Супруг трех цариц

Через 16 лет после отставки Понтия Пилата, в 52 году по Р. Хр. Правителем Иудеи был назначен Антоний Феликс, «супруг трех цариц» [1]. Своим назначением новый прокуратор был обязан нескольким факторам. Во-первых, он был братом Палласа, фаворита императора Клавдия, ведавшего финансами всей империи [2]. Во-вторых, третьим браком он был женат на Друзилле, младшей дочери царя Ирода Агриппы Первого, которая ради этого брака развелась со своим прежним мужем Азизом, царем Емеса (Феликс до этого был женат на дочери мавританского царя Юбы Второго). В эти годы ситуация в Иудее постоянно накалялась и Клавдий считал, что назначением наместником человека, связанного родством с иудеями, ему удастся добиться стабилизации в этой римской провинции. Но император ошибся. Достигнув реальной власти, Феликс раскрыл свой истинный характер. Он полагал, что при такой могущественной поддержке он может творить любые беззакония. Среди иудеев, недовольных правлением Феликса, начался мятеж, и новый прокуратор неуместными мерами толкал их на новые беспорядки [3]. По мнению Тацита, особой жестокостью и сластолюбием отличался именно Антоний Феликс — «раб на троне» [4]. В стране то тут, то там начали вспыхивать восстания и беспорядки, главными из которых были восстания сикариев и так называемого лжепророка из Египта (см. ниже). Убийства и нападения бандитов среди бела дня стали обычным явлением даже в Иерусалиме. Феликс жестоко подавлял беспорядки, распиная и вешая разбойников, но ситуация не улучшалась. С каждым днем война разгоралась все сильнее [5]. И вот, когда наместник оказался в тупике — с одной стороны, выходящая из повиновения римская провинция Иудея, с другой — собственные чрезмерные денежные и плотские запросы — он встречается с апостолом Павлом. В 24 главе книги Деяния подробно описана эта встреча, предусмотренная Господом, как спасательный круг для погибавшего духовно и политически Феликса. Речь Павла взволновала его и вызвала явный интерес. Наместник слушал апостола вместе со своей женой Друзиллой, которая, по мнению ряда историков, была заинтересована в судьбе Павла [6]. Однако, когда апостол заговорил «…о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:25). Слушая Павла, прокуратор боролся сам с собой: с одной стороны, он видел справедливость его слов, а с другой — он понимал, что если следовать им, то придется отказаться от привычного образа жизни, который он вел до сих пор — от любимых греховных привычек, от взяток, предательств, женщин, жестокости… Не в силах сделать однозначный и окончательный выбор в ту или иную сторону, Феликс решил отложить его на некоторое время, «на потом».

Не так ли поступают сегодня очень многие люди? Повседневные заботы, суета, нежелание расстаться с собственными грехами и слабостями, опасение выглядеть в глазах других людей не такими, как они, заставляют порой очень многих откладывать главный выбор своей жизни, выбор, которого от нас так ждет Господь. Нередко человек склонен себя успокаивать тем, что впереди еще очень много времени до старости, а вот когда она будет не за горами, тогда и наступит время для того, чтобы заняться духовными вопросами. При этом сегодняшние люди, подобно Феликсу, пренебрегают советом Бога, Который сказал: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55:6). Поэтому когда человек откладывает на неопределенное время свой выбор, ему необходимо помнить, что этого времени может и не быть. Именно так и произошло в судьбе Феликса. Спустя менее чем два года после первой встречи наместника с Павлом, произошло восстание, римские воины были перебиты бунтовщиками и Иудея запылала бы в пожаре войны, если бы ей на помощь не явился правитель Сирии Квадрат. Он недолго раздумывал, как поступить с иудеями, дерзнувшими на убийство римских воинов, и они поплатились за это головой. Медлил он лишь в отношении… Феликса [7]. Только благодаря собственным связям Феликс избежал смертной казни за полное расстройство дел в Иудее, но своего поста ему пришлось лишиться и он навсегда сошел с политической арены, повергнулся изгнанию, где и умер. Феликсу пришлось пережить более страшную трагедию, чем изгнание: в 79 году по Р. Хр. во время извержения вулкана Везувия погиб его единственный сын от Друзиллы [8].

Странный вид имеет кривая жизни Феликса! Вначале он, молодой греческий раб, освобожденный и возвеличенный императором Клавдием, затем правитель Иудеи, потом — жалкий изгнанник, несчастный человек. Ярко вспыхнувшая и столь же стремительно погасшая жизнь… А ведь она могла сложиться по-иному, сделай он выбор в тот день, когда к нему обратился Господь через апостола Павла.

Собственными словами «теперь пойди…» наместник Феликс вынес себе приговор, отказавшись от Бога, побоявшись выпустить из своих рук то, что казалось ему таким дорогим и необходимым. И что же в итоге? Бесславная потеря всего, с чем он так опасался расстаться, разбитая жизнь и гибель для вечности.

Не говорите ли сегодня и вы на зов Спасителя: «Теперь пойди, а когда найду время, позову Тебя»?..

На следующих страницах мы узнаем о человеке, который считал себя очень дальновидным, но… главного как раз увидеть и не смог.

Примечания ко 2 главе

[1] Гай Светоний Транквилл, Жизнь двенадцати цезарей. М., Наука, 1966, 28, с. 141.

[2] И. Флавий, Иудейская война, Минск, Беларусь, 1991, с. 166, 480.

[3] К. Тацит, Сочинения, СПб., Наука, 1993, Анналы. Кн. 12, 54, с. 207.

[4] К. Тацит, Сочинения, СПб., Наука, 1993, Анналы, кн. 5, 9, с. 551.

[5] И. Флавий, Иудейская война, Минск, Беларусь, 1991, кн. 2, гл. 13, 6, с.168.

[6] Р. Браунригг, Кто есть кто в Новом Завете, словарь, М., Внешсигма, 1998, с. 55.

[7] К. Тацит, Сочинения, СПб., Наука, 1993, Анналы, с. 208.

[8] Р. Браунригг, Кто есть кто в Новом Завете, словарь, М., Внешсигма, 1998, с. 311.