Библиотека soteria.ru
Хранители времени
Алексей Опарин
Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 14854 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 24. О красоте пленяющей и убивающей
По смерти Иеффая и непродолжительного времени судейства Есевона, Елона и Авдона страна вновь погружается в полосу гражданских смут, духовного кризиса, становясь лёгкой добычей для воинственных филистимлян. Последние, выйдя с острова Крит, прославились как страшные банды завоевателей, опустошавшие своими набегами многие страны Средиземноморья и заставившие трепетать даже Египет. Осев в Палестине, филистимляне образуют конфедерацию, состоящую из пяти городов: Аскалона, Аккарона, Азота, Газы и Гефа. Каждый из них управлялся независимым царём и потому эти пять городов назывались часто царскими городами. Благодаря обладанию секретами производства железа, а так же жёсткой дисциплине и постоянным походам, армия филистимлян считалась одной из лучших в Древнем мире (Подробно об истории, библейских пророчествах и археологии филистимлян см. Опарин А. А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств. Харьков: Факт, 2004). В своё время, по смерти Иисуса Навина, израильтяне совершили ряд удачных военных походов против филистимлян, покорив некоторые из их городов. Но от полного уничтожения спасли филистимлян начавшиеся у сынов Израиля внутренние конфликты и духовный кризис. И вот теперь уже, спустя триста лет, филистимляне господствуют над теми, кто некогда чуть не покорил их. Долгие сорок лет продолжалось невыносимо тяжёлое филистимское иго. И вот в конце этого периода происходит Событие, которого так долго ждал Израиль, и о чём молились тысячи людей. «В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: „вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий“. Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем. И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею. Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? [Ангел] сказал: я. И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним? Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене; пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я приказал ей. И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя, пока мы изготовим для тебя козленка. Ангел Господень сказал Маною: хотя бы ты и удержал меня, но я не буду есть хлеба твоего; если же хочешь совершить всесожжение Господу, то вознеси его. Маной же не знал, что это Ангел Господень. И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно. И взял Маной козленка и хлебное приношение и вознес Господу на камне. И сделал Он чудо, которое видели Маной и жена его. Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога. Жена его сказала ему: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того, и теперь не открыл бы нам сего. И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом» (Суд. 13:2—25). Как сходна эта история с той, которая произойдёт спустя века сначала с Иоанном Крестителем, рождение которого было также чудесным образом возвещено Ангелом и, наконец, с приходом на нашу землю Господа Иисуса Христа. Как сходны эти истории… Явление Ангела в годину кризиса, духовных исканий и смут, благоговение родителей перед великим предначертанием, которое совершилось в их жизни. Наконец, рождение того, кто должен был стать избавителем народа. Как между собой схожи и эти стихи, в которых повествуется о начале жизни возвещённых Ангелом детей. «И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь» (Суд. 13:24); «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лук. 1:80); «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2:52). Как сходно начало их пути и как будет различен финал! Каждому из всех когда-либо рождённых детей Господь желает лишь добра, уготовав спасение через принятие Иисуса Христа и следование Божьему закону. Каждый из всех рождённых детей на нашей планете уникален в глазах Бога. Каждому из них Он дал жизнь, чтобы ею они славили Его, помогали ближним и были бы счастливы. Но