Библиотека soteria.ru
Религии мира и Библия
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 9820 Все тексты автора Алексей Опарин
Синтоизм и Япония
Сегодня в мире одной из самых загадочных стран, несомненно, является Япония. На протяжении почти двух тысячелетий она была изолирована от окружающего мира и только в середине XIX в. открыла свои двери в окружающий мир. Из раздробленной феодальной державы, терзаемой сановниками и сегунами (верховными правителями) с эфемерной властью императора, она превратилась в могучее агрессивное милитаристское государство, разгромившее Китай и нанесшее существенное поражение России. В последующие годы Япония становится центром и диктатором всей Восточной Азии. Вместе с гитлеровской Германией и Италией она образует фашистскую ось, заставившую трепетать весь мир. Япония наносит страшное поражение США при Перл-Харбор, затем в течение нескольких лет успешно сражается с этой супердержавой, удивляя весь мир смертниками — камикадзе. После поражения Японии во второй мировой войне всем казалось, что с ней, как с сильной экономической и политической державой, покончено, но прошло несколько десятков лет, и она преодолевает послевоенную разруху, а затем превращается в мощнейшее капиталистическое государство — члена Большой семерки (рядом с США, Англией, Канадой, Францией, Германией и Италией). В чем же секрет успеха этой страны?
З.1. Япония — страна особого предназначения
Древнейшей и самой распространенной религией японцев является синтоизм, обозначающий в переводе «путь богов». В отличие от конфуцианства и буддизма, синтоизм — это сугубо национальная религия, характерная только для японцев. В ее пантеоне насчитывается более 8 миллионов богов (ками), к которым относятся также духи умерших, духи рек, гор, озер и покровители ремесел. По этому учению люди после смерти могут становиться ками, от которых они произошли. Эта религия не требует от своих последователей молитв или чтения священных текстов. Достаточно лишь участвовать в храмовых празднествах и церемониях. Ритуалы (церемонии) играют здесь не меньшую роль, чем в конфуцианстве. Каждая деталь, мелочь быта, будь то приветствие или чаепитие, облекается в длинную церемонию. Цель человека — гармонично существовать с природой, отсюда обычай — в японских жилищах почти отсутствует мебель, и каждый дом, по возможности, украшается пусть иногда маленьким, но садиком, или лужайкой, или живописными крошечными озерцами с миниатюрными хаосами (нагромождением камней), то есть элементами дикой природы. Долгое время мифы и верования сосуществовали без всякой системы, пока в своде законов «Тайхоре» (702 г. по Р. Х.) синтоизм не получил статуса государственной идеологии. В основе синтоизма лежит провозглашение божественной природы власти японского императора, родословная которого уходила к богам. «В императорах живут боги, которые и руководят всей их деятельностью», — провозглашает синтоизм. Отсюда и идея о непрерывности императорской династии. Философские школы синтоизма формируют еще одну часть идеологии — кокутай (тело государства), согласно которой божества живут в каждом японце, осуществляя через него свою волю. Открыто провозглашается особый божественный дух японского народа и его превосходство перед всеми остальными. Было так же объявлено об особой роли Японии в этом мире, где она должна занимать центральное место. Япония — это страна богов, перед которой должны склониться все остальные страны, если не добровольно, то под действием силы. Долгое время этой идеологии не давал должной силы буддизм и конфуцианство, проникшие в страну с материка, привнеся свои элементы в жизнь японского общества. Они сдерживали влияние синтоизма. Последний получал лишь лидирующее положение в периоды опасности для страны, в такие, например, как угроза иностранной интервенции в ХIII в., когда монголы при Хубилае пытались покорить Японию, или при внутренних смутах, как при Токунаве Иэясу в 1603 г. В 1868 г. после революции Мэйдзи синтоизм становится государственной идеологией, на которой начинает строиться внешняя и внутренняя политика страны. Принципы о богоизбранности Японии и ее народа выливаются в захватническую внешнюю политику, начало которой положили успешные японо-китайская (1894-1895 гг.) и русско-японская (1904-1905 гг.) войны. С приходом в 1930-е годы к власти стране профашистских партий создается программа по образованию Великой Японии, которая должна включать в себя Китай, советский Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии. В 1937 г. начинается полномасштабная война с Китаем, в ходе которой были разгромлены не только китайцы, но и поддерживающие их англичане. В течение последующих лет были завоеваны Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бирма и др. В ходе военных действий всех поражало мужество, переходящее в фанатизм, японских воинов, которые жертвовали своей жизнью во имя победы. Они были готовы по приказу командира убить себя, если это было нужно для победы. Лично для себя ничего не искал ни один японский солдат, привыкнув довольствоваться малым: раз в день блюдо «Восходящее солнце» — горка вареного риса с кружочком моркови сверху, чай и рюмка сакэ (рисовой водки). Особую известность получили специальные части камикадзе, или летчики-смертники, которые направляли свои самолеты на корабли и технику противника, погибая при этом сами. Однако мало кто знает, что своим появлением камикадзе обязаны синтоизму.
Впервые этим термином, обозначающим в переводе «божественный ветер», были названы тайфуны, уничтожившие в 1274 и 1281 гг. монгольские суда, направлявшиеся к берегам Японии. Богиня Аматэраса, покровительница безопасности Японии, якобы возложила обязанность по охране страны на летчиков, направляемых «божественным ветром». Все погибшие объявлялись богами (ками) и в их честь воздвигались храмы и устраивались ежегодные — 17 ноября — пышные церемонии, возглавляемые самим императором. Этой же чести удостаивались солдаты и моряки, отдавшие жизнь за могущество Японии. Поэтому, отправляясь на верную смерть, японские воины верили, что они уже становятся богами. После поражения в войне под давлением союзнических войск был объявлен отказ от синтоизма как государственной идеологии и прекращено финансирование его храмов. Однако впитанные с молоком матери его принципы продолжали жить и живут сегодня среди японского народа. Слепое повиновение руководству и железная дисциплина, не допускающая никакого расхолаживания, позволили японцам в короткий срок восстановить пошатнувшуюся экономику. Святая вера в особое предназначение своей страны заставила забыть все личные интересы и выгоды во имя главной идеи — Великой Японии. Сегодня известно, что японцы как рабочие и сотрудники — самые лучшие во всем мире. Они даже отказываются порой от отпусков (кстати, на большинстве предприятий очень коротких — всего 1 неделя) и проводят более 10 часов на работе, связывая свою жизнь с тем предприятием, где они работают. Семья, чтение книг, спорт — все отходит на второй план перед работой. Немного грустно об этом писать, но народ, трудолюбивый, терпеливый (достаточно вспомнить сложнейшие климатические условия — цунами, тайфуны, частые землетрясения, обрушивающиеся на острова), народ с романтическим мечтательным характером (вспомним необычайно живописные садики и хаосы у домов, любовь к путешествиям — если нет возможности отправиться за пределы своей страны, то хотя бы пешим двухдневным маршрутом на Фудзияму, чтобы оттуда полюбоваться восходом солнца) является в то же время и народом-роботом, с огромной интенсивностью и самоотдачей работающий не для счастья семьи или общества, а во имя утопической идеи о Великой Японии, которая должна если не завладеть, то, по меньшей мере, стать во главе всего мира (24, 27, 28, 29, 49, 52, 60, 95, 101, 118, 154).
В следующей главе мы перенесемся в страны минаретов и муэдзинов.