Глава 16. Можно ли просить у Бога знамения?

«И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им. И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса» (Суд. 6:34—40). В этот решительный момент Гедеон вновь просит Господа явить, что именно Он посылает его и будет руководить всеми дальнейшими событиями. Гедеон также просит повторить знамение с шерстью, так как он вдруг осознал, что шерсть легко впитывает влагу из сырого воздуха, и, следовательно, тот факт, что на шерсти есть влага, мог быть случайностью. И Господь вновь идёт ему навстречу, снисходя к его сомнениям, но видя при этом его сердце. Читающие это место Писания часто задают вопрос: «А можно ли сегодня нам, подобно Гедеону, просить знамения у Господа?» Это очень интересный, важный и сложный вопрос. При ответе на него следует выделить несколько очень важных моментов. Первое. Во дни Иисуса Христа многие из окружающих Его людей просили, чтобы Он сотворил чудо или дал какое-либо знамение, на что Иисус ответил им: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16:4). Бог — это не фокусник, удовлетворяющий любопытство людей. Христос видел сердца этих людей и прекрасно знал, что даже если бы Он сотворил многие чудеса, они всё равно бы не приняли Его. Дьявол же, напротив, стремится поразить воображение человека чудом. Второе. Бог через чудеса и знамения никогда не насилует волю человека. Представим себе, что в одном из городов появился бы величественный Ангел с обнажённым мечом, одно мановение руки которого бы испепеляло людей. Конечно же, вряд ли бы нашлось много тех, которые бы не преклонились пред Ним. Но это было бы поклонение, основанное на страхе, а не на любви. Подобные виды поклонения, основанные на страхе, использует дьявол. Через магов, экстрасенсов, или, как в средние века, через рыцарей с мечом и инквизиторов, он заставлял людей склоняться пред собой и своими ставленниками. Но в этом поклонении любви не было. Третье. Божьему чуду или знамению, как правило, предшествует покаяние человека. Только в душе, чувствующей свою нужду, оплакивающей свои грехи, Бог совершает чудо и даёт человеку знамение. Когда же покаяния нет — нет и чудес исцеления. Так, когда Христос был на земле, с Ним произошел следующий случай. «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (Мк. 6:5—6). Конечно, исцелить Христос мог, но это было бы исцеление силой, против воли человека. Сегодня многие церкви проводят массовые исцеления и говорят, что делают это силой Святого Духа. Но при этом исцелённые продолжают курить, выпивать, нарушать Божьи заповеди. Так исцеление ли это? Четвёртое. Отвечая на вопрос, можно ли у Бога просить знамения, необходимо вспомнить одно интересное библейское место. «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез. 20:20). Оказывается, каждому из людей сегодня Бог даёт самое великое Своё знамение! И только приходится удивляться тому, почему сегодня миллионы верующих, ища и прося у Бога знамений, порой, в незначительных житейских ситуациях, не обращают внимания на это Его Знамение. И на основании чего они надеются получить ответы на свои вопросы, если попирают субботу — это величайшее Божье знамение. Даёт сегодня нам Бог знамения и в мире природы (землетрясения, наводнения, войны), политики (рост могущества США, Ватикана), социальной сфере (распад института семьи), указывающие на Его скорое пришествие и предсказанные за много веков в Библии. Но сегодня их также почему-то большинство населения земного шара не желает замечать. Пятое. Во дни Гедеона Израиль не имел распространенного писанного Слова Божьего. Из книг Библии тогда были только Пятикнижие, книга Иова и Иисуса Навина. И потому люди нуждались в выяснении Божьей воли. Сегодня же мы имеем писанное Божье Слово, доступное практически каждому человеку. В этом Слове мы найдём Божье знамение (или знак), как нам поступать в самых различных жизненных ситуациях. Особенно полезны в этом отношении будут Евангелия и книга Притчей. Почему же мы так не любим обращаться к тому, что написал Сам Бог, предпочитая искать особого знамения и чуда. Но, проанализировав Библию, мы увидим, что примеров знамения, подобного Гедеонову, совсем немного. Подобные знамения Господь даровал лишь в особых случаях, когда речь шла о спасении и освобождении целого народа, как то было в исследуемой нами сейчас истории с Гедеоном. Думаю, что из читающих книгу вряд ли кто-то был в положении сына Иоаса. И, следовательно, претендовать на подобное особое знамение у нас нет оснований. Шестое. Получив это особое знамение, Гедеон, как мы увидим в дальнейшем, не просил у Бога более знамений, беспрекословно повинуясь каждому Его слову. Эти знамения и чудеса воспитали характер Гедеона. И в то же время мы помним, как ещё большие знамения, творимые Христом, нисколько не коснулись сердец фарисеев. Итак, Господь Сам знает, кому давать, а кому не давать знамения. Для кого знамения станут шагами на пути к вере, а для кого камнем преткновения. И потому предоставим Ему право давать или не давать нам особые знамения. Отметим лишь в заключении ещё один важный момент. Помимо того, что сегодня каждому без исключения Господь даёт знамения — субботу, закон Божий, знамения Своего скорого II Пришествия, Он дал нам величайшее знамение Своей любви к каждому человеку — Иисуса Христа, отдавшего за нас Свою жизнь. Мог ли Бог дать ещё большее и ценное знамение, чем это? Сегодня мы, люди, нуждаемся не в том, чтобы искать и требовать новых знамений, а в том, чтобы принять всем сердцем те знамения, которые нам Бог даровал и дарует.