вот рождаются дети, вначале очень схожие между собой. Схожие до такой степени, что в родильных домах каждому из них на ручку прикрепляется ярлычок с номером, чтобы не перепутать. Ибо порой даже мать не может сразу отличить своё дитя, настолько они схожи между собой. Они одинаково беспомощны, одинаково не умеют говорить, обладают одинаковым объемом представлений об этом мире, не знают ещё добра и зла. И вот начинается их жизнь, вначале также, вроде бы, ничем не примечательная. Учатся говорить, ходить, писать первые слова. Всё, вроде бы, вновь так одинаково. Но затем, как бы вдруг, вырастают разные дети. Одни хорошо занимаются в школе, а другие не могут выучить урок. Одни любят читать книги, а другие всё свободное время проводят за компьютерными играми. Одни идут в институт, а другие — в подворотню. Одни становятся врачами, исцеляя людей, а другие калечат этих же самых людей. Одни возвращаются после работы домой, к жене и детям, а другие — к любовнице. Одни склоняют колени перед Богом, а другие — перед чашей с вином. Куда же делись эти милые и столь похожие друг на друга дети, шедшие так долго в ногу, но затем как-то разошедшиеся. Когда же произошло это внезапное разделение их жизненных путей. Когда? Да и внезапно ли? Как сделать, чтобы мой ребёнок не повторил трагичной судьбы Самсона? Как сделать, чтобы появившийся на свет младенец был бы счастлив? Как сделать, чтобы ход Времени стал для него благословением, а не проклятием? Книга Судей и история Самсона раскрывают нам ряд секретов этого. В чём же они заключаются? Первое. Явившись к жене Маноя, Ангел сказал: «Вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына» (Суд. 13:3). Сегодня, быть может, Ангел не является к нам, когда мы ожидаем ребенка. Но дети — это дар Божий. И потому, даже если Ангел и не явился нам, как жене Маноя, мы можем быть уверены, что эта торжественная весть о рождении сына или дочери дана нам от Бога. Но сознаём ли мы ответственность этого? Ответственность того, что в наши руки даётся новый человек, за которого мы несём ответственность перед Самим Богом. Скольких бы случайных связей, в результате которых рождаются дети, от которых отрекается с каждым годом всё большее число родителей, удалось бы избежать. Учёными медиками показано, что недоношенные дети рождаются чаще у женщин, не состоящих в браке! [Шабалов Н. П. Неонатология. В 2 т. СПб.: Специальная литература, 1997. Т. 1. С. 249]. Так сегодня показана прямая связь между попранием моральных норм и физической патологией. Сегодня учёными показано, что ребёнок начинает чувствовать, ещё находясь в утробе матери. Он подсознательно может ощущать, когда он лишний, нежданный ребенок. И потому, ещё только появляясь на свет, он рождается с чувством неполноценности. Более того, показано, что «немаловажное значение имеет отношение женщины к беременности. В случае нежелательной беременности преждевременное рождение ребёнка наступает в 2 раза чаще»! [Шабалов Н. П. Указ. соч. Т. 1. С. 249]. Скольких бы не было абортов, или убийств, случайных, «лишних» детей, если бы каждый осознавал, что ребёнок — это дар Божий. Второе. Обращаясь к жене Маноя, Ангел сказал: «Итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого» (Суд. 13:4). Это повеление как никогда актуально в наши дни. Дни, когда молодые матери пьют, курят, употребляют даже порой лёгкие наркотики. Употребляют не задумываясь над тем, что убивают этим и себя, и своё дитя, которое рождается на свет у таких матерей с различными уродствами физического или психического плана. Так, к примеру, исследования, проведённые в Великобритании, Канаде и США показывают, что до 10% преждевременных родов связаны с курением беременной женщины. [Шабалов. Указ. соч. Т. 1. С. 249]. Не меньшее значение играет и то питание, которое получает беременная. Нечистая пища, на которую делает акцент Ангел в разговоре с женой Маноя, такая как, свинина, морепродукты, крайне неблагоприятно влияет, как показано учеными, на организм будущей матери. В Библии впервые в мире были