Библиотека soteria.ru
Хранители времени
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 14889 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 3. Что есть братство?
И вот именно с таким народом предстояло Израилю продолжить войну, но теперь уже без Иисуса Навина. Перед тем, как начать активные боевые действия, вожди колена Иуды обращаются к колену Симеона. «Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон» (Суд. 1:3). В минуты опасности Симеон не предпочёл отсиживаться в стороне и наблюдать за войной Иуды с хананеями, но предпочёл разделить все тяготы со своими собратьями колена Иуды. Дух братства… Не потеряли ли мы его окончательно в наше время? Время, когда каждый исходит только из соображений собственной выгоды и расчёта. Сегодня психологи и молодёжь не стесняются говорить о том, что даже жена — это профессия, а все разговоры о любви, верности, преданности — это вчерашний день. И потому, если подвернётся более выгодный мужчина, богатый или влиятельный, то надо сменить работу жены у прежнего мужа и поступить на ставку жены к новому. Поэтому, если даже узы брака превращены в сделку, то что уж говорить о братстве. А между тем, как часто каждому из нас не хватает верного плеча друга. Как часто мы ищем и не находим помощи, да просто понимания, когда нам тяжело и больно. И как бывает приятно, когда оказывается, что есть люди, которые просто так готовы нам помочь, будь то в ремонте по дому или на работе. Христос, обращаясь к нам, сказал: «все же вы — братья» (Мф. 23:8). И давайте задумаемся на минуту, что было бы, как изменился бы наш мир, если бы мы помнили и осознавали это. Осознавали то, что мы не враги, не конкуренты, а братья и сестры. Скольких бы не было тогда убийств, насилий, ссор. Ведь мы действительно являемся братьями и сестрами как потомки Адама и Евы. Более того, Кровь Христа, умершего за каждого из нас, соединила навеки узами любви и прощения всё человечество. Но почему мы тогда всё время рвём узы? Зачем? К сожалению, сегодня уже не только в миру, но и в церкви, члены которой именуют себя христианами, мы забываем и попираем братство. Да, в церкви мужчин называют братьями, а женщин — сёстрами, но стоит ли что-либо за этим словом. Или это просто обращение, как, гражданин, товарищ, используемое к тому же часто совершенно не к месту. Так, разве своих кровных братьев и сестёр мы зовём брат Иван или сестра Мария. Мы просто говорим Иван, Маша. Нам не надо подчёркивать, что они наши братья или сёстры. Они это и так знают. Зато в церкви, когда дух истинного братства утерян, компенсировать порой это хотят высокопарным обращением: брат, сестра. Как можно называть другого братом, когда ты «моешь» ему кости, болезненно следишь за его успехами и с радостью ловишь каждый промах и падение? Как можно называть кого-то братом, если ты равнодушно относишься к нему, его горю и заботам. Как можно называть кого-то братом, если ты просто используешь его. Как можно называть кого-то братом, если ты не уважаешь его. Что стоят эти велеречивые проповеди о братстве, что стоят эти красивые слова, если в жизни они не находят подтверждения? Ведь нет ничего хуже религиозного лицемерия. Лицемерия, когда приходится наблюдать, как члены церкви, ненавидящие порой друг друга, называют один другого сестрами и трогательно держатся за руки. Братство помимо помощи подразумевает и прямоту. Т. е., когда возникает какой-то вопрос, проблема, она решается прямо, открыто, пусть и не всегда приятно для слуха. Но как редки сегодня стали прямые откровенные разговоры. Удивительно, но утрачивая дух братства, единства в церкви, мы продолжаем просить Бога в молитве благословить нас, наших детей, излить Поздний дождь. На что мы надеемся? Или молитва тоже стала для нас формальностью? Ведь условие получения даров Святого Духа — это единство. Именно на этих условиях (Деян. 2:1) апостольская церковь получила Ранний дождь. Итак, спросим себя, какие мы братья и сёстры нашим ближним? Или мы только требуем братской любви и внимания к себе, не давая при этом её сами. Это другая сторона данной проблемы, состоящая в том, что библейское понятие о братстве верующих мы воспринимаем так, что придя в церковь, нам все обязаны. Нам обязаны помочь материально, дать одежду, убрать в квартире. И если этого не делают, то мы сразу говорим, что в церкви мало любви и нет братьев и сестёр. Знаю одну сестру, которая считает в порядке вещей придти без приглашения в дом, остаться там ночевать, а когда заболевает, то приходит к своей подруге, чтобы пожить у неё и чтобы та ухаживала за ней. Но при этом сама почему-то не проявляет того, что требует от других. Если мы не являемся настоящими братьями и сестрами, то это значит, что Кровь Христа ещё не смыла наш грех, ибо мы не пожелали этого. Это значит, что любое служение, каким бы важным оно ни было, не даст ничего нам в деле нашего спасения. Слова «братья и сёстры» не должны быть «избитыми» и «дешёвыми», как то мы наблюдаем нередко сегодня. Сейчас у каждого из нас есть, с Божьей помощью, реальная возможность стать духовным братом или сестрой. Ибо в этом единство церкви, её сила, и залог нашего спасения. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14).
