Глава 11. Тучный царь

«И покоилась земля сорок лет. И умер Гофониил, сын Кеназа» (Суд. 3:11). «После его смерти положение израильтян снова ухудшилось вследствие вновь наступившего периода безначалия, и так как они отвратились от богопочитания и совершенно перестали повиноваться законам, то дела их пошли всё хуже и хуже, так что заметивший их внутренние неурядицы моавитский царь Еглон пошёл на них войною. Ему удалось в нескольких битвах разбить их, заставить их отказаться от всякой мысли о самостоятельности, совершенно сокрушить их силы и наложить на них значительную дань. Затем он воздвиг себе дворец в Иерихоне, всяческим образом стал притеснять народ и в продолжении восемнадцати лет довёл его до окончательного разорения». [Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 5. Глава 4, 1. С. 236]. Итак, в новой страшной беде, постигшей их, виноваты были сами израильтяне. Царь Еглон захватывает их не столько благодаря силе своего оружия, сколько благодаря тем неурядицам и расколам, которые начались у самих израильтян. Причём эта их политическая нестабильность была прямым следствием нарушения Божьего Закона. Книга Притчей раскрывает один из универсальных механизмов гражданской войны, неукоснительно срабатывающий в любом обществе и в любом временном периоде. «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников» (Прит. 28:2). Нарушение Божьих заповедей — не убей, не пожелай, не кради — приводит к криминальному кризису. Нарушение заповедей — не прелюбодействуй, почитай отца и мать — к кризису института семьи. Нарушение заповеди — не лжесвидетельствуй — к судебному кризису, а нарушение «не сотвори себе кумира» — к непочитанию Единого Бога, а осквернение субботы — к потере духовных ценностей, на которые должно ориентироваться общество. В результате создаются необходимые предпосылки для комплексного кризиса, охватывающего все стороны жизни общества. Причём излечить его человеческими материалистическими методами невозможно. Ибо как понять, что хорошо и что плохо, что можно, а что нельзя, если потерян Бог, а с Ним — система духовных ценностей, моральный закон. Сегодня мы живём в схожее время, когда мир пытается разрешить глобальный кризис экономическими, социальными и др. программами. Но как это можно сделать, если открыто идёт пропаганда разврата, алкоголизма, жестокости. Почему нельзя красть, если можно прелюбодействовать? И почему надо с почтением относиться к начальству, если Бога можно не почитать, попирая Его Авторитет нарушением субботы? Общество не может быть здоровым без духовно здоровых семей и отдельно взятого человека. Подобный духовный кризис, предшествовавший в Израиле покорению его Еглоном, был у нас в 1917 году, когда при царском дворе правили тёмные силы, интеллигенция упивалась оккультизмом, народ частью формально ходил в церковь, частью жил, поклоняясь маммоне, а частью готовился построить общество путём классовой борьбы. То же пережила и Англия при Кромвеле, и Франция — в период революции 1789 года, и Испания времён генерала Франко. Поэтому царю Еглону не стоило большого труда покорить народ, переживавший подобный кризис. Второй механизм того, что случилось с Израилем, открывает нам Книга Судей. «Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян, за то, что они делали злое пред очами Господа» (Суд. 3:12). На первый взгляд, удивительно! Бог укрепляет язычника Еглона против Своего же Собственного народа. «Где же Божья любовь», — воскликнут многие! Но на это удивительное библейское утверждение человеческое восклицание будет ещё более удивлённым, ибо ответ состоит в том, что Божья любовь как раз и заключается именно в этом. Именно в том, что Бог укрепляет Еглона, позволяя ему покорить израильский народ. Дело в том, что главная цель Господа — это спасение человека. Но часто мы не откликаемся на Божью любовь, предпочитая идти своим путём, к своей же собственной гибели. Мы идём настолько уверенно, что вообще не обращаем внимания на различные Божьи призывы остановиться. И тогда Господь вынужден останавливать нас с помощью тех методов, которые поймёт наша греховная природа. И поэтому Он, порой, и допускает, чтобы в нашей жизни появились подобные Еглоны. Далее, данный стих показывает, что Господином истории является Бог, и ничего не происходит без Его воли. Это далеко не означает, что всё, что происходит в нашем мире, Он одобряет. Конечно же, нет. Но в то же время Он допускает, порой, многое, во-первых, потому, что зло становится выбором для многих людей, а Христос не насилует волю человека, а во-вторых, чтобы через допущение различных проблем остановить человека на его гибельном пути, и таким образом через временные страдания спасти его для вечной жизни. И, наконец, неслучайно, что покорителем Израиля стал именно Еглон. Дело в том, что Библия (Суд. 3:17) и древние хроники подчёркивают необыкновенную тучность царя, причина которой была в невоздержании в еде, неге и развлечениях, которые имел данный правитель. Подавляющее большинство правителей древности были воины, непосредственно возглавлявшие войска и участвовавшие в битвах. Но этот моавитский царь предпочитал обильную трапезу и сон. И потому ему с его