заложены основы профилактики успешного течения беременности и предотвращения преждевременных родов. В период Древнего мира, Средневековья и Нового времени никаких требований к режиму беременных не было. Третье. Получив обетование о рождении сына, Маной вопросил Ангела: «Как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним?» (Суд. 13:12). Так Маной вопрошал Господа. А спрашиваем ли мы в молитвах у Бога, как нам воспитывать наших детей, как поступать с ними? Сегодня мы имеем Слово Божье, где даны эти советы, но читаем ли мы их и следуем ли мы им? Как показывает священная история и повседневная жизнь нашего времени, даже верующие родители, в том числе и служители, часто проявляют крайнюю небрежность в воспитании детей, соблюдая лишь внешнюю сторону, ограничиваясь лишь чтением «Утреннего стража» по утрам. Интересоваться духовной жизнью ребенка, направляя её, жить его проблемами, иметь с ним доверительные отношения — вот что очень важно. Но к сожалению, родители Самсона оставили нам не только добрые примеры. Они оставили нам и советы того, как не надо поступать родителям. Но эти советы для нас также являются не менее ценными. Прошло много лет, и маленький Самсон стал юношей. И вот «однажды, во время праздника, Самсон пришёл со своими родителями в филистимский город Фимнафу и, полюбив там туземную девушку, стал просить своих родителей позволить ему жениться на ней». [Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 5. Глава 6, 5. С. 250]. Цора, где родился Самсон, располагалась в долине Сорек, примерно в 20 км к западу от Иерусалима, невдалеке от филистимских земель. Город же Фимнафа, куда отправился на праздник Самсон, был расположен в 6 км к западу от Цоры. Это был небольшой городок со смешанным филистимско-израильским населением. Археологические раскопки, проведенные на этом месте, выявили следы поседения, относящегося ко времени Самсона. [Уотсон. Мэтьюз. Чавалес. Указ. соч. Т. 1. С. 296]. Итак, первое, что бросается в глаза в этой начинающейся драме, так это то, что делал Самсон и его родители на празднике в Фимнафе. Праздники в этих краях, контролируемых филистимлянами, носили, безусловно, языческий характер, сопровождаясь поклонением языческим божествам, священными попойками, весьма распространенными у филистимлян (о чём подробнее будет сказано ниже), религиозным стриптизом жриц и всевозможными половыми извращениями и излишествами, прославляющими плодородие. Словом, это было не то место, где должен был присутствовать в качестве гостя назорей Божий. Самсон и его родители вступили на запрещённую территорию, контролируемую злыми силами. Эти территории есть и сегодня. Это ночные клубы, дискотеки, бордели, игорные дома. Это те места, где Бога с нами не будет, если мы последуем туда, ища чего-то нового, или из любопытства. Этими территориями являются и служения отступивших от Бога и Его Истины церквей, во многих из которых совершаются служения массового, якобы, исцеления под «священный хохот», бормотание тарабарскими языками, грохот ударных инструментов, или где плачут статуи и люди морят себя голодом и постами во имя спасения, отрекаясь от мира, уходя в горы и леса. Хотим вновь подчеркнуть, что мы ни в коей мере не осуждаем последователей этих церквей или тех, кто сидит в ночных клубах. Мы верим, что среди них есть и Божьи дети, которых Христос выведет из мрака греха или лжеучений. Мы говорим лишь о том, что эти люди находятся на территории, где властвует не Бог. Чтение книг, имеющих астрологический, оккультный характер, слушание проповедей и лекций экстрасенсов, магов, предводителей духовных сект — это та территория, где Бога нет и это та территория, где нам, если мы себя считаем, конечно, последователями Христа, делать нечего. Ибо это опасно для нашей жизни. И как страшно, когда в домах у детей христиан и, тем более, служителей, звучит рок-музыка, висят портреты фотомоделей, дети играют в азартные игры, ища, по примеру Самсона, «разнообразия». И страшно, когда родители, ревностно осуждающие других детей за