Глава 7. Деворы нашего времени

В 1941 году Харьков был оккупирован немецкими войсками. Это было страшное время в истории нашего города, но Бог обещал Своим детям, что Он охранит их в любой ситуации, подобно тому, как Он охранял Даниила в Вавилоне. Библия также говорит, что если Богу угодны пути человека, то Он его врагов сделает друзьями. На оккупированных землях немцы вербовали мирное население для различных работ. И вот однажды в субботу немцы пришли к сестре Дурманенко Валентине Ивановне вербовать её на работу. Она открыто и прямо сказала им, что она адвентистка и в субботу ни при каких условиях работать не будет. Она понимала, что за такой ответ ей может грозить расстрел, но своего Бога она предавать не хотела. К её удивлению реакция немецкого офицера была неожиданно доброжелательной. Он сказал ей, что сам он баптист, но у него есть друг, офицер, и он является адвентистом седьмого дня. Вскоре он его привел к Валентине Ивановне. Это был Гюнтер Любке из Фриденсау. В журнале «Маслина» часто печатались статьи его отца. Гюнтер начинает посещать адвентистские служения по субботам, а затем и проповедовать там. Переводчиком его была член харьковской общины, немка по происхождению, Ида Делова. Гюнтер хорошо проповедывал и Ида часто говорила: «Как хорошо он говорит и как жаль, что я не могу так точно всё перевести». Это продолжалось до тех пор, пока часть Гюнтера находилась в Харькове. Вскоре после него с Харьковской общиной случайно знакомится ещё один немецкий офицер, также адвентист, который возил с собой пророческие карты, проповедуя по ним. К сожалению, о дальнейшей судьбе этих людей ничего неизвестно, но их история свидетельствует, что у Бога всегда и в любом народе есть Его дети. В годы войны служение проходило в доме Петра Осьмачки. 23 августа 1943 года Харьков был освобождён. Тогда же верующим стало известно, что в тех местах, которые были освобождены от оккупации, начали регистрировать общины и открывать собрания. Это было вызвано, в частности, тем, что СССР, вступивший тогда в тесный военный союз с Великобританией и США, брал на себя обязательства соблюдать свободу вероисповеданий, что вскоре было и закреплено на Тегеранской конференции. Харьковская община не осталась безучастна к этому сообщению. Однако, некому было заняться вопросом регистрации, так как все деятельные братья были арестованы и в общине оставались только очень пожилые, мало — или совсем неграмотные люди. Поэтому ведущую роль в этом вопросе взяла на себя жена погибшего последнего пастора Харькова Анна Сидоровна Васюкович (1910—1970 гг.). Это был очень тяжелый вопрос, так как по нему нужно было обращаться не только в отдел по делам религий Харькова, но и Киева, и Москвы. При этом требовались очень точные данные о каждом члене церкви. Это были не просто списки, а целые «простыни» со сведениями о каждом. Вот что собой представляли эти анкеты: 1). Ф. И. О. полностью, 2). Год рождения, 3). Год крещения, 4). Домашний адрес, 5). Образование, 6). Национальность, 7). Место работы, 8). Судимость, 9). Нет ли родственников за границей, 10). Личная подпись. Такие списки в 3—4 экземплярах должны были подаваться в отдел по делам религий Харькова, Киева и Москвы. При этом следует учесть, что в те времена не то что компьютеров, которых не было еще и в помине, но обычную пишущую машинку достать было практически невозможно. Более того, даже обычной бумаги, на которой можно было изложить все эти сведения, не было. Но Бог помогал, и уже к октябрю 1943 года собрание было официально открыто. Оно проходило в доме брата Осьмачко Петра Степановича, в квартире брата Тимошенко Ивана, по ул. Михайловской (ныне ул. Руставели), на углу пересечения с Никитским переулком. Сколько было радости при открытии богослужений. Само служение проводили сестры, даже зачастую сольную мужскую партию вели женщины. Служения проходили четыре раза в неделю: пятницу, субботу, воскресенье и среду. Вскоре образовался хор, начались занятия с молодёжью. Общая численность общины тогда составляла 50 человек. Особо готовились к проведению торжественных служений, при этом каждый желал принять в них участие. К сожалению, сегодня мы часто наблюдем картину, когда для участия в служении буквально приходится уговаривать молодежь. Но тогда было по иному. В те времена проблема состояла в том, что каждый хотел получить длинное стихотворение, рассказ или прозу. Любимыми стихами тех лет были «Еретик», «Констанцкая башня», «Бог» Державина, «Христианка». В длинные зимние вечера молодежь собиралась в доме сестры Ежиченко Марии Алексеевны, где жила на квартире Анна Сидоровна Васюкович, а также в доме Дурманенко Валентины Ивановны, муж которой был арестован в 1937 г. На этих встречах молодежь изучала Библию, пела, радовалась общению. Радость дополнялась, если была возможность ещё и попробовать различные деликатесы, которыми в те годы были кусочек сухаря, мёрзлая свёкла, кусочек макухи (жмыхи семян подсолнечника). Какой же вкусной была эта еда! Как радостно было ею делиться друг с другом, и как жаль, что сегодня, когда мы имеем намного больше, духа гостеприимства практически уже нет. В летнее время молодежь любила ездить в посёлок Рыжов, в 12 км от Харькова по железной дороге, где жила сестра Петренко. Там проводили время на природе, в лесу, читая из книги Природы, которую вместе с Библией нам даровал Бог. В считанные месяцы, даже недели, была восстановлена полноценная жизнь общины, какая только была возможна на то время. Восстановителями её были женские руки Девор нашего времени.