И «так как к тому времени дела хананеян опять поправились, то они с большим войском стали поджидать евреев близ города Везеки, поручив предводительствование этим войском царю Везеки, Адонивезеку (это имя значит „владыка Везеки“, потому что слово „адон“ означает по-еврейски владыку, господина), и рассчитывали побить израильтян благодаря тому, что умер Иисус Навин. Сойдясь с этими хананеянами, еврейские войска в составе двух вышеупомянутых колен блестящим образом сразились с ними, перебили у них свыше десяти тысяч человек, остальных же обратили в бегство и бросились за ними в погоню. При этом они схватили Адонивезека, которому отрубили большие пальцы на конечностях, так что он сказал: „Я убеждаюсь теперь, что Господь Бог всегда воздаёт человеку по его заслугам, потому что я подвергся ныне тому же самому, что я сам некогда причинил семидесяти двум царям“». [Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Литература, 1994. Т. 1. Книга 5. Глава 2, 2. С. 226]. От былой столицы Адонивезека — города Везека (в переводе молния, сияние) практически ничего не сохранилось. Его жалкие остатки идентифицированы с местечком Бецках (31053’ с.ш., 34058’ в.д.). Наказание, которому был подвергнут этот правитель, было весьма распространено в древнем мире. Так афиняне, победив эгинян, подвергли их той же участи, отрубив большие пальцы на правой руке. Древние персы поступили так с пленными греками, и когда Александр Македонский занял Персеполь, нашёл там 800 изувеченных греков. Делалось это по двум основным причинам. Во-первых, человек с отрубленными пальцами не мог владеть оружием, и, во-вторых, в этом состоял элемент унижения, ибо не имея пальцев, человек был вынужден есть подобно собаке, ртом, ползая близ стола пирующих победителей. Однако Адонивезек не был подвергнут унижению. Израильтяне «доставили его живьем в Иерусалим, где он умер и был ими похоронен». [Флавий. Указ. соч. С. 226]. Учитывая то, что как будет отмечено ниже, Иерусалим был крайне недолго в руках иудеев, царь Адонивезек недолго прожил после своего поражения. А тот факт, что он был погребён иудеями, говорит также о многом. Ибо врагов просто зарывали в землю, погребение же требовало и времени, и средств. Быть может, такая перемена отношения иудеев к Адонивезеку была вызвана его покаянием, ибо поражение от иудеев, увечья, нанесённые ему, не только не озлобили его, а привели к тому, что он признал свои прошлые грехи, сказав, что его постигло лишь то, что он заслужил. И это сказал недавний язычник. А как часто мы, именующие себя христианами, озлобляемся, когда в нашей жизни происходят неприятности, не желая при этом вспомнить, а может быть к нам просто вернулось то, что мы когда-то делали другим людям? Думаю, нам есть, чему поучиться у Адонивезека. После разгрома хананеев и ферезеев, войска иудеев подступили к городу иевусеев Иерусалиму. Иерусалим тех лет представлял собой небольшую, но мощную крепость, располагавшуюся на юго-восточном холме (который впоследствии стали называть Городом Давида). Основание города уходит своими корнями в глубокое прошлое. Так наиболее раннее письменное свидетельство (кроме Библии) об Иерусалиме содержится в так называемых египетских «надписях проклятий», датируемых XIX—XVIII вв. до х. э. Дошли до нас и имена первых правителей Иерусалима — Мелхиседека, Иркама и Вшсана. Упоминается город и в Тель-Амарнской переписке, где содержатся письма царя Иерусалима Абди-Хеба, обращённые к фараону Египта, в связи с вторжением иудеев в Палестину. [Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Политиздат, 1953. С. 385; Донини А. Люди, идолы и боги. М.: Политиздат, 1966. С. 157; Бецольд К. Ассирия и Вавилония. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1904. С. 34]. Во времена Иисуса Навина иудеи нанесли под Гаваоном жестокое поражение иерусалимскому царю Адониседеку, но сам город ими взят не был. [Мазар Б. Города и области Земли Израиля (на иврите). Иерусалим, 1976. С. 24]. Хозяевами города в те дни были иевусеи, одно из хананейских племён, родственное хеттам. И вот иудеи приступили к осаде Иерусалима, захватив вскоре сам город и предав его огню. Однако полного уничтожения иевусеев не произошло. Иудеи довольствовались лишь сожжением крепости, да и то по данным ряда авторов лишь частично. [Флавий. Указ. соч. С. 226—227]. Следующим крупным городом, который встал на пути иудеев, был Хеврон. Это была одна из лучших крепостей своего времени. За свою долгую историю он несколько раз менял названия: Мамре — во времена Авраама (Быт. 23:19, 35:27), Кириаф-Арба — при Иисусе Навине и судьях, Хеврон — в царскую эпоху, Castellum ad Sanctum («Крепость святого Авраама») во времена крестоносцев, и, наконец, в наши дни Харбун или Эль-Халиль (в переводе друг Божий). Это также один из немногих древнейших городов Палестины, который сохранился до наших дней, прославившись на весь мир своими стеклянными изделиями. Особым паломничеством в наши дни пользуется городская мечеть (хотя туда пропускают мало кого), которая, как считается, построена над пещерой Махпела, где были погребены Авраам, Исаак и Иаков с их женами Сарой, Ревеккой и Лией. Раскопки Хеврона продолжались на протяжении длительного времени, главными из которых были археологические исследования, проводившиеся в 1926—1927 гг. доктором Андасом Мадером, директором Восточного института Германского общества им. Гёрреса. Они явили глазам археологов следы страшного разрушения, которому подвергли город иудеи. Интересно, что «там ещё оставалось в то время племя гигантов, которые выдавались среди остальных людей огромным ростом и страшною внешностью, так что вызывали во всех изумление, переходящее в страх, благодаря их мощному голосу. Ещё и по сей день показываются их исполинские кости, и кто не видел их лично, тот не поверит, как чудовищно велики они. Этот город был предоставлен в знак особого отличия левитам, и к нему было прирезано ещё сверх того пространство в две тысячи локтей». [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. Книга 5. Глава 2, 3. С. 227]. Из-под Хеврона израильтяне двинулись к Кириаф-Сеферу (в пер. город книг). Название города было неслучайным, ибо он являлся одним из религиозных и культурных центров хананеев. Его более позднее название — Давир (в переводе оракул, прорицатель) так же свидетельствует об этом. Развалины Давира были обнаружены под 31025’ с.ш. и 34021’ в.д. Их исследование было проведено археологической экспедицией Ксенийской семинарии и Американской школы в Иерусалиме, проходившей в 1926—1928 гг. На несколькометровой глубине археологами был обнаружен глубокий слой золы, деревянного угля и извести, с признаками сильного огня и следами хананейской культуры XV—XIV вв. до х. э. Было показано, что город был разрушен и сожжен во времена Иисуса Навина. [Malamat A. Ursprünge und Frühgeschichte, in: Geschichte des Jüdischen Volkes. Bd I. München, 1981. P. 66—67]. Позже Давир был восстановлен и заселён иудеями. Итак, впервые город был завоёван иудеями ещё при Иисусе Навине (Нав. 10:38, 39), но вскоре после его смерти вновь перешёл к хананеям. И вот иудейские войска снова под его стенами. Давир был весьма внушительной крепостью. К тому же и Хананеи защищали его лучше многих других городов, так как он был их религиозным центром. Поэтому неслучайно один из старых сподвижников Навина Халев, обращаясь к иудеям, сказал: «кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену» (Суд. 1:12). «И взял его Гофониил, сын Кеназа, младшего брата Халевова, и Халев отдал в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, Гофониил научил ее просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? [Ахса] сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей [Халев по желанию ее] источники верхние и источники нижние» (Суд. 1:13—15). После победы над Кириаф-Сефером иудеи захватывают город Цефаф (в пер. возвышенное место). Ныне от него практически не осталось никакого следа. Его жалкие остатки скрываются под холмом Себайт (30052’ с.ш., 34042’ в.д.). Поэтому неслучайно этому месту было дано название Хориа, т. е. полное уничтожение. Затем последовали громкие победы над филистимскими городами Газой, Аскалоном, Екроном. Казалось, что вот-вот, и вся богатая Палестина не устоит под ударами иудейских воинов…