подобное, к своим проявляют мягкость — пусть «отдохнут», «развеются». Факт того, что Самсон пошёл в Фимнафу на праздник, свидетельствует о том, что что-то его туда «потянуло». Значит, что-то не удовлетворяло его. Значит, он искал чего-то… Значит, не был удовлетворён. И действительно, духовно зрелый человек, имеющий крепкие отношения с Господом, не будет искать подобных развлечений. И потому, когда наших детей начинает «тянуть» на запрещённые территории, то далеко недостаточно просто запретить им туда ходить, ибо силой от греха ещё никто никого не удержал. Более того, это делает часто грех ещё более привлекательным. Недаром говорят, что запретный плод сладок. История церкви знает много примеров того, когда жёсткая власть верующего отца удерживала детей от мира, но стоило ему умереть или быть арестованным за веру в 1930-е годы, как дети сразу же вырывались на «свободу». Если детей тянет в мир — то это очень часто вина родителей, непонятно почему полагающих, что если ребёнок родился в верующей семье, да ещё в семье служителя, то он автоматически становится верующим, да ещё и духовной элитой среди молодёжи. Самсону была предназначена высокая участь, но и она не гарантировала ему иммунитета от греха. Итак, если наших детей тянет в мир, то нам как раз есть, о чём подумать и задать себе ряд вопросов. Действительно ли я интересовался жизнью своего ребёнка? Не уделял ли я излишнее внимание религиозной форме? Не давил ли в религиозных вопросах, навязывая свою точку зрения? Жил ли я сам той жизнью и теми принципами, которые проповедовал своим детям? При разговоре с детьми из старых верующих семей очень часто отмечается одна схожесть, состоящая в том, что подавляющая часть этих детей (уже ставших взрослыми) говорит, что их родители не жили согласно с тем, о чём говорили. Соблюдая внешнюю святость, на самом деле, в семьях были скандалы, причём по самым меркантильным вопросам, главными из которых были претензии, что мало денег, которых не хватает на очередную шубу и лучшую иномарку. «Перемывание костей» другим членам церкви, дух зависти так же царили в семьях, при одновременном отсутствии доброты, понимания и искренности. И, конечно же, такая религия серой одежды, чопорных улыбок при отсутствии любви к людям не могла удовлетворить детские сердца. История нам не оставила причин того, почему Самсон решил вступить на эту запрещённую территорию. Насколько была в этом вина или недосмотр его родителей, друзей или какие-либо ещё факторы сыграли в этом роль, мы не знаем, но факт остаётся фактом: Самсон не был удовлетворён, он искал, его что-то не устраивало. Да, мы не знаем в отношении его, но в отношении себя и своих детей обязаны знать. И пример Самсона показывает и покажет нам, к чему может привести небрежение этим. И вот на языческом празднестве юноша знакомится с красавицей филистимлянкой. В отличии от израильтянок, почитавших Бога и сохранявших целомудрие и девичий стыд, филистимлянки, напротив, привлекали к себе внимание совершенно иным образом. Академик Винкельман, один из ведущих учёных XVIII столетия, оставивший труды, не потерявшие актуальности и в наши дни, очень тонко подметил одну черту греховной человеческой натуры. «Красота, созданная по законам искусства, скорее серьезная, чем легкомысленная, нравится обычному сознанию менее, чем заурядное хорошенькое лицо, которое может говорить и действовать. Причина этого явления лежит в наших страстях, возбуждаемых у большинства с первого взгляда: чувственность уже полна, когда рассудок только собирается воспринять красоту; и захватывает нас не красота, а сладострастие. Сообразно с этим, молодые люди с возбужденными страстями будут считать богинями женщин, черты лица которых дышат негой и желанием, если они даже и не подлинно красивы; на них меньше подействует вид красивой женщины, сдержанной и скромной в своих движениях и действиях, хотя бы она обладала сложением и величавостью Юноны». [Винкельман И. История искусства древности. Л.: ОГИЗ, 1933. С. 128—129]. Именно такие женщины и будут