемого страха перед самим шаманом, а главное, перед духами, владевшими им. Разум человека, подчиненный страху перед потусторонней силой, оказывался скованным. Шаманы жестоко карали любые новшества, занятие наукой, препятствуя прогрессу, ибо проще иметь дело с темной толпой, чем с образованными людьми. От человека при этом не требовалось ничего иного — только поклонения духам. Таким образом, целые народы превращались в рабов неведомой темной силы. Наряду с падением уровня развития, ухудшалось и физическое здоровье, находящееся в теснейшей связи с состоянием нервной системы. Продолжительность жизни людей уменьшилась, в среднем, до 28 лет. Умирая в этом возрасте, люди имели вид дряхлых стариков. Улучшению условий жизни эти народы поддаются с трудом, плохо приживаются в непривычных для них условиях быта, которые им предоставляли в бывшее советское время, предпочитая во дворе новых домов строить чумы или яранги и жить в них. Но многие северяне, сбросив с себя страшное иго злых сил, получают сегодня образование в школах, обучаются в университетах, становятся специалистами и учеными. Однако в последнее время вновь и вновь шаманство набирает свою силу. Во многих автономных северных республиках России идею суверенитета связывают с идеей возрождения шаманства как государственной религии. Бурное возрождение шаманства свидетельствует о приближающемся конце времени, в которое, как написано в Библии, восстанут лжепророки. По своей сути, как это видно, шаманство представляет собой одно из ответвлений сатанизма, причем весьма открытое! Состояние одержимости злыми духами, описанное в Библии, полностью соответствует явлениям, наблюдаемым в шаманстве. Камлание же представляет собой явный обряд поклонения дьяволу. Действительно, как страшно, когда целые народы, отходя от Бога, попадают под влияние сил зла. Сегодня среди бескрайних снегов севера снова звучит Трехангельская весть, подобно лучу солнца рассеивающая мрак и ведя к спасению тысячи людей, обретающих вместо слепого ужаса радость от общения со своим Творцом (25, 29, 30, 118, 126, 133).