массой тела, конечно же, двигаться было трудно. Еглон потворствовал своей плотской природе. Но ведь и Израиль того времени вёл себя точно также. Выше мы уже видели, как спокойная жизнь в своё удовольствие привела к тому, что иудеи отказались от предначертанной им Самим Богом миссии очистить Ханаан от греха, сокрушить развратившиеся народы. Но вместо этого израильтяне сами вскоре стали вести себя также плотски, как и другие хананеяне. Они стали духовно тучными. А тучность в Библии — это один из символов греха. Так, описывая греховность народа, Иеремия говорит: «Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда» (Иер. 5:28). Говоря о нечестивых, царь Давид сравнивает их с тучными тельцами. «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня» (Пс. 21:13). Бог наказывает эту духовную тучность. «Гнев Божий пришел на них, убил тучных их» (Пс. 77:31). «За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня» (Ис. 10:16). Эта же духовная тучность будет сопровождать и многих из тех в наши дни, которые себя относят к Божьей церкви и о которых Христос говорит: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 4:17). Духовная тучность — это самодовольство, самодостаточность, это поклонение культу плотских желаний и похотей. Постепенно этот плотский человек убивает в нас духовного, и мы становимся плотскими людьми. Тучность обволакивает наш разум, мысли, сердце. Мы оплываем духовным жиром, тупеем и духовно деградируем. Пока в нас здравствует и правит нами этот «тучный человек», нам никогда не видать свободы. Тучные люди всегда много спят, так же будем духовно дремать и мы, не замечая тех знамений времени, в которое живём. И тогда время Второго Пришествия Христа подойдёт незаметно для нас, и мы окажемся в числе неготовых к нему. И вновь сыны Израиля вспомнили о Боге. «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу» (Суд. 3:15). «В Иерихоне жил некий юноша из колена Вениаминова, по имени Аод, сын Гира, отличавшийся большою храбростью, смелостью и предприимчивостью наравне с необычайною физическою силою, заключавшейся особенно в его левой руке, которой он действовал лучше, чем правой. Он был своим человеком у Еглона, так как сумел обратить на себя благосклонное внимание последнего различными подарками и мелкими услугами, вследствие чего и все окружавшие царя были дружественно расположены к нему. Однажды он понес в сопровождении двух слуг подарки царю. Тайком он привязал к правому бедру своему под одеждою меч и таким образом вошел к царю. Дело было летом, в полдень, когда стража, отчасти от сильной жары, отчасти будучи занята обедом, отправляла свою службу довольно вяло. Вручив Еглону, находившемуся в летнем павильоне, подарки, юноша вступил с ним в продолжительный разговор. Они были одни в комнате, потому что царь, чтобы не было свидетелей при их времяпрепровождении, велел уйти слугам. Так как он сидел на троне, то Иуд боялся, как бы ему не промахнуться и не нанести несмертельного удара. Поэтому он побудил царя встать со своего места, сказав, что имеет, по повелению Божьему, сообщить ему о сне, который он видел. Когда же царь, радуясь услышать подробности об этом сне, соскочил со своего трона, то Иуд вонзил ему меч в сердце, не извлек его из трупа, но быстро вышел, заперев за собой дверь. Между тем слуги царские дремали, полагая, что и повелитель их заснул. Тем временем Иуд немедленно известил жителей Иерихона о совершившемся и стал убеждать их вернуть себе свободу. Те с удовольствием узнали об этом, тотчас взялись за оружие и разослали по всей стране вестников, которые должны были трубить в рога, как и было установлено для созыва всего народа в собрание. Между тем приближенные Еглона оставались в неведении относительно постигшего их несчастия. Когда же наступил вечер, то они, в страхе, не случилось ли с царем чего-нибудь, вломились в павильон и, найдя там труп, долго стояли в полном оцепенении. Но раньше, чем можно было собрать всю стражу, на них уже успела напасть толпа израильтян, так что одни были убиты тут же на месте, другие же бежали по направлению к стране Моавитской, ища там спасения. Последних было более десяти тысяч. Однако израильтянам удалось заблаговременно занять брод Иордана; поэтому они избили множество врагов во время преследования, а затем еще больше близ реки, так что ни один из них не избег тут смерти. Таким-то образом евреи освободились от моавитского ига, Иуд же был почтен народом за это тем, что ему всецело поручили управление народом. Этой властью он пользовался восемьдесят лет, после чего умер, будучи человеком, заслужившим похвалу и помимо вышерассказанного поступка». [Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 5. Глава 4. С. 236—237]. Итак, Израиль, скинув с себя духовную тучность, низверг и тучного царя Еглона, терзавшего их 18 лет. А мы свергли ли с себя того тучного царя, который ещё, быть может, не только живёт, но и всецело господствует в нашем сердце? Не правит ли нами тучный царь Еглон? Не оплыли ли мы духовной тучностью, закрывшей наш разум, сердце и глаза? У нас есть ещё немного времени для низвержения этого зловещего тучного царя, пока он окончательно не погубил нас.