привлекать Самсона всю жизнь и именно такие женщины и такой вид красоты привлекает сегодня и подавляющее большинство мужчин. И вот, влюбившись в юную красавицу, Самсон «пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась» (Суд. 14:2—3). «Она мне понравилась» — и в этих словах заключено всё. Слово «Мне», «Я» — стоит на первом месте. Не Бог, не Его совет, а я, собственное человеческое «я». Слово «понравилась» так же весьма примечательно. Юноша не говорит, что мы подходим друг другу потому или поэтому, не говорит, что она добрая и хорошая девушка. Он просто говорит: «Она мне понравилась». Последующая история покажет, что эта девушка не обладала ни элементарной порядочностью, добротой, умом или чем-то хоть более-менее примечательным. Но она и понравилась Самсону не как человек, личность, а как представитель противоположного пола, имеющий хорошую фигуру, цвет волос и т. д. Последующие события покажут, также, что она не запала Самсону в сердце, он вскоре вообще забудет о ней, найдя новое увлечение. Да и знакомы они, практически, не были, чтобы узнать друг друга. Но для страсти ничего этого и не нужно. Итак, Самсон обращается к родителям с просьбой, чтобы они взяли её ему в жены. Заметим, что пока Самсон ещё понимает, что связь с женщиной вне брака незаконна и противоречит воле Божьей. Он не хочет, как назорей, иметь любовницу, что было бы грубейшим нарушением обета назорейства, он хочет иметь её как жену. Запомним это, ибо, исследуя историю падения этого человека, мы увидим, что вскоре он забудет об институте брака вообще, просто прелюбодействуя с понравившимися ему девицами. Но пока он только в самом начале своего пути. И вот, он просит родителей взять её ему в жены. Он поступает согласно обычаям того времени, по которым брак устраивался родителями и участие в этом процессе жениха или невесты было минимальным, и часто их мнения вообще не спрашивали. Если же даже юноше и удавалось каким-либо образом найти себе подходящую ему спутницу, ответившую ему взаимностью, то всё равно последнее слово принадлежало родителям, которые и вели между собой дальнейшие переговоры, в том числе и о размере выкупа за невесту, которому как тогда, так и сейчас на Востоке уделяется очень большое внимание. Когда Маной и его жена узнают о решении сына, они вначале призывают его найти невесту среди израильского племени, ибо, согласно законам Моисея, брак с язычницами и представительницами других народов был для израильтян запрещён. Это было вызвано тем, чтобы грехи этих народов и их варварская изуверская религия не проникали в среду Божьего народа. Но когда Самсон заявил им, что она ему понравилась, то родители исполнили его просьбу. А ведь они могли, используя своё влияние, помешать этому браку. Потакание своим детям не свидетельствует о проявлении к ним любви. Порой большим её проявлением является наказание. Но родители Самсона, зная, что брак с филистимлянкой не будет угоден Господу, тем более, учитывая то предназначение, которое возложено на их сына, дают всё же согласие на брак, способствуя этим, пусть и невольно, трагической кончине своего сына. Как часто и нам не хватает твёрдости, конечно, с любовью, по отношению к нашим детям. «Самсон добился наконец того, что девушку с ним обручили. С этих пор он часто стал навещать родителей своей невесты. В одно из таких посещений случилось, что по дороге попался Самсону лев, и, хотя юноша был совершенно безоружен, он не только не пустился бежать, но даже задавил его своими руками и бросил затем труп животного в кусты близ дороги. Когда он впоследствии вторично шел опять тою же дорогой к своей невесте, Самсон нашел целый рой пчел, засевших в трупе убитого им льва, вынул три ряда сот и с прочими подарками принес своей суженой. На свадебном пире, на который Самсон пригласил жителей Фамны, последние, побаиваясь необычайной силы юноши, дали ему, будто бы в дружки, но на самом деле для ограждения себя от всяких случайностей, тридцать самых сильных молодых людей. И вот, когда все в значительной мере напились и начались соответствующие подобному случаю игры и забавы, Самсон сказал: „Я вам задам загадку; если вы разгадаете ее мне в течение семидневного срока, то каждый из вас получит от меня в награду за остроумие по куску холста и по праздничной одежде“. Так как молодежь хотела блеснуть остроумием и вместе с тем воспользоваться такими выгодными условиями, то она согласилась, а Самсон на ее просьбы сообщить загадку сказал, что „нечто всеядное произвело из себя сладкую пищу, которая истекла из предмета, возбуждающего крайнее отвращение“. Когда, однако, юноши в продолжение трех дней никак не могли найти разгадку, то они обратились к жене Самсона с просьбою выведать ее от мужа и сообщить им (иначе, если она не исполнит их требования, они грозили сжечь ее живьем). Когда жена пристала к мужу сообщить ей разгадку, Самсон первоначально отказал ей в этом, но затем, когда она стала просить еще неотступнее, расплакалась и усмотрела в этом его молчании доказательство его нерасположения к ней, сообщил жене всю историю со львом и то, как он нашел в падали рой пчел и принес ей три ряда сот меду. Рассказывая все это, Самсон не предполагал с ее стороны никакой хитрости; жена же его сообщила обо всем этом тем, которые пригрозили ей. На седьмой день, в который по уговору должно было представить разгадку поданной загадки, юноши собрались у Самсона до заката солнца и объявили: „Для путника нет ничего хуже льва и нет ничего слаще меда“. Самсон же добавил: „И нет ничего коварнее женщины, которая выдала вам мою загадку“. Затем он отдал юношам обещанное, так как ему удалось ограбить нескольких попавшихся ему на пути жителей Аскалона (также филистимлян), и отказался совсем от своей жены. В ответ на его гнев последняя вышла замуж за того из друзей Самсона, который был у него главным распорядителем на свадьбе. Возмущенный такой гнусностью, Самсон порешил отомстить как ей, так и всем филистимлянам. Так как время было летнее и злаки на полях почти совершенно созрели, то он поймал трехсот лисиц, привязал к хвостам их зажженные факелы и выпустил их в поля филистимлян. Таким образом, вся жатва последних пропала. Когда филистимляне узнали, что это дело рук Самсона, а также сообразили, почему он так поступил с ними, они послали своих старшин в Фамну и велели им сжечь живьем новую жену Самсона со всеми ее родственниками, как виновниками этого их бедствия. Между тем Самсон успел перебить многих из жителей низменной части Филистеи и поселился на Эте, высокой скале в области колена Иудова». [Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 5. Глава 8, 5—7. С. 251—252]. Таков был страшный финал этой истории, где свадебное вино перемешалось с кровью гостей пира, где свадебный альков сменился траурной одеждой, где брачная ночь перешла в горькое похмелье. Таков был итог путешествия Самсона в Фимнафу. Такова была цена его слов: «она мне понравилась». Всего лишь несколько дней разделили ликующего Самсона, идущего к своей невесте, и Самсона, ставшего свидетелем этого свадебного рокового кошмара. Но могла ли по-другому сложиться эта история? Могла ли филистимлянка не предать тайны своего мужа, могли ли умнее себя вести гости и отец невесты — не спешить с повторным выданьем дочери. Или мог бы Самсон проявить большее хладнокровие? Да, может быть, что-то из всего этого и могло бы быть по-другому, но финал этой истории всё равно был бы тем же. Ибо всё, что не по воле Божьей — грех. Отступая от заповедей Бога, мы накликаем на себя беды и проклятия. Отступая от Божьих повелений, мы отдаём себя в руки злой силе. Воспитание детей, первые их шаги в жизни, первый выбор в юности, как важен он. Как важна умелая и продуманная позиция родителей. И как бывает часто невозможно потом исправить то, что было сделано не так в детстве и юности. Для Самсона заканчивается юность, он вступает во взрослую жизнь, но уже неся с собой страшный багаж ошибок и греховных наклонностей юности. Сможет ли он победить их в дальнейшем, об этом мы узнаем, перевернув следующую страницу книги.